СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ РЕЧЕВЫХ ФУНКЦИЙ У БОЛЬНЫХ С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ ДИЗАРТРИИ И ДИЗАРТРИЧЕСКИЕ ЗОНДЫ Российский патент 1996 года по МПК A61H39/00 A61H39/04 

Описание патента на изобретение RU2066990C1

Изобретение относится к медицине, а именно к логопедии, и касается комплексного лечения дефектов речи.

В настоящий момент на вооружении специалистов находится небольшое число приемов коррекции недостатков речи, направленных, как правило, на исправление произношения и речевого дыхания.

При этом логопедия сводится к узкотренировочным упражнениям, которые проводятся наравне с другими лечебными процедурами.

Актуальность создания нового подхода подтверждается большим количеством исследований, проведенных в этой области [1]
В то же время известные методы устранения дефектов речи не могут полностью удовлетворить потребности медицины, поскольку не обладают необходимым комплексом свойств, способных повысить эффективность лечения.

Приемы, которые широко используются в практической медицине при работе над нормализацией речи, описаны в книге Ф.А.Рау и др. [2] и взяты в качестве наиболее близкого аналога. Методика включает в себя предварительное обследование больного с последующим проведением гимнастики мимических мышц и обучение произношению слогов педагогическими методами, а также включает в себя элементы дыхательной гимнастики.

Целью изобретения является разработка комплексного подхода к проблеме лечения различного вида дизартрии.

Способ реализуется с помощью предложенного набора дизартрических зондов, позволяющего осуществить воздействие на биологически активные точки за счет подбора формы рабочих частей зондов.

Изобретение поясняется фиг. 1-33.

Способ осуществляется следующим образом. Пациента сажают в кресло в удобной позе и осуществляют косметический массаж его лица пальцами рук логопеда. Затем освобождают от одежды участки тела, подлежащие точечному массажу, и осуществляют точечный массаж биологически активных точек лица и шейно-воротниковой зоны. Точки для воздействия и инструмент выбираются по специальной методике. Для этого зондом с шарообразной головкой воздействуют вначале на точку 1 (см.фиг.1), находящуюся в выемке на подбородке, затем двузубцем также путем надавливания воздействуют на парные точки N 2, которые находятся возле уголков рта, и повторяют воздействие на те же точки укалыванием зондом в виде иглы (см.фиг.29).

Последовательные надавливания и укалывания далее проводят и для остальных 10-ти точек лица (см.фиг.1). Экспозиция для каждой точки составляет 1-5 сек и воздействие повторяют 3-5 раз путем надавливания, укалывания, поглаживания.

За одну процедуру воздействию подвергают 3-5 точек с последующим добавлением к ним по 1-2 точки.

В конце процедуры ручками эбонитовых зондов (см.фиг. 17,18) или зондом в виде грибочка (см.фиг. 31-33) массируют лицо по массажным линиям от центра подбородка к ушам.

При массаже шейно-воротниковой зоны воздействию подвергают вначале точки 13 и 23 (см.фиг.1), при этом предпочтительно использование зонда в виде грибочка, затем этим же зондом осуществляют надавливание на точки 12, 14 и 15. После этого точки 16, 17, 12, 18, 20, 21, 22 стимулируют зондом с шарообразной головкой, затем зондом в виде иглы (см.фиг.29).

Время экспозиции составляет 1-5 с 4-5 раз. Точки 20, 21, 22 включаются в том случае, если есть парез руки.

При массаже рук воздействуют на точки 16, 17, 18, 19, 14 по вышеуказанной схеме.

Массаж точек артикуляционного аппарата производят в несколько этапов. Вначале воздействию подвергают точки, расположенные на языке, по схеме. указанной на фиг. 8-12, затем под языком, на небной занавеске, увули, на задней стенке глотки (см.фиг.13).

