Изобретение относится к области нефтепереработки и нефтехимии, в частности к составу присадок для повышения цетанового числа (показателя воспламеняемости) дизельного топлива.
Известно использование в качестве цетаноповышающих присадок (промоторов воспламенения) органических соединений следующих классов: альдегиды, простые и сложные эфиры, нитросоединения, пероксидные соединения, моно- и полинитраты алифатических и алициклических спиртов [Лернер М.О. Химические регуляторы горения моторных топлив. М.: Химия, 1979, 222 с.]. Однако, в силу ряда причин, практическое применение из них нашли лишь нитраты алифатических и алициклических спиртов и некоторые органические пероксиды [Данилов A.M. Справочник. Применение присадок в топливах для автомобилей. М.: Химия, 2000, 227 с.].
Известно также применение в качестве промотора воспламенения циклогексилнитрата (ЦГН), который по эффективности и ряду эксплуатационных свойств превосходит присадки из класса алифатических нитратов, в частности 2-этилгексилнитрат (2-ЭГН) [Данилов A.M. Справочник. Применение присадок в топливах для автомобилей. М.: Химия, 2000, 227 с.]. Недостатками известных присадок являются их относительно высокая стоимость и ограниченная совместимость с топливом.
Добавление парафиновых углеводородов повышает ЦЧ дизельного топлива, однако требующиеся для этого концентрации парафинов (5-15 мас.%) позволяют рассматривать их скорее не в качестве присадки, а в качестве компонента ДТ, при этом ниже допустимого ухудшаются низкотемпературные свойства ДТ (температуры помутнения и застывания).
Известна присадка для повышения ЦЧ ДТ, состоящая из 1 мас.% изопропилнитрата (ИПН) и 2% парафинов C18-C23, последовательно добавленных к ДТ марки Л-0.2-40, которые повышают ЦЧ исходного топлива с 48 до 61 пункта, в то время как добавленные по отдельности 3% парафинов и 2 мас.% ИПН повышают ЦТ соответственно на 3 и 11 пунктов [Бегак О.Ю., Сыроежко A.M. Повышение цетанового числа дизельных топлив // ЖПХ. 2003, т.76, вып.8, с.1389-1391 (прототип)].
Недостатками этой присадки являются высокие концентрации взятых присадок, высокая температура плавления фракции парафинов С18-С23, способная ухудшить низкотемпературные свойства ДТ, относительно невысокая эффективность (количество присадки на 1 пункт повышения ЦЧ) и высокая стоимость присадки. Кроме того, последовательное введение присадок осложняет технологию производства ДТ.
Целью изобретения является разработка композиционной присадки, эффективно повышающей ЦЧ и снижение ее себестоимости.
Задача решается путем введения в состав ДТ композиционной цетаноповышающей присадки, содержащей ЦГН и парафиновые углеводороды нормального строения из группы С9-С20 (НУВ), производимые промышленно при массовом соотношении компонентов от 1:4 до 4:1.
Введение нормальных углеводородов С9-С20 в состав присадки на основе нитратов спиртов позволяет при заданном значении прироста ЦЧ расширить сырьевую базу и снизить себестоимость композиционной цетаноповышающей присадки. Предлагаемая композиция может вводиться в ДТ любых марок в концентрациях 0.05-0.75 мас.%, без ухудшения основных эксплуатационных свойств топлив.
Присадку согласно данному изобретению готовят путем предварительного смешения нитратов спиртов с НУВ С9-С20. Присадку вводят в летнее дизельное топливо марки Л 02-40 по ГОСТ 305-82 производства ООО «Киришинефтеоргсинтез» с содержанием серы 0.2 мас.%, и определяли цетановое число по ГОСТ 3122 - 67 (с изм. 1-4). Для испытаний брали ЦГН с содержанием основного вещества 98.5 мас.% и НУВ фракций С9-С13, C14-C17 и С17-С20 по ТУ 0255-041-04689375-95.
Результаты испытаний предлагаемой присадки иллюстрируются примерами, сведенными в таблицу:
Прирост цетанового числа (ЦЧ) после добавления 0.1% известных присадок ИПН и ЦГН составил 2 и 3 пункта соответственно (пример 1).
