ПОДШИПНИК КАЧЕНИЯ С ТВЕРДОСМАЗОЧНЫМ АНТИФРИКЦИОННЫМ ЗАПОЛНИТЕЛЕМ Российский патент 2007 года по МПК F16C19/00 

Описание патента на изобретение RU2298704C1

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к подшипникам качения, используемых в опорных узлах, работающих в условиях высоких температур и большой запыленности, например в опорных узлах коксовых печей.

Известен подшипник качения с твердосмазочным антифрикционным заполнителем, содержащий наружное и внутреннее кольца с дорожками качения, размещенные между ними тела качения, удерживаемые сепаратором на дорожках качения, при этом все пустоты между наружным и внутренним кольцами, беговыми дорожками и телами качения заполнены твердосмазочным антифрикционным заполнителем (см. авторское свидетельство СССР №1149073, МПК F16С 19/00, 1985 г.).

Однако известный подшипник при своем использовании обладает следующими недостатками:

- недостаточной надежностью при работе в условиях высоких температур и большой запыленности,

- недостаточной долговечностью при работе в условиях высоких температур и большой запыленности,

- недостаточной теплостойкостью при работе в условиях высоких температур и большой запыленности,

- повышенной интенсивностью линейного изнашивания (5×10-5 мкм/км),

- низкий предел прочности при сжатии твердосмазочного антифрикционного заполнителя (менее 80 МПа),

- недостаточную ударную вязкость твердосмазочного антифрикционного заполнителя (14-16 кДж/м2).

Задача изобретения - создание подшипника качения с твердосмазочным антифрикционным заполнителем.

Техническим результатом является возможность повышения надежности, долговечности и теплостойкости при работе в условиях высоких температур и большой запыленности, снижение интенсивности линейного изнашивания тел качения, повышения предела прочности при сжатии и ударной вязкости твердосмазочного антифрикционного заполнителя.

Технический результат достигается в предложенном подшипнике качения с твердосмазочным антифрикционным заполнителем сочетанием компонентов использованного при изготовлении подшипника твердосмазочного антифрикционного заполнителя, а также количественным соотношением входящих в него компонентов.

Предложенный подшипник качения с твердосмазочным антифрикционным заполнителем содержит наружное и внутреннее кольца с дорожками качения, размещенные между ними тела качения, удерживаемые сепаратором на дорожках качения, при этом все пустоты между наружным и внутренним кольцами, беговыми дорожками и телами качения заполнены твердосмазочным антифрикционным заполнителем, в качестве которого используют полимерный антифрикционный материал на основе политетрафторэтилена, содержащий в качестве волокнистого наполнителя от 5 до 15 мас.% полиоксадиазольного термостойкого волокна, при этом полиоксадиазольное термостойкое волокно используют в виде сетки, войлока, ткани, нити или рубленой нити, рубленой ткани саржевого, полотняного или репсового переплетения, причем длина рубленой нити полиоксадиазольного термостойкого волокна выбрана от 3 до 40 мм, а площадь кусочков рубленой ткани из полиоксадиазольного термостойкого волокна выбрана от 0,6 см2 до 16 см2.

Среди существенных признаков, характеризующих предложенный подшипник качения с твердосмазочным антифрикционным заполнителем, отличительными являются:

- использование в качестве твердосмазочного антифрикционного заполнителя полимерного антифрикционного материала на основе политетрафторэтилена, содержащего в качестве волокнистого наполнителя от 5 до 15 мас.% полиоксадиазольного термостойкого волокна,

- использование в твердосмазочном антифрикционном заполнителе полиоксадиазольного термостойкого волокна в виде сетки, войлока, ткани, нити или рубленой нити, рубленой ткани саржевого, полотняного или репсового переплетения, причем длина рубленой нити полиоксадиазольного термостойкого волокна выбрана от 3 до 40 мм, а площадь кусочков рубленой ткани из полиоксадиазольного термостойкого волокна выбрана от 0,6 см2 до 16 см2.

