ТОПЛИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ ДЛЯ СУДОВЫХ БЫСТРОХОДНЫХ ДИЗЕЛЕЙ И ГАЗОВЫХ ТУРБИН Российский патент 2007 года по МПК C10L1/18 C10L1/224 

Описание патента на изобретение RU2305126C1

Изобретение относится к топливным композициям, а именно к жидким тяжелым дистиллятным углеродсодержащим топливам на основе смесей углеводородов с присадками в виде органических соединений, содержащих кислород и азот, и может быть использовано в быстроходных дизелях и газотурбинных двигателях судовых установок.

Известна топливная композиция для быстроходных дизелей, содержащая, мас.%:

Прямогонную фракцию, выкипающуюв интервале температур 160-240°С5-20Депарафинизированную дизельную фракцию,выкипающую в интервале температур200-320°С5-50Гидроочищенное дизельное топливо 180-360°Сдо 100

(Патент РФ №2101325, C10L 1/04, 1998 г.).

Недостатками композиции являются дефицитность и дороговизна компонентов (особенно депарафинизированной фракции) и ограниченность сырьевых ресурсов.

Известна также топливная композиция топливо судовое маловязкое, содержащая, мас.%:

Прямогонную фракцию (атмосферныйгазойль), выкипающую при 240-450°С5-15Первый вакуумный погон 200-400°С5-25Газойль коксования 160-400°С5-30Газойль каталитического крекинга180-400°С5-60Дизельное топливо 160-360°Сдо 100

(Патент РФ №2076138, C10L 1/04, 1997 г.).

Недостатками данной композиции являются ее высокая коксуемость (0,2 мас.%), большое содержание серы (до 1,5 мас.%), низкое цетановое число (40 ед.), что не позволяет использовать ее в быстроходных дизелях.

Наиболее близким по составу компонентов к заявляемому техническому решению является единое судовое топливо для энергетических установок (прототип), содержащее, мас.%:

Вакуумные фракции мазута с температуройвыкипания 96% об. до 450°С17-25Гидроочищенную смесь дизельного топливаи легкого газойля каталитического крекинга,взятых до гидроочистки в соотношении 1,5:1до 100

(ТУ 38.101717-78 "Единое топливо для судовых энергетических установок объектов ВМФ").

Указанная композиция имеет цетановое число не ниже 45, коксуемость не более 0,05 мас.%, температуру выкипания 96% об. до 410°С, содержание серы не более 0,5 мас.%, это обеспечивает ее использование в судовых быстроходных дизелях и газовых турбинах и существенно расширяет сырьевую базу топлив для этих двигателей, так как применяемое в настоящее время дизельное топливо Л-62 по ГОСТ 305 имеет температуру выкипания 96% об. до 360°С.

Недостатками указанной композиции являются ее относительно низкая в сравнении с дизельным топливом стабильность при хранении (большое количество осадка) и низкая дисперсность образующегося осадка (относительно большая доля в нем крупных частиц), выявленные в процессе хранения. Эти недостатки отрицательно проявляются при хранении, образуя повышенное количество осадков на днищах емкостей, а при подаче в двигатель происходит сильное засорение фильтроэлементов топливных систем.

Технический результат изобретения - повышение стабильности (уменьшение количества образующихся осадков) при хранении и улучшение дисперсности топливной композиции (уменьшение доли крупных частиц в образующихся осадках, задерживающихся фильтроэлементами при подаче топлива в двигатель).

Указанный технический результат достигается тем, что известная топливная композиция, включающая вакуумные фракции мазута с температурой выкипания до 450°С и гидроочищенную смесь дизельного топлива и легкого газойля каталитического крекинга, взятых до гидроочистки в соотношении 1,5:1,0, согласно изобретению дополнительно содержит 8-оксихинолин и присадку С-5А при следующем соотношении компонентов, мас.%:

Вакуумные фракции мазута с температуройвыкипания 96% об. до 450°С17-25Реагент 8-оксихинолин0,0045-0,0105Присадка С-5А0,0015-0,0035Гидроочищенная смесь дизельного топливаи легкого газойля каталитического крекинга,взятых до гидроочистки в соотношении 1,5:1до 100.

Реагент 8-оксихинолин изготавливается по ГОСТ 5877 и представляет собой светло-желтые кристаллы с температурой плавления 75-76°С и молекулярной массой 145,16. Находит широкое применение, в частности, как аналитический реагент (http://www.university.tversu.ru/conference_jubilee/kaf_neorg_himii/Ryasensky.doc, c.1), при производстве антисептиков амебоцидного и наружного действия в медицине, в качестве реагента при определении и разделении металлов (Al, Zn, Cd, Mg и др.) (http://www.cultinfo.ru/fulltext/1/001/008/084/038.htm). Применение 8-оксихинолина основано на легкой диссоциации иона водорода (Н+) из гидроксильной группы (ОН-) 8-оксихинолина.

