Изобретение относится к транспортной светотехнике, а именно к устройствам для диагностики фар в процессе производства и эксплуатации транспортных средств.
Целью изобретения является повышение точности и производительности диагностирования и увеличение эксплуатационных возможностей. х
На фиг.1 показано устройство, используемое на тупиковом диагностическом посту автотранспортного предприятия, общий вид; на фиг.2 - оптико-механическая схема устройства; на фиг.З - то же, вариант выполнения; на фиг.4 - оптическая камера, сечение вертикально-проецирующей плоскостью; на фиг.5 - прибор, используемый на проходном посту автомобильного конвейера, общий вид.
Устройство содержит штатив 1 перемещения оптической камеры 2, смонтированной на нем с возможностью вертикального перемещения в вертикально плоскости и поворота вокруг вертикальной оси 3 совместно со штативом
Оптическая камера 2 содержит два объектива 4 и 5, размещенные в корпусе 6 на разном расстоянии от оси 7, две преломляющие светоделител ные пластины 8 и 9, установленные в ходе лучей за объективами 4 и 5 под углом 45°к оптическим осям 10 и 1 объективов 4 и 5, под углом 90° одна к другой, фотоприемники 12 и 13 и экран 14 размещенные в фокальных плоскостях объективов 4 и 5 по обе стороны от светоделительных пластин 8 и 9 соответственно. При этом фото- приемники 12 и 13 подключены к измерительному блоку 15, а экран 14 выполнен из матированного полупрозрачного материала и установлен параллельно оптическим осям 10 и 11 объективов 4 и 5, На обеих сторонах экрана нанесена контрольная разметка. Кроме того, устройство содержит систему 16 ориентации, размещенную в
5
0
5
0
5
0
5
0
5
зависимости от исполнения либо на штативе 1 (фиг.1), либо на оптической камере 2.
Для обеспечения универсальности устройства, т.е. обеспечения возможности проведения диагностики фар
17,расположенных на различных расстояниях по ширине транспортного средства, оптическая камера 2 (фиг.З и 4) может быть выполнена следующим образом. Объективы 4 и 5 с фотоприем - никами 12 и 13 смонтированы на плите
18,снабженной пазами 19-21, в которых установлены шпильки 22 и 23
и штифт 24, размещенные в промежуточной плите 25, а плита 25, в свою очередь, монтируется на основании 26 корпуса. Плита 25 также имеет пазы 27 и 28, раслоложенные перпендикулярно пазам 19 и 20, через которые тоже проходят шпильки 22 и 23, замкнутые по концам гайками. Штифты 24, установленные в пазах 21, служат опорой для установки преломляющих светоделительных пластин 8 и 9.
Устройство работает следующим образом.
С помощью системы 6 ориентации ориентируют оптическую камеру 2 относительно транспортного средства, для чего проворачивают штатив 1 вокруг оси 3 и фиксируют в положении, при котором оптические оси 10 и 11 объективов 4 и 5 параллельны направлению движения транспортного средства, т.е. его оси симметрии. Затем
перемещают оптическую камеру 2 на штативе 1 до положения, при котором центры объективов 4 и 5 находятся напротив центров рассеивателей фар 17. Включают фары 17 транспортного средства в режим ближнего света, при этом световые пучки от обеих фар 17 фокусируются объективами 4 и 5 и частично преломляются светоде- лительными пластинами 8 и 9 в направлении матированного полупрозрачного экрана 14, на котором оператор
5
можнт одновременно наблюдать следы светотеневых границ от обоих пучков фар 17 и в случае необходимости отрегулировать положение фар 17 как относительно контрольной разметки, нанесенной на обеих сторонах экрана
14,так и относительно друг друга, поскольку изображения следов световых пучков накладываются друг на ДРУга,
Другая часть светового пучка от фар 17, прошедшая через светодели- тельные пластины, фокусируется в других фокальных плоскостях объективов 4 и 5, где установлены фотоприемники 12 и 13, значения освещенности на которых фиксируются также одновременно на измерительном блоке
15.При диагностике режима дальнего света операции контроля освещенности повторяют без проведения ориентации прибора,
В случае, когда расстояние между фарами 17 транспортного средства изменяется (изменение модели транспортного средства, изготавливаемого на конвейере автозавода), производится перенастройка оптической камеры 2. Для этого (фиг,3) промежуточные плиты 25 перемещают в пазах 27 и 28 в направлении, перпендикулярном оси 7 и положению экрана 14, до совпадения центров объективов 4 и 5 с центрами рассеивателей chap 17 так, чтобы расстояния f,, и для правой и левой частей оптической камеры были равны. Затем плиты 18, на которых смонтированы объективы 4 и 5 И фотоприемники 12 и 13, перемещают относительно шпилек 22 и 23, установленных в пазах i9 и 20 плиты 18, параллельно оси 7 на величину S , равную F - fi, гце F - фокусное расстояние объективов 4 и 5; f, - расстояние между осью объектива 4 и осью 7, после чего положение плит 18 и 25 фиксируют крепежными элементами шпилек 22 и 23, При этом штифты 24, на которых смонтированы свето делительные пластины 8 и 9 остаются в первоначальном положении. После этих операций оптическая камера 2 подготовлена к проведению регулирования и диагностирования фар.
