Изобретение относится к медицине, в частности к отоларингологии и к педагогике, в частности к слухоречевой работе с детьми со слухоречевыми расстройствами, и касается вопроса активации остаточного слуха у глухонемых и глухих детей с нейросенсорными нарушениями.
В процессе лечения глухонемых и глухих детей с нейросенсорными нарушениями /центральной слуховой системы коры головного мозга/ и педагогической работы с ними по развитию и постановке речи врачи-отоларингологи и педагоги специальных школ для глухих детей ориентируются на закон Эдриана /1/, согласно которому даже при очень значительных нарушениях нервных волокон /нейронов/ центральной слуховой системы коры головного мозга у детей сохраняется остаточный слух, функционирующий благодаря сохранившимся и резервным нейронам. Поэтому глухонемым и глухим детям, имеющим остаточный слух, устанавливается не одна педагогическая работа, а совмещенная, лечебно-педагогическая, для развития у них слухового восприятия слов, ритма, мелодий, т. е. работа по активации остаточного слуха.
В настоящее время одним из способов лечения и педагогической слуховой работы с такими детьми является способ, основанный на применении звукоусиливающей аппаратуры, состоящей из микрофона, воспринимающего и преобразующего окружающие звуки в электрические сигналы, электронного усилителя, регуляторов громкости и тембра /деградаторов/, источника питания /элемента или аккумулятора/ и телефона, преобразующего электрические сигналы в акустические /3/.
Использование остатков слуха проводится путем слуховой работы в классах, оборудованных данной аппаратурой, где каждый ребенок слушает речь учителя через индивидуально настроенные наушники. Каждый урок составляется из программного материала, предусматривающего различные речевые ритмы, подходы по развитию навыков акцентуирования и диференцирования слов и предложений на слух.
Такая лечебно-педагогическая работа неэффективна. Как показала долгая практика, она слабо способствует активации остаточного слуха, так как 1) не обеспечивает полной работы непораженных нейронов; 2) не восстанавливает функциональную деятельность сигналопроводящих путей на пораженных участках; 3) не включает в работу по проведению сигналов резервных участков.
Наиболее близким к предлагаемому изобретению является способ по активации остаточного слуха у глухонемых и глухих детей с нейросенсорными нарушениями, использующий тактильно-вибрационную аппаратуру /тон-вариаторы/, передающую звуковую вибрацию как через пальцы, так и от наушников через черепную кость /1,3/. Данный способ основан на образовании за счет звуковых вибраций внутричерепного артериального давления. В результате такого воздействия происходит усиление работы непораженных нейронов, изменение ритма возбуждения пораженных нервных волокон, поиск резервных участков для проведения импульсов-раздражителей /1/.
Данный способ также неэффективный. Во-первых, он приводит к быстрой утомляемости /время занятий составляет не более 10-15 мин в день/. Во-вторых, современными методами измерения и регистрации артериального давления от устанавливаемого акустического давления не удается установить зависимость значения получаемого внутричерепного артериального давления от устанавливаемого акустического режима на тон-вариаторе, что приводит часто у детей к звуковому хаосу, не дающему возможность для правильного проведения как лечения, так и самой слухоречевой работы.
Предлагаемое изобретение решает задачу повышения эффективности лечебно-педагогической работы по активации остаточного слуха у детей с нейросенсорными нарушениями.
Поставленная задача решается тем, что в известном способе активации остаточного слуха у глухонемых и глухих детей путем повышения внутричерепного артериального давления с использованием тактиально-вибрационной аппаратуры, согласно изобретению повышение внутричерепного артериального давления проводят во время извлечения детьми интонационно чистых музыкальных звуков на медно-духовых инструментах в диапазоне от ДО-1 октавы до СОЛЬ-2 октавы, при этом для каждого ребенка, в зависимости от его возраста, устанавливают по высоте извлекаемого им звука на инструменте индивидуальное необходимо-приемлемое значение внутричерепного артериального давления, и подбирают в соответствии с ним оптимальное время для проведения ежедневных лечебно-педагогических занятий. В качестве медно-духовых инструментов используют трубу, корнет, альт.
