Изобретение относится к области мостостроения и может быть использовано при ремонте и реконструкции стальных и сталежелезобетонных двух и более пролетных строений мостов, а также путепроводов. Ремонт мостов традиционными способами путем замены балочных пролетных строений новыми является достаточно затратным. Кроме того, балочные мосты изначально являются неэкономичными, так как для пропуска основного объема воды необходим только русловый пролет, а под пойменными пролетами располагают конуса обсыпных устоев.
Известен способ реконструкции сталежелезобетонного пролетного строения моста (RU 2142033). Он предусматривает поэлементный монтаж на нижнем поясе каждой главной балки стального пролетного строения сборно-разборного шпренгеля, одновременное или поочередное натяжение шпренгелей с поочередным выгибанием балок на расчетную величину, омоноличивание балок и демонтаж шпренгелей. Такой способ пригоден для ремонта пролетных строений, сохранивших достаточные прочностные характеристики.
Известен способ ремонта пролетных строений (В.С.Осипов «Содержание и реконструкция мостов» М.: Транспорт, 1986 г. Стр.289, рис.Х.2). Способ предусматривает удаление старых, не пригодных к эксплуатации пролетных строений балочно-консольным краном и монтаж новых пролетных строений этим же краном. Способ достаточно трудоемкий и дорогой. Кроме того, он возможен только для случая, когда опоры пролетных строений сохранили прочностные характеристики и пригодны для дальнейшей эксплуатации.
Возможна замена пролетных строений балочных мостов на арочные конструкции, но эта возможность может быть реализована только при высоких земляных насыпях, в которые могут вписаться арки. Следует учесть, что в этом случае невозможно использовать старое свайное основание и необходимо выполнять новое, так как арочная конструкция требует строительства массивных опор для восприятия не только вертикальных сил, но и горизонтального распора арок во избежание сдвига и опрокидывания (Гибшман М.Е. «Мосты и сооружения на автомобильных дорогах» М.: Транспорт.Стр.231). Таким образом, для замены балочных пролетных строений с низкими земляными насыпями такие сооружения не могут быть использованы.
Известен «Способ реконструкции балочного моста» (RU 2146742) от 30.09.99. Способ предусматривает отведение русла водотока, укладку под существующим пролетным строением невзаимосвязанных с существующими устоями фундаментов под стены прямоугольной трубы, разборку существующего пролетного строения, монтаж водопропускного сооружения и грунтовую засыпку с последующим восстановлением на насыпи верхнего строения пути.
Недостаток способа заключается в том, что, во-первых, не используются существующие фундаменты. Во-вторых, такой способ пригоден для однопролетных мостов и малых водотоков. Кроме того, возведение невзаимосвязанных с устоями существующего моста дополнительных устоев и стен прямоугольной трубы под пролетным строением стесняет русло и снижает водопропускную способность такого сооружения.
Наиболее близким по технической сущности к заявляемому способу является «Способ реконструкции балочного моста» (RU №2225912 с приоритетом от 26.03.2003).
Способ предусматривает реконструкцию балочного моста, содержащего, по меньшей мере, одно пролетное строение, и включает демонтаж всех пролетных строений, замену, по меньшей мере, одного пролетного строения на грунтозасыпное сооружение. Грунтозасыпное сооружение устанавливают на существующие свайные опоры пролетного строения с последующим их объединением, при этом перед его установкой производят укорачивание существующих опор в местах опоры на них грунтозасыпного сооружения, причем оставшиеся незадействованные опоры пролетного строения укорачивают по необходимости для проведения монтажных и грунтозасыпных работ по восстановлению дорожной одежды моста и дороги, при этом грунтозасыпное сооружение применяют рамно-сводчатой конструкции.
Недостаток способа заключается в том, что он применим для пролетов сравнительно малой длины, так как с возрастанием длины пролета необходимо значительно усиливать конструкцию рамно-сводчатого сооружения, что не всегда является возможным в условиях замены старой балочной конструкции моста.
