Изобретение относится к области машиностроения, а именно к опорам скольжения различного назначения, выполненным в форме сплошной втулки или разрезной втулки в виде сегментов, в форме сплошного кольца или в форме полуколец, в форме диска или пластины с рабочей поверхностью скольжения.
Известна опора скольжения, выполненная в форме сплошной втулки или разрезной втулки в виде сегментов, в форме сплошного кольца или в форме полуколец, в форме диска или пластины с рабочей поверхностью скольжения (см. например, патент РФ №2130136, МПК F16С 33/12, 1999 г.).
Однако известная опора скольжения при своем использовании имеет следующие недостатки:
- недостаточный срок службы из-за высокого суммарного износа в паре трения,
- повышенную интенсивность линейного изнашивания материала опоры скольжения (5×10-5 мкм/км),
- повышенную интенсивность линейного изнашивания материала контртела (9×10-4 мкм/км),
- недостаточную микротвердость (Нμ=200 МПа)
- имеет в паре трения по металлу высокий динамический коэффициент трения (0,28-0,32).
Задача изобретения - создание опоры скольжения, техническим результатом от использования которой является возможность повышения срока ее службы за счет снижения интенсивности линейного изнашивания как материала опоры, так и материала контртела, выполненного из металла, например стали, чугуна, бронзы и т.д., повышение микротвердости, а также снижение в паре трения по металлу динамического коэффициента трения при сохранении ударной вязкости и устойчивости к расслоению.
Технический результат достигается в предложенной опоре скольжения использованием в объеме антифрикционного композиционного материала сочетанием хаотичного и перпендикулярного или под углом к поверхности трения скольжения размещения волокнистого наполнителя и, кроме того, например сочетанием компонентов использованного для изготовления опоры скольжения антифрикционного композиционного материала и количественным соотношением входящих в него компонентов.
Предложенная опора скольжения выполнена в форме сплошной втулки или разрезной втулки в виде сегментов, в форме сплошного кольца или в форме полуколец, в форме диска или пластины с рабочей поверхностью трения скольжения из полимерного антифрикционного композиционного материала, содержащего термореактивное связующее, волокнистый наполнитель и порошковый наполнитель, при этом в объеме опоры скольжения 30-45 мас.% волокнистого наполнителя полимерного антифрикционного композиционного материала размещено хаотично, а 55-70 мас.% волокнистого наполнителя размещено перпендикулярно или под углом 60-89° к рабочей поверхности трения скольжения. При этом опора скольжения выполнена из полимерного антифрикционного композиционного материала, содержащего в качестве волокнистого наполнителя смесь полиоксадиазольного волокна и хлопчатобумажного волокна, в качестве порошкового наполнителя - графит, оксид кремния, оксид алюминия, волластонит (силикат кальция), дисульфид молибдена, дисульфид вольфрама или сульфид сурьмы, в качестве термореактивного связующего - фенолоформальдегидную или крезолоформальдегидную смолу в виде новолачной и/или резольной формы, материал дополнительно содержит в качестве адгезива - поливинилацетат и/или поливинилбутираль и дополнительно содержит в качестве антиадгезива - стеарат цинка и/или стеарат кальция при следующем количественном содержании компонентов, мас. части:
При этом при использовании в материале новолачных форм фенолоформальдегидной смолы или крезолоформальдегидной смолы в качестве отверждающего агента используют гексаметилентетрамин в количестве 7-20 массовых частей от содержания смолы. При этом в волокнистом наполнителе ее материала содержание полиоксадиазольного волокна в его смеси с хлопчатобумажным волокном выбрано от 30 до 70 мас.%, при этом полиоксадиазольное волокно и хлопчатобумажное волокно используют в виде нити, рубленой нити, сетки, войлока, а также ткани или рубленой ткани саржевого, полотняного или репсового переплетения, при этом длина рубленой нити полиоксадиазольного и хлопчатобумажного волокна выбрана от 3 до 40 мм, а площадь кусочков рубленой ткани из полиоксадиазольного и хлопчатобумажного волокна выбрана от 0,6 см2 до 16 см2. При этом в материале опоры скольжения содержание поливинилацетата в его смеси с поливинилбутиралем выбрано от 30 до 70 массовых %. При этом материал опоры скольжения содержит оксид кремния в форме маршалита или коллоидного кремнезема с размерами частиц от 3 до 10000 нм. При этом материал опоры скольжения содержит оксид алюминия в форме глинозема с размерами частиц от 100 до 20000 нм. При этом материал опоры скольжения содержит графит, волластонит, дисульфид молибдена, дисульфид вольфрама или сульфид сурьмы с размерами частиц от 100 до 60000 нм. При этом в материале опоры скольжения содержание новолачной формы фенолоформальдегидной или крезолоформальдегидной смолы в ее смеси с резольной формой этих же смол выбрано от 30 до 70 массовых %. При этом в материале опоры скольжения содержание стеарата цинка в его смеси со стеаратом кальция выбрано от 30 до 70 массовых %.