Экспериментальные исследования предложенного подшипника качения с твердосмазочным антифрикционным заполнителем, а затем и натурные ходовые испытания штатного комплекта показали их высокую эффективность. Было установлено, что предложенный подшипник качения с твердосмазочным антифрикционным заполнителем обладает повышенной надежностью, долговечностью и теплостойкостью при эксплуатации в условиях высоких температур и большой запыленности. При этом одновременно было установлено, что достигнуто снижение интенсивности линейного изнашивания тел качения подшипника, а материал твердосмазочного антифрикционного заполнителя имеет предел прочности при сжатии 110-120 МПа и ударную вязкость 21-22 кДж/м2.

Технология изготовления предложенного подшипника качения с твердосмазочным антифрикционным заполнителем не требует использования специфического технологического оборудования и включает в себя заполнение под давлением пустот между наружным и внутренним кольцами, беговыми дорожками и телами качения твердосмазочным антифрикционным заполнителем, предварительно нагретым до температуры 140-160°С. Использованный в предложенном подшипнике в качестве твердосмазочного антифрикционного заполнителя полимерный композиционный материал предварительно готовится пропиткой при комнатной температуре полиоксадиазольного волокна политетрафторэтиленом.

Конструкция предложенного подшипника качения с твердосмазочным антифрикционным заполнителем проста в понимании и не требует для своей иллюстрации предоставления чертежей.

Пример 1. Все пустоты подшипника качения №6315 по ГОСТ 8338-75 заполнялись под давлением нагретым до температуры 140°С твердосмазочным антифрикционным заполнителем на основе политетрафторэтилена, упрочненного 5 мас.% полиоксадиазольного термостойкого волокна в виде рубленой нити с длиной 3-40 мм. Заполнение пустот подшипника проводилось в специальной пресс-форме методом компрессионного прессования. Готовый подшипник проходил конечную технологическую приработку в опорах колес тележек при температуре эксплуатации 200°С и высокой запыленности.

Пример 2. Все пустоты подшипника качения №6315 по ГОСТ 8338-75 заполнялись под давлением нагретым до температуры 160°С твердосмазочным антифрикционным заполнителем на основе политетрафторэтилена, упрочненного 10 мас.% полиоксадиазольного термостойкого волокна в виде рубленой ткани репсового переплетения, причем площадь использованных кусочков рубленой ткани из полиоксадиазольного термостойкого волокна составляла от 0,6 см2 до 16 см2. Заполнение пустот подшипника проводилось в специальной пресс-форме методом компрессионного прессования. Готовый подшипник проходил конечную технологическую приработку в опорах колес тележек при температуре эксплуатации 200°С и высокой запыленности.

Пример 3. Все пустоты подшипника качения №6315 по ГОСТ 8338-75 заполнялись под давлением нагретым до температуры 150°С твердосмазочным антифрикционным заполнителем на основе политетрафторэтилена, упрочненного 15 мас.% полиоксадиазольного термостойкого волокна в виде рубленой ткани саржевого переплетения, причем площадь использованных кусочков рубленой ткани из полиоксадиазольного термостойкого волокна составляла от 0,6 см2 до 16 см2. Заполнение пустот подшипника проводилось в специальной пресс-форме методом компрессионного прессования. Готовый подшипник проходил конечную технологическую приработку в опорах колес тележек при температуре эксплуатации 200°С и высокой запыленности.

Предложенный подшипник качения с твердосмазочным антифрикционным заполнителем имеет по сравнению с серийным подшипником аналогичного назначения увеличенную надежность, увеличенную на 14% долговечность и теплостойкость при эксплуатации в условиях высоких температур и большой запыленности, а также повышенные до 110-120 МПа предел прочности при сжатии и до 21-22 кДж/м2 ударную вязкость материала твердосмазочного антифрикционного заполнителя.

