СИСТЕМА ДЛЯ КОНТРОЛЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ МАГИСТРАЛЬНОГО ГАЗОПРОВОДА С УСТРОЙСТВОМ КАТОДНОЙ ЗАЩИТЫ Российский патент 2007 года по МПК F17D5/02 

Описание патента на изобретение RU2308641C1

Изобретение относится к трубопроводному транспорту и может быть использовано для диагностики технического состояния подземных трубопроводов.

Известна система для контроля технического состояния магистрального газопровода (МГ) с устройством катодной защиты (УКЗ), принятая за прототип /Патент РФ №2264578, кл. F16L 7/00, 58/00, F17D 5/02, 2005/.

Прототип содержит защитный патрон (ЗП), первый и второй электроды, установленные соответственно на магистральном газопроводе и защитном патроне и подключенные соответственно к первой и второй контрольно-измерительным клеммам (КИК) электрораспределительного щита (ЭРЩ), заземленный электрод, подключенный к нулевой клемме ЭРЩ, три преобразователя сопротивление-напряжение (ПСН), два нормирующих усилителя (НУ), мультиплексор, аналого-цифровой преобразователь (АЦП), микропроцессор и радиомодем, при этом первая КИК электроизмерительного щита соединена с входом первого ПСН, а выходы обоих преобразователей сопротивление-напряжение подключены к входам нормирующих усилителей, первая и нулевая клеммы электрораспределительного шита соединены с входом третьего преобразователя сопротивление-напряжение, выход которого подключен к входу мультиплексора, соединенного выходом с микропроцессором, подключенным выходами к управляющим входам мультиплексора и радиомодема.

Кроме того, прототип включает в себя несколько датчиков технического состояния МГ и аккумуляторную батарею, подзаряжаемую от различных источников, в частности от УКЗ, а также резервный блок передачи цифровой информации по МГ.

Недостатком прототипа является невозможность с его помощью контролировать наличие воды в ЗП, из-за присутствия которой может произойти электрический контакт МГ с ЗП.

Техническим результатом, получаемым от использования изобретения, является возможность контроля наличия воды в ЗП, что позволяет заранее предсказывать электрический контакт МГ с ЗП и своевременно устранять аварийное состояние МГ с УКЗ.

Данный технический результат достигают за счет того, что известная система для контроля технического состояния МГ с УКЗ, содержащая ЗП, первый и второй электроды, установленные соответственно на МГ и ЗП и подключенные соответственно к первой и второй КИК ЭРЩ, заземленный электрод, подключенный к нулевой клемме ЭРЩ, три ПСН, два НУ, мультиплексор, АЦП, микропроцессор и радиомодем, при этом первая КИК ЭЩ соединена с входом первого ПСН, а выходы обоих ПСН подключены к входам НУ, первая и нулевая клеммы ЭРЩ соединены с входом третьего ПСН, выход которого подключен к входу мультиплексора, соединенного выходом с микропроцессором, подключенным выходами к управляющим входам мультиплексора и радиомодема.

Система дополнительно содержит третий электрод, подключенный к третьей КИК ЭРЩ, расположенный внутри ЗП, и дифференциальный усилитель (ДУ), при этом вторая КИК ЭРЩ соединена с вторым ПСН, а третья - с входами первого и второго ПСН, подключенных выходами через соответствующие НУ к разнополярным входам ДУ, выход которого соединен с входом мультиплексора.

В системе третий электрод установлен в защитном патроне под магистральным газопроводом или в защитном патроне над магистральным газопроводом или прикреплен на МГ на диэлектрике.

Система дополнительно содержит (N-1) дополнительных электродов, аналогичных третьему электроду, расположенных на различных высотах в одном из сечений промежутка МГ-ЗП, или на одной высоте в различных сечениях промежутка МГ-ЗП, или на различных высотах в различных сечениях промежутка МГ-ЗП, а также (2N-2) дополнительных ПСН, (2N-2) НУ и (N-1) ДУ, где N - целое положительное число, при этом первый, второй и третий дополнительные электроды подключены к соответствующим дополнительным КИК ЭРЩ, соединенным с соответствующими входами соответствующих дополнительных ПСН по аналогии с электрическими соединениями первых трех КИК ЭРЩ с первым и вторым ПСН, при этом выходы всех дополнительных ПСН подключены через соответствующие НУ к соответствующим входам дополнительных ДУ по аналогии с электрическими соединениями основных ПСН, НУ и ДУ, причем выходы дополнительных ДУ соединены с входами мультиплексора.

