Изобретение относится к способам и техническим средствам, применяемым в музыкальном обучении на духовых инструментах, в частности для постановки, укрепления и развития техники амбушюра у учеников, обучающих на амбушюрных медных духовых инструментах - трубе, корнете, альте, теноре, валторне, баритоне, тромбоне, басе.
Игра на амбушюрных медных духовых инструментах складывается из техники амбушюра, техники дыхания, техники языка и пальцев. Все перечисленные элементы во время игры участвуют одновременно, а оцениваются, управляются и контролируются музыкальным слухом и памятью музыканта /1/. При разборе каждого из элементов было установлено, что самым важным и сложным для педагога является постановка у начинающего ученика амбушюра /совокупность всех губных и лицевых мышц музыканта, принимающих участие в игре на инструменте, соответствующим образом приспособленных и тренированных для этой цели/. Это связано с тем, что на начальном этапе обучения правильная постановка амбушюра у ученика зависит не только от знаний и умения педагога, но и от физических и физиологических данных самого ученика, и в первую очередь от его слуха и памяти. Действительно, каждый звук определенной высоты, извлекаемый на амбушюрном медном духовом инструменте требует определенного напряжения губных мышц, определенной ширины губной щели и скорости вдуваемого воздуха в чашечку мундштука, при этом надо знать, что закон образования звука на всех вышеперечисленных инструментах один и тот же и реализуется при помощи губ, лежащих на полях мундштука /2/. Так, при извлечении низких звуков /например, труба-ноты соль, ля, си малой октавы /мышцы губ напряжены не сильно, воздух подается под небольшим давлением, скорость истечения струи воздуха через устье мундштука в инструмент небольшая. При извлечении же высоких звуков /также труба-ноты фа, соль, ля, си второй октавы/губы натягиваются вдоль зубов под большим напряжением, пропуская воздух тонкой струей с большой скоростью и под большим давлением органов дыхания. Определить, какова степень напряжения губных мышц, ширина губной щели, скорость вдуваемого в мундштук воздуха и соотношение между ними во время игры, невозможно ни визуально, ни методами замера. Поэтому органами, управляющими и контролирующими работу амбушюра являются только слух и память. Если ученик плохо слышит звук и плохо запоминает его по высоте, он не сможет создать на губах нужное для данного звука напряжение, и как следствие этого, попасть на него, или в лучшем случае выдержать интонационно чисто, так как губы его не будут ощущать этот звук. То же относится и к переходам с одного звука на другой, они будут извлекаться фальшиво. Следовательно, если развитие слуха будет отставать от развития амбушюра, то как бы ни старался педагог, техника амбушюра ученика остановится на определенном уровне, выше которого он не сможет подняться. В такие моменты ученик, домашние занятия которого по времени составляют значительно большую часть, чем занятия в классе с педагогом, испытывает психологические нагрузки, в связи с чем будет стараться любой ценой, исключительно интуитивно, извлекать высокие ноты уже не за счет достижения соответствующего напряжения губных мышц, а путем сильного прижима к губам мундштука. А это делать категорически запрещается. Давление мундштука на губы лишает их возможности вибрировать своими частями, находящимся в чашечке мундштука. Неокрепшая мускулатура губ теряет чувствительность и подвижность, в них нарушается кровообращение, приводящее к опуханию их и быстрой утомляемости. Ученик уже неспособен будет извлекать красивые и полные звуки, играть пьесы крупной формы, а скованность и перенапряженность мышц будут вызывать значительную нагрузку на легкие и сердце во время игры, что вредно отразится на его здоровье. Поэтому быстрая и правильная постановка амбушюра - это сохранение здоровья ученика, это источник красивого звучания инструмента, это высокотехничная и выразительная игра /1/.
Предлагаемое изобретение решает задачу ускорения правильной постановки амбушюра у учеников в первоначальный период обучения их на амбушюрных медных духовых инструментах.
