СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ И ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ ПАРАМЕТРОВ МИКРОКЛИМАТА В ПОМЕЩЕНИЯХ ПАССАЖИРСКИХ ВАГОНОВ И САЛОНОВ ЭЛЕКТРОПОДВИЖНОГО СОСТАВА, ОБОРУДОВАННЫХ СИСТЕМАМИ ОТОПЛЕНИЯ И КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ ВОЗДУХА Российский патент 2007 года по МПК B61D27/00 

Описание патента на изобретение RU2301751C2

Изобретение относится к гигиенической технике эксплуатации и обслуживания пассажирских вагонов и салонов электроподвижного состава, в том числе и метрополитена, а именно к способам измерения и гигиенической оценки параметров микроклимата в помещениях пассажирских вагонов, в салонах вагонов пассажирского типа специального назначения и салонах электроподвижного состава, оборудованных системами отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха.

Известен способ контроля и гигиенической оценки микроклимата в пассажирских вагонах, включающий измерение температуры воздуха (tсредн.), относительной влажности, и скорости движения воздуха в помещениях пассажирских вагонов в процессе их эксплуатации в теплый и холодный периоды года, подсчитывают среднюю измеренную радиационную температуру его ограждающих поверхностей, определяют алгебраическую разность температур (Δt) между средней температурой воздуха в помещении вагона и средней измеренной радиационной температурой его ограждающих поверхностей и поправку на тепловую радиацию (Qt) нанесением значения (Δt) на шкалу 4 номограммы и откладыванием на шкале 1 номограммы среднего измеренного значения скорости движения воздуха и соединением полученных точек на шкале 1 и шкале 4 прямой линией, которая в точке пересечения со шкалой 2 номограммы дает значение поправки на тепловую радиацию (Qt) и полученные показатели результирующей температуры (RT) для измеренных значений параметров микроклимата сравнивают с нормативными значениями результирующей температуры для гигиенической оценки параметров микроклимата в помещениях вагона (см. «Гигиеническое нормирование интенсивности теплового излучения в пассажирских вагонах», журнал «Гигиена и санитария», Москва: Медицина, 1989, №2, с.16-17).

Однако известный способ при своем использовании имеет следующие недостатки:

- не обеспечивает измерение в полной мере параметров микроклимата в помещениях пассажирских вагонов, оборудованных системами отопления и кондиционирования воздуха,

- не позволяет провести гигиеническую оценку параметров микроклимата в помещениях пассажирских вагонов, оборудованных системами отопления и кондиционирования воздуха, с учетом измеренных параметров микроклимата,

- имеет недостаточную степень оценки влияния специфики помещений железнодорожного вагона на его микроклимат.

Задачей изобретения является создание способа измерения и гигиенической оценки параметров микроклимата в помещениях пассажирских вагонов и салонах электроподвижного состава, оборудованных системами отопления и кондиционирования воздуха.

Техническим результатом является обеспечение измерения в полной мере параметров микроклимата в помещениях пассажирских вагонов, оборудованных системами отопления и кондиционирования воздуха, проведение гигиенической оценки параметров микроклимата в помещениях пассажирских вагонов, оборудованных системами отопления и кондиционирования воздуха, с учетом измеренных параметров микроклимата, а также повышение степени оценки влияния специфики помещений железнодорожного вагона на его микроклимат.

Технический результат при осуществлении изобретения достигается тем, что предложен способ измерения и гигиенической оценки параметров микроклимата в помещениях пассажирских вагонов и салонов электроподвижного состава, оборудованных системами отопления и кондиционирования воздуха, включающий измерение температуры воздуха (tсредн.), относительной влажности и скорости движения воздуха в помещениях пассажирских вагонов в процессе их эксплуатации в теплый и холодный периоды года, подсчитывают среднюю измеренную радиационную температуру его ограждающих поверхностей, определяют алгебраическую разность температур (Δt) между средней температурой воздуха в помещении вагона и средней измеренной радиационной температурой его ограждающих поверхностей и поправку на тепловую радиацию (Qt) нанесением значения (Δt) на шкалу 4 номограммы и откладыванием на шкале 1 номограммы среднего измеренного значения скорости движения воздуха и соединением полученных точек на шкале 1 и шкале 4 прямой линией, которая в точке пересечения со шкалой 2 номограммы дает значение поправки на тепловую радиацию (Qt) и полученные показатели результирующей температуры (RT) для измеренных значений параметров микроклимата сравнивают с нормативными значениями результирующей температуры для гигиенической оценки параметров микроклимата в помещениях вагона, при этом измерение микроклиматических параметров в помещении вагона осуществляют во время движения вагона в одно и тоже время одного дня при закрытых дверях и окнах, открытых жалюзях или шторах при численности пассажиров в исследуемом вагоне не менее 50% и при работающей в автоматическом стационарном режиме системе обеспечения микроклимата, при этом осуществляют одновременное измерение температуры наружного воздуха и температуры воздуха в центре первого, среднего и последнего купе пассажирского вагона, в середине и концах его коридора в трех точках по вертикале на уровне 0,1 м, 1,2 м и 1,7 м от пола, а также в начале, середине и конце салона в двух точках по вертикали на уровне 0,1 ми 1,2 м от пола, а среднюю измеренную температуру в помещениях пассажирского вагона подсчитывают по формуле:

,

где t0,1 - температура воздуха на уровне 0,1 м от пола;

t1,2 - температура воздуха на уровне 1.2 м от пола;

t1,7 - температура воздуха на уровне 1,7 м от пола;

