Изобретение относится к медицине, образованию и другим областям, использующим различные психодиагностические методики, включающие на основе тестологических технологий формирование психологического портрета личности. В частности, заявленное изобретение может быть использовано для характеристики ролевых функций личности при ее включении в процесс решения плохо структурированных задач, возникающих при инновационной деятельности.
Известны способы формирования психологического портрета личности.
В патенте РФ №2106800 от 20.03.1998 г. описан способ-аналог, в котором измеряют первичные показатели личности путем психодиагностического тестирования с последующим формированием психологического портрета тестируемого. Для этого результаты тестирования представляют в виде суммы баллов. Полученные суммы ранжируют и по расположению рангов численных значений показателей исследователь дает прогнозную оценку готовности тестируемого к успешному обучению.
Недостатком известного способа является относительно невысокая точность прогноза, т.к. окончательная оценка возможностей тестируемого зависит главным образом от субъективного мнения исследователя.
В известном способе по Пат. РФ №2106801 от 20.03.98 г. для формирования психологического портрета личности показатели психологических характеристик личности отображают на дискограмме, выполненной в виде окружности.
Окружность разделяют на ряд секторов, каждый из которых характеризует один из психологических показателей личности. Анализируя степень выраженности показателей на дискограмме, исследователь дает качественную характеристику личности.
Недостатком известного аналога является субъективность оценки, точность которой зависит от квалификации исследователя.
Наиболее близким аналогом по своей сущности к заявленному является способ формирования психологического портрета личности, содержащийся в описании патента РФ №2235505 от 10.09.2004, бюл. №25.
В способе-прототипе для формирования психологического портрета личности измеряют уровни частных показателей его аналитического КА, творческого КТ и практического КП интеллектов. Затем нормируют их на соответствующие каждому показателю минимально допустимые значения и . По частным нормированным показателям и вычисляют уровень показателя инновационного интеллекта КИ личности, например, как среднее арифметическое или как среднее геометрическое от уровней частных нормированных показателей. Затем отображают полученные уровни показателей на индикационном поле, например, на бумаге в виде гистограмм. После чего исследователь анализирует полученные результаты и дает характеристику целесообразной для личности ролевой функции в инновационном процессе.
Способ-прототип в сравнении с описанными выше аналогами позволяет дать более объективную характеристику ролевой функции человека, которого планируют к участию в инновационном процессе.
Однако известный способ имеет недостатки:
относительно большое время, необходимое для анализа результатов;
субъективность оценки, обусловленная тем, что окончательный вывод о психологических характеристиках личности зависит от уровня профессиональной квалификации исследователя.
Целью заявленного решения является разработка способа формирования психологического портрета личности, обеспечивающего снижение времени, необходимого для анализа, при одновременном повышении объективности оценки показателей, характеризующих ролевую функцию личности при ее включении в инновационный процесс.
Поставленная цель достигается тем, что в известном способе формирования психологического портрета личности, заключающегося в том, что измеряют уровни частных показателей аналитического КА, творческого КТ и практического КП интеллектов личности, нормируют их на соответствующие им предварительно заданные минимально допустимые уровни и и по частным нормированным показателям и вычисляют уровень показателя инновационного интеллекта Ки личности как среднее арифметическое или как среднее геометрическое частных нормированных показателей (ЧНП), после чего отображают уровни всех показателей на индикационном поле (ИП). Новой в заявленном способе является следующая совокупность существенных признаков. Точки на ИП, в которых установлены центры отображения ЧНП, являются вершинами треугольника, в площади которого выделяют области «генератор», «резонатор», «реализатор» и «универсал», характеризующие ролевые функции личности (РФЛ) в инновационном процессе. Затем уровни трех ЧНП ранжируют. При их равенстве центр отображения (ЦО) уровня показателя инновационного интеллекта личности (ПИИЛ) совмещают с центром тяжести треугольника (ЦТТ). При неравенстве, по крайней мере, двух ЧНП, ЦО уровня ПИИЛ смещают в область РФЛ соответственно «генератор» при наибольшем ЧНП «резонатор» при наибольшем ЧНП и «реализатор» при наибольшем ЧНП . Затем отражают уровни ЧНП и уровень ПИИЛ в установленных для них центрах на ИП. В качестве ИП может использоваться экран ПЭВМ, табло, бумажный носитель и т.п.
