Устройство для диагностики фар транспортных средств Советский патент 1990 года по МПК G01M11/06 

Описание патента на изобретение SU1541489A1

Изобретение относится к транспортной светотехнике, а именно к устройствам для диагностики фар в процессе производства и эксплуатации транспортных средств.

Целью изобретения является повышение точности и производительности диагностирования и увеличение эксплуатационных возможностей. х

На фиг.1 показано устройство, используемое на тупиковом диагностическом посту автотранспортного предприятия, общий вид; на фиг.2 - оптико-механическая схема устройства; на фиг.З - то же, вариант выполнения; на фиг.4 - оптическая камера, сечение вертикально-проецирующей плоскостью; на фиг.5 - прибор, используемый на проходном посту автомобильного конвейера, общий вид.

Устройство содержит штатив 1 перемещения оптической камеры 2, смонтированной на нем с возможностью вертикального перемещения в вертикально плоскости и поворота вокруг вертикальной оси 3 совместно со штативом

Оптическая камера 2 содержит два объектива 4 и 5, размещенные в корпусе 6 на разном расстоянии от оси 7, две преломляющие светоделител ные пластины 8 и 9, установленные в ходе лучей за объективами 4 и 5 под углом 45°к оптическим осям 10 и 1 объективов 4 и 5, под углом 90° одна к другой, фотоприемники 12 и 13 и экран 14 размещенные в фокальных плоскостях объективов 4 и 5 по обе стороны от светоделительных пластин 8 и 9 соответственно. При этом фото- приемники 12 и 13 подключены к измерительному блоку 15, а экран 14 выполнен из матированного полупрозрачного материала и установлен параллельно оптическим осям 10 и 11 объективов 4 и 5, На обеих сторонах экрана нанесена контрольная разметка. Кроме того, устройство содержит систему 16 ориентации, размещенную в

5

0

5

0

5

0

5

0

5

зависимости от исполнения либо на штативе 1 (фиг.1), либо на оптической камере 2.

Для обеспечения универсальности устройства, т.е. обеспечения возможности проведения диагностики фар

17,расположенных на различных расстояниях по ширине транспортного средства, оптическая камера 2 (фиг.З и 4) может быть выполнена следующим образом. Объективы 4 и 5 с фотоприем - никами 12 и 13 смонтированы на плите

18,снабженной пазами 19-21, в которых установлены шпильки 22 и 23

и штифт 24, размещенные в промежуточной плите 25, а плита 25, в свою очередь, монтируется на основании 26 корпуса. Плита 25 также имеет пазы 27 и 28, раслоложенные перпендикулярно пазам 19 и 20, через которые тоже проходят шпильки 22 и 23, замкнутые по концам гайками. Штифты 24, установленные в пазах 21, служат опорой для установки преломляющих светоделительных пластин 8 и 9.

Устройство работает следующим образом.

С помощью системы 6 ориентации ориентируют оптическую камеру 2 относительно транспортного средства, для чего проворачивают штатив 1 вокруг оси 3 и фиксируют в положении, при котором оптические оси 10 и 11 объективов 4 и 5 параллельны направлению движения транспортного средства, т.е. его оси симметрии. Затем

перемещают оптическую камеру 2 на штативе 1 до положения, при котором центры объективов 4 и 5 находятся напротив центров рассеивателей фар 17. Включают фары 17 транспортного средства в режим ближнего света, при этом световые пучки от обеих фар 17 фокусируются объективами 4 и 5 и частично преломляются светоде- лительными пластинами 8 и 9 в направлении матированного полупрозрачного экрана 14, на котором оператор

5

можнт одновременно наблюдать следы светотеневых границ от обоих пучков фар 17 и в случае необходимости отрегулировать положение фар 17 как относительно контрольной разметки, нанесенной на обеих сторонах экрана

14,так и относительно друг друга, поскольку изображения следов световых пучков накладываются друг на ДРУга,

Другая часть светового пучка от фар 17, прошедшая через светодели- тельные пластины, фокусируется в других фокальных плоскостях объективов 4 и 5, где установлены фотоприемники 12 и 13, значения освещенности на которых фиксируются также одновременно на измерительном блоке