Поставленная задача решается тем, что высоту звуков, извлекаемых на амбушюрных медных духовых инструментах предлагаемым способом дополнительно оценивают, контролируют и фиксируют визуально по величине разрежения, используя зависимость величины вакуума от высоты звука, с помощью вакуумметрического устройства, состоящего из мундштука, соответствующего конкретному духовому инструменту, с выполненным в нем боковым эжекционным отверстием и штуцером, соединительной трубки с проходным краном и вакуумметра со шкалой измерения, при этом эжекционное отверстие имеет диаметр, равный диаметру устья мундштука, и расположено под углом 25-30o к оси мундштука и на расстоянии от устья мундштука, равном 2-3 диаметра эжекционного отверстия.
Новизна предлагаемого способа состоит в том, что в первоначальный период обучения во время занятий ученик контролирует высоту извлекаемых звуков на инструменте не только слухом и памятью, но и визуально по величине разрежения, получаемого на вакуумметрическом устройстве.
На чертеже представлена схема предлагаемого вакуумметрического устройства, состоящая из: 1 - стандартного мундштука с боковым эжекционным отверстием /ЭО/; 2 - штуцера, соединенного с ЭО; 3 - соединительной трубки; 4 - проходного крана; 5 - стандартного вакуумметра; 6 - шкалы измерения.
Расчетно-конструкторские проработки, проведенные по методикам /3, 4/, и экспериментральные исследования, спланированные с учетом законов акустики /2/, показали, что расположение ЭО в мундштуке и его геометрические параметры позволяют оптимальным образом устанавливать зависимость величины разрежения от высоты звука при следующих значениях: диаметр эжекционного отверстия dэо равняется диаметру устья мундштука dус; ось ЭО расположена под углом 25-30o к оси мундштука в сторону устья; расстояние ЭО до устья мундштука l составляет (2-3)dэо. Разряжение в замкнутой системе вакуумметрического устройства /см.чертеж/ образуется во время истечения через устье мундштука 1 воздушной струи, пристенной ее части и проходящей вдоль бокового ЭО, и связано с эжекцией /захватом/ частиц воздуха, находящихся в ЭО и выносом их с общим потоком в выходной канал мундштука 1, а оттуда в инструмент. Такая эжекция, связанная с использованием эффекта Коанда /3, 4/, устанавливает функциональную зависимость величины разрежения, получаемого в вакуумметрическом устройстве, от скорости струи воздуха, истекающей через устье мундштука 1. Но от скорости истечения струи воздуха через устье мундштука 1 функционально зависит и высота извлекаемого звука. Поэтому возможность выражения высоты извлекаемого звука через соответствующую величину разрежения позволяет использовать также органы зрения для оценки, контроля и фиксирования высоты звуков при извлечении их на амбушюрных медных духовых инструментах во время занятий. Работа по правильной постановке амбушюра, управляемая уже не только слухом и памятью, но и визуально органами зрения, будет проявляться уже в более быстрой и надежной выработке в губах ученика нужного напряжения и оптимальной ширины губной щели, соответствующих конкретному извлекаемому звуку.
Предлагаемый способ контроля высоты извлекаемого звука на амбушюрном медном духовом инструменте реализуется следующим образом.