Целью изобретения является разработка экономичного способа реконструкции балочного моста с использованием существующего свайного основания.
Поставленная цель достигается за счет того, что в способе реконструкции балочного моста, содержащего, по меньшей мере, два пролетных строения, включающего демонтаж пролетных строений, замену пролетных строений на грунтозасыпное арочное сооружение с установкой его на укороченные опоры балочного моста, согласно изобретению каждое пролетное строение заменяют одной полуаркой, при этом средние опоры балочного моста оставляют без изменения, или дорабатывают до Т или V-образной формы, или устанавливают дополнительные средние или крайние опоры, причем укорачивают опоры по разные стороны от средней опоры и каждую полуарку объединяют в основании с укороченными опорами, а в вершинной части с не укороченной опорой.
Укорачивание существующих опор производят до уровня монтажных площадок. Оставшиеся незадействованными другие опоры пролетного строения укорачивают по необходимости для проведения монтажных и грунтозасыпных работ по восстановлению дорожной одежды моста и дороги.
Используемые в способе полуарки могут быть выполнены из гофрированного металла или из железобетона.
Сущность изобретения поясняется чертежами, на которых изображено:
Фиг.1. Балочный двухпролетный мост до ремонта.
Фиг.2. Отремонтированный мост с грунтозасыпным арочным сооружением и I-образной опорой.
Фиг.3. Отремонтированный мост с грунтозасыпным арочным сооружением и Т-образной опорой.
Фиг.4. Отремонтированный мост с грунтозасыпным арочным сооружением и V-образной опорой.
Способ ремонта балочного моста осуществляют следующим образом. Производят демонтаж всех пролетных строений 1 балочного моста. В местах опоры заменяющего сооружения укорачивают существующие свайные опоры 2 до уровня монтажных площадок. Среднюю опору 3 оставляют без доработки в виде 1-образной формы или дорабатывают до Т-образной формы 4 или до V-образной формы 5. Затем бетонируют ростверки 6, объединяя их со свайным основанием, устанавливают на ростверки полуарки 7 и производят объединение их в основании с ростверками, например, сваркой закладных деталей (не показано), а в вершинной части с не укороченной опорой 3, или 4, или 5.
Полуарки 7 изготовляют из гофрированного железа или железобетона. При необходимости в свайное основание могут быть установлены дополнительные сваи (не показано). По окончании монтажа производят грунтовую засыпку 8 арочного сооружения и всех оставшихся пролетов демонтированного моста. Оставшиеся незадействованные опоры пролетного строения могут быть оставлены без изменения или укорочены по необходимости для проведения монтажных и грунтозасыпных работ, после окончания которых восстанавливают дорожную одежду 9 моста и дороги.
Заявляемый способ предусматривает ремонт двух и более пролетных строений автодорожных и железнодорожных мостов, а также путепроводов.
