Изобретение относится к медицине, в частности к отологии, к лечению слуховых органов, пораженных нейросенсорными заболеваниями, и к сурдопедагогике, касающейся постановки и развития речевых навыков у глухонемых и глухих детей.
В процессе лечения глухонемых и глухих детей с нейросенсорными нарушениями и сурдопедагогической работы с ними врачи отологи и сурдопедагоги ориентируются на закон Эдриана /1/, согласно которому даже при очень значительных нейросенсорных поражениях центральной слуховой системы коры головного мозга у больных детей сохраняется остаточный слух, представляющий собой зоны с ненарушенными слуховыми функциями на пораженном участке, которые в моменты активного воздействия на них способны улавливать и передавать внешние звуковые и речевые импульсы-раздражители. Поэтому больным с таким диагнозом устанавливается не только сурдологическая работа, но и назначаются лечебные сеансы по активации остаточного слуха.
В настоящее время в специализированных школах-интернатах для глухих детей и в первичных звеньях медицинских учреждений лечебные сеансы по активации остаточного слуха проводятся методом реедукации, основанным на передаче звуковых вибраций от электроусилителей через наушники на костную часть головы для образования внутричерепного артериального давления. В результате такого воздействия достигается усиление работы здоровых нейронов, повышение активности возбуждения пораженных нейронов и подключение к работе изолированных нейронов в зонах с ненарушенными слуховыми функциями по поиску сохранившихся звукопроводящих и речевых каналов с последующим переводом их на нормальный слуховой ритм, приводящий к улавливанию, дифференциированию и передаче неискаженных звуковых сигналов /2, 3/.
Лечебные сеансы проводятся следующим образом. Каждому больному устанавливается в наушниках порог слышимости, который определяется как по тональной пороговой аудиограмме больного, так и по контрольному тону, проходящему стабильно через слуховые каналы в виде ясного и нераздражающего звука. В течении 2 мин через наушники от реедуктора «Тонкенотрона» подается звук с пороговой интенсивностью. После перерыва в 3-5 мин подключается в работу «Тон-активатор». Подача звука от него продолжается в течение 2-3 мин и рассчитана на активацию, улавливание и включение в работу «запавших» звуков. Каждый тон, входящий в диапазон активации, передается в течение 2 мин с интервалами 1-2 мин. Заканчивается лечебный сеанс подачей звуков от «Тон-вариатора» с верхнего порогового восприятия до нижнего.
Недостатки. Способ опасный для здоровья. У большинства детей после сеансов проявляются симптомы расстройства вестибулярной функции. Во время подачи тона от реедуктора около него возникает большое количество гармонических составляющих, приводящих к насыщению тона обертонами. Невозможно установить зависимость величины образуемого внутричерепного давления от высоты тона. Применяемые реедукторы трудноэксплуатируемы, энергоемки и применение их в домашних условиях для проведения индивидуальных лечебных сеансов практически невозможно.
Наиболее близким к предлагаемому изобретению является способ активации остаточного слуха, основанный на повышении внутричерепного артериального давления во время извлечения подростком чистого по интонации музыкального звука на медно-духовом инструменте, в основном на трубе или корнете, в диапазоне от ноты ДО первой октавы до ноты СОЛЬ второй октавы /4, 5/.