проводят измерение относительной влажности на уровне 1,2 м от пола в центре первого, среднего и последнего купе, в середине и концах коридора и на уровне 1,2 м от пола в центре и концах салона, а полученные показатели относительной влажности усредняют, проводят измерение скорости движения воздуха на уровне 0,1, 1,2 и 1,7 м от пола в центре первого, среднего и последнего купе, в середине и концах коридора, а также в центре салона на уровне 0,1 м и 1,2 м от пола в начале, середине и конце салона, а полученные показатели скорости движения воздуха усредняют, дополнительно осуществляют измерение температуры ограждающих поверхностей на уровне 0,4 м от дивана или полки в первом, среднем и последнем купе, а также в коридоре напротив купе пассажирского вагона, на уровне 0,4 м от дивана, стенки и окна в начале, середине и конце салона, при этом среднюю измеренную радиационную температуру ограждающих поверхностей подсчитывают по формуле:

где

tпов. - средняя температура каждой поверхности, °С;

F - площадь каждой поверхности, м2,

а после определения алгебраической разности температур (Δt) и определения значения поправки на тепловую радиацию (Qt) подсчитывают значение конвекционной температуры tконв.=tсредн.±Qt, которое откладывают на шкале 2 номограммы, затем на шкале 5 номограммы определяют точку пересечения кривой измеренной относительной влажности воздуха с прямой подсчитанной конвекционной температуры и полученную точку на шкале 5 номограммы соединяют с точкой значения конвекционной температуры (tконв.) на шкале 2 номограммы прямой линией, которая на пересечении с линией интегрального норматива микроклимата - результирующей температуры (RT) на шкале 3 номограммы, соответствующей средней измеренной скорости движения воздуха кондиционирования, показывает значение результирующей температуры (RT) для измеренных значений параметров микроклимата, а в процессе гигиенической оценки работы системы регулирования микроклимата в помещениях вагона полученные показатели по результирующей температуре сравнивают с нормативным значением результирующей температуры (RT), принятым для умеренного климатического района как 18,3±2°С в холодный период года и 20,3-2°С в теплый период года, а также для жаркого климатического района как 20,3±2°С в холодный период года и 24,5-2°С в теплый период года, причем при совпадении результатов реальной и нормативной результирующих температур работу системы регулирования микроклимата оценивают как обеспечивающую поддержание заданных комфортных параметров микроклимата, а при несовпадении результатов реальной и нормативной результирующих температур работу системы регулирования микроклимата оценивают как не обеспечивающую поддержание заданных комфортных параметров микроклимата пассажирского вагона и требующую изменения режимов работы систем отопления, а также кондиционирования и вентиляции воздуха, для обеспечения заданные параметры микроклимата пассажирского вагона или вагона электроподвижного состава. При этом при подсчете значения конвекционной температуры (tконв.) значение поправки на тепловую радиацию (Qt) прибавляют к значению средней измеренной температуры воздуха в вагоне (tсредн.), когда средняя измеренная радиационная температура ограждающих поверхностей (tрад.) ниже средней измеренной температуры воздуха в вагоне (tсредн.), и вычитают - когда выше. При этом измерение микроклиматических параметров осуществляют в первой половине дня в холодное время года при температурах наружного воздуха от минус 40°С до плюс 20°С, его относительной влажности от 20 до 90% и атмосферном давлении от 84,0 до 106,7 кПа для умеренного и жаркого климатических районов. При этом измерение микроклиматических параметров осуществляют во второй половине дня в теплое время года при температурах наружного воздуха от плюс 20°С до плюс 40°С, его относительной влажности от 20 до 90% и атмосферном давлении от 84,0 до 106,7 кПа для умеренного климатического района и от плюс 40°С до плюс 48°С, его относительной влажности от 20 до 90% и атмосферном давлении от 84,0 до 106,7 кПа для жаркого климатического района. При этом измерение температуры и относительной влажности воздуха в пассажирских вагонах осуществляют с использованием аспирационного психрометра, а измерение скорости движения воздуха осуществляют с использованием анемометра или кататермометра.

Среди существенных признаков, характеризующих способ измерения и гигиенической оценки параметров микроклимата в помещениях пассажирских вагонов, в салонах вагонов пассажирского типа специального назначения и салонах электроподвижного состава, оборудованных системами отопления и кондиционирования воздуха, отличительными являются:

- измерение микроклиматических параметров в помещении вагона осуществляют во время движения вагона в одно и тоже время одного дня при закрытых дверях и окнах, открытых жалюзях или шторах при численности пассажиров в исследуемом вагоне не менее 50% и при работающей в автоматическом стационарном режиме системе обеспечения микроклимата,

- одновременное измерение температуры наружного воздуха и температуры воздуха в центре первого, среднего и последнего купе пассажирского вагона, в середине и концах его коридора в трех точках по вертикале на уровне 0,1 м, 1,2 м и 1,7 м от пола, а также в начале, середине и конце салона в двух точках по вертикали на уровне 0,1 м и 1,2 м от пола, а среднюю измеренную температуру в помещениях пассажирского вагона подсчитывают по формуле:

где t0,1 - температура воздуха на уровне 0,1 м от пола;

t1,2 - температура воздуха на уровне 1.2 м от пола;

t1,7 - температура воздуха на уровне 1,7 м от пола;

- проведение измерения относительной влажности на уровне 1,2 м от пола в центре первого, среднего и последнего купе, в середине и концах коридора и на уровне 1,2 м от пола в центре и концах салона, а полученные показатели относительной влажности усредняют,

- проведение измерения скорости движения воздуха на уровне 0,1, 1,2 и 1,7 м от пола в центре первого, среднего и последнего купе, в середине и концах коридора, а также в центре салона на уровне 0,1 м и 1,2 м от пола в начале, середине и конце салона, а полученные показатели скорости движения воздуха усредняют,

- дополнительное измерение температуры ограждающих поверхностей на уровне 0,4 м от дивана или полки в первом, среднем и последнем купе, а также в коридоре напротив купе пассажирского вагона, на уровне 0,4 м от дивана, стенки и окна в начале, середине и конце салона, при этом среднюю измеренную радиационную температуру ограждающих поверхностей подсчитывают по формуле:

где

tпов. - средняя температура каждой поверхности, °С;