Достигнутый технический результат заключается в том, что:
- по сравнению с традиционными вариантами капитальных ремонтов балочных мостов (ремонт и усиление балок, устройство монолитной накладной плиты, наращивание консолей) применение заявленного способа дает экономию до 30% стоимости работ;
- по сравнению с прототипом используется существующее свайное основание;
- способ может быть применен при реконструкции двух и более пролетных строений мостов;
- способ может быть применен при реконструкции мостов на малых реках с сохранением пропуска прежних объемов водотоков.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ РЕКОНСТРУКЦИИ БАЛОЧНОГО МОСТА | 2003 |
|
RU2225912C1 |
СПОСОБ РАЗБОРКИ АРОЧНОГО МОСТА | 2022 |
|
RU2800582C1 |
КОЛЬЦЕВАЯ МАГИСТРАЛЬ МЕГАПОЛИСА И СПОСОБ РЕКОНСТРУКЦИИ КОЛЬЦЕВОЙ МАГИСТРАЛИ МЕГАПОЛИСА | 1998 |
|
RU2136803C1 |
СПОСОБ РЕКОНСТРУКЦИИ МОСТОВОГО ПЕРЕХОДА С ПЕРЕМЕЩЕНИЕМ РЕКОНСТРУИРУЕМОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО МОСТА НА ПЛАВУ | 1999 |
|
RU2152477C1 |
ТРАНСПОРТНЫЙ КОМПЛЕКС МЕГАПОЛИСА И СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ И РАЗГРУЗКИ ПАССАЖИРСКИХ, ГРУЗОПАССАЖИРСКИХ И ГРУЗОВЫХ ПОТОКОВ ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА МЕГАПОЛИСА | 1998 |
|
RU2140480C1 |
ТРАНСПОРТНЫЙ КОМПЛЕКС МЕГАПОЛИСА И СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ И РАЗГРУЗКИ ПАССАЖИРСКИХ, ГРУЗОПАССАЖИРСКИХ И ГРУЗОВЫХ ПОТОКОВ ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА МЕГАПОЛИСА | 1998 |
|
RU2135670C1 |
СПОСОБ РЕКОНСТРУКЦИИ ПРЕДНАПРЯЖЕННОГО ЖЕЛЕЗОБЕТОННОГО КОРОБЧАТОГО ПРОЛЕТНОГО СТРОЕНИЯ | 2022 |
|
RU2801995C1 |
КОЛЬЦЕВАЯ МАГИСТРАЛЬ МЕГАПОЛИСА И СПОСОБ РЕКОНСТРУКЦИИ КОЛЬЦЕВОЙ МАГИСТРАЛИ МЕГАПОЛИСА | 1998 |
|
RU2136802C1 |
ГРУНТОЗАСЫПНОЙ МОСТ | 2023 |
|
RU2822619C1 |
Способ переброски большепролетных трубопроводов доставки пароводяной смеси над каньоном, расположенным в сейсмоактивной зоне | 2023 |
|
RU2815705C1 |
Изобретение относится к области мостостроения и может быть использовано при ремонте и реконструкции железобетонных, стальных и сталежелезобетонных двух и более пролетных строений мостов, а также путепроводов. Способ реконструкции балочного моста, содержащего, по меньшей мере, два пролетных строения, включает демонтаж пролетных строений, замену пролетных строений на грунтозасыпное арочное сооружение с установкой его на укороченные опоры балочного моста. Каждое пролетное строение заменяют одной полуаркой. Средние опоры балочного моста оставляют без изменения, или дорабатывают до Т или V-образной формы, или устанавливают дополнительные средние или крайние опоры. Укорачивают опоры по разные стороны от средней опоры. Каждую полуарку объединяют в основании с укороченными опорами, а в вершинной части с не укороченной опорой. Укорачивание существующих опор производят до уровня монтажных площадок. Оставшиеся незадействованными другие опоры пролетного строения укорачивают по необходимости для проведения монтажных и грунтозасыпных работ по восстановлению дорожной одежды моста и дороги. Полуарки выполняют из гофрированного металла или из железобетона. Технический результат - обеспечение возможности реконструкции мостов на малых реках с сохранением пропуска прежних объемов водотоков и использованием существующего свайного основания. 4 з.п. ф-лы, 4 ил.
СПОСОБ РЕКОНСТРУКЦИИ БАЛОЧНОГО МОСТА | 2003 |
|
RU2225912C1 |
СПОСОБ РЕКОНСТРУКЦИИ БАЛОЧНОГО МОСТА | 2000 |
|
RU2161222C1 |
Способ замены пролетного строения балочного моста | 1975 |
|
SU543692A1 |
ШЕСТЕРИКОВ В.И | |||
Современные требования к техническим решениям по реконструкции автодорожных мостов | |||
- М.: Вестник мостостроения, №3, 1997, с.17-21. |
Авторы
Даты
2007-07-10—Публикация
2005-11-25—Подача