15.При диагностике режима дальнего света операции контроля освещенности повторяют без проведения ориентации прибора,

В случае, когда расстояние между фарами 17 транспортного средства изменяется (изменение модели транспортного средства, изготавливаемого на конвейере автозавода), производится перенастройка оптической камеры 2. Для этого (фиг,3) промежуточные плиты 25 перемещают в пазах 27 и 28 в направлении, перпендикулярном оси 7 и положению экрана 14, до совпадения центров объективов 4 и 5 с центрами рассеивателей chap 17 так, чтобы расстояния f,, и для правой и левой частей оптической камеры были равны. Затем плиты 18, на которых смонтированы объективы 4 и 5 И фотоприемники 12 и 13, перемещают относительно шпилек 22 и 23, установленных в пазах i9 и 20 плиты 18, параллельно оси 7 на величину S , равную F - fi, гце F - фокусное расстояние объективов 4 и 5; f, - расстояние между осью объектива 4 и осью 7, после чего положение плит 18 и 25 фиксируют крепежными элементами шпилек 22 и 23, При этом штифты 24, на которых смонтированы свето делительные пластины 8 и 9 остаются в первоначальном положении. После этих операций оптическая камера 2 подготовлена к проведению регулирования и диагностирования фар.

При организации работ на проходно посту автомобильного конвейера штатив и система 16 ориентации могут быть выполнены, например, как пока5

20

14896

зано на фиг.5. В этом случае штатив монтируется на элементах качения рельсовых направляющих, выполняющих, .помимо обеспечения перемещения опти- ческой камерч 2 с траектории движения транспортного средства, и функцию элемента системы 16 ориентации, основную роль которой выполняют

1Q свободные или приводные цилиндрические ролики мощностного или тормозного стенда, встроенного в технологическую цепь конвейера. Поскольку рельсовые направляющие установлены параллельно образующим роликов, ьра- п;ение которых обеспечивает строго перпендикулярное относительное положение ведущих колес транспортного средства, о и положение оптическ х осей объективов 4 к 5 ввиду их перпендикулярности рельсовым направляющим параллельно оси симметрии транспортного средства. Поэтому операция ориентации в данном --лучае

5 сводится лишь к относительной установке центров фар 17 и центров объективов 4 и 5 оптической камеры 2. Формула изобретения

i. Устройство для диагностики фау транспортных средств, содержащее огтгческую камеру9 установленную с. возможностью горизонтального, вертикального и углового перемещения, включающую оЬъектив5 светэделитель- ную пластину, экран с контрольной разметкой, установленный в фокальной плоскости объектива, и фотоприемник, размеренный в одной из фокальных плоскостей объектива и подключенный к измерительному блоку, отличающееся тем, что, с целью повышения точности и производительности диагностирования, оптическая камера снабжена дополнительным объективом, дополнительной светсделитель- ной пластиной и дополнительным фого- приемником, при этом оптическая ось указанного дополнительного объектиз параллельна оптической оси основного объектива, указанная дополнитапьная светоделительная пластина установле на перпендикулярно основной свето- дельтельной пластине, дополнительный фотоэлемент расположен в одной из фокальных плоскостей дополнительного объектива, а указанный экран с контрольной разметкой выполнен из матированного полупрозрачного материала и установлен между оптическим осями

0

5

0

5

0

5

основного и дополнительного объективов параллельно указанным оптическим осям, причем оптические длины от каждого из объективов до указанного экрана с контрольной разметкой равны фокусным расстояниям соответствующих объективов.

2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что,

с целью

увеличения эксплуатационных возможностей, основной и дополнительный объективы установлены с возможностью перемещения в параллельном и перпендикулярном к их оптическим осям направлениях, а основная и дополнительная светоделительные пластины - в направлении, перпендикулярном оптическим осям объективов.