При проведении массажа языка больного усаживают перед зеркалом, зонд (см. фиг. 17) устанавливают концом с шарообразным массажным элементом на поверхность языка у правого края его корня, проводят зондом по поверхности края языка справа налево по часовой стрелке и обратно 3-4 раза в течение 3-5 с. Движения зондом проводят в соответствии с фиг.8, затем производят обкалывание языка зондом (см.фиг. 29) в соответствии с фиг.10, после чего язык поглаживают по тем же линиям. Все процедуры проводят в течение 3-5 с 2-4 раза. На точку в середине языка надавливают зондом (см.фиг.26), затем обкалывают ее зондом (см.фиг.29) и поглаживают зондом (см.фиг. 17,18) от корня к кончику и обратно. Экспозиция этих процедур 5-7 с, воздействие повторяют 3-5 раз.

Подъязычный массаж осуществляют зондами (см.фиг. 18, 19, 26-28), При этом нижнюю поверхность языка укладывают на поверхность зондов, их массажными элементами надавливают на точки, расположенные под языком, при этом средний зубец зонда (см.фиг. 26-28) укладывают на передние нижние зубы, затем зондами приподнимают язык и этими же зондами производят поглаживания нижней поверхности языка.

Перечисленными видами зондов можно растягивать подъязычную связку (уздечку) у детей, избегая тем самым хирургического вмешательства в случае укороченной подъязычной связки.

Экспозиция процедур 3-5 с, воздействие повторяют 3-5 раз. Для массажа небной занавески используют зонды (см. фиг. 14-19 и 29), при этом горизонтальный участок рабочего элемента зонда располагают на поверхности языка, массажной упорной ступенькой зонда закрепляют корень языка и затем отпускают его, опуская тем самым небную занавеску, стимулируя ее. Процедуру повторяют 3 раза в течение 3-7 с.

При одностороннем парезе используют зонд (см.фиг. 32- 34), его устанавливают на неподвижную сторону языка и производят аналогичное воздействие. При парезе 2/3 языка используют зонд (см.фиг. 23-25). Возможно использование зондов для фиксации языка при воздействии шарообразным утолщением (см.фиг. 14-17) на небную занавеску.

При массаже увули используют зонд (см.фиг.21), который кольцевой частью одевают на увулю, производят движения снизу вверх и обратно. Затем эту же процедуру производят зондом (см.фиг.30). Используются также для этой цели зонды (см.фиг.14-17). Обкалывание увули производят и зондом (см.фиг.29).

Для массажа точек задней стенки глотки зондом (см. фиг. 22-25) подтягивают язык, затем зондом (см.фиг.1-4) поглаживают заднюю стенку глотки справа налево шарообразным утолщением.

Через 3-5 мин больному проводят артикуляционно-мимическую гимнастику, направленную на развитие силы, объема и переключаемости движения мышц речевого аппарата,точности, целенаправленности движения. При этом гимнастика может быть любой по приемам, но должна быть направлена на обеспечение заданных функций [3][4]
Артикуляционная гимнастика может включать в себя: гимнастику щек, губных мышц, нижней челюсти, мышц мягкого неба, языка, губ, мимические упражнения мышц всего лица, глаз.

Спустя 3-5 мин, проводят дыхательную гимнастику, направленную на дифференциацию ротового и носового дыхания, получение длительного и плавного ротового выдоха под контролем движения диафрагмы и мышц брюшного пресса.

Гимнастика может быть любой, обеспечивающей вышеуказанный результат, например по [4]
Общий курс лечения составляет 45 дней проводимых ежедневно сеансов с повторением курса лечения через 6 мес. для закрепления полученного эффекта при тяжелой степени дизартрии.

Известно устройство для механического воздействия на язык при постановке и коррекции произношения некоторых звуков речи при некоторых формах речевых расстройств [2] [5] содержащее рукоятку и рабочий элемент. Это устройство (логопедический зонд) служит вспомогательным техническим средством в некоторых случаях для усвоения требуемой артикуляции и не обеспечивает нормализацию мышечного тонуса. Применение логопедических зондов приводит к быстрой утомляемости рук логопеда из-за неудобства использования зондов (при размещении во рту больного) вследствие изменения структуры артикуляционного аппарата больного и требует больших трудозатрат логопеда. Кроме того, логопедические зонды применяются в основном при постановке звуков для установления органов произношения в произносительное положение при дислалии, боковых и шипящих сигматизмах, при зубных и межзубных сигматизмах, а также при работе с глухонемыми.