Новым в заявленном способе является также то, что области РФЛ «генератор», «резонатор» и «реализатор» выделяют на площади треугольника тремя парами отрезков. Отрезки каждой пары проведены из ЦТТ симметрично относительно медианы треугольника под углом 60-90° друг к другу в направлении соответствующей вершины треугольника до их пересечения с его сторонами.
Область РФЛ «универсал» выделяют в форме окружности с центром, совмещенным с ЦТТ и с радиусом, составляющим 0,2-0,3 наименьшей медианы треугольника. В частности, треугольник может быть равносторонним.
Новым в заявленном способе является также то, что ЦО уровня ПИИЛ смещают вдоль медианы треугольника в направлении к соответствующей его вершине в точку пересечения медианы с границей области РФЛ «универсал», если уровни всех ЧНП больше единицы. При уровне, по крайней мере, одного из ЧНП, меньшем единицы, ЦО уровня ПИИЛ смещают на длину d отрезка прямой, превышающую радиус области РФЛ «универсал». Отрезок прямой длиной d проводят от ЦТТ под углом ±α=15-20° к медиане. Положительное или отрицательное значение угла α выбирают для отклонения ЦО уровня ПИИЛ в сторону, противоположную от вершины треугольника, совмещенной с ЦО уровня ЧНП, значение которого меньше единицы.
Уровень каждого из показателей отображают на ИП в виде совокупности из n концентрических окружностей. Для отображения каждого из показателей соответствующее ему число n вычисляют по формуле n=(К/Δk)-1, где К и Δk - уровень соответствующего показателя и предварительно заданный дискретный шаг его отображения.
Радиус ri i-ой окружности, где i=1, 2, ..., n, вычисляют по формуле ri=r0(n+1-i)/n, где r0 - предварительно заданное значение радиуса первой (i=1) окружности. Уровни ЧНП отображают красным цветом, если их значения меньше единицы. Также красным цветом отображают уровень ПИИЛ, если, по крайней мере, уровни двух ЧНП меньше единицы. В остальных случаях уровни всех показателей отображают зеленым цветом.
Перечисленная новая совокупность существенных признаков благодаря формированию областей ролевых функций личности и отображения в их пределах соответствующих показателей в виде, учитывающем их уровень, обеспечивает минимизацию времени для формирования психологического портрета личности и высокую объективность его интерпретации исследователем, даже не обладающим высоким профессиональным уровнем.
Проведенный анализ патентных и специальных источников информации позволил установить, что в них отсутствуют аналоги, характеризующиеся совокупностью признаков, тождественной всем существенным признакам заявленного решения, что указывает на соответствие заявленного способа условию патентоспособности «новизна».
Результаты поиска известных решений в данной и смежных областях знаний с целью выявления в них отличительных признаков заявленного объекта показали, что они не следуют явным образом из известных источников информации. Также не выявлена известность влияния отличительных существенных признаков заявленного изобретения на достижение сформулированного результата, что указывает на соответствие заявленного объекта условию патентоспособности «изобретательский уровень».
Заявленный способ поясняется чертежами, на которых показаны:
на фиг.1 - схема размещения центров отображения уровней показателей и формы областей ролевых функций личности на индикационном поле;
на фиг.2 - порядок отображения уровня показателя в виде совокупности концентрических окружностей;
на фиг.3, 4 - примеры формирования психологического портрета личности для нескольких вариантов уровней ЧНП.
Реализация заявленного способа объясняется следующим образом.
При решении плохо структурированных задач (задач дивергентного типа), когда не существует решения, которое может быть найдено только на основе имеющегося опыта, знаний и логических рассуждении, к участнику инновационного процесса предъявляются особые требования. Он должен обладать соответствующими уровнями не только аналитического, но и творческого и практического интеллектов.