Похожие патенты RU2298704C1

название год авторы номер документа
ВТУЛКА РЫЧАЖНОЙ ТОРМОЗНОЙ СИСТЕМЫ РЕЛЬСОВОГО ТРАНСПОРТА 2005
  • Чукаловский Павел Алексеевич
  • Буяев Дмитрий Игоревич
  • Якобук Анатолий Алексеевич
  • Буря Александр Иванович
  • Бутягин Павел Анатольевич
  • Шувалов Вячеслав Юрьевич
  • Буткин Михаил Геннадиевич
  • Черепов Олег Вячеславович
  • Краснов Александр Петрович
  • Шабанова Надежда Антоновна
RU2298707C1
ОПОРА СКОЛЬЖЕНИЯ 2006
  • Чукаловский Павел Алексеевич
  • Краснов Александр Петрович
  • Буяев Дмитрий Игоревич
  • Клинаев Виталий Михайлович
  • Демтиров Владислав Харлампиевич
  • Карасев Юрий Васильевич
  • Бычков Роберт Андреевич
RU2302564C1
АНТИФРИКЦИОННЫЙ КОМПОЗИЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ 2005
  • Чукаловский Павел Алексеевич
  • Краснов Александр Петрович
  • Кузнецов Виталий Васильевич
  • Буяев Дмитрий Игоревич
  • Иванов Альберт Иванович
  • Шабанова Надежда Антоновна
  • Буря Александр Иванович
RU2278878C1
РАБОЧАЯ ЛОПАТКА ПЛАСТИНЧАТО-РОТОРНОГО КОМПРЕССОРА ИЗ ИЗНОСОСТОЙКОГО ПОЛИМЕРНОГО КОМПОЗИЦИОННОГО МАТЕРИАЛА 2010
  • Чукаловский Павел Алексеевич
  • Митин Валентин Геннадиевич
  • Муратов Вячеслав Васильевич
  • Буяев Дмитрий Игоревич
RU2430271C1
ПОЛИМЕРНАЯ КОМПОЗИЦИЯ КОНСТРУКЦИОННОГО НАЗНАЧЕНИЯ 2006
  • Буря Александр Иванович
  • Чукаловский Павел Алексеевич
  • Арламова Нина Тедженовна
  • Бутягин Павел Анатольевич
  • Ваньков Александр Юрьевич
  • Буяев Дмитрий Игоревич
RU2309170C1
ОПОРА СКОЛЬЖЕНИЯ 2005
  • Чукаловский Павел Алексеевич
  • Краснов Александр Петрович
  • Кузнецов Виталий Васильевич
  • Буяев Дмитрий Игоревич
  • Иванов Альберт Иванович
  • Шабанова Надежда Антоновна
  • Чернов Владимир Александрович
  • Никитин Георгий Борисович
  • Буря Александр Иванович
RU2286487C1
ЛИСТОВОЙ СЛОИСТЫЙ ПОЛИМЕРНЫЙ ИЗНОСОСТОЙКИЙ КОМПОЗИЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ (ВАРИАНТЫ) 2007
  • Чукаловский Павел Алексеевич
  • Митин Валентин Геннадиевич
  • Муратов Вячеслав Васильевич
  • Буяев Дмитрий Игоревич
RU2343075C1
ПОЛИМЕРНАЯ КОМПОЗИЦИЯ КОНСТРУКЦИОННОГО НАЗНАЧЕНИЯ 2007
  • Бутягин Павел Анатольевич
  • Буря Александр Иванович
  • Арламова Нина Тедженовна
  • Демтиров Владислав Харлампиевич
  • Карасев Юрий Васильевич
  • Буяев Дмитрий Игоревич
  • Клинаев Виталий Михайлович
  • Романов Владимир Владимирович
RU2346963C1

Реферат патента 2007 года ПОДШИПНИК КАЧЕНИЯ С ТВЕРДОСМАЗОЧНЫМ АНТИФРИКЦИОННЫМ ЗАПОЛНИТЕЛЕМ

