КОЛЕСО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА Российский патент 2007 года по МПК B60B3/06 

Описание патента на изобретение RU2309053C1

Предлагаемое изобретение относится к обработке металлов давлением и может быть использовано при технологической проработке конструкций колес транспортных средств, оптимальных при изготовлении заготовок колес из легких сплавов горячей объемной штамповкой.

Известно колесо транспортного средства, содержащее дисковую часть и сочлененный с ней обод в виде тела вращения с примыкающей к дисковой части парой оболочек переменной вдоль оси колеса толщины (Патент Японии №2004082810, кл. В60В 21/02, опубл. 2004).

Известное колесо выполнено литьем из легкого сплава.

Недостатком известного колеса является большая масса, так как литая структура не обеспечивает получение оптимальных прочностных свойств при минимизации массы колеса.

Известно колесо транспортного средства, содержащее ступицу, дисковую часть и обод в виде тела вращения, ограниченного с внутренней стороны в зоне, примыкающей к дисковой части, двумя поверхностями вращения с прямолинейными образующими, а также двумя тороидальными поверхностями, касательными соответственно каждая к одной из поверхностей дисковой части и одной из упомянутых поверхностей вращения, при этом дисковая часть выполнена с окнами, ограниченными в примыкающей к ободу зоне частями поверхности вращения (Патент РФ №2077993, кл. В60В 3/06, опубл. 27.04.97, бюл. №12 - прототип).

Колесо-прототип выполнено из легкого (алюминиевого) деформируемого сплава.

Недостатком известного колеса является хотя и меньшая, чем у литого колеса, но, тем не менее, большая масса. При разработке конструкции колеса-прототипа не полностью учтены технологические особенности получения заготовки колеса горячей объемной штамповкой с оптимальной с точки зрения эксплуатационных характеристик внутренней структурой.

Предлагаемое колесо транспортного средства содержит ступицу, дисковую часть и обод в виде тела вращения, ограниченного с внутренней стороны в зоне, примыкающей к дисковой части, двумя поверхностями вращения с прямолинейными образующими, а также двумя тороидальными поверхностями, касательными соответственно каждой к одной из поверхностей дисковой части и одной из упомянутых поверхностей вращения.

Дисковая часть выполнена с окнами, ограниченными в примыкающей к ободу зоне частями поверхности вращения.

Последняя из упомянутых поверхностей вращения выполнена конической.

В плоскости, проходящей через ось колеса, острые углы между образующей упомянутой конической поверхности и каждой из прямолинейных образующих двух других упомянутых поверхностей вращения меньше, чем острый угол между образующими этих двух поверхностей вращения. В упомянутой плоскости образующая упомянутой конической поверхности может быть либо касательна к образующим упомянутых тороидальных поверхностей, либо параллельна касательной к образующим упомянутых тороидальных поверхностей и смещена относительно этой касательной в сторону, противоположную ободу.

Упомянутые окна могут быть ограничены линейчатыми поверхностями.

Предлагаемое колесо отличается тем, что последняя из упомянутых поверхностей вращения выполнена конической. В плоскости, проходящей через ось колеса, острые углы между образующей упомянутой конической поверхности и каждой из прямолинейных образующих двух других упомянутых поверхностей вращения меньше, чем острый угол между образующими этих двух поверхностей вращения.

Колесо может отличаться тем, что в упомянутой плоскости образующая упомянутой конической поверхности касательна к образующим упомянутых тороидальных поверхностей. Или может отличаться тем, что в упомянутой плоскости образующая упомянутой конической поверхности параллельна касательной к образующим упомянутых тороидальных поверхностей и смещена относительно этой касательной в сторону, противоположную ободу.

Колесо может отличаться тем, что упомянутые окна ограничены линейчатыми поверхностями.

Технический результат - минимизация массы колеса. Получаемая при изготовлении колеса методами горячей объемной штамповки оптимальная внутренняя структура согласуется с рациональной формой колеса и позволяет облегчить его при обеспечении необходимой прочности. Геометрическая форма колеса определена в значительной степени особенностями технологии его изготовления.