Аналитический интеллект необходим для критического анализа проблемы и формулирования возможных общих идей для ее преодоления. Личность, у которой наиболее развит аналитический интеллект, в литературе по психологии творчества называют «генератором» (см., например, Пономарев Я.А. Психология творения. - М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: Изд. НПО «МОДЭК», 1999, с.331-329).
Творческий интеллект характеризует способность личности «подхватить» и развить общую идею и на ее основе сформулировать возможные конкретные творческие решения, позволяющие реализовать высказанную «генератором» идею.
Личность с развитым творческим интеллектом в литературе по психологии называют «резонатором» (см. указанную выше работу Пономарева Я.А.).
Практический интеллект характеризует способность личности из совокупности предложенных творческих решений выделить решение, наиболее отвечающее существующим условиям и возможностям его реализации. Личность с преобладающим развитием практического интеллекта называют «реализатором» (см. указанную выше книгу Пономарева Я.А.).
Если инновационную задачу решает один человек, то он должен иметь достаточные для этого уровни всех трех видов интеллекта, превышающие минимально допустимые. Для совокупной оценки всех возможностей личности в инновационном процессе используют интегральную характеристику «инновационный интеллект личности» (см., например, Елизарова Л.Е., Холодкова Л.А., Чернолес В.П. Инновационный интеллект: трехвекторная модель / Инновации, №10, 2003. с.84-87).
Исследованиями доказана закономерная связь продуктивности инновационной деятельности человека с уровнем его инновационного интеллекта (см. Ефремов О.Ю., Литвиненко С.В., Холодкова Л.А., Чернолес В.П. Закономерность связи между продуктивностью инновационной деятельности человека и его инновационным интеллектом личности. Научное открытие в области теории интеллекта личности. Диплом №27-S, РАЕН, зарегистрирован 23.12.2005 г. по заявке №А-363 с приоритетом от 25.02.2003 г.).
Под инновационной продуктивностью личности понимают отношение числа успешно решенных ею задач дивергентного типа к общему числу задач такого уровня, возникающих в процессе инновационной деятельности.
Однако личности, сочетающие в себе необходимые уровни всех трех составляющих инновационного интеллекта, крайне редки. Поэтому при формировании творческих коллективов в его состав могут быть включены лица с явно выраженным преобладанием какого-либо из показателей, даже если один из показателей ниже допустимого уровня. Важным при этом является выполнение условия, при котором ролевые функции отдельных членов коллектива дополняют друг друга. Творческий коллектив будет работать эффективно, если в его составе будут «генераторы», «резонаторы» и «реализаторы». Указанные ролевые функции могут успешно выполняться личностью, если даже уровень одного из ее ЧНП будет меньше минимально допустимого.
Отмеченное указывает на существующую проблему объективной оценки психологических характеристик и правильного определения возможной роли личности в инновационном процессе. На решение этой задачи направлено заявленное изобретение.
При формировании психологического портрета личности с целью выявления ее возможной ролевой функции в инновационном процессе на первом этапе измеряют уровни частных показателей аналитического КА, творческого КТ и практического КП интеллектов.
Порядок измерения указанных показателей известен и описан в способе-прототипе. В частности, уровень аналитического интеллекта КА измеряют величиной IQ (см., например, книгу Г.Дж.Айзенк. Узнай свой собственный интеллект /пер. с англ./ Н.Новгород: «АЙКЬЮ», 1994).
Уровень творческого интеллекта КП можно измерить с помощью тестов креативности, описанных, например, в книге: Вишнякова Н.Ф. Креативная педагогика. Монография. - ч.I. - Минск, 1995. - с.230-237.
Уровень практического интеллекта КП можно измерить с помощью тестов креафорности (см., например, Холодкова Л.А. Формирование инновационного мышления в системе развивающего обучения в высшем военном учебном заведении. Дисс. на соиск. уч. ст. к.п.н. (20.02.02) ВМИРЭ. Дисс. Совет К 106.13.11. - СПб., 2000. Приложение 2).
