Изобретение относится к области изучения иностранных языков и может быть использовано для быстрого восприятия и запоминания большого количества иностранных слов и фраз, формирования необходимой словарной базы, а также понимания иностранной речи на слух.
Известен способ обучения иностранному языку путем звукозаписи на магнитные полоски, нанесенные на карточки, блоков (связок) иностранное слово - перевод с последующим прослушиванием записи (Заявка №951111, МПК G01В 16/06, 1997 г.).
Однако этот способ сложен в осуществлении и требует немалых затрат времени, особенно при усвоении большого количества иностранных слов и выражений. Необходимо также отметить низкую эффективность и качество обучения данным способом.
За прототип предлагаемого изобретения выбран способ обучения иностранному языку, который осуществляется путем звукозаписи на аудионоситель связок слов, состоящих из иностранного слова и его перевода. Звукозапись осуществляют с интервалом между связками слов 0,7-2,5 с, а между иностранным словом и его переводом - не более 0,5 с, причем в интервал между связками слов может быть записан однотонный звуковой сигнал. Затем запись многократно прослушивают (см. Патент РФ №2148276, 7 G09В 19/06, 2000).
Недостатком этого способа является большое количество прослушиваний, необходимое на усвоение слов, что требует немалых затрат времени, низкая эффективность и качество обучения.
Изобретение направлено на сокращение времени, повышение эффективности и качества обучения.
Поставленная цель достигается тем, что в способе обучения иностранному языку, который осуществляется путем звукозаписи на аудионоситель связок слов, состоящих из иностранного слова и его перевода, с интервалом между связками слов 0,7-2,5 с, а между иностранным словом и его переводом не более 0,5 с, с последующим прослушиванием записи, звукозапись осуществляют на фоне шума морского прибоя по двум независимым каналам с разной интенсивностью, причем родной язык в связках стоит первым, а иностранные слова или фразы идут следом, повторяясь не менее двух раз, с интервалом не более 0,7 с, а между связками слов или фраз записывают всплеск, повышенную интенсивность, шума морского прибоя.
Повторяющиеся иностранные слова или фразы в связках отличаются между собой по интенсивности и скорости произношения, причем уровни повышенной и пониженной интенсивности чередуются последовательно на обоих каналах.
Осуществление аудиозаписи по двум независимым каналам позволяет последовательно чередовать изменение интенсивности звучания для левого и правого уха, что повышает эффективность восприятия и запоминания аудиоинформации.
Шум морского прибоя, сопровождающий процесс обучения, и всплески шума прибоя между связками слов создают определенную ритмичность, что способствует снижению нервно-эмоционального напряжения и повышению эффективности обучения.
Когда родной язык в связках стоит первым, то есть произносится вначале, то обучаемый может сформировать мысленный образ и привязать его к новым иностранным словам. Таким образом, в процессе обучения используются оба полушария мозга обучаемого: левое полушарие мозга, отвечающее за вербальное, логическое мышление, и правое полушарие, отвечающее за создание образов и пространственное мышление. Когда используются и взаимодействуют оба полушария мозга, то это способствует более качественному обучению и запоминанию, чем простое и многократное повторение.
Способ осуществляют следующим образом.
Запись производят на любом носителе аудиоинформации, позволяющем записать стереозвук, то есть имеющем два независимых канала звука, например на лазерном компакт-диске, магнитной аудиокассете или другом доступном носителе аудиоинформации. При этом записывают на аудионоситель связки слов, каждая из которых состоит из иностранного слова или фразы и их перевода (родной речи), с интервалом между ними не более 0,5 с, а между связками слов 0,7-2,5 с. Звукозапись производят на фоне шума морского прибоя по двум независимым каналам с разной интенсивностью, причем родной язык в связках ставят первым, а иностранные слова или фразы записывают следом, повторяя их не менее двух раз, с интервалом не более 0,7 с, а между связками слов записывают всплеск, повышенную интенсивность, шума морского прибоя.
Повторяющиеся иностранные слова или фразы в связках записывают с разной интенсивностью и скоростью произношения, причем уровни повышенной и пониженной интенсивности при записи чередуют последовательно на обоих каналах. Затем звукозапись воспроизводят для прослушивания посредством соответствующего воспроизводящего устройства.
Обучение осуществляют путем прослушивания звукозаписи через стереонаушники. Звукозапись предварительно делится на отдельные уроки длительностью не более 15 мин. Каждый урок состоит из двух блоков: блока иностранных слов с переводом и блока иностранных фраз и выражений с переводом. Между блоками предусмотрена пауза не более 2 мин. Вначале прослушивают звукозапись первых уроков, которые состоят из наиболее употребительных слов и выражений. Это проделывают до полного усвоения и осознания слушателем материала урока. Затем приступают к прослушиванию следующего урока аналогичным образом. Обучаемый, дополнительно к предлагаемому способу, может одновременно просматривать прослушиваемые слова урока на печатной продукции.
Пример 1 (прототип)
На 60-минутной аудиокассете записывают 1000 иностранных слов и их перевод с интервалом между ними 0,1 с, а связки слов - с интервалом 0,9 с. При этом в течение 1 минуты можно записать более 17 связок слов. Обучение 10 человек показало, что для полного усвоения материала требуется в среднем около 40 часов.
Пример 2 (предлагаемый способ)
На двух 60-минутных магнитных аудиокассетах записывают 1000 иностранных слов и их перевод с интервалами между связками слов - 2 с. В связках родной язык ставят первым, а иностранные слова записывают следом, повторяя их два раза, первый раз в медленном темпе, а второй - в нормальном. Причем запись проводят по двум независимым каналам с разной интенсивностью. Интервал между родной речью и первым иностранным словом - 0,2 с, а между иностранными словами - 0,5 с. При этом в течение 1 минуты записывают от 10 до 12 связок слов. Обучение контрольной группы из 10 человек показало, что для полного усвоения материала уроков требуется до 12 прослушиваний звукозаписи, выполненной на двух 60-минутных аудиокассетах. Таким образом, для набора и запоминания словарного запаса количеством в 1000 слов требуется до 24 часов.
Как видно из примеров, предлагаемый способ позволяет значительно ускорить процесс обучения, т.к. для запоминания одного и того же количества слов требуется: для прототипа - около 40 часов, а для предлагаемого способа - не более 24 часов. Кроме того, данный способ способствует более качественному и осознанному запоминанию, что повышает эффективность обучения.
Изобретение относится к области изучения иностранных языков и позволяет повысить процесс восприятия и запоминания большого количества иностранных слов и фраз. Звукозапись на аудионоситель связок слов, состоящих из иностранного слова и его перевода, проводят на фоне шума морского прибоя по двум независимым каналам с разной интенсивностью, причем родной язык в связках стоит первым, а иностранные слова или фразы идут следом, повторяясь не менее двух раз, с интервалом не более 0,7 с. Между связками слов или фраз записывают всплеск - повышенную интенсивность - шума морского прибоя. Иностранные слова или фразы, повторяющиеся в связках, отличаются между собой по интенсивности и скорости произношения. Причем первый раз слова или фразы произносят в медленном темпе, а второй - в нормальном, а уровни повышенной и пониженной интенсивности чередуются последовательно на обоих каналах. 1 з.п. ф-лы.
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ | 1999 |
|
RU2148276C1 |
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ (ВАРИАНТЫ) | 2001 |
|
RU2178204C1 |
US 4354841 А, 19.10.1982 | |||
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА БИОЛОГИЧЕСКИЙ ОБЪЕКТ | 1994 |
|
RU2063257C1 |
Авторы
Даты
2007-05-20—Публикация
2005-03-09—Подача