Сущность изобретения поясняется чертежами, на которых показаны:

фиг.1 - общий вид колеса;

фиг.2 - разрез А-А на фиг.1;

фиг.3 - вид I на фиг.2; вариант, где образующая конической поверхности касательна к образующим тороидальных поверхностей;

фиг.4 - то же, вариант, где образующая конической поверхности смещена относительно касательной к образующим тороидальных поверхностей.

Колесо включает в себя ступицу 1, обод 2 и дисковую часть 3, соединяющую обод 2 со ступицей 1. Обод 2 выполнен в виде тела вращения, ограниченного с внутренней стороны в зоне, примыкающей к дисковой части 3, двумя поверхностями вращения с прямолинейными образующими соответственно 4, 5. Эти поверхности обода 2 сочленены с дисковой частью 3 парой тороидальных поверхностей. Тороидальная поверхность с образующей 6, имеющей радиус R1, касательна к поверхности обода с образующей 4 и к поверхности 8 дисковой части 3, а тороидальная поверхность с образующей 7, имеющей радиус R2, касательна к поверхности обода с образующей 5 и к поверхности 9 дисковой части 3. Дисковая часть 3 выполнена с окнами 10, ограниченными в примыкающей к ободу 2 зоне частями конической поверхности вращения с образующей 11. В плоскости, проходящей через ось колеса, образующие 4 и 5 пересекаются между собой под острым углом α, а с образующей 11 соответственно - под острыми углами β и γ.

В разработке конструкции колеса должны быть обеспечены условия:

α>β; α>γ; β>0; γ>0.

В одном варианте (фиг.3) конструкции колеса образующая 11 касательна к образующим 6 и 7.

В другом варианте (фиг.4) конструкции колеса образующая 11 параллельна касательной "m" к образующим 6 и 7 и смещена относительно этой касательной на величину "К" в сторону, противоположную ободу 2. Окна 10 ограничены линейчатыми поверхностями 12, частями которых являются части конической поверхности с образующей 11.

Пример

Было изготовлено опытное автомобильное колесо размером 8.5×17" из алюминиевого сплава "АВ" (соответствует сплаву 6061). Масса опытного колеса - 7,3 кг. Масса известного колеса из того же материала - 7,9 кг.

Предлагаемая конструкция колеса позволяет улучшить эксплуатационные характеристики транспортного средства, а также повысить экономичность изготовления колес.

Похожие патенты RU2309053C1

название год авторы номер документа
КОЛЕСО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2009
  • Басюк Семар Тимофеевич
  • Гринберг Ирина Владимировна
RU2388615C1
КОЛЕСО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2009
  • Басюк Семар Тимофеевич
  • Гринберг Ирина Владимировна
RU2387548C1
КОЛЕСО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2004
  • Басюк Семар Тимофеевич
  • Мягких Елена Семаровна
  • Гринберг Ирина Владимировна
RU2270761C1
КОЛЕСО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2005
  • Басюк Семар Тимофеевич
  • Мягких Елена Семаровна
  • Гринберг Ирина Владимировна
RU2285621C1
КОЛЕСО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2008
  • Басюк Семар Тимофеевич
  • Раков Юрий Николаевич
RU2374084C1
КОЛЕСО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2004
  • Басюк Семар Тимофеевич
  • Калачев Евгений Михайлович
  • Гринберг Ирина Владимировна
  • Мягких Елена Семаровна
RU2268153C1
КОЛЕСО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2009
  • Басюк Семар Тимофеевич
  • Гринберг Ирина Владимировна
  • Мягких Тимофей Викторович
RU2510334C2
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ КОЛЕСА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2008
  • Басюк Семар Тимофеевич
  • Гринберг Ирина Владимировна
RU2364463C1
КОЛЕСО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2003
  • Басюк С.Т.
  • Гринберг И.В.
  • Мягких Е.С.
RU2245255C1
КОЛЕСО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2005
  • Басюк Семар Тимофеевич
  • Крамаренко Евгений Иванович
  • Мозалев Валентин Васильевич
  • Бакин Анатолий Ильич
  • Сверчков Юрий Григорьевич
  • Тюх Вячеслав Борисович
  • Гринберг Ирина Владимировна
RU2285622C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 309 053 C1