Указанная особенность позволила авторам исследовать этот реагент в качестве присадки к утяжеленным дизельным топливам с целью выявления способности предотвращать образование осадка при хранении.

Присадка С-5А изготавливается по ТУ 38.101146-77 "Присадка сукцинимидная С-5А" и представляет собой раствор (40-50 мас.%) полибутенилсукцинимида диэтилентриамина в индустриальном масле И-12А. Вязкость присадки при 100°С составляет 150-300 мм2/с, содержание азота - 1,4 мас.%, температура вспышки не ниже 160°С. Присадка используется, преимущественно, в качестве диспергирующей в моторных маслах в количестве 1,5-5 мас.%. Авторы не обнаружили применение данной присадки в топливных композициях.

Для обоснования количественного состава топливной композиции были приготовлены образцы с различным содержанием присадок (таблица 1). Образцы топливных композиций готовили путем растворения при перемешивании присадок в небольшом количестве смеси вакуумных фракций мазута с температурой выкипания 96% об. до 450°С и гидроочищенной смеси дизельного топлива и легкого газойля каталитического крекинга, взятых до гидроочистки в соотношении 1,5:1, подогретой до (80±2)°С, с последующем разбавлением остальной частью смеси.

Таблица 1
Состав образцов топливной композиции, мас.%
КомпонентыОбразцы№1№2№3№4№5№6№718-оксихинолин, % масс.-0,00360,00450,00750,01050,01350,01052Присадка С-5А-0,00120,00150,00250,00350,0045-3Вакуумные фракции мазута с температурой выкипания до 450°С201620252620204Гидроочищенная смесь дизельного топлива и легкого газойля каталитического крекинга, взятых до гидроочистки в соотношении 1,5:18083,995279,99474,9973,98679,98279,9895

Испытания стабильности топливных композиций проводили лабораторным методом ускоренного старения, заключающимся в выдержке топлива в стеклянных сосудах (по 400 см3) в воздушном термостате, нагретом до (120±2)°С, в течение 24 ч (три суточных цикла с непрерывным нагревом в каждом цикле по 8 ч и последующим охлаждением на воздухе 16 ч) и определении количества осадка, выделенного последовательно на мембранных фильтрах №6 (размер пор 3,5 мкм) и №2 (размер пор 0,5 мкм). Результаты испытаний приведены в табл.2.

Таблица 2
Результаты испытаний
ОбразцыКонцентрация осадка на мембранных фильтрах №2 и №6, мг/100 см3*62Суммарное (на фильтрах 6, 2)№13,580,343,92№21,821,583,40№30,481,311,79№40,120,240,36№50,100,220,32№60,090,220,31№71,410,231,64* - концентрация осадка рассчитывалась как отношение массы образовавшегося осадка на фильтре к объему профильтрованного топлива (в см3) и последующим ее приведением к 100 см3 топлива.

Из приведенных в табл.1 и 2 данных следует, что заявленные образцы топливных композиций (№№3-5) имеют в 2-12 раз лучшую стабильность, чем топливо по прототипу (образец №1). Отклонение соотношения компонентов от пределов приводит к снижению эффективности композиций. Так, при меньшем содержании присадок количество осадка в композиции (образец №2) практически не снижается в сравнении с топливом по прототипу. При большем содержании присадок (образец №6) дальнейшего снижения количества осадка практически не происходит, т.е. увеличение содержания присадок в композициях является неоправданным. При применении только присадки 8-оксихинолин (образец №7) суммарное количество осадка снижается в 2,4 относительно прототипа (образец №1), однако осадок имеет крупнодисперсное строение, что нежелательно при эксплуатации. Оптимальными являются образцы 3-5, в состав которых входит кислородсодержащая присадка 8-оксихинолин в количестве 0,0045-0,0105 мас.% и присадка С-5А - 0,0015-0,0035 мас.%, обеспечивающие снижение суммарного количества осадка в 2,2-12,2 раза по отношению к прототипу.

