Изобретение относится к области диагностики технического состояния транспортных средств и может быть использовано в автохозяйствах и на станциях технического обслуживания автомобилей для контроля и коррекции световых потоков фар.
Известен способ контроля световых потоков транспортного средства, при котором ориентируют оптическую камеру с измерительным блоком вдоль направления движения транспортного средства путем рассеивания излучения в одной плоскости, совмещения следа лазерного излучения, перпендикулярного оптической оси объектива оптической камеры, и симметричных точек кузова транспортного средства, ориентируют указанную камеру относительно оптической оси контролируемого светового прибора, проецируют световой пучок контролируемого светового прибора через объектив камеры на экран с контрольной разметкой, измеряют рассогласование положения формируемого им светораспределения относительно нормативного положения, устраняют упомянутое рассогласование и измеряют светотехнические характеристики (см. патент RU №2208777, МПК7 G01M 11/06, F21S 8/00, опубл. 20.07.2003 г.).
Недостатками данного способа являются определение направления прямолинейного движения транспортного средства в статическом положении по симметричным точкам кузова, т.к. оно зависит от технического состояния ходовой части при движении (взаимное расположение колес, их диаметры, усадка пружин и т.д.), сложная технология и длительная процедура контроля световых потоков, что приводит к снижению производительности, а центры рассеивателей фар, спроецированные на экран оптической камеры в масштабе ≈1:50, снижают точность определения нормативного направления светового потока, т.к. отклонение на экране оптической камеры, даже на незначительное расстояние, дает большую фактическую погрешность.
Наиболее близким к заявляемому способу по назначению и достигаемому результату является способ проверки правильности и фокусировки светового потока фар автомобиля, включающий ориентацию движения его ходовой части в прямолинейном направлении, проецирование центров рассеивателей фар по направлению движения ходовой части и устранение рассогласования фактического и нормативного направлений световых потоков (см. а.с. СССР №819602, МПК7 G01M 11/06, опубл. 09.04.81 г.).
Недостатком прототипа способа является большая погрешность в определении направления движения ходовой части транспортного средста по прямолинейному следу колес, полученному в режиме неуправляемого движения, т.к. прямолинейным след может быть только при управляемом движении, по какому-либо ориентиру; низкая технологичность, из-за большого числа операций на каждой фаре, а нанесение красителя на колеса автомобиля усложняет и удорожает процесс контроля и при массовом контроле, способ практически не осуществим.
Наиболее близким к заявляемому изобретению является устройство для проверки правильности и фокусировки светового потока фар, включающее проецирующее устройство (см. а.с. СССР №819602, МПК7 G01M 11/06, опубл. 09.04.81.).
Недостатками прототипа устройства являются большая погрешность в ориентации линейки стенда по следу колес, являющемуся, фактически, частью дуги, низкая производительность, невозможность работы с транспортно-техническими средствами, имеющими иные стандарты расположения фар, затруднен контроль со стороны водителя, а масштабность ≈1:50 проецирования центров рассеивателей фар на контрольный прибор, снижается точность определения нормативного направления светового потока, т.к. отклонение на экране контрольного прибора, даже на незначительное расстояние, дает большую фактическую погрешность.
Задачей предлагаемого изобретения является повышение точности контроля световых потоков, производительности, упрощение технологии, возможность работы с транспортно-техническими средствами специального назначения, осуществление процесса контроля со стороны водителя.
Решение технической задачи достигается тем, что в известном способе контроля световых потоков транспортного средства, включающем ориентацию движения его ходовой части в прямолинейном направлении, проецирование центров рассеивателей фар по направлению движения ходовой части и устранение рассогласования фактического и нормативного направлений световых потоков, согласно изобретению, ориентацию движения ходовой части транспортного средства осуществляют вдоль осевой линии и контрольной полосы, первоначально нанесенных на площадку параллельно друг другу, а проецирование центров рассеивателей фар осуществляют на вертикальный экран с мерительной разметкой лучами проецирующего устройства, сориентированными также вдоль осевой линии площадки и фиксируемыми в центрах рассеивателей фар, при этом осуществляют управляемое движение ходовой части транспортного средства вдоль контрольной полосы.