Реферат патента 2007 года КОЛЕСО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Изобретение относится к обработке металлов давлением и может быть использовано при технологической проработке конструкций колес транспортных средств, оптимальных при изготовлении заготовок колес из легких сплавов горячей объемной штамповкой. Колесо содержит ступицу, дисковую часть и обод в виде тела вращения, ограниченного со внутренней стороны в зоне, примыкающей к дисковой части, двумя поверхностями вращения с прямолинейными образующими, а также тороидальными поверхностями, касательными соответственно каждой к одной из поверхностей дисковой части и одной из упомянутых поверхностей вращения. Дисковая часть выполнена с окнами, ограниченными в примыкающей к ободу зоне частями поверхности вращения. Последняя из упомянутых поверхностей вращения выполнена конической. В плоскости, проходящей через ось колеса, острые углы между образующей упомянутой конической поверхности и каждой из прямолинейных образующих двух других упомянутых поверхностей вращения меньше, чем острый угол между образующими этих двух поверхностей вращения. Технический результат - минимизация массы колеса. 3 з.п. ф-лы. 4 ил.

Формула изобретения RU 2 309 053 C1

1. Колесо транспортного средства, содержащее ступицу, дисковую часть и обод в виде тела вращения, ограниченного с внутренней стороны в зоне, примыкающей к дисковой части, двумя поверхностями вращения с прямолинейными образующими, а также двумя тороидальными поверхностями, касательными соответственно каждой к одной из поверхностей дисковой части и одной из упомянутых поверхностей вращения, при этом дисковая часть выполнена со спицами, разделенными окнами, ограниченными в примыкающей к ободу зоне частями поверхности вращения, отличающееся тем, что последняя из упомянутых поверхностей вращения выполнена конической, при этом в плоскости, проходящей через ось колеса, острые углы между образующей упомянутой конической поверхности и каждой из прямолинейных образующих двух других упомянутых поверхностей вращения меньше, чем острый угол между образующими этих двух поверхностей вращения.2. Колесо по п.1, отличающееся тем, что в упомянутой плоскости образующая упомянутой конической поверхности касательна к образующим упомянутых тороидальных поверхностей.3. Колесо по п.1, отличающееся тем, что в упомянутой плоскости образующая упомянутой конической поверхности параллельна касательной к образующим упомянутых тороидальных поверхностей и смещена относительно этой касательной в сторону, противоположную ободу.4. Колесо по п.1, отличающееся тем, что упомянутые окна ограничены линейчатыми поверхностями.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2007 года RU2309053C1

КОЛЕСО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА С ЧИСЛОМ СПИЦ НЕ МЕНЕЕ ТРЕХ 1994
  • Басюк Семар Тимофеевич
  • Бондарев Борис Иванович
  • Борисенко Владимир Ефимович
  • Гринберг Ирина Владимировна
RU2077993C1
КОЛЕСО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1998
RU2130385C1
СПОСОБ УНИЧТОЖЕНИЯ ЛЮИЗИТА (β-ХЛОРВИНИЛДИХЛОРАРСИН) 2001
  • Петрунин В.А.
  • Баранов Ю.И.
  • Русанов В.М.
  • Кузнецов Б.А.
  • Сметанин А.В.
RU2200602C1
US 6325462 А, 04.12.2001.

RU 2 309 053 C1

Авторы

Басюк Семар Тимофеевич

Гринберг Ирина Владимировна

Даты

2007-10-27Публикация

2006-02-26Подача