F - площадь каждой поверхности, м2,

- определения алгебраической разности температур (Δt) и определения значения поправки на тепловую радиацию (Qt) с подсчетом значения конвекционной температуры tконв.=tсредн.±Qt, которое откладывают на шкале 2 номограммы,

- определение на шкале 5 номограммы точки пересечения кривой измеренной относительной влажности воздуха с прямой подсчитанной конвекционной температуры и соединение полученной точки на шкале 5 номограммы с точкой значения конвекционной температуры (tконв.) на шкале 2 номограммы прямой линией, которая на пересечении с линией интегрального норматива микроклимата - результирующей температуры (RT) на шкале 3 номограммы, соответствующей средней измеренной скорости движения воздуха кондиционирования, показывает значение результирующей температуры (RT) для измеренных значений параметров микроклимата,

- в процессе гигиенической оценки работы системы регулирования микроклимата в помещениях вагона полученные показатели по результирующей температуре сравнивают с нормативным значением результирующей температуры (RT), принятым для умеренного климатического района как 18,3±2°С в холодный период года и 20,3-2°С в теплый период года, а также для жаркого климатического района как 20,3±2°С в холодный период года и 24,5-2°С в теплый период года, причем при совпадении результатов реальной и нормативной результирующих температур работу системы регулирования микроклимата оценивают как обеспечивающую поддержание заданных комфортных параметров микроклимата, а при несовпадении результатов реальной и нормативной результирующих температур работу системы регулирования микроклимата оценивают как не обеспечивающую поддержание заданных комфортных параметров микроклимата пассажирского вагона и требующую изменения режимов работы систем отопления, а также кондиционирования и вентиляции воздуха, для обеспечения заданные параметры микроклимата пассажирского вагона или вагона электроподвижного состава,

- при подсчете значения конвекционной температуры (tконв.) значение поправки на тепловую радиацию (Qt) прибавляют к значению средней измеренной температуры воздуха в вагоне (tсредн.), когда измеренная радиационная температура ограждающих поверхностей (tрад.) ниже средней измеренной температуры воздуха в вагоне (tсредн.), и вычитают - когда выше,

- осуществление измерения микроклиматических параметров в первой половине дня в холодное время года при температурах наружного воздуха от минус 40°С до плюс 20°С, его относительной влажности от 20 до 90% и атмосферном давлении от 84,0 до 106,7 кПа для умеренного и жаркого климатических районов,

- осуществление измерения микроклиматических параметров осуществляют во второй половине дня в теплое время года при температурах наружного воздуха от плюс 20°С до плюс 40°С, его относительной влажности от 20 до 90% и атмосферном давлении от 84,0 до 106,7 кПа для умеренного климатического района и от плюс 40°С до плюс 48°С его относительной влажности от 20 до 90% и атмосферном давлении от 84,0 до 106,7 кПа для жаркого климатического района,

- осуществление измерения температуры и относительной влажности воздуха в пассажирских вагонах с использованием аспирационного психрометра, и измерение скорости движения воздуха с использованием анемометра или кататермометра.

Экспериментальные и натурные испытания предложенного способа измерения и гигиенической оценки параметров микроклимата в помещениях пассажирских вагонов и в салонах электроподвижного состава, оборудованных системами отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха, показали его высокую эффективность. Способ при своем использовании обеспечивает измерение в полной мере параметров микроклимата в помещениях пассажирских вагонов, оборудованных системами отопления и кондиционирования воздуха, дает возможность провести гигиеническую оценку параметров микроклимата в помещениях пассажирских вагонов, оборудованных системами отопления и кондиционирования воздуха, с учетом измеренных параметров микроклимата, а также дает повышение степени оценки влияния специфики помещений железнодорожного вагона на его микроклимат.

Реализация предложенного способа измерения и гигиенической оценки параметров микроклимата в помещениях пассажирских вагонов и салонах электроподвижного состава, оборудованных системами отопления и кондиционирования воздуха, иллюстрируется следующими примерами натурных испытаний.

Пример 1. Провели измерение и гигиеническую оценку микроклимата в помещениях купейного пассажирского вагона в условиях умеренного климатического района в холодное время года в первой половине дня при температуре наружного воздуха минус 22°С, его относительной влажности 40% и атмосферном давлении 92 кПа. Измерение параметров микроклимата провели в любой последовательности во время движения вагона в одно и то же время одного дня при закрытых дверях и окнах вагона и открытых шторах при численности пассажиров в исследуемом вагоне 65%, включая исследователей, при работающей в автоматическом стационарном режиме системе подогрева, вентиляции и кондиционирования воздуха, при этом провели три измерения с интервалом в 2 часа. Измерение температуры осуществили с помощью аспирационного психрометра одновременно наружного воздуха и воздуха в центре первого, среднего и последнего купе, а также в середине и концах его коридора в трех точках по вертикале на уровне 0,1 м, 1,2 м и 1,7 м от пола. Среднюю измеренную температуру в помещениях пассажирского вагона подсчитали по формуле:

где t0,1 - температура воздуха на уровне 0,1 м от пола;

t1,2 - температура воздуха на уровне 1.2 м от пола;

t1,7 - температура воздуха на уровне 1,7 м от пола.

Получили среднее измеренное значение температуры воздуха в помещениях вагона tсредн.=22°С. Затем провели с помощью аспирационного психрометра измерение относительной влажности на уровне 1,2 м от пола в центре первого, среднего и последнего купе, в середине и концах коридора и полученные показатели относительной влажности усреднили. Получили среднее измеренное значение относительной влажности 30%. Провели с использованием анемометра измерение скорости движения воздуха на уровне 0,1 м, 1,2 м и 1,7 м от пола в центре первого, среднего и последнего купе, в середине и концах коридора и полученные показатели скорости движения воздуха усреднили. Получили среднее измеренное значение скорости движения воздуха V=0,15 м/сек.