Решение технической задачи достигается также установкой контроля световых потоков транспортного средства, содержащей проецирующее устройство, которое дополнительно снабжено присоединяемым к корпусу транспортного средства копиром траектории движения транспортного средства, шарнирно соединенным с магнитной пластиной, выполненным в виде телескопической трубки с лазерным источником, луч которого направлен вертикально на разметку контрольной полосы, след которого находится в поле зрения водителя, а проецирующее устройство выполнено в виде штатива с винтовыми опорами и складной секционной стойкой, на верхней секции которой симметрично закреплена поперечная полоса с право- и левосторонним эректорами, перемещающимися по горизонтали, на концах которых установлены лазерные источники, попарно направленные в противоположные стороны вдоль направления движения, при этом складная секционная стойка снабжена противовесом.
Данное изобретение позволит повысить точность контроля световых потоков транспортного средства и производительность, упростить технологию, работать с транспортно-техническими средствами специального назначения и осуществлять процесс контроля со стороны водителя.
Сущность заявляемого изобретения поясняется чертежами, где на фиг.1 изображен общий вид проецирующего устройства в аксонометрии, на фиг.2 - копир траектории движения в вертикально проецирующей плоскости, на фиг.3 - общий вид контрольной площадки.
Установка для контроля световых потоков транспортного средства состоит из проецирующего устройства 1 и копира траектории движения 2. Проецирующее устройство 1 выполнено в виде штатива 3 с винтовыми опорами 4 и складной секционной стойкой 5 с противовесом 6, на верхней секции стойки 5 симметрично закреплена поперечная полоса 7 с правосторонним 8 и левосторонним 9 эректорами, на концах которых установлены попарно лазерные источники 10 и 11, направленные в противоположные стороны вдоль направления движения.
Копир траектории движения 2 выполнен в виде телескопической трубки 12 с лазерным источником 13 и фиксаторами 14 и 15, шарнирно соединенный с магнитной пластиной 16 (см. фиг.2).
Первоначально на контрольную площадку 17 нанесены (см. фиг.3) по ходу движения транспортного средства осевая линия 18, перпендикулярно вертикальному экрану 19, и параллельно ей контрольная полоса 20 со стороны водителя таким образом, чтобы контрольная полоса 20 находилась в поле его зрения. На вертикальный экран 19 нанесена вертикальная мерительная разметка 21.
Позициями 22 обозначены точки, спроецированные от центров рассеивателей фар и скорректированные до нормативного положения 22'.
Работу установки по реализации заявляемого способа осуществляют следующим образом.
Копир траектории движения 2 (см. фиг.2) магнитной пластиной 16 присоединяют к корпусу транспортного средства. Телескопическую трубку 12 устанавливают таким образом, чтобы луч лазерного источника 13 был направлен вертикально на разметку контрольной полосы 20, след которого должен находиться в поле зрения водителя, и в таком положении ее закрепляют фиксаторами 14 и 15 (см. фиг.2).
Между вертикальным экраном 19 и исходной позицией транспортного средства установлено проецирующее устройство 1 (см. фиг.3) с лазерными источниками 10, 11, лучи которых первоначально сориентированы вдоль осевой линии 18. Расстояние между фарами и вертикальным экраном 19 составляет не менее 5 метров (масштаб 1:5), т.к. контрастность светотеневой полосы сформирована на этом расстоянии.
Водитель перед проецированием въезжает на исходную позицию, не выпуская след луча лазерного источника 13 за пределы контрольной полосы 20 в поперечном направлении. Лучи от лазерных источников 10, 11 проецирующего устройства 1 (см. фиг.3) изменением высоты складной секционной стойки 5 по вертикали и перемещением эректоров 8 и 9 по горизонтали фиксируют в центрах рассеивателей фар (на фиг. не показаны), которые проецируются на вертикальный экран 19 точками 22.
В зависимости от высоты положение спроецированных точек 22 корректируют по вертикали, с учетом угла наклона светового потока, до нормативного положения 22', затем включают фары и устанавливают величину рассогласования положения светотеневых полос на вертикальном экране 19 с их нормативным положением 22' и при наличии такового устраняют регулировочными винтами фар (не показаны).