Изобретение поясняется чертежами. На фиг.1 представлена общая схема системы на примере перехода МГ через авто- и железную дороги; на фиг.2 - электронная схема системы.

Система для контроля технического состояния МГ 1 с УКЗ (не показана) при его переходе через авто- и железную дороги 2 (фиг.1) включает в себя электрод 3, установленный на МГ, и электрод 4, установленный на стенке ЗП 5, подключенные соответственно к КИК "а" и "б" ЭРЩ 6.

В общем случае имеются такие N дополнительных электродов 71...7N, установленных в промежутке МГ-ЗП на диэлектрических подложках 81...8N различной высоты. Диэлектрические подложки 8 закреплены на МГ 1 с известным пространственным шагом, так что пространственные координаты электродов 71...7N в промежутке МГ-ЗП определены.

На ЭРЩ 6 электроды 71...7N выведены на КИК "в1"..."вN".

Электронная схема системы (фиг.2) включает в себя в общем виде 2N ПСН 91...9N и 101...10N, а также ПСН 11 УКЗ (не показано). Имеются 2N НУ 121...12N и 131...13N, а также МДУ 141...14N.

Кроме того, схема включает в себя мультиплексор 15, АЦП 16, микропроцессор 17 и радиомодем 18.

Схема электрических соединений блоков 9-18 представлена на фиг.2.

КИК "а" ЭРЩ 6 соединена с первыми входами ПСН 91...9N, а КИК "б" - с первыми входами ПСН 101...10N. Вторые входы ПСН 9, 10 соединены попарно с КИК "в1"..."вN", как показано на фиг.2.

Входы ПСН 11 подключены к КИК «а» и нулевой клемме 0.

Выходы ПСН 91...9N соединены с входами 121...12N. Выходы ПСН 101...10N подключены к входам НУ 131...13N.

Выходы НУ 121...12N соединены с первыми входами ДУ 141...14N, а выходы НУ 131...13N - c вторыми входами ДУ 141...14N.

ДУ 141...14N подключены к входам мультиплексора 15, соединенного также своим входом с выходом ПСН 11.

Выход мультиплексора 15 через АЦП 16 подключен к входу микропроцессора 17, соединенного своими выходами с управляемыми входами радиомодема 18 и мультиплексора 15.

Система работает следующим образом.

При нормальном состоянии контролируемого МГ 1 потенциалы всех электродов "а", "б", "в1"..."вN" имеют определенные значения, при которых микропроцессор 17 не подает командного сигнала на радиомодем 18.

Если в промежуток МГ-ЗП просочилась вода 19 (фиг.1), то ее уровень сначала достигнет нижнего электрода 7N. Это приведет к изменению потенциала данного электрода, и на выходе соответствующего ДУ 14 появится выходной сигнал, подающий через мультиплексор 15, АЦП 16 и микропроцессор 17 командный сигнал на радиомодем. При этом радиомодем 18 посылает по радиоканалу на рабочую станцию центрального монитора (не показана) сигнал о состоянии МГ 1.

Поскольку электроды 71...7N расположены в известных местах промежутка МГ-ЗП, то по последовательности поступающих с радиомодема 18 сигналов можно следить за динамикой заполнения водой промежутка МГ-ЗП и принимать соответствующие ремонтные мероприятия. Это, в свою очередь, позволит обеспечить безопасное функционирование электрооборудования и снижение материальных затрат на планово-предупредительные ремонты и замену действующего электрооборудования путем перехода к организации технического обслуживания и ремонта электрооборудования по результатам технического диагностирования.

