Изобретение относится к трубопроводному транспорту и может быть использовано для антитеррористической защиты наиболее уязвимых участков магистральных трубопроводов.
Известна система аналогичного назначения, принятая за прототип, содержащая видеокамеру с блоком инфракрасной подсветки, оптически согласованные с опасным участком магистрального трубопровода, датчик статического давления транспортируемого газа в магистральном трубопроводе, датчик вибраций, установленный на магистральном трубопроводе и два датчика акустических шумов, а также четыре усилителя, мультиплексор, аналого-цифровой преобразователь, два пороговых устройства, микропроцессор и радиомодем, при этом выходы датчика статического давления, датчика вибраций и первого и второго датчиков акустических шумов подключены ко входам первого второго, третьего и четвертого усилителей, выходы первого, второго и третьего усилителей подключены ко входам мультиплексора, соединенного выходом через аналого-цифровой преобразователь ко входу микропроцессора, выход которого подключен к управляющему входу мультиплексора и первому управляющему входу радиомодема, а выход четвертого усилителя через первое пороговое устройство соединен со вторым управляемым входом радиомодема /Патент РФ №2264578, кл. F16L 17/00, 58/00, F17D 5/02, 2005/.
Недостатком прототипа является низкий уровень антитеррористической защиты магистрального трубопровода в местах расположения запорно-регулируемой арматуры.
Техническим результатом, получаемым от использования изобретения, является повышение уровня антитеррористической защиты магистральных трубопроводов в месте отбора транспортируемой среды.
Данный технический результат достигают за счет того, что известная система для наблюдения за состоянием опасного участка магистрального трубопровода, содержащая видеокамеру с блоком инфракрасной подсветки, оптически согласованные с опасным участком магистрального трубопровода, датчик статического давления транспортируемого газа в магистральном трубопроводе, датчик вибраций, установленный на магистральном трубопроводе и два датчика акустических шумов, а также четыре усилителя, мультиплексор, аналого-цифровой преобразователь, два пороговых устройства, микропроцессор и радиомодем, при этом выходы датчика статического давления, датчика вибраций, первого и второго датчиков акустических шумов подключены ко входам первого второго, третьего и четвертого усилителей, выходы первого, второго и третьего усилителей подключены ко входам мультиплексора, соединенного выходом через аналого-цифровой преобразователь ко входу микропроцессора, выход которого подключен к управляющему входу мультиплексора и первому управляющему входу радиомодема, а выход четвертого усилителя соединен через первое пороговое устройство со вторым управляемым входом радиомодема, дополнительно содержит узкополосный микрофон, гармонический акустический излучатель, блок обработки доплеровского сигнала и фотоприемник, при этом запускающий вход гармонического акустического излучателя соединен с выходом первого порогового устройства, а электрический выход - с первым входом блока обработки доплеровского сигнала, подключенным первым и вторым выходами соответственно к третьему и четвертому управляемым входам радиомодема, и вторым своим выходом - к запускающему входу видеокамеры, второй выход блока обработки доплеровского сигнала соединен с выходом узкополосного микрофона, а выход фотоприемника через второе пороговое устройство подключен к запускающему входу блока инфракрасной подсветки.
При этом блок обработки доплеровского сигнала выполнен в виде частотного дискриминатора, дифференцирующего устройства, двух частотных пороговых устройств, таймера, схемы опорного сигнала и счетно-решающего устройства, при этом выход узкополосного микрофона подключен ко входу частотного дискриминатора, соединенного выходом с первым входом первого частотного порогового устройства, входом дифференцирующего устройства и первым входом счетно-решающего устройства, второй вход первого частотного порогового устройства подключен к электрическому выходу гармонического акустического излучателя, а выход - к управляемому входу таймера, выход которого подключен к запускающим входам видеокамеры и радиомодема, выход дифференцирующего устройства соединен со входом второго частотного порогового устройства, подключенного выходом к запускающему входу счетно-решающего устройства, ко второму входу которого подсоединен электрический выход гармонического акустического излучателя, а к третьему - выход схемы опорного сигнала.
Радиомодем выполнен в виде радиопередающего устройства с расширенным спектром.
Система дополнительно содержит звуковой излучатель, выполненный преимущественно в виде сирены, управляемый вход которого подключен к выходу усилителя датчика вибраций и пневмоаккумулятор со слезоточивым газом, установленный в зоне опасного участка магистрального трубопровода, при этом управляемый электрический вход вентиля пневмоаккумулятора подключен к выходу усилителя датчика статического давления.