Использование предлагаемых способа и установки контроля световых потоков транспортных средств по сравнению с прототипом позволит повысить точность контроля световых потоков, производительность, упростить технологию, работать с транспортно-техническими средствами специального назначения и осуществлять процесс контроля со стороны водителя.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ РЕГУЛИРОВКИ И КОНТРОЛЯ ВНЕШНЕГО СВЕТОВОГО ПРИБОРА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ (ВАРИАНТЫ) | 2002 |
|
RU2208773C1 |
ИНДИКАТОР БЛИЗОСТИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2017 |
|
RU2674395C2 |
ОСВЕТИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ДЛЯ ОПТИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ, ПРОЕКТОРОВ И ФОТОУВЕЛИЧИТЕЛЕЙ | 1993 |
|
RU2079044C1 |
СПОСОБ ОРИЕНТИРОВАНИЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОРИЕНТИРОВАНИЯ ДОРОЖНЫХ МАШИН | 1995 |
|
RU2100521C1 |
СПОСОБ ОТОБРАЖЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ НА ЛОБОВОМ СТЕКЛЕ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2006 |
|
RU2371745C2 |
Устройство для диагностики фар транспортных средств | 1988 |
|
SU1541489A1 |
АВТОМОБИЛЬНОЕ ОСВЕТИТЕЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО | 2013 |
|
RU2588331C2 |
Способ диагностики состояния фар транспортных средств и устройство для его осуществления | 1988 |
|
SU1512289A1 |
Способ измерения световых характеристик источников света | 1979 |
|
SU864019A1 |
СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОЛОЖЕНИЯ СВЕТОВОГО ПУЧКА ФАРЫ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2005 |
|
RU2289754C1 |
Способ контроля световых потоков транспортного средства включает ориентацию движения его ходовой части в прямолинейном направлении, проецирование центров рассеивателей фар по направлению движения ходовой части и устранение рассогласования фактического и нормативного направлений световых потоков. Ориентацию движения ходовой части транспортного средства осуществляют вдоль осевой линии и контрольной полосы, первоначально нанесенных на площадку параллельно друг другу. Проецирование центров рассеивателей фар осуществляют на вертикальный экран с мерительной разметкой лучами проецирующего устройства, сориентированными также вдоль осевой линии площадки и фиксируемыми в центрах рассеивателей фар, при этом осуществляют управляемое движение ходовой части транспортного средства вдоль контрольной полосы. Установка для контроля световых потоков транспортного средства содержит проецирующее устройство. Также дополнительно снабжена присоединяемым к корпусу транспортного средства копиром траектории движения ходовой части транспортного средства, шарнирно соединенным с магнитной пластиной, выполненной в виде телескопической трубки с лазерным источником, луч которого направлен вертикально на разметку контрольной полосы, след которого должен находиться в поле зрения водителя. Проецирующее устройство выполнено в виде штатива с винтовыми опорами и складной секционной стойкой, на верхней секции которой симметрично закреплена поперечная полоса с право- и левосторонним эректорами, перемещающимися по горизонтали, на концах которых установлены лазерные источники, попарно направленные в противоположные стороны вдоль направления движения. Складная секционная стойка снабжена противовесом. Технический результат - повышение точности световых потоков, производительности, упрощение технологии, возможность работы с транспортно-техническими средствами специального назначения, осуществление процесса контроля со стороны водителя. 2 н. и 1 з.п. ф-лы, 3 ил.
Способ проверки правильности установкии фОКуСиРОВКи СВЕТОВОгО пОТОКА фАРАВТОМОбилЕй и уСТРОйСТВО для ЕгООСущЕСТВлЕНия | 1976 |
|
SU819602A1 |
СПОСОБ РЕГУЛИРОВКИ И КОНТРОЛЯ ВНЕШНЕГО СВЕТОВОГО ПРИБОРА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ (ВАРИАНТЫ) | 2002 |
|
RU2208773C1 |
WO 8706000 А, 08.10.1987 | |||
US 5504574 А, 02.04.1996. |
Авторы
Даты
2007-05-27—Публикация
2005-10-24—Подача