Новизна предлагаемого способа состоит в следующем. Музыкант-духовик, играющий на медно-духовом инструменте-трубе или корнете, при извлечении звука усиливает давление воздуха в легких и дыхательных путях. Если он желает повысить звук на октаву, то увеличивает давление воздуха в легких в четыре раза, а на всем игровом диапазоне инструмента, который доходит до двух с половиной октав, он изменяет давление в органах дыхания до 20 раз. Такие давления могут создаваться в основном при извлечении звуков на трубе, корнете и альте /4/. Одновременно с повышением давления в легких повышается соответствующим образом и артериальное давление в кровеносных сосудах. Повышение артериального вызывает перераспределение регионарного кровотока и, как следствие, увеличение кровоснабжения легких и головного мозга. Такой процесс повышения артериального давления является периодическим, так как сохраняется только в отрезке времени быстрого вдоха до окончания медленного выдоха воздуха через мундштук в инструмент, и саморегулирующим - чем выше высота извлекаемого звука, тем выше внутричерепное артериальное давление. В результате таких безопасных для организма детей /обучение детей игре на медно-дыховых инструментах начинается в музыкальных школах с 7-8 лет /периодически создаваемых внутричерепных артериальных давлений возникают условия для активации остаточного слуха, связанное с: 1) частичным восстановлением пораженных слуховых сигналопроводящих путей; 2) интенсификацией работы здоровых нейронов; 3) возбуждением резервных волокон с включением их в работу по поиску сигналопроводящих путей на изолированных участках коры головного мозга.
Лечебно-педагогическая работа с глухонемыми и глухими детьми с нейросенсорными нарушениями с применением предлагаемого способа поэтапная и начинается после обучения детей правильному извлечению ими звуков от ДО-1 октавы и до СОЛЬ - 2 октавы /доступный для детского амбушюра и дыхания звуковой диапазон на данных инструментах, выбранных индивидуально для каждого ребенка по его губам и строению зубов /4/. После того как дети начнут извлекать звуки интонационно чисто и стабильно попадать на них/ на это уходит 8-12 месяцев/, начинается этап работы по активации остаточного слуха путем обучения их в классах, оборудованных звукоусиливающей аппаратурой. Строится данная работа по двум линиям: лечебной и педагогической. Лечебная состоит в каждодневных упражнениях по извлечению звуков в диапазонах, установленных врачом, и включает измерение и регистрацию в журнале внутричерепного артериального давления. Метод измерения давления стандартный - сфигмоманометрический. Измерение проводят во время извлечения ребенком конкретного звука, установленного для него по программе лечения и в соответствии с условием, что чем выше высота извлекаемого звука, тем выше становится внутричерепное артериальное давление. Извлечение звука осуществляется при полном /грудобрюшном/ дыхании и по времени составляет период, равный отрезку времени от быстрого вдоха и до окончания медленного выдоха воздуха через мундштук в инструмент. В зависимости от физиологических возможностей ребенка время извлечения одного звука составляет 15-25 секунд. Время проведения лечебной работы составляет 15-20 минут. После замера внутричерепного артериального давления и регистрации полученных значений в журнале приступают к лечебно-педагогической стадии работы, состоящей в вырабатывании у ребенка ощущения звука губами, поскольку на всех медных, так называемых амбушюрных, инструментах звук образуется при помощи губ, лежащих на полях мундштука. Такая работа решает помимо задачи активации остаточного слуха также еще две задачи: первая - развивает у ребенка тактильно-вибрационную чувствительность в процессе воспитания и постановки у него внутреннего слуха /музыкального/ с подведением к пению, и вторая - развивает слуховое восприятие музыкальных звуков - нот - с дифференциацией их по высоте. Извлечение звука детьми осуществляется с закрытыми глазами. Время занятий составляет 60-90 минут /5/. Занятия проводятся также ежедневно. На педагогической стадии проводится слухоречевая работа по восприятию ребенком слухоречевых раздражителей. Данная работа построена из педагогического программного материала по постановке и развитию устной разговорной речи и проводится путем закрытия ушей наушниками, подсоединенными к звукоусиливающей аппаратуре. Закрытие периферийных слуховых органов /ушей/ способствует их изоляции от внешних раздражителей /звуков, извлекаемых на инструменте/ и сосредотачивает данные слуховые органы и, следовательно, остаточный слух на речевые сигналы, поступающие из наушников. При этом речевые сигналы поступают через наушники только в моменты извлечения ребенком соответствующих звуков на инструменте. На данной стадии форма и содержание речевых сигналов подбираются по учебно-методическим программам, составленным для каждого класса, а по времени проведения занятие составляет 45-60 минут. Педагогические занятия также проводятся ежедневно.