Следует отметить, что неожиданно обнаруженная нами закономерность влияния на повышение износостойкости пары трения, особенно на повышение износостойкости металлического контртела, фактора размещения волокнистого наполнителя полимерного антифрикционного материала в виде сочетания хаотичного и перпендикулярного или под углом 60-89° к рабочей поверхности трения скольжения на примере выполнения опоры скольжения из полимерного антифрикционного материала с использованием в качестве волокнистого наполнителя смеси полиоксадиазольного и хлопчатобумажного волокон нашла свое экспериментальное подтверждение и на опорах скольжения, выполненных из антифрикционных композиционных материалах, в которых использованы в качестве волокнистого наполнителя углеродные, полипарафенилентерефталамидные, полиамидобензимидазольные и другие волокна.
Среди существенных признаков, характеризующих предложенную опору скольжения, выполненную из полимерного антифрикционного композиционного материала в форме сплошной втулки или разрезной втулки в виде сегментов, в форме сплошного кольца или в форме полуколец, в форме диска или пластины с рабочей поверхностью скольжения, отличительными являются:
- размещение в объеме опоры скольжения 30-45 мас.% волокнистого наполнителя полимерного антифрикционного композиционного материала хаотично, а 55-70 мас.% волокнистого наполнителя размещено перпендикулярно или под углом 60-89° к рабочей поверхности трения скольжения,
- выполнение опоры скольжения из полимерного антифрикционного композиционного материала, содержащего в качестве волокнистого наполнителя смесь полиоксадиазольного волокна и хлопчатобумажного волокна, в качестве порошкового наполнителя - графит, оксид кремния, оксид алюминия, волластонит, дисульфид молибдена, дисульфид вольфрама или сульфид сурьмы, в качестве термореактивного связующего - фенолоформальдегидную или крезолоформальдегидную смолу в виде новолачной и/или резольной формы, материал дополнительно содержит в качестве адгезива - поливинилацетат и/или поливинилбутираль и дополнительно содержит в качестве антиадгезива - стеарат цинка и/или стеарат кальция при следующем количественном содержании компонентов, мас. часть:
- при использовании в материале опоры скольжения новолачных форм фенолоформальдегидной смолы или крезолоформальдегидной смолы в качестве отверждающего агента используют гексаметилентетрамин в количестве 7-20 массовых частей от содержания смолы,
- содержание в волокнистом наполнителе материала опоры скольжения полиоксадиазольного волокна в его смеси с хлопчатобумажным волокном выбрано от 30 до 70 мас.%, при этом полиоксадиазольное волокно и хлопчатобумажное волокно используют в виде нити, рубленой нити, сетки, войлока, а также ткани или рубленой ткани саржевого, полотняного или репсового переплетения, при этом длина рубленой нити полиоксадиазольного и хлопчатобумажного волокна выбрана от 3 до 40 мм, а площадь кусочков рубленой ткани из полиоксадиазольного и хлопчатобумажного волокна выбрана от 0,6 см2 до 16 см2,
- выбор в материале опоры скольжения содержания поливинилацетата в его смеси с поливинилбутиралем от 30 до 70 мас.%,
- содержание в материале опоры скольжения в качестве порошкового наполнителя оксида кремния в форме маршалита или коллоидного кремнезема с размерами частиц от 3 до 10000 нм,
- содержание в материале опоры скольжения в качестве порошкового наполнителя оксида алюминия в форме глинозема с размерами частиц от 100 до 20000 нм,
- содержание в материале опоры скольжения в качестве порошкового наполнителя графита, волластонит, дисульфида молибдена, дисульфида вольфрама или сульфида сурьмы с размерами частиц от 100 до 60000 нм,
- выбор в материале опоры скольжения содержания новолачной формы фенолоформальдегидной или крезолоформальдегидной смолы в ее смеси с резольной формой этих же смол от 30 до 70 мас.%,
- выбор в материале опоры скольжения содержания стеарата цинка в его смеси со стеаратом кальция от 30 до 70 мас.%.