Применение трубы связано с тем, что при извлечении на нем звука больной с нейросенсорным нарушение слуха усиливает давление воздуха в легких и дыхательных путях. Чем выше по высоте извлекаемый звук, тем сильнее создается скоростной напор у вдуваемого в трубу воздуха. Повышение скоростного напора достигается увеличением давления воздуха в легких. Так, если нужно повысить звук на октаву /от ДО первой октавы до ДО второй октавы/, то давление воздуха в легких нужно увеличить почти в 4 раза, а на всем игровом диапазоне инструмента, который доходит до двух с половиной октав, давление воздуха в легких изменяется в 20-25 раз. С увеличением давления воздуха в легких повышается соответствующим образом и артериальное давление в кровеносных сосудах. В результате повышения артериального давления происходит перераспределение регионального кровотока и, как следствие, осуществляется увеличение кровоснабжения легких и головного мозга. Процесс повышения внутричерепного артериального давления переодический и саморегулирующийся. Период выдержки давления равняется отрезку времени от быстрого вдоха до окончания медленного выдоха воздуха из легких через мундштук в инструмент. Давление воздуха в легких не поднимается выше 0,1 ати /атмосферное давление/. Благодаря такому безопасному для организма переодическому изменению внутричерепного артериального давления возникает условие для активации остаточного слуха у глухих и глухонемых, приводящее к: 1 /интенсификации работы здоровых и резервных нейронов по поиску сигналопроводящих путей на пораженных участках с выходом их на нормально функционирующие периферийные зоны и передаче по ним получаемых внешних импульсов-раздражителей; 2/ участию резервных нейронов в работе по восстановлению функциональной деятельности пораженных слуховых сигналопроводящих каналов.
Методика проведения лечебных сеансов состоит из серий упражнений по извлечению звуков на трубе в диапазонах, определяемых врачом, и включает измерение артериального давления при извлечении звука соответствующей высоты. Измерение артериального давления стандартное и проводится во время извлечения подростком звука на трубе. Высота звука устанавливается врачом в соответствии с программой лечения. При этом врач руководствуется условием - чем выше по высоте извлекаемый звук, тем большее давление создается легкими. Извлечение звука осуществляется при полном грудобрюшинном дыхании в течение всего периода выдоха воздуха. В зависимости от физиологических данных подростка время выдоха воздуха из легких на один звук составляет 10-15 сек для детей 8-10 лет и 15-25 сек для детей 10-25 лет. Время лечебных сеансов 14-15 мин. Количество сеансов устанавливается врачом, но могут проводится ежедневно, если подросток физически здоров. После окончания сеанса замеряется артериальное давление и снимается аудиограмма, проводится анализ результатов и оценка их с результатами предыдущих сеансов. По данным сравнения составляется очередная программа и план лечебной работы.
Недостатки. Способ неэффективный. Невозможно охватить всех глухих и глухонемых обучением игре на трубе. К тому же детям в возрасте от 4 лет до 8 лет заниматься на медно-духовых инструментах по программе музыкального образования запрещается.
Предлагаемое изобретение решает задачу повышения эффективности лечебной работы по активации остаточного слуха у глухих и глухонемых с нейросенсорными нарушениями, основанной на повышении внутричерепного артериального давления.
Поставленная задача решается тем, что повышение внутричерепного артериального давления осуществляют путем выдоха воздуха из легких под давлением через стандартный трубный мундштук без бокового эжекционного отверстия не в музыкальный инструмент, а в вакуумметрическое устройство, состоящее из эжекционной муфты с камерой разрежения, соплом и штуцером, подсоединенным через трехходовой кран к водяному манометру со шкалой измерения, при этом мундштук вставляют ножкой в посадочное отверстие эжекционной муфты таким образом, чтобы между наружной поверхностью ножки мундштука и внутренней поверхностью камеры разрежения образовывался зазор площадью, равной площади устья чашечки мундштука, воздействие же музыкальным звуковым раздражителем на пораженные нейросенсорными нарушениями участки коры головного мозга осуществляют музыкальным звуком, подаваемым через наушники от плэейера при выдохе воздуха из легких, при этом высоту звука устанавливают по величине разрежения, фиксируемой водяным манометром.
