ПОДВОДНОЕ ГРУЗОПОДЪЕМНОЕ УСТРОЙСТВО Российский патент 2007 года по МПК B63C7/16 B63C7/02 

Описание патента на изобретение RU2302972C2

Изобретение относится к аварийно-спасательной технике, а именно к устройствам для остропки и подъема затонувших объектов, лежащих на грунте.

Известно устройство для доставки подъемного троса к подводным объектам, содержащее подъемный (грузовой) трос со световым и гидроакустическим маяками, якорь и соединительный трос (см. журнал «Военно-морская техника», 1970, №10, с.34).

Устройство имеет следующие недостатки:

1. Укладка соединительного троса не исключает возможности его запутывания в процессе опускания под воду, а также при разматывании соединительного троса.

2. Необходимость подъема вместе с объектом и якоря значительно снижает грузоподъемные возможности основного троса, так как требует применения более прочных, а следовательно, более тяжелых тросов, чем это необходимо для подъема объекта.

Известно другое устройство для доставки подъемного троса к подводным объектам (см. авторское свидетельство СССР №732167, опубликованное 05.05.80 в Бюллетене №17), которое принимаем в качестве прототипа.

Это устройство дополнительно снабжено вьюшкой, на которую намотан соединительный (маневровый) трос, механизм сброса (разрывным замком), верхним и нижним вертлюгами, что позволило устранить перечисленные выше недостатки.

Однако этому устройству присущи другие недостатки:

1. При выборке грузового каната для подъема остропленного объекта на поверхность вьюшка будет мешать подъему и потребуется переостропка объекта даже с применением водолазов, а это в сложных морских условиях требует много времени и чревато потерей уже поднятого объекта (что было на практике не один раз).

2. Якорь остается на грунте, т.е. теряется безвозвратно.

Задачей изобретения является повышение надежности устройства как при доставке подъемного троса на большую глубину, так и при подъеме остропленного объекта на поверхность без переостропки, а также предотвращение безвозвратной потери якорей.

Задача решается тем, что вьюшка выполнена в виде двух расположенных один внутри другого невращающихся и имеющих положительную плавучесть барабанов, причем внутренний барабан закреплен на внутренней стороне одной реборды наружного барабана. В то же время верхняя часть другой реборды наружного барабана через верхние разрывной замок и вертлюг соединена с грузовым канатом, а нижняя - через нижние разрывной замок и вертлюг соединена с якорем. Одновременно к грузовому канату через верхний вертлюг присоединен маневровый трос, который уложен на наружном барабане и зафиксирован на нем с помощью каболок или эластичного бандажа, а уложенный и закрепленный на внутреннем барабане вспомогательный трос присоединен через нижний вертлюг к якорю.

Сущность изобретения поясняется чертежами. На фиг.1 изображены схематично предлагаемое устройство, затонувший объект и подводный аппарат; на фиг.2 - то же, после срабатывания верхнего и нижнего разрывных замков.

Устройство состоит из грузового каната 1, маневрового троса 2, уложенного на наружный барабан 3, внутри которого на правой реборде 4 закреплен внутренний барабан 5, предназначенный для укладки вспомогательного троса 6. Внутренняя полость внутреннего барабана, в целях придания барабанам положительной плавучести, заполнена легковесным заполнителем 7 (или может быть выполнена герметичной).

Левая реборда верхнего барабана 8 через верхний разрывной замок 9 и верхний вертлюг 10 соединена с грузовым канатом 1, а через нижний разрывной замок 11, нижний вертлюг 12 и трос 13 - с якорем 14.

Коренной конец маневрового троса 2 через верхний вертлюг 10 соединен с грузовым канатом 1, а его ходовой конец через вертлюг соединен, например, с огоном или любым другим устройством (закладным, захватным и т.п.), необходимым для остропки конкретного затонувшего объекта.

Один конец вспомогательного троса 6 закреплен на внутреннем барабане 5, а другой - через нижний вертлюг 12 соединен с тросом якоря 13. Выше вертлюга 10 установлены световой и гидроакустический маяки 15.

В качестве разрывного замка может использоваться глаголь-гак, пироболт и т.п.

Устройство в собранном виде опускается с надводного судна на грузовом канате 1 до укладки якоря 14 на грунт на минимально возможном расстоянии от затонувшего объекта. Подводный аппарат, ориентируясь по сигналам гидроакустического и светового маяков 15, подходит к наружному барабану 3, манипулятором захватывает свободный (ходовой) конец маневрового троса 2 и буксирует его к подводному объекту, при этом трос разматывается с барабана.