При дизартрии нарушения произношения обусловлены органической недостаточностью иннервации речевого аппарата, чаще всего вследствие пареза и паралича мышц артикуляционного аппарата. Для дизартрии характерна ограниченная подвижность органов речи: мягкого неба, языка, губ из-за поражения мышц.

Известен набор для рефлекторного воздействия на точки и зоны при заболеваниях опорно-двигательного аппарата, бронхиальной астмы, невралгиях, спаечных образованиях, принятый за прототип, содержащий футляр, в котором размещены по крайней мере три зонда (прессатора), рабочие части которых выполнены в виде обтекаемых грибовидных элементов и сужающегося стержня [6] Этот набор не позволяет проводить точечное воздействие на биологически активные точки артикуляционного аппарата и не позволяет достичь нужного эффекта при воздействии на биологически активные точки лица, рук и шейно-воротниковой зоны, который требуется для реализации современных логопедических методик.

Целью изобретения является нормализация тонуса мышц артикуляционного аппарата, которая обеспечивается применением комплексного способа восстановления речевых функций артикуляционного аппарата с использованием зондов для точечного массажа биологически активных точек, в результате воздействия на которые по определенной схеме происходит стимуляция нервных окончаний и мышц, связанных с биологически активными точками. Стимуляция достигается надавливающими, укалывающими (чтобы вызвать или восстановить чувствительность, которая у больных отсутствует или снижена), и поглаживающими воздействиями, которые целесообразно производить различными зондами. Воздействие осуществляется тормозящим либо возбуждающим способом. Конфигурация рабочих элементов зондов различна и диктуется требованиями производимых логопедом воздействий, которые им и устанавливаются в зависимости от клинической картины.

Техническим результатом изобретения является сокращение сроков лечения, повышение эффективности лечения за счет последовательного проведения процедур способа восстановления тонуса мышц артикуляционного аппарата и повышения эффективности воздействия зондами набора вследствие подбора формы рабочих частей зондов.

Зонды выполнены из различных материалов, имеющих хорошие электропроводные и электромагнитные свойства эбонита, титана, меди, нержавеющей стали. При тормозном воздействии целесообразно применять эбонитовые зонды, при возбуждающем металлические. Все зонды имеют хорошо отшлифованную поверхность.

На фиг. 14-33 представлен набор дизартрических зондов. Набор содержит прямой зонд с рабочей частью в виде шарообразного утолщения (см.фиг.16), зонд с изгибом в виде массажной упорной ступеньки, имеющий рабочую часть с поперечным концом (см.фиг. 33), дополнительные группы зондов с рабочими частями в виде двузубцев (см.фиг. 18-20), трезубцев (см.фиг. 26-28), шарообразных утолщений (см.фиг. 14,15,17), ориентированные под углом к продольной оси зондов, и колец, одно из которых имеет внутренние игольчатые выступы (см. фиг. 21,30), при этом зонд с сужающимся стержнем (см.фиг.29), часть двузубцев (см.фиг. 18-20), зонды с шарообразными утолщениями и зонды с кольцами изогнуты под углом 25-45 зонд в виде стержня (фиг.22), зонд с трезубцем (фиг.23) и часть зондов группы с двузубцами (фиг. 23,24) выполнены с изгибами в виде массажной упорной ступеньки, а сужающийся стержень выполнен в виде иглы (фиг.29), максимальное поперечное сечение каждого грибовидного элемента (фиг. 31-33) превышает минимум в два раза максимальное поперечное сечение каждого шарообразного утолщения.