Похожие патенты SU1541489A1

название год авторы номер документа
Способ диагностики состояния фар транспортных средств и устройство для его осуществления 1988
  • Новаковский Л.Г.
  • Резник А.М.
SU1512289A1
СПОСОБ РЕГУЛИРОВКИ И КОНТРОЛЯ ВНЕШНЕГО СВЕТОВОГО ПРИБОРА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ (ВАРИАНТЫ) 2002
  • Новаковский Л.Г.
  • Новикова Л.А.
  • Королева Ю.Е.
  • Рудаковский Г.Л.
RU2208773C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ РЕГУЛИРОВКИ ФАР ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ 1998
  • Новаковский Л.Г.
RU2157982C2
Устройство для испытания центровки переднего света в осветительных приборах транспортных средств 1982
  • Новаковский Леонид Григорьевич
  • Ройтман Борис Аронович
  • Резник Александр Моисеевич
  • Воронов Евгений Петрович
SU1008637A1
Устройство для контроля регулировки фар транспортных средств 1991
  • Новаковский Леонид Григорьевич
  • Декаленков Александр Сергеевич
  • Новикова Людмила Алексеевна
  • Резник Александр Моисеевич
SU1804602A3
Устройство для контроля фар транспортных средств 1983
  • Лазарев Леонид Лазаревич
  • Новаковский Леонид Григорьевич
  • Вяткина Татьяна Васильевна
  • Ройтман Борис Аронович
  • Лазарев Вячеслав Евгеньевич
  • Декаленков Александр Сергеевич
SU1142746A1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ СВЕТОВЫХ ПОТОКОВ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2005
  • Никифоров Юрий Владимирович
  • Никифоров Валерий Юрьевич
RU2300090C1
Устройство для контроля регулировки фар транспортных средств 1983
  • Декаленков А.С.
  • Новаковский Л.Г.
  • Ройтман Б.А.
  • Лазарев Л.Л.
  • Щербаков В.П.
SU1431479A1
УСТРОЙСТВО ФОКУСИРОВКИ ОПТИЧЕСКОГО ИЗЛУЧЕНИЯ НА ОБЪЕКТ 2005
  • Бородин Владимир Григорьевич
  • Лопато Алексей Владимирович
  • Филиппов Владимир Геннадьевич
  • Оспенникова Софья Наумовна
  • Игнатьев Георгий Николаевич
  • Андрианов Василий Петрович
RU2289153C1
Устройство для задания опорной световой плоскости 1987
  • Здобников Александр Евгеньевич
  • Илюхин Валерий Аркадьевич
  • Арефьев Александр Александрович
  • Тарасов Виктор Васильевич
  • Илюхин Александр Николаевич
SU1508094A1

Иллюстрации к изобретению SU 1 541 489 A1

Реферат патента 1990 года Устройство для диагностики фар транспортных средств

Изобретение относится к светотехнике, а именно к устройствам для диагностики фар в процессе производства и эксплуатации транспортных средств. Цель изобретения - повышение точности и производительности диагностирования, и увеличение эксплуатационных возможностей. Устройство содержит смонтированную на штативе 1 оптическую камеру 2, включающую два объектива 4 и 5, две светоделительные пластины 8 и 9, расположенные под прямым углом друг к другу два фотоприемника, экран 14 с контрольной разметкой, размещенные в фокальных плоскостях объективов 4 и 5 по обе стороны от светоделительных пластин 8 и 9. Фотоприемники подключены к измерительному блоку 15, а экран 14 выполнен из матированного полупрозрачного материала, по обеим сторонам экрана 15 нанесена контрольная разметка. Экран параллелен оптическим осям 10 и 11 объективов 4 и 5. 1 з.п. ф-лы, 5 ил.

Формула изобретения SU 1 541 489 A1

«от

13

11

фиг.1

Фиг.З

/ cu x,

I ,x,ХЛ Л T . Л i i т

wfffffff J(l{J(,(j :fffffffЈ(J9

-.Л Ж-LJT - Г.....« 1JL1|

ШгМ

16

IS 12

Фыг.5

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1990 года SU1541489A1

Устройство для испытания центровки переднего света в осветительных приборах транспортных средств 1982
  • Новаковский Леонид Григорьевич
  • Ройтман Борис Аронович
  • Резник Александр Моисеевич
  • Воронов Евгений Петрович
SU1008637A1
Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1

SU 1 541 489 A1

Авторы

Новаковский Леонид Григорьевич

Буймистр Игорь Алексеевич

Резник Александр Моисеевич

Даты

1990-02-07Публикация

1988-05-10Подача