Подойдя к объекту, ПА закрепляет на нем доставленный ходовой конец маневрового троса 2, например, с помощью огона, карабина, захвата и т.п. Проверив надежность закрепления (после освобождения от троса), ПА удаляется на безопасное расстояние. Длина маневрового троса, при выполнении подобных работ, обычно составляет 50-70 м.

На судне подбирают грузовой канат 1 до отрыва якоря 14 от грунта на 5-10 м. При этом маневровый трос, за счет перемещения судна с устройством в заданном направлении, натягивается и продолжает разматываться («сходить») с барабана 3 в направлении его оси (по принципу «схода» лески с безынерционной спиннинговой катушки).

Маневровый трос зафиксирован на барабане каболками или эластичным бандажом, которые будут обрываться (растягиваться) при сматывании троса под натяжением. При «сходе» последнего витка маневрового троса 2 с барабана автоматически открывается верхний разрывной замок 9. Верхняя часть левой реборды 8 освобождается от крепления к грузовому канату. Устройство «переходит» в положение, показанное на фиг.2Б, т.е. линия «грузовой канат - маневровый трос - подводный объект» свободна и готова для подъема объекта на судно. Якорь 14 с «висящими» над ним барабанами ложится на грунт.

По готовности дается команда на открывание разрывного замка 11. Нижняя часть левой реборды 8 освобождается от крепления к якорю 14, и барабаны 3 и 5 под действием положительной плавучести начинают всплывать.

Вспомогательный трос 6 «сходит» с внутреннего барабана 5 и связка «якорь - вспомогательный трос - барабаны» занимает положение, показанное на фиг.2А.

После всплытия барабанов на поверхность вспомогательный трос 6 может использоваться как грузоподъемный, если его прочность достаточна для этого, или служить направляющим для доставки более прочного подъемного троса для якоря.

При изготовлении устройства целесообразно использовать неметаллические троса с плавучестью, близкой к нулю.

Технико-экономическое преимущество предлагаемого устройства по сравнению с прототипом (авторское свидетельство СССР №732167) состоит в том, что:

- устройство выполнено компактно, что упрощает технологию сборки и спуска его с борта судна на грунт;

- после буксировки и закрепления подводным аппаратом маневрового троса на объекте тросовые барабаны отделяются от грузового каната и линия «грузовой канат - маневровый трос - подводный объект», освобожденная от громоздких элементов, позволяет производить подъем объекта на судно без переостропки (безостановочно), что значительно повышает вероятность успешного подъема остропленного объекта;

- якорь с «висящими» над ним барабанами после отделения грузового каната могут быть подняты на судно и использованы повторно.

По состоянию на 2002 год устройство разработано на уровне технического предложения.