Изобретение поясняется чертежами. На фиг.1 представлена общая схема системы; на фиг.2 - ее электронная схема; на фиг.3 - электронная схема блока обработки доплеровского сигнала; на фиг.4 - частотно-временные диаграммы, поясняющие принцип работы системы.
Система для наблюдения за состоянием опасного участка магистрального трубопровода 1 с запорно-регулируемой арматурой 2 включает в себя видеокамеру 3 с блоком инфракрасной подсветки 4, оптически согласованные с запорно-регулируемой арматурой 2 магистрального трубопровода 1 (фиг.1).
Имеются также датчик 5 статического давления транспортируемого газа в магистральном трубопроводе 1, датчик 6 вибраций, установленный на магистральном трубопроводе 1, и два датчика акустических шумов (7 и 8), узкополосного микрофона 9, гармонический акустический излучатель 10 и фотоприемник 11.
Электронная схема (фиг.2) содержит четыре усилителя 12, 13, 14, 15, мультиплексор 16, аналого-цифровой преобразователь 17, микропроцессор 18, радиомодем 19, пороговые устройства 20 и 21 и блок обработки доплеровского сигнала 22.
Радиомодем 19 может быть выполнен в виде радиопередающего устройства с расширенным спектром для повышения устойчивости системы к средствам радиоэлектронной борьбы (Цифровые радиоприемные системы» под ред. М.И.Жодзинского, М., «Радио»).
Схема электрических соединений электронных блоков 12... 22 представлена на фиг.2
Выходы датчика 6 вибраций, датчика 5 статического давления, датчиков 7 и 8 акустических шумов подключены соответственно ко входам усилителей 12, 13, 14, 15. Выходы усилителей 12, 13, 14 соединены со входами мультиплексора 16, управляемый вход которого подключен к выходу микропроцессора 18, а основной - ко входу аналого-цифрового преобразователя 17, соединенного выходом со входом микропроцессора 18. Выход последнего подключен к управляемому входу радиомодема 19. Другие управляемые входы радиомодема 19 соединены с выходами порогового устройства 20, блока 22 обработки доплеровского сигнала (имеющего два выхода) и видеокамеры 3.
Управляемый вход мультиплексора 16 соединен с выходом микропроцессора 18.
Выход усилителя 15 соединен со входом порогового устройства 20, выход которого подключен к запускающему входу гармонического акустический излучателя 10.
Блок обработки информации с датчика 6 вибраций, датчика 5 статического давления, датчика 8 акустических шумов условно изображен на фиг.1 под позицией 23.
Выход узкополосного микрофона 9 соединен со входом "а" блока 22 обработки доплеровского сигнала, а электрический выход гармонического акустического излучателя 10 - со входом "б" блока 22 обработки доплеровского сигнала (фиг.2).
Блок 22 обработки доплеровского сигнала (фиг.3) включает в себя частотный дискриминатор 24, дифференцирующее устройство 25, частотные пороговые устройства 26 и 27, таймер 28, схему 29 опорного сигнала и счетно-решающее устройство 30.
Схема электрических соединений блоков 24...30 представлена на фиг.3.
Вход частотного дискриминатора 24 блока 22 обработки доплеровского сигнала соединен с выходом узкополосного микрофона 9 (фиг.2). Данный вход блока 22 обработки доплеровского сигнала обозначен на фиг.2, 3 как вход "а".
Электрический вход гармонического акустического излучателя 10 соединен с частотным пороговым устройством 26 и счетно-решающим устройством 30. Данные входы блока 22 обработки доплеровского сигнала обозначены на фиг.2, 3 как входы "б".
Выход частотного дискриминатора 24 параллельно подключен к входам частотного порогового устройства 26, дифференцирующего устройства 25, счетно-решающего устройства 30. Выход частотного порогового устройства 26 подключен к управляемому входу таймера 28, выход которого соединен с управляемыми входами радиомодема 19.
Система может также включать в себя шумовой излучатель типа «ревун» и пневмоаккумулятор со слезоточивым газом, управляемые входы которых подключены соответственно к усилителям 12, 13 датчиков вибраций и статического давления (на чертеже не показаны).
Система для наблюдения за состоянием участка магистрального трубопровода 1, например, при наличии в магистральном трубопроводе 1 запорно-регулируемой арматуры 2, работает следующим образом.