Оптимальный образец топливной композиции (образец №4) испытан в сравнении с прототипом (образец №1) и базовым топливом Л-62 по ГОСТ 305, широко применяемым в настоящее время на судовых быстроходных дизелях и газовых турбинах. Все приведенные показатели качества определяли в соответствии с требованиями нормативной документации на топлива, а также в соответствии с методиками, включенными в комплексы методов квалификационной оценки (КМКО) топлив для быстроходных дизелей и КМКО остаточных топлив для судовых газовых турбин, котлоагрегатов, среднеоборотных и малооборотных дизелей.

Результаты испытаний приведены в табл.3.

Таблица 3ПоказателиОбразец №4ПрототипБазовое Л-6212341Фракционный состав, температура выкипания 96% об.4034073572Содержание осадка после ускоренного старения, мг/100 млна фильтре №60,123,581,38на фильтре №20,240,340,59суммарно0,363,922,143Оптическая плотность на светофильтре №4 прибора ФЭК-56М после ускоренного старения0,6221,2560,6924Плотность, кг/м38658658345Температура вспышки, °С9292646Защитные свойства в присутствии морской водыкоррозионные потери стали СтЗ, г/м220,020,037,77Теплота сгорания, МДж/л37,637,635,08Дымность отработавших газов на дизельном двигателе, ед. Хартриджа7777809Удельный расход, г/кВт·ч196196200

Из приведенных в табл.3 данных следует, что изобретение (образец №4) имеет преимущество перед известной топливной композицией (по прототипу) по стабильности (общее содержание осадка на порядок ниже) и доле крупных частиц (отношение массы осадка, выделенного на фильтре №6, к суммарной массе осадка, выделенного на фильтрах №№2, 6, - соответственно 33% и 91%).

Изобретение имеет преимущество и перед базовым топливом: по стабильности (суммарный осадок меньше в 5,9 раза); удельному расходу (на 4 г/кВт·ч), объемной теплоте сгорания (на 7,4%), что суммарно обеспечивает большую дальность хода транспортного средства без дозаправки; на 9,4% меньшей дымности отработанных газов (77 и 80 ед. Хартриджа или 0,55 и 0,60 г сажи на 1 м3 отработанных газов соответственно, т.е. по экологическим характеристикам) и другим свойствам, вследствие чего может быть применено вместо базового топлива.

Таким образом, применение изобретения в заявленном соотношении компонентов позволит увеличить срок хранения топливной композиции, ресурс работы фильтроэлементов, повысить надежность работы прецизионных деталей топливных насосов двигателей за счет снижения количества образующегося осадка, обусловленного использованием в совокупности 8-оксихинолина, способного обрывать цепные реакции окисления углеводородов, вступая в реакцию с отрицательно заряженными свободными радикалами продуктов окисления топлив, делая их нейтральными (неактивными), и присадки С-5А, оказывающей диспергирующее влияние (увеличение дисперсности осадка).

Похожие патенты RU2305126C1

название год авторы номер документа
ТОПЛИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ ДЛЯ ВОДОИЗМЕЩАЮЩИХ КОРАБЛЕЙ 2012
  • Бугай Владимир Тимофеевич
  • Саутенко Алексей Александрович
  • Фахрутдинов Марат Иматдинович
RU2496855C1
ТОПЛИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ ДЛЯ ВОДОИЗМЕЩАЮЩИХ КОРАБЛЕЙ 2016
  • Фахрутдинов Марат Иматдинович
  • Бугай Владимир Тимофеевич
  • Шарин Евгений Алексеевич
RU2627668C1
СУДОВОЕ ТОПЛИВО (ВАРИАНТЫ) 2019
  • Митусова Тамара Никитовна
  • Хавкин Всеволод Артурович
  • Лобашова Марина Михайловна
  • Гуляева Людмила Алексеевна
  • Шмелькова Ольга Ивановна
  • Ершов Михаил Александрович
  • Никульшин Павел Анатольевич
  • Бобкова Марина Викторовна
  • Зубо Татьяна Алексеевна
  • Титаренко Марина Андреевна
RU2740906C1
ТОПЛИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ 2000
  • Васильев Р.Л.
  • Пендюхов Е.П.
  • Митусова Т.Н.
  • Пугач И.А.
  • Гешеле В.Э.
  • Лукк А.Ю.
  • Кривченков И.Т.
RU2154665C1
Судовое маловязкое топливо 2019
  • Артемьева Жанна Николаевна
  • Дьячкова Светлана Георгиевна
  • Кузора Игорь Евгеньевич
RU2723633C1
ТОПЛИВО ДЛЯ СУДОВЫХ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ УСТАНОВОК 1999
  • Лагутин К.И.
  • Луговской А.И.
  • Логинов С.А.
  • Капустин В.М.
  • Рудяк К.Б.
RU2139912C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ СУДОВОГО МАЛОВЯЗКОГО ТОПЛИВА 2017
  • Каримов Айрат Азатович
  • Давлетшин Марат Рашитович
  • Файрузов Данис Хасанович
  • Хабибуллин Азамат Мансурович
  • Никифоров Николай Николаевич
  • Губайдуллин Ринат Фанисович
  • Алябьев Андрей Степанович
  • Спащенко Артем Юрьевич
  • Александрова Кристина Викторовна
RU2646225C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ МОТОРНЫХ ТОПЛИВ 2015
  • Попов Юрий Валентинович
  • Белов Олег Александрович
  • Товышев Павел Александрович
RU2569686C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЧИСТОГО СУДОВОГО МАЛОВЯЗКОГО ТОПЛИВА 2015
  • Коваленко Алексей Николаевич
  • Гришин Владимир Валентинович
  • Сычев Андрей Геннадьевич
  • Васильев Герман Григорьевич
  • Абрамов Дмитрий Петрович
  • Зинин Дмитрий Владимирович
  • Зинин Владимир Дмитриевич
  • Рассадин Олег Владимирович
RU2596868C1
СТАБИЛЬНОЕ НИЗКОСЕРНИСТОЕ ОСТАТОЧНОЕ СУДОВОЕ ТОПЛИВО 2022
  • Смышляева Ксения Игоревна
  • Рудко Вячеслав Аленксеевич
  • Бузырева Екатерина Дмитреевна
  • Поваров Владимир Глебович
RU2786812C1