Затем осуществили измерение температуры ограждающих поверхностей на уровне 0,4 м от дивана или полки в первом, среднем и последнем купе, а также в коридоре напротив купе пассажирского вагона, при этом среднюю измеренную радиационную температуру ограждающих поверхностей подсчитали по формуле:

где

tпов. - средняя температура каждой поверхности, °С;

F - площадь каждой поверхности, м2,

Получили среднюю измеренную радиационную температуру ограждающих поверхностей tрад=18°С. Затем подсчитали алгебраическую разность температур (Δt) между средней измеренной температурой воздуха в помещениях вагона и средней измеренной радиационной температурой его ограждающих поверхностей и полученное значение 4°С отложили на шкале 4 номограммы (см. чертеж штриховая линия 1), затем на шкале 1 номограммы отложили среднее измеренное значение скорости движения воздуха V=0,15 м/сек и полученные точки на шкале 1 и шкале 4 соединили прямой линией, которая в точке пересечения со шкалой 2 номограммы дала значение поправки на тепловую радиацию Qt=2°С. Затем подсчитали значение конвекционной температуры (tконв.) по формуле tконв.=tсредн.±Qt, при этом поправку на тепловую радиацию Qt прибавили к среднему измеренному значению температуры воздуха и получили значение 22°С+2°С=24°С. Полученное значение конвекционной температуры tконв.=24°С нанесли на шкалу 2 номограммы. Затем на шкале 5 номограммы определили точку пересечения кривой измеренной относительной влажности воздуха 30% с прямой подсчитанной конвекционной температуры 24°С и полученную точку на шкале 5 номограммы соединили с точкой значения конвекционной температуры (tконв.) на шкале 2 номограммы прямой линией. Эта прямая линия на пересечении с линией интегрального норматива микроклимата - результирующей температуры (RT) на шкале 3 номограммы (соответствующей средней измеренной скорости движения воздуха кондиционирования V=0,15 м/сек.) показала значение результирующей температуры RT=19°С для измеренных значений параметров микроклимата (см. штриховая линия 1).

В процессе гигиенической оценки работы системы регулирования микроклимата в помещениях исследуемого пассажирского купейного вагона полученные показатели по результирующей температуре сравнили с нормативным значением результирующей температуры (RT), принятым для умеренного климатического района как 18,3±2°С в холодный период года, и установили, что результаты реальной и нормативной результирующих температур совпадают (19°С и 18,3±2°С). По совпадению результатов реальной и нормативной результирующих температур работу системы регулирования микроклимата исследуемого вагона оценили как обеспечивающую поддержание заданных комфортных параметров микроклимата.

Пример 2. Провели измерение и гигиеническую оценку микроклимата в помещениях купейного пассажирского вагона в условиях умеренного климатического района в теплое время года во второй половине дня при температуре наружного воздуха плюс 32°С, его относительной влажности 80% и атмосферном давлении 86 кПа. Измерение параметров микроклимата провели в любой последовательности во время движения вагона в одно и то же время одного дня при закрытых дверях и окнах вагона и открытых шторах при численности пассажиров в исследуемом вагоне 72%, включая исследователей, при работающей в автоматическом стационарном режиме системе обеспечения микроклимата, при этом провели три измерения с интервалом в 2 часа. Измерение температуры осуществили с помощью аспирационного психрометра одновременно наружного воздуха и воздуха в центре первого, среднего и последнего купе, а также в середине и концах его коридора в трех точках по вертикале на уровне 0,1 м, 1,2 м и 1,7 м от пола. Среднюю измеренную температуру в помещениях пассажирского вагона подсчитали по формуле:

где t0,1 - температура воздуха на уровне 0,1 м от пола;

t1,2 - температура воздуха на уровне 1.2 м от пола;

t1,7 - температура воздуха на уровне 1,7 м от пола.

Получили среднее измеренное значение температуры воздуха в помещениях вагона tсредн.=26°С. Затем провели с помощью аспирационного психрометра измерение относительной влажности на уровне 1,2 м от пола в центре первого, среднего и последнего купе, в середине и концах коридора и полученные показатели относительной влажности усреднили. Получили среднее измеренное значение относительной влажности 70%. Провели с использованием анемометра измерение скорости движения воздуха на уровне 0,1 м, 1,2 м и 1,7 м от пола в центре первого, среднего и последнего купе, в середине и концах коридора и полученные показатели скорости движения воздуха усреднили. Получили среднее измеренное значение скорости движения воздуха V=0,5 м/сек.

Затем осуществили измерение температуры ограждающих поверхностей на уровне 0,4 м от дивана или полки в первом, среднем и последнем купе, а также в коридоре напротив купе пассажирского вагона, при этом среднюю измеренную радиационную температуру ограждающих поверхностей подсчитали по формуле:

где

tпов. - средняя температура каждой поверхности, °С;

F - площадь каждой поверхности, м2.

Получили среднюю измеренную радиационную температуру ограждающих поверхностей tрад.=24°С. Затем подсчитали алгебраическую разность температур (Δt) между средней измеренной температурой воздуха в помещениях вагона и средней измеренной радиационной температурой его ограждающих поверхностей и полученное значение 2°С отложили на шкале 4 номограммы (см. чертеж штриховая линия 2), затем на шкале 1 номограммы отложили среднее измеренное значение скорости движения воздуха V=0,5 м/сек и полученные точки на шкале 1 и шкале 4 соединили прямой линией, которая в точке пересечения со шкалой 2 номограммы дала значение поправки на тепловую радиацию Qt=1°С. Затем подсчитали значение конвекционной температуры (tконв.) по формуле tконв.=tсредн.±Qt, при этом поправку на тепловую радиацию Qt прибавили к среднему измеренному значению температуры воздуха и получили значение 26°С+1°С=27°С. Полученное значение конвекционной температуры tконв.=27°С нанесли на шкалу 2 номограммы. Затем на шкале 5 номограммы определили точку пересечения кривой измеренной относительной влажности воздуха 70% с прямой подсчитанной конвекционной температуры 27°С и полученную точку на шкале 5 номограммы соединили с точкой значения конвекционной температуры (tконв.) на шкале 2 номограммы прямой линией. Эта прямая линия на пересечении с линией интегрального норматива микроклимата - результирующей температуры (RT) на шкале 3 номограммы (соответствующей средней измеренной скорости движения воздуха кондиционирования V=0,5 м/сек) показала значение результирующей температуры RT=23,5°С для измеренных значений параметров микроклимата (см. штриховая линия 2).