Похожие патенты RU2302972C2

название год авторы номер документа
ГАЗОГЕНЕРАТОР ДЛЯ УСТРОЙСТВА СУДОПОДЪЕМА С БОЛЬШИХ ГЛУБИН, УСТРОЙСТВО СУДОПОДЪЕМА С БОЛЬШИХ ГЛУБИН И СПОСОБ СУДОПОДЪЕМА С БОЛЬШИХ ГЛУБИН 2011
  • Берков Юрий Алексеевич
RU2476347C2
Устройство для доставки подъемного троса к подводным объектам 1978
  • Кондратьев Вениамин Алексеевич
  • Евсеев Валерий Алексеевич
  • Никитинский Аврелий Иванович
SU732167A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ВЫНОСА ПОДЪЕМНОГО КАНАТА НА ПОВЕРХНОСТЬ 2004
  • Агишев Евгений Робертович
  • Акинчиц Александр Брониславович
  • Воробьев Василий Валентинович
  • Дикарев Николай Федорович
  • Ерпулев Михаил Анатольевич
  • Иванжин Анатолий Павлович
  • Кваша Николай Иосифович
  • Козлов Андрей Константинович
  • Подкопаев Дмитрий Михайлович
RU2267438C1
КОМПЛЕКС ДЛЯ ПОДЪЕМА ЗАТОНУВШИХ ОБЪЕКТОВ ИЗ-ПОДО ЛЬДА 2016
  • Асминин Виталий Викторович
  • Башмаков Сергей Валентинович
  • Краморенко Андрей Вячеславович
  • Чумаров Рудольф Иванович
RU2689050C2
КОМПЛЕКС ДЛЯ ПОДЪЕМА И ТРАНСПОРТИРОВАНИЯ ЗАТОНУВШИХ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК И ДРУГИХ СУДОВ 2009
  • Киселев Вячеслав Алексеевич
  • Сидоров Виталий Александрович
  • Фомин Владимир Григорьевич
  • Татаренков Анатолий Корнеевич
  • Галабурда Михаил Александрович
  • Киселев Дмитрий Алексеевич
RU2390460C1
СИСТЕМА ДЛЯ ПОДЪЕМА ЗАТОНУВШИХ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК 2018
  • Асминин Виталий Викторович
  • Агеев Антон Сергеевич
  • Ерохин Алексей Геннадьевич
  • Коновалов Виталий Сергеевич
  • Краморенко Андрей Вячеславович
  • Чумаров Рудольф Иванович
  • Фёдоров Андрей Николаевич
RU2707472C1
СПОСОБ ПОИСКА И ПОДЪЕМА НА ПОВЕРХНОСТЬ МОРЯ ЗАТОНУВШЕГО ОБЪЕКТА, А ТАКЖЕ СПАСЕНИЯ ЛЮДЕЙ, ОКАЗАВШИХСЯ В НЕМ 2005
  • Бахарев Сергей Алексеевич
RU2299446C1
БЫСТРОРАЗВЕРТЫВАЕМЫЙ КОМПЛЕКС ПОИСКА ЗАТОНУВШИХ ОБЪЕКТОВ 2020
  • Ефимов Олег Иванович
  • Назаренко Владислав Сергеевич
  • Шалдыбин Андрей Викторович
  • Карпов Александр Вадимович
  • Гудкова Ольга Владимировна
  • Красильников Роман Валентинович
  • Медянников Михаил Александрович
RU2746060C1
Кабелепрокладочный комплекс 1990
  • Орлов Геннадий Алексеевич
  • Захаров Вячеслав Михайлович
  • Замотайло Валентин Петрович
  • Панин Борис Павлович
SU1794791A1
ДОК ДЛЯ ЗАХОРОНЕНИЯ ЗАТОНУВШИХ ОБЪЕКТОВ И СПОСОБ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ 2001
  • Агишев Евгений Робертович
  • Евсеев Валерий Алексеевич
  • Ерпулев Михаил Анатольевич
  • Кондратьев Вениамин Алексеевич
RU2274581C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 302 972 C2

Реферат патента 2007 года ПОДВОДНОЕ ГРУЗОПОДЪЕМНОЕ УСТРОЙСТВО

Изобретение относится к аварийно-спасательной технике, а именно к устройствам для остропки и подъема затонувших объектов, лежащих на грунте. Подводное грузоподъемное устройство выполнено в виде двух невращающихся барабанов, размещенных один внутри другого и имеющих положительную плавучесть, причем внутренний барабан закреплен на внутренней стороне одной из реборд наружного барабана, а наружный барабан через разрывные замки и вертлюги подвешен на грузовом канате и соединен с якорем. На наружном барабане уложен маневровый трос, соединенный одним концом через верхний вертлюг с грузовым канатом, а на внутреннем барабане уложен и закреплен вспомогательный трос, другой конец которого через нижний вертлюг присоединен к якорю. Такое выполнение грузоподъемного устройства обеспечивает предотвращение безвозвратной потери якорей. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 302 972 C2

Подводное грузоподъемное устройство, включающее спускаемый с надводного судна грузовой канат со световым и гидроакустическим маяками, вьюшку с маневровым тросом, снабженным элементом закрепления троса к подводному объекту, якорь, вертлюги и разрывные замки, отличающееся тем, что устройство выполнено в виде двух невращающихся барабанов, размещенных один внутри другого и имеющих положительную плавучесть, причем внутренний барабан закреплен на внутренней стороне одной из реборд наружного барабана, а наружный - через разрывные замки и вертлюги подвешен на грузовом канате и соединен с якорем, при этом на наружном барабане уложен маневровый трос, соединенный одним концом через верхний вертлюг с грузовым канатом, а на внутреннем барабане уложен и закреплен вспомогательный трос, другой конец которого через нижний вертлюг присоединен к якорю.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2007 года RU2302972C2

Устройство для доставки подъемного троса к подводным объектам 1978
  • Кондратьев Вениамин Алексеевич
  • Евсеев Валерий Алексеевич
  • Никитинский Аврелий Иванович
SU732167A1
Устройство для закрепления подъемных стропов за корпус затонувшего корабля 1955
  • Бирюков Н.Н.
SU103053A1
US 4031840 А, 28.06.1977
US 3626703 А, 14.12.1971.

RU 2 302 972 C2

Авторы

Ерпулев Михаил Анатольевич

Евсеев Валерий Алексеевич

Кондратьев Вениамин Алексеевич

Зубченко Александр Георгиевич

Даты

2007-07-20Публикация

2003-01-22Подача