В начале педагог настраивает вакуумметрическое устройство на звук, который легче всего извлекается и воспроизводится учеником в первоначальный период обучения. У каждого амбушюрного медного духового инструмента настроечные звуки разные и зависят от размеров мундштука и инструмента. Педагог устанавливает стрелку вакуумметра 5 в нулевое положение по шкале измерения 6 и открывает кран 4 для соединения воздушных сред, находящихся в соединительной трубке 3, в ЭО и штуцере 2. После этого, поставив мундштук 1 с инструментом на губы, приступает к извлечению звука. Во время извлечения звука стрелка вакуумметра 5 перемещается по шкале измерения 6 с нулевого положения до определенного значения разрежения и принимает устойчивое положение. В этот момент педагог перекрывает кран 4 для фиксации значения разрежения, показываемого стрелкой. Данное значение соответствует высоте звука, который должен будет воспроизвести ученик. Для проверки стабильной воспроизводимости значения разрежения операция настройки вакуумметрического устройства проводится 3-4 раза. Убедившись в стабильной воспроизводимости значения разрежения, педагог приступает к занятиям с учеником. Ученик под присмотром педагога открывает кран 4 и устанавливает стрелку вакуумметра 5 в нулевое положение. Приставив мундштук 1 с инструментом к сложенным соответствующим образом для игры губам, приступает к извлечению звука. В процессе извлечения смотрит на шкалу измерения 6. Если за время извлечения звука стрелка не совпала со значением, зафиксированным во время настройки, то производится смена постановки амбушюра у ученика - изменяется напряжение губных мышц, ширина щели между губами и напор подаваемой струи воздуха.
В процессе таких упражнений ученик оценивает, контролирует и фиксирует уже визуально высоту извлекаемого звука. Если значение разрежения будет ниже контрольного значения, то высота извлеченного им звука ниже установленного, а если значение разрежения выше, то и высота звука выше. Путем таких оценок в процессе занятий у ученика подбирается правильная постановка амбушюра, которая уже будет обеспечивать правильное и быстрое попадание на установленный звук, что приводит к выработке у ученика в губах ощущений высоты извлекаемого им звука. Это является одним из важнейших моментов в работе педагога при постановке амбушюра. Повторными упражнениями у ученика закрепляются соответствующие высоте звука напряжение губных мышц, ширина щели между губами и напор струи воздуха и, самое главное, начинает вырабатываться ощущение данного звука амбушюром уже до его воспроизведения на инструменте. Такая выработка ощущения звука амбушюром способствует появлению у ученика уверенности в себе и создает правильную основу для быстрого усвоения им техники изменения высоты звука для перехода от ощущения одного звука к ощущению другого и одновременно приучает слуховой аппарат следить за звучанием и чистотой интонации извлекаемого звука. Появление такой уверенности позволяет ученику освобождаться уже от психологических и физических нагрузок.
Таким образом, из описания предлагаемого способа видно, что техническое решение, основанное на визуальном контроле высоты извлекаемых звуков на амбушюрных медных духовых инструментах позволяет ученику в самый начальный период обучения правильно вырабатывать в губах ощущение звука определенной высоты как до его воспроизведения, так и в процессе извлечения, и тем самым избавляться от опасных приемов, создающих неправильную основу для развития техники амбушюра. Ускорение правильной постановки амбушюра приучит ученика с самого начала слышать данный звук интонационно чисто и одновременно будет способствовать развитию у него последовательного предслышания тех звуков, которые должны следовать за основным установленным звуком. Кроме того, предлагаемый способ может служить основой для организации обучения детей игре на амбушюрных медных духовых инструментах со слабым, очень слабым слухом и даже без слуха.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ АКТИВАЦИИ ОСТАТОЧНОГО СЛУХА У ГЛУХОНЕМЫХ И ГЛУХИХ ДЕТЕЙ | 2005 |