Таким образом, из описания предлагаемого способа видно, что применение нового технического решения, касающегося вопроса активации остаточного слуха у глухонемых и глухих детей с нейросенсорными нарушениями путем повышения внутричерепного артериального давления, позволяет более эффективно проводить лечебно-педагогическую работу по активации остаточного слуха, так как снижает утомляемость детей во время занятий в 5-6 раз /время составляет 100-110 минут/ и позволяет устанавливать, регулировать и контролировать значения внутричерепного артериального давления у каждого ребенка, проходящего курс лечебно-педагогического обучения в школах для глухих детей.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ АКТИВАЦИИ ОСТАТОЧНОГО СЛУХА У ГЛУХОНЕМЫХ И ГЛУХИХ ДЕТЕЙ | 2005 |
|
RU2297821C2 |
СПОСОБ АКТИВАЦИИ ОСТАТОЧНОГО СЛУХА У ГЛУХОНЕМЫХ И ГЛУХИХ | 2010 |
|
RU2460504C2 |
СПОСОБ КОНТРОЛЯ ВЫСОТЫ ЗВУКОВ, ИЗВЛЕКАЕМЫХ НА АМБУШЮРНЫХ МЕДНЫХ ДУХОВЫХ ИНСТРУМЕНТАХ | 1998 |
|
RU2166213C2 |
СПОСОБ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА | 2021 |
|
RU2769620C1 |
СПОСОБ ОПТИМИЗАЦИИ СОЗРЕВАНИЯ ОТДЕЛОВ ГОЛОВНОГО МОЗГА У ДЕТЕЙ | 2005 |
|
RU2286181C1 |
СПОСОБ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ХОД ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ПОСЛЕДСТВИЯМИ ПЕРЕНЕСЕННОГО ПЕРИНАТАЛЬНОГО ПОРАЖЕНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ В ПРОЦЕССЕ ЛЕЧЕНИЯ | 2010 |
|
RU2449728C1 |
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА | 2011 |
|
RU2482884C2 |
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ ЛЮДЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА 1 - 4 СТЕПЕНИ И ДЕФЕКТАМИ РЕЧИ НА ТРЕНАЖЕРЕ СЛУХОРЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ | 2018 |
|
RU2713984C1 |
Устройство для обучения глухонемых и тугоухих правильному управлению голосом | 1939 |
|
SU58352A1 |
Способ развития речи у детей старше 4 лет после операции кохлеарной имплантации | 2023 |
|
RU2809692C1 |
Способ предназначен для активации остаточного слуха у глухонемых и глухих детей с нейросенсорными нарушениями и позволяет повысить эффективность лечебно-педагогической работы. Повышение внутричерепного артериального давления проводят во время извлечения детьми интонационно чистых музыкальных звуков. Звуки извлекают на медно-духовых инструментах в диапазоне от ДО-1 октавы до СОЛЬ-2 октавы. Для каждого ребенка, в зависимости от его возраста, устанавливают по высоте извлекаемого им звука на инструменте индивидуальное необходимо-приемлемое значение внутричерепного артериального давления. Подбирают в соответствии с ним оптимальное время для проведения ежедневных лечебно-педагогических занятий. 1 з.п.ф-лы.
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Шкловский М.Л | |||
Расстройства слуха и речи в детском возрасте | |||
- Каргосиздат, 1939, с.39-58, 111-130 | |||
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Система автоматического регулирования положения | 1986 |
|
SU1444711A1 |
Переносная печь для варки пищи и отопления в окопах, походных помещениях и т.п. | 1921 |
|
SU3A1 |
Краткая медицинская энциклопедия | |||
- М.: Советская энциклопедия, 1990, т.1, с.317, 318, т.3, с.89, 90 | |||
Очаг для массовой варки пищи, выпечки хлеба и кипячения воды | 1921 |
|
SU4A1 |
Яворский Н | |||
Обучение игре на медных духовых инструментах в первоначальный период | |||
- М.: Министерство культуры РСФСР, 1959, с.21, 22, 52-66 | |||
Кипятильник для воды | 1921 |
|
SU5A1 |
Митронов А., Гинецинский Д | |||
Комплекс ежедневных занятий юного трубача | |||
- Л.: Музыка, 1990, с.2, 3. |
Авторы
Даты
2000-02-20—Публикация
1999-01-18—Подача