Затем с учетом области инновационной деятельности (техническая, управленческая, педагогическая и т.д.) и следующих из этого требований к уровням показателей КА, КТ и КП, предварительно задают их минимально допустимые уровни и . В частности, опыт и экспериментальные исследования показали, что в области технического творчества (определяется величиной IQ), (определяется по тестам «креативность» и «креафорность»). Порядок вычисления частных показателей КТ и КП по указанным тестам известен и описан, например, в патенте РФ №2197883 от 10.02.2003 г.
Измеренные частные показатели нормируют на соответствующие им минимально допустимые значения и . После нормирования частных показателей приступают к формированию собственно психологического портрета личности.
На индикационном поле (ИП) 1 устанавливают три центра отображения (ЦО) ЧНП (см. фиг.1).
В точке 2 - ЦО , в точке 3 - ЦО и в точке 4 ЦО . ЦО ЧНП 2, 3, 4 являются вершинами треугольника 5. В общем случае форма треугольника 5 может быть произвольной. На фиг.1 показан равносторонний треугольник 5. Затем в площади треугольника 5 выделяют области, характеризующие РФЛ в инновационном процессе: «генератор» - 6, «резонатор» - 7, «реализатор» - 8.
Выделяют области РФЛ следующим образом. Из ЦТТ 9 в направлении каждой из вершин 2, 3, 4 треугольника 5 проводят по два отрезка прямых 10, 11, расходящихся под углом β=60-90° симметрично относительно соответствующей медианы треугольника 5, до их пересечения (точки «с») с соответствующими сторонами треугольника 5. Таким образом, каждая область РФЛ 6, 7, 8 ограничена соответствующей парой отрезков прямых 10, 11 и участками сторон 12, 13 треугольника 5 между точками «с» и соответствующей вершиной треугольника 5. Затем в площади треугольника 5 выделяют область РФЛ «универсал» 14 в виде окружности с радиусом rу=(0,2-0,3)Мmin, где Мmin - минимальная медиана треугольника 5. В равностороннем треугольнике все медианы одинаковы. Центр окружности, охватывающей область РФЛ «универсал» 14, совмещают с ЦТТ 9. После формирования областей РФЛ 6, 7, 8 и 14 устанавливают все возможные ЦО ПИИЛ КИ. Для чего ранжируют уровни ЧНП. По результатам ранжирования может быть несколько вариантов:
1. Все ЧНП одинаковы.
В этом случае ЦО ПИИЛ остается в ЦТТ 9.
2. По крайней мере, уровни двух ЧНП отличаются и при этом уровень каждого из трех ЧНП больше единицы. В этом случае ЦО ПИИЛ смещают вдоль медианы в направлении вершины, которая является ЦО ЧНП, имеющего наибольший уровень.
ЦО ПИИЛ смещают до точки m на пересечении границы области РФЛ «универсал» 14 с медианой, вдоль которой перемещают ЦО ПИИЛ. Например, если из трех ЧНП наибольшим является показатель , то ЦО ПИИЛ смещают до точки m от ЦТТ 9 вдоль медианы к вершине 2 треугольника 5, которая совмещена с ЦО .
3. Уровень одного из ЧИП меньше единицы, например, , а из двух других ЧНП больший уровень имеет ЧНП , т.е. и при этом уровни их превышают единицу. В этом случае ЦО ПИИЛ из ЦТТ 9 смещают в сторону вершины 2 треугольника 5 в точку «р» вдоль отрезка прямой 15, имеющей длину d, превышающую радиус rу области РФЛ 14. Отрезок прямой 15 ориентирован под углом α=15-20° относительно медианы. Например, d=(1,1-1,3)rу, т.е. точки р должны находиться в пределах соответствующей области РФЛ. В этом же примере, если считать и то ЦО ПИИЛ аналогично смещают вдоль отрезка прямой 16. Таким образом отклонение от медианы точек р (знак угла α) выбирают таким образом, чтобы точка р отклонялась в сторону, противоположную от вершины треугольника, с которой совмещен ЦО ЧНП, имеющего уровень меньше единицы.