Похожие патенты RU2308641C1

название год авторы номер документа
СИСТЕМА КОНТРОЛЯ ПЕРЕХОДА ТРУБОПРОВОДА С УСТРОЙСТВОМ КАТОДНОЙ ЗАЩИТЫ ПОД АВТО- И ЖЕЛЕЗНЫМИ ДОРОГАМИ 2004
  • Власов С.В.
  • Грунин А.М.
  • Губанок И.И.
  • Дудов А.Н.
  • Егурцов С.А.
  • Митрохин М.Ю.
  • Пиксайкин Р.В.
  • Салюков В.В.
  • Сеченов В.С.
  • Степаненко А.И.
  • Харионовский В.В.
RU2264578C1
СТАЦИОНАРНАЯ СИСТЕМА ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ПЕРЕХОДА МАГИСТРАЛЬНОГО ТРУБОПРОВОДА ЧЕРЕЗ ДОРОГУ 2007
  • Власов Сергей Викторович
  • Губанок Иван Иванович
  • Дудов Александр Николаевич
  • Егурцов Сергей Алексеевич
  • Ланчаков Григорий Александрович
  • Митрохин Михаил Юрьевич
  • Пиксайкин Роман Владимирович
  • Салюков Вячеслав Васильевич
  • Сеченов Владимир Сергеевич
  • Степаненко Александр Иванович
RU2349824C2
СИСТЕМА ДЛЯ КОНТРОЛЯ УТЕЧКИ ГАЗА ИЗ МАГИСТРАЛЬНОГО ГАЗОПРОВОДА 2006
  • Власов Сергей Викторович
  • Губанок Иван Иванович
  • Дудов Александр Николаевич
  • Егурцов Сергей Алексеевич
  • Митрохин Михаил Юрьевич
  • Пиксайкин Роман Владимирович
  • Салюков Вячеслав Васильевич
  • Сеченов Владимир Сергеевич
  • Степаненко Александр Иванович
  • Харионовский Владимир Васильевич
  • Хороших Андрей Валентинович
RU2315230C1
СИСТЕМА ВИДЕОНАБЛЮДЕНИЯ ЗА ТЕХНИЧЕСКИМ СОСТОЯНИЕМ МАГИСТРАЛЬНОГО ГАЗОПРОВОДА И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНАЯ КОЛОНКА ДЛЯ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ 2009
  • Власов Сергей Викторович
  • Дудов Александр Николаевич
  • Егурцов Сергей Алексеевич
  • Ланчаков Григорий Александрович
  • Митрохин Михаил Юрьевич
  • Пиксайкин Роман Владимирович
  • Сеченов Владимир Сергеевич
  • Степаненко Александр Иванович
RU2393378C1
СИСТЕМА ВИДЕОНАБЛЮДЕНИЯ ЗА ОПАСНЫМ УЧАСТКОМ МАГИСТРАЛЬНОГО ГАЗОПРОВОДА 2007
  • Власов Сергей Викторович
  • Губанок Иван Иванович
  • Дудов Александр Николаевич
  • Егурцов Сергей Алексеевич
  • Ланчаков Григорий Александрович
  • Пиксайкин Роман Владимирович
  • Салюков Вячеслав Васильевич
  • Сеченов Владимир Сергеевич
  • Степаненко Александр Иванович
RU2334163C1
СИСТЕМА ДЛЯ НАБЛЮДЕНИЯ ЗА СОСТОЯНИЕМ ОПАСНОГО УЧАСТКА МАГИСТРАЛЬНОГО ГАЗОПРОВОДА 2006
  • Власов Сергей Викторович