Из эбонита выполнены зонды, представленные на фиг. 17-19, 27, 28, 31-33. Из металлов (меди или титана, или нержавеющей стали) выполнены зонды, представленные на фиг. 14-16, 20-26, 29,30, имеющие съемные шарообразные утолщения. Шарообразные утолщения выполнены сферическими или овальными. Зонды с рабочей частью в виде двузубца (фиг. 18-20), трезубца (фиг. 27,28) снабжены размещенными на торцах рабочей части шарообразными утолщениями в виде сферы или овала. Зонды с рабочими частями в виде трезубцев (фиг.26,27) имеют боковые зубцы, превышающие по длине средний зубец, или равный по длине среднему зубцу (см. фиг. 25,28). Рабочая часть зондов, представленных на фиг. 26-28, ориентирована под углом 20-25o. Шарообразные утолщения зондов ориентированы под углом 40-45o к продольной оси. Торцы рабочих частей двузубцев, выполненных из эбонита, имеют шарообразные утолщения в виде сферы или овала. Прямой зонд (фиг. 22) и зонды с рабочими частями в виде двузубцев и трезубцев (фиг.23-25) выполнены с отогнутыми концами плоскости, ориентированной поперек рабочей части. Зонды с рабочими частями в виде обтекаемого грибовидного элемента (см.фиг. 31) выполнены цилиндрическими, а на фиг. 33 сужающимися к середине.

Угол между зубцами эбонитового зонда с рабочей частью в виде двузубца (фиг. 18) выполнен тупым, или прямым, или острым. Внутренняя поверхность рабочей части эбонитового зонда в виде двузубца выполнена в форме полукруга (см.фиг.6), U-образной формы (фиг.20). Прямой зонд и зонды с рабочими частями в виде колец, двузубцев, трезубцев снабжены рукоятками и соединены с рукоятками с возможностью разъема. Набор содержит контейнер, или футляр, или коробку для размещения комплекта зондов.

У эбонитовых зондов, используемых для массажа шейноворотниковой зоны рук и лица, могут быть использованы оба конца в качестве рабочих (фиг. 31-33). Они имеют обтекаемую грибовидную форму, цилиндрическую форму стержня (фиг. 31), сужение рукоятки к середине (фиг.33),либо к рабочей части с максимальным поперечным сечением (фиг.32). Форма ручки этого типа зондов диктуется удобством воздействия на биологически активные точки и возможностью создания усилия, необходимого и достаточного для воздействия.

Применение зондов всех типов обеспечивает удобство расположения их массирующих элементов и их самих в труднодоступных местах во рту больного при точечном массаже вследствие изменения структуры артикуляционного аппарата, возможность создания достаточного усилия для воздействия на биологически активные точки. При гиперкинезии языка используются зонды с дополнительным фиксирующим участком ступенчатой формы (фиг. 22-25), который дает возможность надежно удерживать зондом язык и не мешать процедуре точечного массажа биологически активных точек.

Эбонитовые ручки зондов имеют гладкую полированную поверхность и служат дополнительным массажным инструментом для лица и шейно-воротниковой зоны. Все зонды удобны в работе,не вызывают утомляемости при использовании логопедами.

Курс восстановления речевых функций у больных с различными видами дизартрии включает комплексное лечение последовательно проводимыми косметическим массажем лица, точечным воздействием дизартрическими зондами различной конфигурации на биологически активные точки лица, шейно-воротниковой зоны, рук и артикуляционного аппарата, артикуляционно-мимической и дыхательной гимнастиками и восстановлением произносительных характеристик речи и голоса.

Пример 1. Больной С. 26 лет поступил в речевом отделении дневного стационара с диагнозом: псевдобульбарная дизартрия спастической ригидности.

На 3-й день лечения увеличился объем движений языка, губ, увеличился объем движений челюсти.

На 7-й день ускорился темп речи, губы стали более подвижными, появился подъем языка вверх. Улучшилась мимико-артикуляционная подвижность мышц.

На 15-й день появилась вибрация кончика языка, больной стал произносить звук "р". В результате проведенного курса восстановительного обучения отмечается положительная динамика: значительно улучшилось речевое дыхание, удлинился речевой выдох, улучшился тембр голоса, голос стал более модулированным.