Новизна предлагаемого способа состоит в следующем. Скорость истечения воздуха через устье мундштука в инструмент зависит от давления воздуха в легких. Но от скорости истечения функционально зависит высота извлекаемого звука. Следовательно, высоту звука можно выразить через давление воздуха в легких. Возможность такого выражения высоты звука от давления воздуха в легких с возможностью визуального контроля самих значений позволяет проводить лечебные сеансы путем периодического повышения внутричерепного артериального давления и одновременного воздействия на пораженные слуховые участки звуковыми музыкальными раздражителями, подаваемыми не с помощью трубы, а через наушники от кассеты, вставленной в магнитофон.
На фиг.1 представлена графическая зависимость высоты звука, извлекаемого на трубе, от давления воздуха в легких, образуемого в момент его извлечения.
На фиг.2 представлена схема взаимодействия систем повышения внутричерепного артериального давления и подачи звуковых музыкальных раздражителей на участки с нейросенсорными нарушениями.
Система повышения внутричерепного артериального давления включает вакуумметрическое устройство, состоящее из эжекционной муфты 1; камеры разрежения 2; выходного сопла 3; рабочей ручки 4; стандартного мундштука 5; штуцера 6; трехходового крана 7; соединительной трубки 8; водяного манометра 9; шкалы измерения давления 10, отградуированной в единицах ати; шкалы указания высоты звука 11.
Система подачи звуков-раздражителей состоит из стандартного магнитофона 12; кассеты 13 с записанными на ней звуками различной высоты и извлеченными на трубе; наушников 14.
Лечебный сеанс по активации остаточного слуха у глухих и глухонемых предлагаемым способом реализуется следующим образом.
Пациент с помощью рабочей ручки 4 подводит вакуумметрическое устройство к губам, прижимает к ним чашечку стандартного мундштука 5, установленного в эжекционной муфте 1, делает глубокий вдох воздуха легкими и начинает выдыхать сильной струей через губную щель воздух в чашечку мундштука 5. Поток воздуха из чашечки с определенным скоростным напором поступает в ножку мундштука 5. При выходе из ножки поток захватывает по кромке щели частицы воздуха, находящегося в эжекционной камере 2, штуцере 6, в соединительной трубке 8, и выносит их с собой в выходное сопло 3, а оттуда в атмосферу. В результате выноса воздуха из замкнутой системы в ней образуется разрежение, величина которого фиксируется водяным манометром 9. По шкале измерения давления 10 фиксируется значение образуемого давления воздуха в легких. По данному значению давления на графике /см. фиг.1/ по кривой находится высота звука, которая соответствует образуемому давлению. Далее в магнитофон 12 вставляется кассета 13 с записанным на ней найденным звуком и извлеченным на трубе, включается магнитафон 12 и через наушники 14, вставленные в уши, данный звук подается с определенной акустической силой на центральный слуховой орган с нейросенсорными нарушениями. Период воздействия данным звуком на остаточный слух равняется времени проведения сеанса - это 15-20 мин. За этот период количество выдохов составляет в зависимости от возраста пациента 35-65. При каждом выдохе значение давления в легких поддерживается одинаковым. Подаваемый через наушники 14 звук не прерывается в течении всего сеанса и выдерживается постоянным по акустической силе. После перерыва в 4-5 мин повторяется аналогичная процедура, но только с изменением основных определяющих параметров - давления воздуха в легких и высоты звука. Такие изменения давления и высоты звука проводятся по разработанной лечащим врачом программе и предназначены для активного поиска звуковых порогов слышимости в диапазоне полной глухоты, улавливания и фиксации проявившихся звуков, диференциации их по высоте и закрепления в памяти. Одновременно, в процессе сеанса, в момент выдоха воздуха из легких у пациента периодически через 5-6 выдохов замеряется артериальное давление в кровеносных сосудах. Метод стандартный. После окончания сеанса у пациента сразу снимается аудиограмма, проводится ее анализ. Результаты анализа сравниваются с результатами анализа предыдущих сеансов. После сравнения их производится оценка и определение степени воздействия использованных давления и высоты звука на внутренние слуховые органы. По результатам оценки подбирается очередная стратегия лечебной работы по активации остаточного слуха у пациента.
