Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в различных узлах трения.
Известен подшипник скольжения, содержащий втулку, на внутренней поверхности которой нанесена антифрикционная полимерная пленка (А.В. Чичинадзе. Полимеры в узлах трения машин и приборов. М.: Машиностроение, 1980, с. 40-41).
Недостатком этого подшипника скольжения является то, что получение антифрикционной полимерной пленки производят путем напыления, из-за чего прочность сцепления пленки со втулкой невысока, поэтому снижается надежность работы подшипника.
Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности и достигаемому результату является подшипник скольжения, включающий втулку, на внутренней поверхности которой закреплена антифрикционная полимерная пленка за счет размещения ее участков в кольцевых канавках с профилем в виде ласточкиного хвоста и заполнения оставшегося объема канавок полимерной композицией (патент РФ 2167348. Способ изготовления антифрикционных изделий, БИ 14, 2001).
Однако в связи с тем, что при длительной эксплуатации полимерная композиция теряет прочностные свойства, узел крепления антифрикционной полимерной пленки разрушается, особенно при динамических нагрузках и температурных колебаниях.
Технической задачей, на решение которой направлено изобретение, является повышение долговечности подшипника скольжения.
Решение указанной задачи достигается тем, что согласно изобретению антифрикционная полимерная пленка в кольцевых канавках дополнительно зафиксирована путем обжатия упругим элементом широкой части ласточкиного хвоста. Кроме того, упругий элемент выполнен в виде плоской пружины.
Дополнительная фиксация антифрикционной полимерной пленки упругим элементом повышает надежность крепления пленки независимо от старения полимерной композиции при длительной эксплуатации. Использование в качестве упругого элемента плоской пружины повышает долговечность узла крепления антифрикционной полимерной пленки в канавке за счет надежного обжатия пленки и обеспечивает необходимое усилие для крепления пленки к несущей поверхности даже после разрушения полимерной композиции (например, при динамических нагрузках и температурных колебаниях).
Сущность изобретения поясняется чертежами.
На фиг.1 изображен общий вид подшипника скольжения с разрезом.
На фиг.2 приведен узел I на фиг. 1 - вид конструкции крепления антифрикционной полимерной пленки на втулке.
Подшипник скольжения включает втулку 1 и антифрикционную полимерную пленку 2, например, из фторопласта с наполнителем из дисульфида молибдена или графита. На внутренней поверхности втулки 1 нарезаны кольцевые канавки 3 с профилем в виде ласточкиного хвоста, в которых размещена антифрикционная полимерная пленка 2. Оставшаяся часть объема канавки 3 заполнена отвержденной полимерной композицией 4 (например, эпоксидной смолой с наполнителями в виде графита, дисульфида молибдена). В канавках 3 расположен упругий элемент в виде плоской пружины 5, которая обжимает антифрикционную полимерную пленку 2 в широкой части ласточкиного хвоста. Плоскую пружину 5 устанавливают в кольцевую канавку 3 перед заполнением ее полимерной композицией 4.
При эксплуатации подшипника скольжения упругий элемент надежно удерживает антифрикционную полимерную пленку 2 в канавке 3 за счет создания армирующего эффекта для полимерной композиции и упругих свойств плоской пружины 5.
Таким образом, повышается долговечность подшипника скольжения, так как исключается отслоение антифрикционной полимерной пленки от втулки, особенно при работе узлов трения с динамическими нагрузками и перепадами температур.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ | 2001 |
|
RU2207453C2 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ АНТИФРИКЦИОННЫХ ИЗДЕЛИЙ | 2001 |
|
RU2208725C1 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ | 2001 |
|
RU2192962C1 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ | 2002 |
|
RU2225543C1 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ АНТИФРИКЦИОННЫХ ИЗДЕЛИЙ | 2000 |
|
RU2167348C1 |
ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ | 2005 |
|
RU2292492C2 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ АНТИФРИКЦИОННЫХ ИЗДЕЛИЙ | 2001 |
|
RU2185533C1 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ | 2002 |
|
RU2222722C2 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ | 2001 |
|
RU2200257C2 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ | 2001 |
|
RU2189904C1 |
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в узлах трения машин и механизмов. Подшипник скольжения включает втулку, на внутренней поверхности которой закреплена антифрикционная полимерная пленка за счет размещения ее участков в кольцевых канавках с профилем в виде ласточкиного хвоста. Оставшийся после размещения на внутренней поверхности втулки полимерной пленки оставшийся в канавках объем заполняется полимерной композицией. При этом антифрикционная полимерная пленка в кольцевых канавках дополнительно зафиксирована путем обжатия упругим элементом в виде плоской пружины широкой части ласточкиного хвоста. Технический результат - повышение долговечности подшипника скольжения. 1 з.п.ф-лы, 2 ил.
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ АНТИФРИКЦИОННЫХ ИЗДЕЛИЙ | 2000 |
|
RU2167348C1 |
СПОСОБ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ПОЛИМЕРА НА МЕТАЛЛИЧЕСКОМ КОРПУСЕ ПОДШИПНИКА | 1988 |
|
RU2047014C1 |
US 5356362, 16.02.1975 | |||
WO 8505674, 24.09.1987 | |||
FR 797483, 27.04.1936. |
Авторы
Даты
2003-07-20—Публикация
2001-07-23—Подача