Экспериментальные исследования пар трения с использованием предложенных опор скольжения различного назначения, выполненных из полимерных антифрикционных композиционных материалов в форме сплошной втулки или разрезной втулки в виде сегментов, в форме сплошного кольца или в форме полуколец, в форме диска или пластины с рабочей поверхностью скольжения, и выполненного из стали контртела из стали с твердостью 32-38 HRC, а затем и натурные ходовые испытания штатного комплекта опор скольжения показали их высокую эффективность. Было установлено, что интенсивность линейного изнашивания материала опоры скольжения составляет от 2×10-8 до 1×10-9 мкм/км, а интенсивность линейного изнашивания материала контр-тела составляет от 1×10-9 до 9×10-10 мкм/км, при динамическом коэффициенте трения пары 0,09-0,15. Одновременно установлено, что опоры скольжения имеют микротвердость Нμ=250-350 МПа), неизменную ударную вязкость на уровне 25-34 кДж/м2 при одновременном сохранении устойчивости к расслоению. Предложенные опоры скольжения в паре трения работоспособны с начала натурных ходовых испытаний и не требуют своей замены до настоящего времени.
В таблице 1 показаны штатные характеристики предложенных опор скольжения, а в таблице 2 представлены экспериментальные составы антифрикционного композиционного материала, использованного для изготовления предложенных опор скольжения.
Технология изготовления предложенных опор скольжения различного назначения в форме сплошной втулки или разрезной втулки в виде сегментов, в форме сплошного кольца или в форме полуколец, в форме диска или пластины с рабочими поверхностями трения скольжения не требует для своего использования специфического технологического оборудования и включает в себя пропитку волокон фенольной смолой, содержащей компоненты материала, и последующее прессование в пресс-формах изделий заданных геометрических форм при нагреве до температур 140-160°С. При этом в процессе укладки и размещения волокнистого наполнителя в пресс-формах для последующего прессования изделий использовались широко применяемые в технологии изготовления изделий из композиционных полимерных материалов технологические приемы намотки и укладки, а также последующего прессования, которые обеспечивали заданное размещение волокнистого наполнителя в предложенной опоре скольжения.
Конструктивные особенности предложенных опор скольжения различного назначения в форме сплошной втулки или разрезной втулки в виде сегментов, в форме сплошного кольца или в форме полуколец, в форме диска или пластины с рабочими поверхностями трения скольжения просты в понимании и не требуют для своей иллюстрации предоставления чертежей.
Предложенные опоры скольжения имеют по сравнению с серийной парой трения увеличенный ресурс, низкий динамический коэффициент трения, обладают уменьшенным износом, особенно низким износом материала контртела, обладают повышенной ударной вязкостью, а также повышенной микротвердостью при сохранении ударной вязкости и устойчивости к расслоению во время эксплуатации.