При организации работ на проходно посту автомобильного конвейера штатив и система 16 ориентации могут быть выполнены, например, как пока5
20
14896
зано на фиг.5. В этом случае штатив монтируется на элементах качения рельсовых направляющих, выполняющих, .помимо обеспечения перемещения опти- ческой камерч 2 с траектории движения транспортного средства, и функцию элемента системы 16 ориентации, основную роль которой выполняют
1Q свободные или приводные цилиндрические ролики мощностного или тормозного стенда, встроенного в технологическую цепь конвейера. Поскольку рельсовые направляющие установлены параллельно образующим роликов, ьра- п;ение которых обеспечивает строго перпендикулярное относительное положение ведущих колес транспортного средства, о и положение оптическ х осей объективов 4 к 5 ввиду их перпендикулярности рельсовым направляющим параллельно оси симметрии транспортного средства. Поэтому операция ориентации в данном --лучае
5 сводится лишь к относительной установке центров фар 17 и центров объективов 4 и 5 оптической камеры 2. Формула изобретения
i. Устройство для диагностики фау транспортных средств, содержащее огтгческую камеру9 установленную с. возможностью горизонтального, вертикального и углового перемещения, включающую оЬъектив5 светэделитель- ную пластину, экран с контрольной разметкой, установленный в фокальной плоскости объектива, и фотоприемник, размеренный в одной из фокальных плоскостей объектива и подключенный к измерительному блоку, отличающееся тем, что, с целью повышения точности и производительности диагностирования, оптическая камера снабжена дополнительным объективом, дополнительной светсделитель- ной пластиной и дополнительным фого- приемником, при этом оптическая ось указанного дополнительного объектиз параллельна оптической оси основного объектива, указанная дополнитапьная светоделительная пластина установле на перпендикулярно основной свето- дельтельной пластине, дополнительный фотоэлемент расположен в одной из фокальных плоскостей дополнительного объектива, а указанный экран с контрольной разметкой выполнен из матированного полупрозрачного материала и установлен между оптическим осями
0
5
0
5
0
5
основного и дополнительного объективов параллельно указанным оптическим осям, причем оптические длины от каждого из объективов до указанного экрана с контрольной разметкой равны фокусным расстояниям соответствующих объективов.
2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что,
с целью
увеличения эксплуатационных возможностей, основной и дополнительный объективы установлены с возможностью перемещения в параллельном и перпендикулярном к их оптическим осям направлениях, а основная и дополнительная светоделительные пластины - в направлении, перпендикулярном оптическим осям объективов.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ диагностики состояния фар транспортных средств и устройство для его осуществления | 1988 |
|
SU1512289A1 |
СПОСОБ РЕГУЛИРОВКИ И КОНТРОЛЯ ВНЕШНЕГО СВЕТОВОГО ПРИБОРА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ (ВАРИАНТЫ) | 2002 |
|
RU2208773C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ РЕГУЛИРОВКИ ФАР ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ | 1998 |
|
RU2157982C2 |
Устройство для испытания центровки переднего света в осветительных приборах транспортных средств | 1982 |
|
SU1008637A1 |
Устройство для контроля регулировки фар транспортных средств | 1991 |
|
SU1804602A3 |
Устройство для контроля фар транспортных средств | 1983 |
|
SU1142746A1 |
СПОСОБ КОНТРОЛЯ СВЕТОВЫХ ПОТОКОВ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2005 |
|
RU2300090C1 |
Устройство для контроля регулировки фар транспортных средств | 1983 |
|
SU1431479A1 |
УСТРОЙСТВО ФОКУСИРОВКИ ОПТИЧЕСКОГО ИЗЛУЧЕНИЯ НА ОБЪЕКТ | 2005 |
|
RU2289153C1 |
Устройство для задания опорной световой плоскости | 1987 |
|
SU1508094A1 |
Изобретение относится к светотехнике, а именно к устройствам для диагностики фар в процессе производства и эксплуатации транспортных средств. Цель изобретения - повышение точности и производительности диагностирования, и увеличение эксплуатационных возможностей. Устройство содержит смонтированную на штативе 1 оптическую камеру 2, включающую два объектива 4 и 5, две светоделительные пластины 8 и 9, расположенные под прямым углом друг к другу два фотоприемника, экран 14 с контрольной разметкой, размещенные в фокальных плоскостях объективов 4 и 5 по обе стороны от светоделительных пластин 8 и 9. Фотоприемники подключены к измерительному блоку 15, а экран 14 выполнен из матированного полупрозрачного материала, по обеим сторонам экрана 15 нанесена контрольная разметка. Экран параллелен оптическим осям 10 и 11 объективов 4 и 5. 1 з.п. ф-лы, 5 ил.
«от
13
11
фиг.1
Фиг.З
/ cu x,
I ,x,ХЛ Л T . Л i i т
wfffffff J(l{J(,(j :fffffffЈ(J9
-.Л Ж-LJT - Г.....« 1JL1|
ШгМ
16
IS 12
Фыг.5
Устройство для испытания центровки переднего света в осветительных приборах транспортных средств | 1982 |
|
SU1008637A1 |
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Авторы
Даты
1990-02-07—Публикация
1988-05-10—Подача