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к подшипникам качения, используемым в опорных узлах, работающих в условиях высоких температур и большой запыленности, например в опорных узлах коксовых печей. Подшипник качения с твердосмазочным антифрикционным заполнителем содержит наружное и внутреннее кольца с дорожками качения, размещенные между ними тела качения, удерживаемые сепаратором на дорожках качения. Все пустоты между наружным и внутренним кольцами, беговыми дорожками и телами качения заполнены твердосмазочным антифрикционным заполнителем. В качестве твердосмазочного антифрикционного заполнителя используют полимерный антифрикционный материал на основе политетрафторэтилена. Полимерный антифрикционный материал содержит в качестве волокнистого наполнителя от 5 до 15 мас.% полиоксадиазольного термостойкого волокна. Полиоксадиазольное термостойкое волокно используют в виде сетки, войлока, ткани, нити или рубленой нити, рубленой ткани саржевого, полотняного или репсового переплетения. Длина рубленой нити полиоксадиазольного термостойкого волокна выбрана от 3 до 40 мм. Площадь кусочков рубленой ткани из полиоксадиазольного термостойкого волокна выбрана от 0,6 см2 до 16 см2. Технический результат: повышение надежности, долговечности и теплостойкости при работе высоких температур и большой запыленности; снижение интенсивности линейного изнашивания тел качения; повышение предела прочности при сжатии и ударной вязкости твердосмазочного антифрикционного заполнителя.

Формула изобретения RU 2 298 704 C1

Подшипник качения с твердосмазочным антифрикционным заполнителем, содержащий наружное и внутреннее кольца с дорожками качения, размещенные между ними тела качения, удерживаемые сепаратором на дорожках качения, при этом все пустоты между наружным и внутренним кольцами, беговыми дорожками и телами качения заполнены твердосмазочным антифрикционным заполнителем, отличающийся тем, что в качестве твердосмазочного антифрикционного заполнителя используют полимерный антифрикционный материал на основе политетрафторэтилена, содержащий в качестве волокнистого наполнителя от 5 до 15 мас.% полиоксадиазольного термостойкого волокна, при этом полиоксадиазольное термостойкое волокно используют в виде сетки, войлока, ткани, нити или рубленой нити, рубленой ткани саржевого, полотняного или репсового переплетения, причем длина рубленой нити полиоксадиазольного термостойкого волокна выбрана от 3 до 40 мм, а площадь кусочков рубленой ткани из полиоксадиазольного термостойкого волокна выбрана от 0,6 до 16 см2.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2007 года RU2298704C1

Подшипник качения с твердосмазочным заполнением 1982
  • Дубровский Виталий Павлович
  • Котурга Владимир Петрович
  • Латышенко Михаил Павлович
  • Новиков Виктор Михайлович
SU1149073A1
Подшипник качения 1988
  • Дубровский Виталий Павлович
  • Котурга Владимир Петрович
  • Любимов Олег Владиславович
  • Толстов Александр Евгеньевич
  • Соболев Сергей Иванович
SU1557382A1
Подшипник качения 1990
  • Герасименко Сергей Владимирович
  • Винтерголлер Владимир Федорович
  • Морозов Александр Геннадьевич
  • Аршуляк Евгений Сергеевич
  • Латышенко Михаил Павлович
SU1754945A1
ПОДШИПНИК КАЧЕНИЯ 1991
  • Латышенко М.П.
  • Герасименко С.В.
  • Короткевич В.С.
  • Морозов А.Г.
RU2016278C1
US 6296393 B1, 02.10.2001.

RU 2 298 704 C1

Авторы

Буря Александр Иванович

Буяев Дмитрий Игоревич

Бутягин Павел Анатольевич

Ваньков Александр Юрьевич

Демтиров Владислав Харлампиевич

Дудин Владимир Юрьевич

Карасев Юрий Васильевич

Краснов Александр Петрович

Чукаловский Павел Алексеевич

Черепов Олег Вячеславович

Даты

2007-05-10Публикация

2005-12-02Подача