|
RU2297821C2 |
СПОСОБ АКТИВАЦИИ ОСТАТОЧНОГО СЛУХА У ГЛУХОНЕМЫХ И ГЛУХИХ ДЕТЕЙ | 1999 |
|
RU2145495C1 |
ТРЕНАЖЕР-ВИЗУАЛАЙЗЕР ДЛЯ МЕДНЫХ ДУХОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ С ВОРОНКООБРАЗНЫМИ МУНДШТУКАМИ | 2014 |
|
RU2585531C2 |
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЫ У ДЕТЕЙ 5-13 ЛЕТ | 1992 |
|
RU2045303C1 |
СПОСОБ АКТИВАЦИИ ОСТАТОЧНОГО СЛУХА У ГЛУХОНЕМЫХ И ГЛУХИХ | 2010 |
|
RU2460504C2 |
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ РЕЗОНАНСНОМУ ПЕНИЮ И ИНСТРУМЕНТАРИЙ ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2001 |
|
RU2202831C2 |
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОМУ МУЗИЦИРОВАНИЮ | 1994 |
|
RU2090938C1 |
СПОСОБ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА | 2021 |
|
RU2769620C1 |
Комплект деревянного духового музыкального инструмента, преимущественно флейты, Д.Ф.Деминчука | 1988 |
|
SU1681333A1 |
СПОСОБ ПОСТАНОВКИ ПЕВЧЕСКОГО ГОЛОСА, СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ РЕЗОНАНСНОМУ ПЕНИЮ, СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СПОСОБНОСТИ ГОЛОСОВОГО АППАРАТА К ФОРМИРОВАНИЮ ПЕВЧЕСКОГО ГОЛОСА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ РЕЗОНАНСНОМУ ПЕНИЮ И ПОСТАНОВКИ ПЕВЧЕСКОГО ГОЛОСА | 2006 |
|
RU2389080C9 |
Изобретение может быть использовано в музыкальном обучении на духовых инструментах, в частности для постановки, укрепления и развития техники амбушюра у учеников, обучающихся на амбушюрных медных духовых инструментах. При реализации способа высоту звуков, извлекаемых на амбушюрных медных духовых инструментах, оценивают, контролируют и фиксируют не только с помощью музыкального слуха и памяти музыканта, но и по величине разрежения, используя зависимость величины вакуума от высоты звука. Для этого используют вакуумметрическое устройство, состоящее из мундштука, соответствующего конкретному духовому инструменту. Вакуумметрическое устройство содержит боковое эжекционное отверстие, штуцер, соединительную трубку с проходным краном и вакуумметр со шкалой измерения. Эжекционное отверстие имеет диаметр, равный диаметру устья мундштука, и расположено под углом 25-30o к оси мундштука и на расстоянии от устья мундштука, равном 2-3 диаметра эжекционного отверстия. Технический результат - ускорение правильной постановки амбушюра у учеников в первоначальный период обучения. 1 ил.
Способ контроля высоты звуков, извлекаемых на амбушюрных медных духовых инструментах, при котором высоту звуков оценивают, контролируют и фиксируют с помощью музыкального слуха и памяти музыканта, отличающийся тем, что дополнительно высоту извлекаемых звуков оценивают, контролируют и фиксируют визуально по величине разрежения, используя зависимость величины вакуума от высоты звука, с помощью вакуумметрического устройства, состоящего из мундштука, соответствующего конкретному духовому инструменту, с выполненным в нем боковым эжекционным отверстием и штуцером, соединительной трубки с проходным краном и вакуумметра со шкалой измерения, при этом эжекционное отверстие имеет диаметр, равный диаметру устья мундштука и расположено под углом 25-30o к оси мундштука и на расстоянии от устья мундштука, равном 2-3 диаметра эжекционного отверстия.
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
ЯВОРСКИЙ Н.Н | |||
Обучение игре на медных инструментах в первоначальный период | |||
- М.: Культура, 1959, с | |||
Приспособление для точного наложения листов бумаги при снятии оттисков | 1922 |
|
SU6A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
US 3527135 A, 08.09.1970 | |||
Переносная печь для варки пищи и отопления в окопах, походных помещениях и т.п. | 1921 |
|
SU3A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕКУПЕРАТИВНОГО ТОРМОЖЕНИЯ ЭЛЕКТРОВОЗОВ ПОСТОЯННОГО ТОКА | 0 |
|
SU383639A1 |
Очаг для массовой варки пищи, выпечки хлеба и кипячения воды | 1921 |
|
SU4A1 |
СПОСОБ КОНТРОЛЯ СТРУКТУРЫ СТАЛИ | 2013 |
|
RU2518292C1 |
Авторы
Даты
2001-04-27—Публикация
1998-05-26—Подача