Отображение показателей во всех описанных точках на индикационном поле может быть выполнено различным образом. В частности, в заявленном способе уровень каждого показателя отображают с помощью совокупности из n концентрических окружностей 17 (фиг.2), каждая из которых указывает на очередной дискретный шаг в обозначении полного уровня соответствующего показателя. Число n концентрических колец 17 вычисляют по формуле n=K/Δk-1, где К и Δk - соответственно общий уровень данного показателя и значение дискретного шага его отображения.
Например, если при ЧНП задать ΔkT=0,2, то для отображения необходимо nт=1,2/0,2-1=5 концентрических колец. Если задать радиус r0 наибольшей (первой) окружности r0=30 мм, то радиус ri i-ой окружности, где i=1, 2, ... nт, будет составлять ri=30(6-i)/5. Например, r2=24, r3=18 и т.д.
Для более оперативной оценки РФЛ с использованием сформированного психологического профиля личности ЧНП, уровни которых меньше единицы, можно отображать красным цветом. Также красным цветом целесообразно отражать уровень ПИИЛ, если уровни двух и более ЧНП оказываются меньшими единицы. Уровни показателей во всех остальных случаях отображают зеленым цветом.
Рассмотрим ряд примеров, иллюстрирующих психодиагностические возможности оценки РФЛ при использовании психологического портрета, сформированного заявленным способом.
Пример 1. Исходные данные: rу=20 мм; α=15°; β=90°; d=1,2ry=24 мм; ; ; ; r0=20 мм, для всех показателей Δk=0,2.
По формуле среднего арифметического уровень ПИИЛ
КИ=(1,6+1,2+1,4)/3=1,4
число концентрических окружностей для отображения каждого показателя: nA=1,6/0,2-1=7; nT=1,2/0,2-1=5; nП=1,4/0,2-1=6; nИ=1,4/0,2-1=6.
Так как уровни всех ЧНП больше единицы и не равны между собой, а наибольшим среди них является , то ЦО ПИИЛ смещают в область «генератор» и размещают в точке m на пересечении границы области «универсал» с медианой в области РФЛ «генератор» (фиг.3).
Пример 2. Исходные данные: ; ; , при этом КИ=(0,6+1,4+1,6)/3=1,2; nA=0,6/0,2-1=2; nT=1,4/0,2-1=6; nП=1,6/0,2-1=7; nИ=1,2/0,2-1=5. Так как уровень одного из ЧНП меньше единицы () и , то ЦО ПИИЛ размещают в точке р в области «реализатор», справа от медианы (фиг.4).
Аналогичным образом формируют психологический портрет личности и для других исходных данных.
Для упрощения анализа психологического портрета на индикационном поле дополнительно могут размещаться обобщающие надписи. Например:
при уровнях всех ЧНП больше единицы и наибольшем из них - надпись: фамилия, инициалы, РФЛ «универсал» с преобладающим аналитическим интеллектом» (фиг.3);
при - надпись: фамилия, инициалы РФЛ «реализатор» с низким уровнем аналитического интеллекта» (фиг.4);
при двух или трех ЧНП, уровни которых меньше единицы - надпись: «к инновационной деятельности не подготовлен» и т.д.
Таким образом, при использовании заявленного способа:
существенно сокращается время, необходимое для принятия решения о ролевой функции личности, т.к. ЦО ПИИЛ КИ прямо указывает на целесообразную функциональную роль личности в инновационном процессе;
достигается высокая объективность определения РФЛ, т.к. структура психологического портрета не допускает многозначной ее трактовки;
проведение исследований не требует привлечения специалистов с высокой квалификацией;
достигается возможность автоматизации процесса формирования психологического портрета личности и формулирования окончательного вывода о целесообразной ролевой функции личности в инновационном процессе с использованием ЭВМ.