При приближении к опасному участку магистрального трубопровода 1 объекта, например автомобиля 31 (фиг.1, 2), датчик акустических шумов 7, принимая акустический шумовой сигнал fш, выдает командный сигнал через усилитель 15 и пороговое устройство 20 на гармонический акустический излучатель 10 и радиомодем 19. Последний по радиоканалу передает сигнал тревоги на радиостанцию центра мониторинга (на чертежах не показана), а гармонический акустический излучатель 10 начинает облучать подозрительный объект (автомобиль 31) гармоническим ультразвуковым излучением частоты fо.
Ультразвуковое излучение, отражаясь от движущегося автомобиля 31, принимается узкополосным микрофоном 9 на частоте доплеровского сигнала fД. С выхода узкополосного микрофона 9 сигнал fД через частотный дискриминатор 24 (фиг.3) поступает на входы частотного порогового устройства 26, дифференцирующего устройства 25 и счетно-решающего устройства 30.
Сигнал fД во времени t имеет вид, представленный на фиг.4 (для различных скоростей движения автомобиля 31).
На временах, много больших так называемого траверзного времени to (времени прохода автомобиля 31 мимо узкополосного микрофона 9),
постоянна,
здесь V, м/с - скорость автомобиля,
с, м/с - скорость звука.
Из этой математической формулы можно определить скорость движения автомобиля и ее направление:
Скорость V по алгоритму (1) рассчитывается счетно-решающим устройством 30, на которое подаются сигналы fo через вход "б", с - со схемы опорного сигнала 29 и fД, поступающий на счетно-решающее устройство 30 через вход "а", через частотный дискриминатор 24.
Причем расчет V в счетно-решающем устройстве 30 осуществляется в момент времени, когда производная
т.е. сигнал fД ˜ постоянен. Этот командный сигнал на счетно-решающее устройство 30 поступает с частотного порогового устройства 27 (фиг.3).
С выхода частотного порогового устройства 26 поступает командный сигнал на таймер 28. При этом последний направляет к радиомодему 19 второй сигнал тревоги о готовности номер один, указывающий на то, что в момент времени to подозрительный объект пересек зону опасного участка магистрального трубопровода 1.
Данный момент характерен тем, что он характеризует время, при котором fД-fo≅0, т.е. fД≅fo (фиг.3, 4). При этом, зная скорость движения объекта, можно оценить время его прибытия в зону опасного участка магистрального трубопровода 1.
Видеокамера 3 (фиг.1, 2) до появления объекта 31 работает в режиме сравнения изображений соседних кадров, дублируя работу акустического канала. После появления сигнала о появлении объекта 31 в поле зрения видеокамеры, последняя переходит в обычный режим работы.
Появление сигнала to на входе видеокамеры 3 также переключает режим работы видеокамеры 3 в обычный. При этом, если объект проявляет активность в темное время суток, фотоэлемент 11 через пороговое устройство 21 включает блок инфракрасной подсветки 4 и видеокамера 3 переводится в инфракрасный режим работы аппаратуры.
Результаты видеонаблюдений передаются с видеокамеры 3 через радиомодем 19 на рабочую станцию центра мониторинга (на чертеже не показана).
При поступлении с одного из датчиков: датчика 6 вибраций, датчика 5 статического давления или датчика 8 акустических шумов сигнала на блок 23 обработки информации (фиг.1) и через него на радиомодем 19, с последнего на рабочую станцию центра мониторинга поступает сигнал "тревога".
Одновременно при поступлении с датчика 6 вибраций командного сигнала на «ревун» (на чертеже не показан) последний включает в работу сирену.