Добавка 0.2% парафинов С14-С17 не повлияла на ЦЧ базового топлива, их влияние становится заметным лишь при концентрации выше 5 мас.% (примеры 2-3).
Введение в топливо предлагаемой присадки (примеры 4-9) дает такой прирост ЦЧ дизельного топлива, который не вытекает из суммарного действия тех же компонентов, введенных по отдельности (примеры 1-3), что свидетельствует о наличии синергетического эффекта у предлагаемой композиции.
Применение в составе предлагаемой присадки относительно недорогих промышленно производимых нормальных углеводородов С9-С20 помимо того, что дает неочевидный прирост цетанового числа дизельного топлива, позволяет облегчить процесс смешения ее с топливом за счет ее большей растворимости и достичь улучшения воспламеняемости топлива при неизменном содержании наиболее дорогого нитратного компонента, снизить затраты у потребителя в расчете на 1 пункт прироста цетанового числа. Например, если принять за единицу затраты на 1 пункт прироста цетанового числа при использовании только нитратной присадки, то у композиционной присадки, содержащей также НУВ, эта величина составит 0.7 для соотношения компонентов 1:1 и 0.5 для соотношения 1:3.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ПРИСАДКА ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЦЕТАНОВОГО ЧИСЛА ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА | 2010 |
|
RU2451718C2 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ЦИКЛОГЕКСИЛНИТРАТА | 2003 |
|
RU2241697C1 |
ТОПЛИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ ДЛЯ ДИЗЕЛЬНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ | 2015 |
|
RU2604061C2 |
ТОПЛИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ ДЛЯ ДИЗЕЛЬНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ | 2017 |
|
RU2652636C1 |
Пероксидная цетаноповышающая присадка к дизельному топливу и способ ее получения | 2022 |
|
RU2800120C1 |
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ПРИСАДКА К ДИЗЕЛЬНОМУ ТОПЛИВУ | 1995 |
|
RU2057788C1 |
ПРОТИВОИЗНОСНАЯ ПРИСАДКА ДЛЯ МАЛОСЕРНИСТОГО ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА | 2013 |
|
RU2529678C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ЦЕТАНОПОВЫШАЮЩИХ ПРИСАДОК К ДИЗЕЛЬНОМУ ТОПЛИВУ | 2013 |
|
RU2532663C1 |
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ПРИСАДКА К ДИЗЕЛЬНОМУ ТОПЛИВУ | 1995 |
|
RU2057790C1 |
Присадка к дизельному топливу комплексного действия и способ ее получения | 2018 |
|
RU2680963C1 |
Настоящее изобретение относится к области нефтепереработки и нефтехимии, в частности к составам присадок, повышающих цетановое число дизельного топлива. Присадка для повышения цетанового числа дизельного топлива состоит из предварительно смешанных циклогексилнитрата и фракции парафиновых углеводородов нормального строения от С9 до С20 при массовом соотношении указанных компонентов от 4:1 до 1:4. Дизельное топливо содержит эту присадку в количестве 0,05-0,75 мас.%. Присадка обладает синергетическим эффектом. Прирост цетанового числа дизельного топлива от ее использования превышает суммарный эффект от использования каждого составляющего компонента. Присадка за счет ее большей растворимости облегчает процесс смешения с топливом и дешевле всех известных. 2 н.п. ф-лы, 1 табл.
Журнал прикладной химии, т.76, 2003, с.1389-1391 | |||
Приспособление в пере для письма с целью увеличения на нем запаса чернил и уменьшения скорости их высыхания | 1917 |
|
SU96A1 |
Сомов В.А., Боткин П.П | |||
Топливо для транспортных дизелей | |||
- Л.: СУДПРОМГИЗ, 1963, с.136, 137 | |||
Данилов А.М | |||
Справочник: Применение присадок в топливах для автомобилей | |||
- М.: Химия, 2000, с.50-53. |
Авторы
Даты
2007-11-10—Публикация
2005-07-12—Подача