Реферат патента 2007 года ТОПЛИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ ДЛЯ СУДОВЫХ БЫСТРОХОДНЫХ ДИЗЕЛЕЙ И ГАЗОВЫХ ТУРБИН

Изобретение относится к топливным композициям, а именно к жидким тяжелым дистиллятным углеродсодержащим топливам на основе смесей углеводородов с присадками в виде органических соединений, содержащих кислород и азот, и может быть использовано в быстроходных дизелях и газотурбинных двигателях судовых установок. Топливная композиция включает 17-25% вакуумных фракций мазута с температурой выкипания 96% об. до 450°С, 0,0045-0,0105% 8-оксихинолина, 0,0015-0,0035% присадки С-5А и до 100% гидроочищенной смеси дизельного топлива и легкого газойля каталитического крекинга, взятых до гидроочистки в соотношении 1,5:1. Технический результат изобретения - повышение стабильности (уменьшение количества образующихся осадков) при хранении и улучшение дисперсности топливной композиции (уменьшение доли крупных частиц в образующихся осадках, задерживающихся фильтроэлементами при подаче топлива в двигатель). 3 табл.

Формула изобретения RU 2 305 126 C1

Топливная композиция для судовых быстроходных дизелей и газовых турбин, включающая вакуумные фракции мазута с температурой выкипания до 450°С и гидроочищенную смесь дизельного топлива и легкого газойля каталитического крекинга, взятых до гидроочистки в соотношении 1,5:1, отличающаяся тем, что дополнительно содержит 8-оксихинолин и присадку С-5А при следующем соотношении компонентов, мас.%:

Вакуумные фракции мазута с температуройвыкипания 96 об.% до 450°С17-25Реагент 8-оксихинолин0,0045-0,0105Присадка С-5А0,0015-0,0035Гидроочищенная смесь дизельного топлива илегкого газойля каталитического крекинга,взятых до гидроочистки в соотношении 1,5:1До 100

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2007 года RU2305126C1

Способ сужения чугунных изделий 1922
  • Парфенов Н.Н.
SU38A1
ТОПЛИВО МАЛОВЯЗКОЕ СУДОВОЕ 1995
  • Пережигина И.Я.
  • Митусова Т.Н.
  • Рогов С.Л.
  • Юхнев В.А.
  • Баженов В.П.
  • Шуверов В.М.
  • Веселкин В.А.
RU2076138C1
СУДОВОЕ ТОПЛИВО 1999
  • Лядин Н.М.
  • Пронин Н.В.
  • Борисов В.П.
  • Алуева Е.М.
  • Митусова Т.Н.
  • Пугач И.А.
RU2155211C1
Способ приготовления сернистого красителя защитного цвета 1915
  • Настюков А.М.
SU63A1
Цилиндрический сушильный шкаф с двойными стенками 0
  • Тринклер В.В.
SU79A1

RU 2 305 126 C1

Авторы

Бугай Владимир Тимофеевич

Кишкилев Георгий Николаевич

Саутенко Алексей Александрович

Даты

2007-08-27Публикация

2006-05-17Подача