К лечебной работе по предлагаемому способу приступают после предварительной подготовки пациента к определенным навыкам, необходимым для правильного проведения процесса активации остаточного слуха. Во-первых, в течении 1,5-2 недель пациента обучают правильно прикладывать губы к мундштуку 5, производить полный грудобрюшной вдох и продолжительный по времени выдох воздуха из легких под давлением через мундштук 5 в выходное сопло 3 эжекционной муфты 1. Развитие навыка изменения ритма дыхательного процесса проводится по стандартным методикам, используемым в детских музыкальным школах, обучающих детей игре на медно-духовых инструментах. Первоначальные допустимые значения давления и времени выдержки устанавливаются лечащим врачом индивидуально для каждого ребенка или подростка по его физическим и физиологическим возможностям. Такая постановка дыхания является безопасной для здоровья детей уже с 4-5 лет. Во-вторых, в течении одной недели пациента обучают самостоятельному определению по шкале давления 10 значение давления воздуха в легких в момент выдоха и установлению по шкале указания звука 11 его высоту, соответствующую давлению в легких. В-третьих, пациента обучают операциям установки кассет с записанными звуками, извлекаемыми на трубе, в соответствующую аудиоаппаратуру, и синхронного включения и подачи звука через наушники на пораженный слуховой орган.
Таким образом, из вышеприведенного описания предлагаемого способа видно, что найденное техническое решение, основанное на повышении артериального давления для активации остаточного слуха, не применяя музыкальный инструмент позволяет проводить лечебные сеансы более эффективно с глухими и глухонемыми детьми. Повышение эффективности - это результат появления возможности проведения лечебных сеансов по активации остаточного слуха с детьми уже с 4-5 лет. Предлагаемый способ безопасный для здоровья, никакие противопоказания к применению его выявлены не были. Повышение эффективности связано также с тем, что простота конструкции вакуумметрического устройства, удобство, безопасность и надежность его в проведении лечебной работы обеспечивают применение способа в домашних условиях для индивидуальных лечебных процедур по активации остаточного слуха, и могут охватить всех больных любого возраста лечебным процессом.
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ
1. Расстройства слуха и речи в детском возрасте. Шиловский М.Л., Каргосиздат, 1939 г., с.39-58.
2. Развитие остаточной слуховой функции при помощи слуховой работы. Левин А.Л., Л. 1980 г.
3. Детская сурдология. Козлов М.Л., Левин А.Л., Л. 1989 г., с.178-180.
4. Способ активации остаточного слуха у глухонемых и глухих детей. Патент РФ, МКИ А61Н 1/00, У09В 21/00, №2145495 от 20.02.2000 г.
5. Способ контроля высоты звуков, извлекаемых на амбушюрных медных духовых инструментах. Патент РФ, У10Д 7/10, №2166213, от 24.04.2001 г.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ АКТИВАЦИИ ОСТАТОЧНОГО СЛУХА У ГЛУХОНЕМЫХ И ГЛУХИХ | 2010 |
|
RU2460504C2 |
СПОСОБ АКТИВАЦИИ ОСТАТОЧНОГО СЛУХА У ГЛУХОНЕМЫХ И ГЛУХИХ ДЕТЕЙ | 1999 |
|
RU2145495C1 |
СПОСОБ КОНТРОЛЯ ВЫСОТЫ ЗВУКОВ, ИЗВЛЕКАЕМЫХ НА АМБУШЮРНЫХ МЕДНЫХ ДУХОВЫХ ИНСТРУМЕНТАХ | 1998 |
|
RU2166213C2 |
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ НЕЙРОСЕНСОРНОЙ ТУГОУХОСТИ РАЗЛИЧНОЙ ЭТИОЛОГИИ | 2010 |
|
RU2424830C1 |