  • Губанок Иван Иванович
  • Дудов Александр Николаевич
  • Егурцов Сергей Алексеевич
  • Митрохин Михаил Юрьевич
  • Пиксайкин Роман Владимирович
  • Сеченов Владимир Сергеевич
  • Степаненко Александр Иванович
RU2317471C1
СИСТЕМА ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ МАГИСТРАЛЬНОГО ГАЗОПРОВОДА С ЗАПОРНО-РЕГУЛИРУЮЩЕЙ АРМАТУРОЙ 2006
  • Власов Сергей Викторович
  • Губанок Иван Иванович
  • Дудов Александр Николаевич
  • Егурцов Сергей Алексеевич
  • Митрохин Михаил Юрьевич
  • Пиксайкин Роман Владимирович
  • Салюков Вячеслав Васильевич
  • Сеченов Владимир Сергеевич
  • Степаненко Александр Иванович
  • Харионовский Владимир Васильевич
  • Хороших Андрей Валентинович
RU2309323C1
АППАРАТУРА ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ ЛИНЕЙНЫХ ДЕФОРМАЦИЙ МАГИСТРАЛЬНОГО ТРУБОПРОВОДА 2007
  • Власов Сергей Викторович
  • Васин Олег Евгеньевич
  • Губанок Иван Иванович
  • Дудов Александр Николаевич
  • Егурцов Сергей Алексеевич
  • Ланчаков Григорий Александрович
  • Митрохин Михаил Юрьевич
  • Прокопец Алексей Олегович
  • Пиксайкин Роман Владимирович
  • Садртдинов Риф Анварович
  • Салюков Вячеслав Васильевич
  • Сеченов Владимир Сергеевич
  • Степаненко Александр Иванович
RU2334162C1
СПОСОБ МОНИТОРИНГА ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ГЛУБОКОВОДНОГО МАГИСТРАЛЬНОГО ТРУБОПРОВОДА (ВАРИАНТЫ) 2008
  • Власов Сергей Викторович
  • Дудов Александр Николаевич
  • Егурцов Сергей Алексеевич
  • Митрохин Михаил Юрьевич
  • Пиксайкин Роман Владимирович
  • Салюков Вячеслав Васильевич
  • Сеченов Владимир Сергеевич
  • Степаненко Александр Иванович
  • Хороших Андрей Валентинович
RU2392537C1
СПОСОБ ДИСТАНЦИОННОГО МОНИТОРИНГА ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ МАГИСТРАЛЬНОГО ТРУБОПРОВОДА И СИСТЕМА ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ 2008
  • Власов Сергей Викторович
  • Демьянов Алексей Евгеньевич
  • Дудов Александр Николаевич
  • Егурцов Сергей Алексеевич
  • Мелкумян Самвел Эдуардович
  • Митрохин Михаил Юрьевич
  • Пиксайкин Роман Владимирович
  • Салюков Вячеслав Васильевич
  • Сеченов Владимир Сергеевич
  • Степаненко Александр Иванович
RU2392536C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 308 641 C1