В процессе гигиенической оценки работы системы регулирования микроклимата в помещениях исследуемого пассажирского купейного вагона полученные показатели по результирующей температуре сравнили с нормативным значением результирующей температуры (RT), принятым для умеренного климатического района как 20,3-2°С в теплый период года и установили, что результаты реальной и нормативной результирующих температур не совпадают (23,5°С и 20,3-2°С). По не совпадению результатов реальной и нормативной результирующих температур работу системы регулирования микроклимата исследуемого вагона оценили как не обеспечивающую поддержание заданных комфортных параметров микроклимата пассажирского вагона. Требуется изменение режимов работы систем кондиционирования и вентиляции воздуха для обеспечения заданных параметров комфортного микроклимата пассажирского вагона.

Пример 3. Провели измерение и гигиеническую оценку микроклимата в салоне вагона электроподвижного состава в условиях жаркого климатического района в холодное время года в первой половине дня при температуре наружного воздуха плюс 5°С, его относительной влажности 50% и атмосферном давлении 106 кПа. Измерение параметров микроклимата провели в любой последовательности во время движения вагона в одно и тоже время одного дня при закрытых дверях и окнах вагона и открытых шторах при численности пассажиров в исследуемом вагоне 74%, включая исследователей, при работающей в автоматическом стационарном режиме системе подогрева, вентиляции и кондиционирования воздуха, при этом провели три измерения с интервалом в 2 часа. Измерение температуры осуществили с помощью аспирационного психрометра одновременно наружного воздуха и воздуха в начале, середине и конце салона в двух точках по вертикали на уровне 0,1 м и 1,2 м от пола. Среднюю измеренную температуру в помещениях пассажирского вагона подсчитали по формуле и получили среднее измеренное значение температуры воздуха в помещениях вагона tсредн.=20°С. Затем провели с помощью аспирационного психрометра измерение относительной влажности на уровне 1,2 м от пола в центре и концах салона и полученные показатели относительной влажности усреднили. Получили среднее измеренное значение относительной влажности 50%. Провели с использованием анемометра измерение скорости движения воздуха в центре салона на уровне 0,1 м и 1,2 м от пола в начале, середине и конце салона и полученные показатели скорости движения воздуха усреднили. Получили среднее измеренное значение скорости движения воздуха V=0,5 м/сек.

Затем осуществили измерение температуры ограждающих поверхностей на уровне 0,4 м от дивана, стенки и окна в начале, середине и конце салона вагона, при этом среднюю измеренную радиационную температуру ограждающих поверхностей подсчитали по формуле:

где

tпов. - средняя температура каждой поверхности, °С;

F - площадь каждой поверхности, м2.

Получили среднюю измеренную радиационную температуру ограждающих поверхностей tрад=16°С. Затем подсчитали алгебраическую разность температур (Δt) между средней измеренной температурой воздуха в салоне вагона электропоезда и средней измеренной радиационной температурой его ограждающих поверхностей и полученное значение 4°С отложили на шкале 4 номограммы (см. чертеж штриховая линия 3), затем на шкале 1 номограммы отложили среднее измеренное значение скорости движения воздуха V=0,5 м/сек и полученные точки на шкале 1 и шкале 4 соединили прямой линией, которая в точке пересечения со шкалой 2 номограммы дала значение поправки на тепловую радиацию Qt=1,5°С. Затем подсчитали значение конвекционной температуры (tконв.) по формуле tконв.=tсредн.±Qt, при этом поправку на тепловую радиацию Qt прибавили к среднему измеренному значению температуры воздуха и получили значение 20°С+1,5°С=21,5°С. Полученное значение конвекционной температуры tконв.=21,5°С отложили на шкале 2 номограммы. Затем на шкале 5 номограммы определили точку пересечения кривой измеренной относительной влажности воздуха 50% с прямой подсчитанной конвекционной температуры 21,5°С и полученную точку на шкале 5 номограммы соединили с точкой значения конвекционной температуры (tконв.) на шкале 2 номограммы прямой линией. Эта прямая линия на пересечении с линией интегрального норматива микроклимата - результирующей температуры (RT) на шкале 3 номограммы, соответствующей средней измеренной скорости движения воздуха кондиционирования V=0,5 м/сек, показала значение результирующей температуры RT=17°С для измеренных значений параметров микроклимата (см. штриховая линия 3).

В процессе гигиенической оценки работы системы регулирования микроклимата в помещениях исследуемого пассажирского вагона электроподвижного состава полученные показатели по результирующей температуре сравнили с нормативным значением результирующей температуры (RT), принятым для жаркого климатического района как 20,3±2°С в холодный период года и установили, что результаты реальной и нормативной результирующих температур не совпадают (17°С и 20,3±2°С). По не совпадению результатов реальной и нормативной результирующих температур работу системы регулирования микроклимата исследуемого вагона оценили как не обеспечивающую поддержание заданных комфортных параметров микроклимата пассажирского вагона электроподвижного состава. Требуется изменение режимов работы систем отопления, кондиционирования и вентиляции воздуха для обеспечения заданных комфортных параметров микроклимата пассажирского вагона электроподвижного состава.