А при поступлении командного сигнала с датчика 5 статического давления на пневмоаккумулятор со слезоточивым газом (на чертеже не показан) открывается вентиль пневмоаккумулятора, и слезоточивый газ заполняет пространство около контролируемого участка магистрального трубопровода.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СИСТЕМА ВИДЕОНАБЛЮДЕНИЯ ЗА ОПАСНЫМ УЧАСТКОМ МАГИСТРАЛЬНОГО ГАЗОПРОВОДА | 2007 |
|
RU2334163C1 |
СИСТЕМА ВИДЕОНАБЛЮДЕНИЯ ЗА ТЕХНИЧЕСКИМ СОСТОЯНИЕМ МАГИСТРАЛЬНОГО ГАЗОПРОВОДА И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНАЯ КОЛОНКА ДЛЯ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ | 2009 |
|
RU2393378C1 |
СИСТЕМА КОНТРОЛЯ ПЕРЕХОДА ТРУБОПРОВОДА С УСТРОЙСТВОМ КАТОДНОЙ ЗАЩИТЫ ПОД АВТО- И ЖЕЛЕЗНЫМИ ДОРОГАМИ | 2004 |
|
RU2264578C1 |
СИСТЕМА ДЛЯ КОНТРОЛЯ УТЕЧКИ ГАЗА ИЗ МАГИСТРАЛЬНОГО ГАЗОПРОВОДА | 2006 |
|
RU2315230C1 |
СТАЦИОНАРНАЯ СИСТЕМА ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ПЕРЕХОДА МАГИСТРАЛЬНОГО ТРУБОПРОВОДА ЧЕРЕЗ ДОРОГУ | 2007 |
|
RU2349824C2 |
АППАРАТУРА ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ ЛИНЕЙНЫХ ДЕФОРМАЦИЙ МАГИСТРАЛЬНОГО ТРУБОПРОВОДА | 2007 |
|
RU2334162C1 |
СИСТЕМА ДЛЯ КОНТРОЛЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ МАГИСТРАЛЬНОГО ГАЗОПРОВОДА С УСТРОЙСТВОМ КАТОДНОЙ ЗАЩИТЫ | 2006 |
|
RU2308641C1 |
Способ мониторинга состояния подземных сооружений и система для его реализации | 2019 |
|
RU2717079C1 |
СПОСОБ ДИСТАНЦИОННОГО МОНИТОРИНГА ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ МАГИСТРАЛЬНОГО ТРУБОПРОВОДА И СИСТЕМА ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ | 2008 |
|
RU2392536C1 |
Способ мониторинга состояния подземных сооружений метрополитена и система для его реализации | 2020 |
|
RU2740514C1 |
Изобретение относится к трубопроводному транспорту и может быть использовано для антитеррористической защиты опасных участков магистрального трубопровода. Система для наблюдения за состоянием опасного участка магистрального трубопровода, содержащая видеокамеру с блоком инфракрасной подсветки, оптически согласованные с опасным участком магистрального трубопровода, датчик статического давления транспортируемого газа в магистральном трубопроводе, датчик вибраций, установленный на магистральном трубопроводе, и два датчика акустических шумов, а также четыре усилителя, мультиплексор, аналого-цифровой преобразователь, два пороговых устройства, микропроцессор и радиомодем, при этом выходы датчика статического давления, датчика вибраций, первого и второго датчиков акустических шумов подключены ко входам первого второго, третьего и четвертого усилителей, выходы первого, второго и третьего усилителей подключены ко входам мультиплексора, соединенного выходом через аналого-цифровой преобразователь ко входу микропроцессора, выход которого подключен к управляющему входу мультиплексора и первому управляющему входу радиомодема, а выход четвертого усилителя через первое пороговое устройство соединен со вторым управляемым входом радиомодема, дополнительно содержит узкополосный микрофон, гармонический акустический излучатель, блок обработки доплеровского сигнала и фотоприемник, при этом запускающий вход гармонического акустического излучателя соединен с выходом первого порогового устройства, а электрический выход - с первым входом блока обработки доплеровского сигнала, подключенным первым и вторым выходами соответственно к третьему и четвертому управляемым входам радиомодема, и вторым своим выходом - к запускающему входу видеокамеры, второй выход блока обработки доплеровского сигнала соединен с выходом узкополосного микрофона, а выход фотоприемника через второе пороговое устройство подключен к запускающему входу блока инфракрасной подсветки. Техническим результатом изобретения является повышение уровня антитеррористической защиты магистральных трубопроводов в месте отбора транспортируемой среды.. 4 з.п. ф-лы, 4 ил.
СИСТЕМА КОНТРОЛЯ ПЕРЕХОДА ТРУБОПРОВОДА С УСТРОЙСТВОМ КАТОДНОЙ ЗАЩИТЫ ПОД АВТО- И ЖЕЛЕЗНЫМИ ДОРОГАМИ | 2004 |
|
RU2264578C1 |
RU 2062394 C1, 20.06.1996 | |||
СПОСОБ ВЫЯВЛЕНИЯ УЧАСТКОВ МАГИСТРАЛЬНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ, ПРЕДРАСПОЛОЖЕННЫХ К КОРРОЗИОННОМУ РАСТРЕСКИВАНИЮ ПОД НАПРЯЖЕНИЕМ (СТРЕСС-КОРРОЗИИ) | 1999 |
|
RU2147098C1 |
СПОСОБ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ О РАЗРЫВЕ ПРОДУКТОПРОВОДА | 2002 |
|
RU2227861C2 |
Способ контроля и регулирования режима работы трубопровода | 1990 |
|
SU1839706A3 |
US 5708195 A, 13.01.1998. |
Авторы
Даты
2008-02-20—Публикация
2006-12-04—Подача