Отмеченное выше указывает на возможность достижения сформулированной цели при использовании заявленного изобретения.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ РОЛЕВОГО СТРУКТУРИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА | 2003 |
|
RU2235505C1 |
СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ КОЛЛЕКТИВА ДЛЯ РЕШЕНИЯ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАЧ | 2009 |
|
RU2421124C2 |
СПОСОБ РЕЙТИНГОВОЙ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ПОДГОТОВКИ ЛИЧНОСТИ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | 2003 |
|
RU2230490C1 |
УСТРОЙСТВО ОПРЕДЕЛЕНИЯ РОЛЕВОЙ ФУНКЦИИ УЧАСТНИКА ТВОРЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА | 2013 |
|
RU2541431C1 |
ПРИБОР ДЛЯ РЕЙТИНГОВОЙ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ГОТОВНОСТИ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | 2014 |
|
RU2548478C1 |
СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ КОЛЛЕКТИВА ДЛЯ РЕШЕНИЯ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАЧ | 2001 |
|
RU2197888C2 |
Способ и устройство автоматизированного структурирования мультикультурных учебных групп | 2016 |
|
RU2618387C1 |
ТЕСТЕР УРОВНЯ ИННОВАЦИОННОГО ИНТЕЛЛЕКТА ЛИЧНОСТИ | 2013 |
|
RU2522992C1 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ ЛИЧНОСТИ | 2013 |
|
RU2539016C1 |
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ЛИЧНОСТИ ПРИ ПОСТТРАВМАТИЧЕСКОМ СТРЕССОВОМ РАССТРОЙСТВЕ И ХРОНИЧЕСКИХ НЕВРОТИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВАХ, ОБУСЛОВЛЕННЫХ СТРЕССОМ | 2006 |
|
RU2301689C1 |
Изобретение относится к психологии и предназначено для формирования психологического портрета личности. Измеряют уровни частных показателей аналитического КА, творческого КТ и практического КП интеллектов личности. Нормируют их на соответствующие им предварительно заданные минимально допустимые уровни частных показателей. По частным нормированным показателям , и вычисляют уровень показателя инновационного интеллекта КИ. Отображают уровни показателей на индикационном поле. Центры отображения уровней трех частных нормированных показателей устанавливают на индикационном поле в точках, являющихся вершинами треугольника, в площади которого выделяют области «генератор», «резонатор», «реализатор» и «универсал», характеризующие ролевые функции личности в инновационном процессе. Ранжируют уровни трех частных нормированных показателей. При их равенстве центр отображения уровня показателя инновационного интеллекта личности совмещают с центром тяжести треугольника. При неравенстве, по крайней мере, двух частных нормированных показателей, центр отображения уровня показателя инновационного интеллекта личности смещают в область ролевой функции личности соответственно «генератор» при наибольшем показателе , «резонатор» при наибольшем показателе и «реализатор» при наибольшем показателе . Далее отображают уровни показателей , , , и КИ в установленных для них центрах на индикационном поле. Предлагаемое изобретение позволяет сократить время, необходимое для принятия решения о ролевой функции личности, достигнуть автоматизации процесса формирования психологического портрета личности. 7 з.п. ф-лы, 4 ил.
СПОСОБ РОЛЕВОГО СТРУКТУРИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА | 2003 |
|
RU2235505C1 |
Способ приготовления мыла | 1923 |
|
SU2004A1 |
СПОСОБ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ УСПЕШНОСТИ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ | 1993 |
|
RU2106800C1 |
СПОСОБ ПСИХОЗОНДИРОВАНИЯ | 2002 |
|
RU2218867C1 |
СЛАВНОВ С.В | |||
Исследование становления профессионала (на примере сострудников МВД) | |||
- Прикладная психология и педагогика | |||
- М.: Стерлитамак, МПА, 2003, с.71-74 | |||
ЕРМИЛОВА Е.Б | |||
Психологический анализ креативного потенциала будущего учителя | |||
- М.: Когито-Центр, 2003, |
Авторы
Даты
2007-10-20—Публикация
2006-02-26—Подача