Пример 4. Провели измерение и гигиеническую оценку микроклимата в помещениях купейного пассажирского вагона в условиях умеренного климатического района в холодное время года в первой половине дня при температуре наружного воздуха минус 12°С, его относительной влажности 60% и атмосферном давлении 85 кПа. Измерение параметров микроклимата провели в любой последовательности во время движения вагона в одно и тоже время одного дня при закрытых дверях и окнах вагона и открытых шторах при численности пассажиров в исследуемом вагоне 65%, включая исследователей, при работающей в автоматическом стационарном режиме системе подогрева, вентиляции и кондиционирования воздуха, при этом провели три измерения с интервалом в 2 часа. Измерение температуры осуществили с помощью аспирационного психрометра одновременно наружного воздуха и воздуха в центре первого, среднего и последнего купе, а также в середине и концах его коридора в трех точках по вертикале на уровне 0,1 м, 1,2 м и 1,7 м от пола. Среднюю измеренную температуру в помещениях пассажирского вагона подсчитали по формуле:

где t0,1 - температура воздуха на уровне 0,1 м от пола;

t1,2 - температура воздуха на уровне 1,2 м от пола;

t1,7 - температура воздуха на уровне 1,7 м от пола.

Получили среднее измеренное значение температуры воздуха в помещениях вагона tсредн.=18°С. Затем провели с помощью аспирационного психрометра измерение относительной влажности на уровне 1,2 м от пола в центре первого, среднего и последнего купе, в середине и концах коридора и полученные показатели относительной влажности усреднили. Получили среднее измеренное значение относительной влажности 70%. Провели с использованием анемометра измерение скорости движения воздуха на уровне 0,1 м, 1,2 м и 1,7 м от пола в центре первого, среднего и последнего купе, в середине и концах коридора и полученные показатели скорости движения воздуха усреднили. Получили среднее измеренное значение скорости движения воздуха V=0,5 м/сек.

Затем осуществили измерение температуры ограждающих поверхностей на уровне 0,4 м от дивана или полки в первом, среднем и последнем купе, а также в коридоре напротив купе пассажирского вагона, при этом среднюю измеренную радиационную температуру ограждающих поверхностей подсчитали по формуле:

где

tпов. - средняя температура каждой поверхности, °С;

F - площадь каждой поверхности, м2.

Получили среднюю измеренную радиационную температуру ограждающих поверхностей tрад=23°С. Затем подсчитали алгебраическую разность температур (Δt) между средней измеренной температурой воздуха в помещениях вагона и средней измеренной радиационной температурой его ограждающих поверхностей и полученное значение 5°С отложили на шкале 4 номограммы, затем на шкале 1 номограммы отложили среднее измеренное значение скорости движения воздуха V=0,5 м/сек и полученные точки на шкале 1 и шкале 4 соединили прямой линией, которая в точке пересечения со шкалой 2 номограммы дала значение поправки на тепловую радиацию Qt=2°C. Затем подсчитали значение конвекционной температуры (tконв.) по формуле tконв.=tсредн.±Qt, при этом поправку на тепловую радиацию Qt вычитали из значения средней измеренной температуры воздуха и получили значение 18°С-2°С=16°С. Полученное значение конвекционной температуры tконв.=16°С нанесли на шкалу 2 номограммы. Затем на шкале 5 номограммы определили точку пересечения кривой измеренной относительной влажности воздуха 70% с прямой подсчитанной конвекционной температуры 16°С и полученную точку на шкале 5 номограммы соединили с точкой значения конвекционной температуры (tконв.) на шкале 2 номограммы прямой линией. Эта прямая линия на пересечении с линией интегрального норматива микроклимата - результирующей температуры (RT) на шкале 3 номограммы (соответствующей средней измеренной скорости движения воздуха кондиционирования V=0,5 м/сек) показала значение результирующей температуры RT=14°С для измеренных значений параметров микроклимата.

В процессе гигиенической оценки работы системы регулирования микроклимата в помещениях исследуемого пассажирского купейного вагона полученные показатели по результирующей температуре сравнили с нормативным значением результирующей температуры (RT), принятым для умеренного климатического района как 18,3±2°С в холодный период года, и установили, что результаты реальной и нормативной результирующих температур не совпадают (14°С и 18,3±2°С). По несовпадению результатов реальной и нормативной результирующих температур работу системы регулирования микроклимата исследуемого вагона оценили как не обеспечивающую поддержание заданных комфортных параметров микроклимата.