Реферат патента 2007 года СИСТЕМА ДЛЯ КОНТРОЛЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ МАГИСТРАЛЬНОГО ГАЗОПРОВОДА С УСТРОЙСТВОМ КАТОДНОЙ ЗАЩИТЫ

Изобретение относится к трубопроводному транспорту и может быть использовано для диагностики технического состояния переходов магистральных газопроводов через авто- и железные дороги. Предлагаемая система, содержащая защитный патрон и два электрода, подключенные соответственно к магистральному газопроводу и защитному патрону, содержит дополнительный третий электрод, установленный внутри промежутка магистральный газопровод - защитный патрон. Все электроды подключены к схеме, позволяющей определять появление воды внутри упомянутого промежутка в месте расположения третьего электрода. Это позволяет выявлять и прогнозировать наличие аварийного состояния магистрального газопровода при прохождении его через опасный участок, например через автомобильную или железную дорогу. 4 з.п. ф-лы, 2 ил.

Формула изобретения RU 2 308 641 C1

1. Система для контроля технического состояния магистрального газопровода с устройством катодной защиты, содержащая защитный патрон, первый и второй электроды, установленные соответственно на магистральном газопроводе и защитном патроне и подключенные соответственно к первой и второй контрольно-измерительным клеммам электрораспределительного щита, заземленный электрод, подключенный к нулевой клемме электрораспределительного щита, три преобразователя сопротивление-напряжение, два нормирующих усилителя, мультиплексор, аналого-цифровой преобразователь, микропроцессор и радиомодем, при этом первая контрольно-измерительная клемма электроизмерительного щита соединена со входом первого преобразователя сопротивление-напряжение, а выходы обоих преобразователей сопротивление-напряжение подключены ко входам нормирующих усилителей, первая и нулевая клеммы электрораспределительного щита соединены со входом третьего преобразователя сопротивление-напряжение, выход которого подключен ко входу мультиплексора, соединенного выходом с микропроцессором, подключенным выходами к управляющим входам мультиплексора и радиомодема, отличающаяся тем, что дополнительно содержит третий электрод, подключенный к третьей контрольно-измерительной клемме электрораспределительного щита, расположенный внутри защитного патрона, и дифференциальный усилитель, при этом вторая контрольно-измерительная клемма электрораспределительного щита соединена со входом второго преобразователя сопротивление-напряжение, а третья - со входами первого и второго преобразователей сопротивление-напряжение, подключенных выходами через соответствующие нормирующие усилители к разнополярным входам дифференциального усилителя, выход которого соединен со входом мультиплексора.2. Система по п.1, отличающаяся тем, что третий электрод установлен в защитном патроне под магистральным газопроводом.3. Система по п.1, отличающаяся тем, что третий электрод установлен в защитном патроне над магистральным газопроводом.4. Система по п.1, отличающаяся тем, что третий электрод прикреплен на магистральном газопроводе на диэлектрике.5. Система по п.4, отличающаяся тем, что содержит (N-1) дополнительных электродов, аналогичных третьему электроду, расположенных на различных высотах в одном из сечений промежутка магистральный газопровод - защитный патрон, или на одной высоте в различных сечениях промежутка магистральный трубопровод - защитный патрон, или на различных высотах в различных сечениях промежутка магистральный газопровод - защитный патрон, а также (2N-2) дополнительных преобразователей сопротивление-напряжение, (2N-2) нормирующих усилий и (N-1) дифференциальных усилителей, где N - целое положительное число, при этом первый, второй и третий дополнительные электроды подключены к соответствующим дополнительным контрольно-измерительным клеммам электрораспределительного щита, соединенных с соответствующими входами соответствующих дополнительных преобразователей сопротивление-напряжение по аналогии с электрическими соединениями первых трех контрольно-измерительных клемм с первым и вторым преобразователями сопротивление-напряжение, при этом выходы всех дополнительных преобразователей сопротивление-напряжение подключены через соответствующие нормирующие усилители к соответствующим входам дополнительных дифференциальных усилителей по аналогии с электрическими соединениями основных преобразователей сопротивление-напряжение, нормирующих усилителей и дифференциального усилителя, причем выходы дополнительных дифференциальных усилителей соединены со входами мультиплексора.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2007 года RU2308641C1

СИСТЕМА КОНТРОЛЯ ПЕРЕХОДА ТРУБОПРОВОДА С УСТРОЙСТВОМ КАТОДНОЙ ЗАЩИТЫ ПОД АВТО- И ЖЕЛЕЗНЫМИ ДОРОГАМИ 2004
  • Власов С.В.
  • Грунин А.М.
  • Губанок И.И.
  • Дудов А.Н.
  • Егурцов С.А.
  • Митрохин М.Ю.
  • Пиксайкин Р.В.
  • Салюков В.В.
  • Сеченов В.С.
  • Степаненко А.И.
  • Харионовский В.В.
RU2264578C1
RU 2062394 C1, 20.06.1996
СПОСОБ ВЫЯВЛЕНИЯ УЧАСТКОВ МАГИСТРАЛЬНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ, ПРЕДРАСПОЛОЖЕННЫХ К КОРРОЗИОННОМУ РАСТРЕСКИВАНИЮ ПОД НАПРЯЖЕНИЕМ (СТРЕСС-КОРРОЗИИ) 1999
  • Лисин В.Н.
  • Пужайло А.Ф.
  • Спиридович Е.А.
  • Щеголев И.Л.
  • Лисин И.В.
  • Шайхутдинов А.З.
RU2147098C1
СПОСОБ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ О РАЗРЫВЕ ПРОДУКТОПРОВОДА 2002
  • Кульчин Ю.Н.
  • Сальников Б.А.
  • Звонарев М.И.
RU2227861C2
Способ контроля и регулирования режима работы трубопровода 1990
  • Харионовский Владимир Васильевич
  • Фильчаков Александр Алексеевич
SU1839706A3
US 5708195 A, 13.01.1998.

RU 2 308 641 C1

Авторы

Власов Сергей Викторович

Губанок Иван Иванович

Дудов Александр Николаевич

Егурцов Сергей Алексеевич

Митрохин Михаил Юрьевич

Пиксайкин Роман Владимирович

Салюков Вячеслав Васильевич

Сеченов Владимир Сергеевич

Степаненко Александр Иванович

Харионовский Владимир Васильевич

Хороших Андрей Валентинович

Даты

2007-10-20Публикация

2006-07-07Подача