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ И ПРОФИЛАКТИКИ НЕЙРОСЕНСОРНОЙ ТУГОУХОСТИ И ШУМОВЫХ ЭФФЕКТОВ ВНУТРЕННЕГО УХА, СВЯЗАННЫХ С ВОЗДЕЙСТВИЕМ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ШУМА | 2014 |
|
RU2554813C1 |
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ РЕЧИ | 1997 |
|
RU2125864C1 |
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ТУГОУХОСТИ И ГЛУХОТЫ | 1995 |
|
RU2102956C1 |
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ НЕЙРОСЕНСОРНОЙ ТУГОУХОСТИ | 1993 |
|
RU2094067C1 |
СПОСОБ СЛУХОРЕЧЕВОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ | 2013 |
|
RU2525366C1 |
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ НЕЙРОСЕНСОРНОЙ ТУГОУХОСТИ ЭЛЕКТРОСТИМУЛЯЦИЕЙ | 2000 |
|
RU2166967C1 |
Изобретение относится к медицине, в частности к отологии, занимающейся лечением слуховых органов, пораженных нейросенсорными заболеваниями, и к сурдопедагогике, касающейся постановки и развития речевых навыков у глухонемых и глухих детей. Данный способ заключается в повышении внутричерепного давления, что осуществляют путем выдоха воздуха из легких через стандартный мундштук в вакуумметрическое устройство. Вакуумметрическое устройство состоит из эжекционной муфты с камерой разрежения, соплом и штуцером, подсоединенным через трехходовый кран к водяному манометру, которым фиксируют значение давления воздуха в легких. После этого воздействуют на центральный слуховой орган с нейросенсорными нарушениями записанными на кассету звуками, извлеченными на трубе и соответствующими полученному давлению, подаваемыми через наушники с определенной акустической силой при выдохе воздуха из легких. Использование данного изобретения позволит повысить эффективность лечебной работы по активации остаточного слуха у детей с нейросенсорными заболеваниями слуха. 2 ил.
Способ активации остаточного слуха у глухих и глухонемых детей путем повышения внутричерепного давления, отличающийся тем, что повышение внутричерепного давления осуществляют путем выдоха воздуха из легких через стандартный мундштук в вакуумметрическое устройство, состоящее из эжекционной муфты с камерой разряжения, соплом и штуцером, подсоединенным через трехходовый кран к водяному манометру, которым фиксируют значение давления воздуха в легких, после этого воздействуют на центральный слуховой орган с нейросенсорными нарушениями записанными на кассету звуками, извлеченными на трубе и соответствующими полученному давлению, подаваемыми через наушники с определенной акустической силой при выдохе воздуха из легких.
СПОСОБ АКТИВАЦИИ ОСТАТОЧНОГО СЛУХА У ГЛУХОНЕМЫХ И ГЛУХИХ ДЕТЕЙ | 1999 |
|
RU2145495C1 |
СПОСОБ КОНТРОЛЯ ВЫСОТЫ ЗВУКОВ, ИЗВЛЕКАЕМЫХ НА АМБУШЮРНЫХ МЕДНЫХ ДУХОВЫХ ИНСТРУМЕНТАХ | 1998 |
|
RU2166213C2 |
Способ изготовления железобетонного стенового ограждения с консолью | 1988 |
|
SU1516584A1 |
Устройство для откачки жидкости из пласта | 1987 |
|
SU1550121A1 |
ЛЕВИН А.Л | |||
Развитие остаточного слуха у детей при помощи новых методик слуховой работы | |||
Материалы Первого Всесоюзного симпозиума аудиологов с международным участием | |||
- М., 1990, с.83-84 | |||
Owen A.M | |||
et al | |||
Detecting residual cognitive function in persistent vegetative state | |||
Neurocase | |||
Топчак-трактор для канатной вспашки | 1923 |
|
SU2002A1 |
Авторы
Даты
2007-04-27—Публикация
2005-04-01—Подача