Похожие патенты RU2301751C2

название год авторы номер документа
СИСТЕМА КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ ВОЗДУХА ПАССАЖИРСКОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ВАГОНА 1998
  • Выгузов А.А.
  • Колп А.Я.
  • Матвеев Н.В.
  • Мощенко В.И.
  • Назарцев А.А.
  • Новиков А.В.
  • Плис О.И.
  • Потапов А.П.
  • Стругов А.М.
RU2169090C2
СИСТЕМА КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ ВОЗДУХА ПАССАЖИРСКОГО ДВУХЭТАЖНОГО ВАГОНА 2009
  • Лебедев Алексей Вячеславович
  • Чернов Владимир Николаевич
  • Гришутин Александр Юрьевич
  • Денисов Дмитрий Николаевич
RU2402447C1
СИСТЕМА ВЕНТИЛЯЦИИ И КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ ВОЗДУХА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ВАГОНА 2005
  • Наголкин Александр Владимирович
  • Володина Елена Владимировна
RU2286271C1
УСТРОЙСТВО КОНТРОЛЯ СОСТОЯНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ОБОРУДОВАНИЕМ КУПЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ВАГОНА 2022
RU2795379C1
КУЗОВ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2001
  • Жариков В.А.
  • Закатов С.П.
  • Гаранов С.А.
  • Коковихина М.А.
  • Конюхов А.Д.
  • Подлитов Н.И.
  • Разаренова Л.В.
  • Родионов И.А.
  • Саверин В.Н.
RU2201356C2
СПОСОБ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТЕМПЕРАТУРЫ ВОЗДУХА В КУПЕ ПАССАЖИРСКОГО ВАГОНА И СИСТЕМА КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ ВОЗДУХА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ (ВАРИАНТЫ) 2004
  • Емельянов Анатолий Леонович
  • Емельянов Федор Анатольевич
  • Царь Виталий Владимирович
RU2270117C1
СПОСОБ И СИСТЕМА НОРМАЛИЗАЦИИ МИКРОКЛИМАТА 2006
  • Сайкин Сергей Андреевич
  • Сайкин Андрей Михайлович
RU2345909C2
ОТОПИТЕЛЬНЫЙ КОНТУР ДЛЯ ПОМЕЩЕНИЙ ВАГОНА 2003
  • Николаев И.Б.
  • Рябов Ю.В.
  • Гришутин А.Ю.
  • Резников А.Г.
  • Шустер А.А.
RU2238862C1
СИСТЕМА КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ ВОЗДУХА ПАССАЖИРСКОГО ВАГОНА 2014
  • Лебедев Алексей Вячеславович
  • Чернов Владимир Николаевич
  • Денисов Дмитрий Николаевич
  • Гришутин Александр Юрьевич
RU2588354C1
СИСТЕМА ОТОПЛЕНИЯ В ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ВАГОНЕ 2003
  • Кипка Владимир Васильевич
  • Приходько Владимир Иванович
  • Прохоров Владимир Михайлович
  • Коробка Борис Афанасьевич
  • Шкабров Олег Анатольевич
  • Назаренко Леонид Иванович
  • Солдатов Владимир Александрович
  • Ермаков Виталий Викторович
  • Маначинский Олег Владимирович
  • Игнатов Георгий Сергеевич
RU2259291C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 301 751 C2

Реферат патента 2007 года СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ И ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ ПАРАМЕТРОВ МИКРОКЛИМАТА В ПОМЕЩЕНИЯХ ПАССАЖИРСКИХ ВАГОНОВ И САЛОНОВ ЭЛЕКТРОПОДВИЖНОГО СОСТАВА, ОБОРУДОВАННЫХ СИСТЕМАМИ ОТОПЛЕНИЯ И КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ ВОЗДУХА

Изобретение относится к способам измерения и оценки микроклимата. Способ измерения и гигиенической оценки микроклимата заключается в измерении при закрытых дверях и окнах, открытых жалюзях или шторах и при работающей в автоматическом стационарном режиме системе обеспечения микроклимата температуры наружного воздуха и температуры воздуха в центре первого, среднего и последнего купе пассажирского вагона, в середине и концах его коридора в трех точках по вертикали на уровне 0,1 м, 1,2 м и 1,7 м от пола, а также в начале, середине и конце салона в двух точках по вертикали на уровне 0,1 ми 1,2 м от пола. Подсчитывают по формуле среднюю измеренную температуру в помещениях пассажирского вагона. Проводят измерение относительной влажности на уровне 1,2 м от пола в центре первого, среднего и последнего купе, в центре и концах салона и полученные показатели относительной влажности усредняют. Измеряют скорость движения воздуха на уровне 0,1 м, 1,2 м и 1,7 м от пола в центре первого, среднего и последнего купе, в середине и концах коридора, а также в центре салона на уровне 0,1 м и 1,2 м от пола в начале, середине и конце салона, а полученные показатели скорости движения воздуха усредняют. Измеряют температуры ограждающих поверхностей на уровне 0,4 м от дивана или полки в первом, среднем и последнем купе, а также в коридоре напротив купе пассажирского вагона, на уровне 0,4 м от дивана, стенки и окна в начале, середине и конце салона и подсчитывают по формуле среднюю измеренную радиационную температуру ограждающих поверхностей. По номограмме определяют значение результирующей температуры для измеренных значений параметров микроклимата. Сравнивают значение результирующей температуры с нормативным значением для определенного климатического района для оценки работы системы регулирования микроклимата. Изобретение повышает точность оценки и надежность. 4 з.п. ф-лы, 1 ил.

Формула изобретения RU 2 301 751 C2

1. Способ измерения и гигиенической оценки параметров микроклимата в помещениях пассажирских вагонов и салонов электроподвижного состава, оборудованных системами отопления и кондиционирования воздуха, включающий измерение температуры воздуха (tсредн.), относительной влажности и скорости движения воздуха в помещениях пассажирских вагонов в процессе их эксплуатации в теплый и холодный периоды года, подсчитывают среднюю измеренную радиационную температуру его ограждающих поверхностей, определяют алгебраическую разность температур (Δt) между средней измеренной температурой воздуха в помещениях вагона и средней измеренной радиационной температурой его ограждающих поверхностей и поправку на тепловую радиацию (Qt) нанесением значения (Δt) на шкалу 4 номограммы и откладыванием на шкале 1 номограммы среднего измеренного значения скорости движения воздуха и соединением полученных точек на шкале 1 и шкале 4 прямой линией, которая в точке пересечения со шкалой 2 номограммы дает значение поправки на тепловую радиацию (Qt), и полученные показатели результирующей температуры (RT) для измеренных значений параметров микроклимата сравнивают с нормативными значениями результирующей температуры для гигиенической оценки параметров микроклимата в помещениях вагона, отличающийся тем, что измерение микроклиматических параметров в помещении вагона осуществляют во время движения вагона в одно и тоже время одного дня при закрытых дверях и окнах, открытых жалюзях или шторах при численности пассажиров в исследуемом вагоне не менее 50% и при работающей в автоматическом стационарном режиме системе обеспечения микроклимата, при этом осуществляют одновременное измерение температуры наружного воздуха и температуры воздуха в центре первого, среднего и последнего купе пассажирского вагона, в середине и концах его коридора в трех точках по вертикали на уровне 0,1 м, 1,2 ми 1,7 м от пола, а также в начале, середине и конце салона в двух точках по вертикали на уровне 0,1 м и 1,2 м от пола, а среднюю измеренную температуру в помещениях пассажирского вагона подсчитывают по формуле:

,

где t0,1 - температура воздуха на уровне 0,1 м от пола;

t1,2 - температура воздуха на уровне 1,2 м от пола;

t1,7 - температура воздуха на уровне 1,7 м от пола;

проводят измерение относительной влажности на уровне 1,2 м от пола в центре первого, среднего и последнего купе, в середине и концах коридора и на уровне 1,2 м от пола в центре и концах салона, а полученные показатели относительной влажности усредняют, проводят измерение скорости движения воздуха на уровне 0,1, 1,2 и 1,7 м от пола в центре первого, среднего и последнего купе, в середине и концах коридора, а также в центре салона на уровне 0,1 ми 1,2 м от пола в начале, середине и конце салона, а полученные показатели скорости движения воздуха усредняют, дополнительно осуществляют измерение температуры ограждающих поверхностей на уровне 0,4 м от дивана или полки в первом, среднем и последнем купе, а также в коридоре напротив купе пассажирского вагона, на уровне 0,4 м от дивана, стенки и окна в начале, середине и конце салона, при этом среднюю измеренную радиационную температуру ограждающих поверхностей подсчитывают по формуле:

где tпов. - средняя температура каждой поверхности, °С;

F - площадь каждой поверхности, м2,

а после определения алгебраической разности температур (Δt) и определения значения поправки на тепловую радиацию (Qt), подсчитывают значение конвекционной температуры (tконв.) по формуле tконв.=tсредн.±Qt, которое откладывают на шкале 2 номограммы, затем на шкале 5 номограммы определяют точку пересечения кривой измеренной относительной влажности воздуха с прямой подсчитанной конвекционной температуры и полученную точку на шкале 5 номограммы соединяют с точкой значения конвекционной температуры (tконв.) на шкале 2 номограммы прямой линией, которая на пересечении с линией интегрального норматива микроклимата результирующей температуры (RT) на шкале 3 номограммы, соответствующей средней измеренной скорости движения воздуха кондиционирования, показывает значение результирующей температуры (RT) для измеренных значений параметров микроклимата, а в процессе гигиенической оценки работы системы регулирования микроклимата в помещениях вагона полученные показатели по результирующей температуре сравнивают с нормативным значением результирующей температуры (RT), принятым для умеренного климатического района как 18,3±2°С в холодный период года и 20,3-2°С в теплый период года, а также для жаркого климатического района как 20,3±2°С в холодный период года и 24,5-2°С в теплый период года, причем при совпадении результатов реальной и нормативной результирующих температур работу системы регулирования микроклимата оценивают как обеспечивающую поддержание заданных комфортных параметров микроклимата, а при несовпадении результатов реальной и нормативной результирующих температур работу системы регулирования микроклимата оценивают как не обеспечивающую поддержание заданных комфортных параметров микроклимата пассажирского вагона и требующую изменения режимов работы систем отопления, а также кондиционирования и вентиляции воздуха, для обеспечения заданных параметров микроклимата пассажирского вагона или вагона электроподвижного состава.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что при подсчете значения конвекционной температуры (tконв.) значение поправки на тепловую радиацию (Qt) прибавляют к значению средней измеренной температуры воздуха в вагоне (tсредн.), когда средняя измеренная радиационная температура ограждающих поверхностей (tрад.) ниже средней измеренной температуры воздуха в вагоне (tсредн.), и вычитают - когда выше.3. Способ по п.1 или 2, отличающийся тем, что измерение микроклиматических параметров осуществляют в первой половине дня в холодное время года при температурах наружного воздуха от -40°С до +20°С, его относительной влажности от 20 до 90% и атмосферном давлении от 84,0 до 106,7 кПа для умеренного и жаркого климатических районов.4. Способ по п.1 или 2, отличающийся тем, что измерение микроклиматических параметров осуществляют во второй половине дня в теплое время года при температурах наружного воздуха от плюс 20°С до плюс 40°С, его относительной влажности от 20 до 90% и атмосферном давлении от 84,0 до 106,7 кПа для умеренного климатического района и от плюс 40°С до плюс 48°С, его относительной влажности от 20 до 90% и атмосферном давлении от 84,0 до 106,7 кПа для жаркого климатического района.5. Способ по п.1 или 2, отличающийся тем, что измерение температуры и относительной влажности воздуха в пассажирских вагонах осуществляют с использованием аспирационного психрометра, а измерение скорости движения воздуха осуществляют с использованием анемометра или кататермометра.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2007 года RU2301751C2

СЕРГЕЕВ Е.П
и др
Гигиеническое нормирование интенсивности теплового излучения в пассажирских вагонах
Гигиена и санитария, 1989, №2, с.15-19
Способ получения пента-о-никотината глицирризиновой кислоты 1974
  • Толстиков Генрих Александрович
  • Джемилев Усеин Меметович
  • Юханова Адыбя Шаймулловна
  • Лазарева Дина Наумовна
  • Давыдова Валентина Андреевна
  • Насыров Халил Мусабирович
  • Петунина Антонина Григорьевна
  • Сошников Дмитрий Яковлевич
SU482446A1
Способ разделения сложных метиловых эфиров жирных и смоляных кислот и выделения их из этерифицированного таллового масла 1982
  • Майкл Теренс Клири
  • Санти Кулпратипанья
  • Ричард Вильям Неузил
SU1356966A3
US 5729989 A, 24.03.1998
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УСЛОВИЙ ТЕПЛОВОЙ КОМФОРТНОСТИ МИКРОКЛИМАТА 1990
  • Голиков Владимир Антонович[Ua]
  • Луценко Олег Витальевич[Ua]
RU2029927C1

RU 2 301 751 C2

Авторы

Полякова Валентина Алексеевна

Овечкина Жанна Васильевна

Капцов Валерий Александрович

Сергеев Евгений Павлович

Даты

2007-06-27Публикация

2004-07-08Подача