Содержание компонентов антифрикционного композиционного материала, использованного для изготовления опор скольжения
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
АНТИФРИКЦИОННЫЙ КОМПОЗИЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ | 2005 |
|
RU2278878C1 |
ОПОРА СКОЛЬЖЕНИЯ | 2005 |
|
RU2286487C1 |
ВТУЛКА РЫЧАЖНОЙ ТОРМОЗНОЙ СИСТЕМЫ РЕЛЬСОВОГО ТРАНСПОРТА | 2005 |
|
RU2298707C1 |
РАБОЧАЯ ЛОПАТКА ПЛАСТИНЧАТО-РОТОРНОГО КОМПРЕССОРА ИЗ ИЗНОСОСТОЙКОГО ПОЛИМЕРНОГО КОМПОЗИЦИОННОГО МАТЕРИАЛА | 2010 |
|
RU2430271C1 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ АНТИФРИКЦИОННЫХ ДВУХСЛОЙНЫХ САМОЦЕНТРИРУЮЩИХСЯ ВТУЛОК ИЗ ПОЛИМЕРНЫХ КОМПОЗИЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ | 2008 |
|
RU2376507C1 |
ЛИСТОВОЙ СЛОИСТЫЙ ПОЛИМЕРНЫЙ ИЗНОСОСТОЙКИЙ КОМПОЗИЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ (ВАРИАНТЫ) | 2014 |
|
RU2576302C1 |
ЛИСТОВОЙ СЛОИСТЫЙ ПОЛИМЕРНЫЙ ИЗНОСОСТОЙКИЙ КОМПОЗИЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ (ВАРИАНТЫ) | 2007 |
|
RU2343075C1 |
ПОДШИПНИК КАЧЕНИЯ С ТВЕРДОСМАЗОЧНЫМ АНТИФРИКЦИОННЫМ ЗАПОЛНИТЕЛЕМ | 2005 |
|
RU2298704C1 |
ВОЛОКНИСТЫЙ ПРЕПРЕГ ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ИЗНОСОСТОЙКОГО ПОЛИМЕРНОГО КОМПОЗИЦИОННОГО МАТЕРИАЛА (ВАРИАНТЫ) | 2007 |
|
RU2347791C1 |
ПОЛИМЕРНАЯ КОМПОЗИЦИЯ КОНСТРУКЦИОННОГО НАЗНАЧЕНИЯ | 2007 |
|
RU2346963C1 |
Изобретение относится к области машиностроения, а именно к опорам скольжения различного назначения. Опора скольжения может быть выполнена в форме сплошной втулки или разрезной втулки в виде сегментов, в форме сплошного кольца или в форме полуколец, в форме диска или пластины. Рабочая поверхность трения скольжения выполнена из полимерного антифрикционного композиционного материала. Материал содержит термореактивное связующее, волокнистый наполнитель и порошковый наполнитель, при этом в объеме опоры скольжения 30-45 мас.% волокнистого наполнителя полимерного антифрикционного композиционного материала размещено хаотично, а 55-70 мас.% волокнистого наполнителя размещено перпендикулярно или под углом 60-89° к рабочей поверхности трения скольжения. Технический результат заключается в повышении срока службы за счет снижения интенсивности линейного изнашивания как материала опоры, так и материала контртела, выполненного из металла, например стали, чугуна, бронзы и т.д., повышении микротвердости, а также снижении в паре трения по металлу динамического коэффициента трения при сохранении ударной вязкости и устойчивости к расслоению. 8 з.п. ф-лы, 2 табл.
при использовании в материале новолачных форм фенолоформальдегидной смолы или крезолоформальдегидной смолы в качестве отверждающего агента используют гексаметилентетрамин в количестве 7-20 мас.ч. от содержания смолы.
ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ ПРОКАТНОГО СТАНА | 1998 |
|
RU2130136C1 |
АНТИФРИКЦИОННЫЙ КОМПОЗИЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ | 1998 |
|
RU2137790C1 |
ПОДШИПНИК | 1993 |
|
RU2065095C1 |
ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ | 2001 |
|
RU2208724C2 |
Прессиометр | 1987 |
|
SU1470858A2 |
Способ изоляции водопритоков и зон поглощений в скважинах | 1973 |
|
SU492645A1 |
Авторы
Даты
2007-07-10—Публикация
2006-02-10—Подача