Пример 2. Больной Е. 1971 г.рожд. диагноз: детский церебральный паралич, дизартрия спастико-паретической формы. Логопедическое обследование: лицо амимично, повышенная саливация. Объем движений языка, губ ограничен, амплитуда движений недостаточная. Движения производятся в медленном темпе, быстро истощаемы, повышен тонус мышц языка. Произносительная сторона речи: гласные звуки редуцированные, нечеткие, незвонкие, шипящие и свистящие звуки заменяет призубными, разборчивость речи снижена из-за фонетического дефекта. Словарный запас обиходный, фразовая речь не сформирована. Речевое дыхание поверхностное, выдох короткий, слабый: сила выдоха быстро истощается в речевом потоке, переходит на речь на вдохе. Голос: крик звонкий, громкий. Речевая фонация слабая, глухая, монотонная, назализованная, иссякающая, речь невыразительная, мелодически не окрашенная.

Был применен комплексный метод лечения в Центре патологии речи. За время пребывания в дневном стационаре отметилась положительная динамика. Значительное улучшение в состоянии произносительной стороны речи, нормализовалось звукопроизношение, просодическое оформление высказываний. Устранен носовой оттенок речи, продвинулся темп речи. Исчезли гиперкинетические проявления в мышцах артикуляционного аппарата, уменьшилась саливация. В результате точечного массажа с применением дизартрических зондов менее напряженными, скованными стали мышцы органов артикуляции, движения их стали более целенаправленными и точными. Дана установка на неторопливый темп речи (легкость артикулирования).

Пример 3. Больная И. 1972 г.рожд. Диагноз: последствия родовой травмы, подкорковая дизартрия. Логопедическое обследование: повышенная саливация, объем движений языка, губ ограничен. Тонус языка повышен. Произносительная сторона речи: артикуляция гласных нарушена больше, чем согласных. Отдельные слова и звуки могут произноситься правильно, но в момент гиперкинеза они оказываются резко искаженными и невнятными. Расстроен темп, ритм и мелодика речи. Голос напряженный, резкий. хриплый, колеблющийся в тембре и громкости. Иногда голос в процессе речи как бы "затухает", переходит на шепот.

Был применен комплексный метод лечения в Центре патологии речи. После проведенного курса отметилась положительная динамика: значительное улучшение произносительной стороны речи. Исчезли гиперкинетические проявления в мышцах артикуляционного аппарата. Вместе с тем имеют место отдельные недостатки в звукопроизношении, в частности щелевых звуков и аффрикатов, недостаточная выразительность (интонационная) высказываний, некоторая скандированность и замедленность речи.

Данные результаты достигнуты путем регулярных логопедических занятий с применением точечного массажа и дизартритических зондов, направленных на отработку каждого из компонентов речевого акта, связанного с произношением (дыханием, голосообразованием, артикуляцией).

После проведения второго курса лечения у больной отмечается дальнейший регресс дизартрической симптоматики, изолированное произнесение всех звуков, за исключением шипящих и "р" нормативно. Шипящие звуки и звук "р" требуют некоторой коррекции.

В результате точечного массажа менее напряженными и скованными стали мышцы органов, участвующих в артикуляции, движения стали более целенаправленными и точными.

Улучшилась переключаемость с одного артикуляционного движения на другое. Усвоен правильный артикуляционный уклад звуков "с", "з", "ц", "ш", "ж", "ч", "л", "т", "д". Звуки автоматизированы, отдифференцированы в слогах, в словах, предложениях, стихах, скороговорках, пословицах. Дана установка на неторопливый темп речи (легкость артикулирования). Была проведена коррекция произносительной стороны речи в процессе пения, чтения. Уточнена артикуляция отдельных звуков в словах.

Способ апробирован в условиях Центра патологии речи при клинической больнице N 23 на 94-х больных с преобладанием средней и тяжелой степени дизартрии, с выраженными парезами и грубыми нарушениями речи, в возрасте от 15 до 60 лет с длительностью течения болезни от 3 мес до 7 лет. Клиническая эффективность лечения дизартрии предлагаемым способом с использованием дизартрических зондов представлена в таблице.

Под действием комплексного лечения по восстановлению речевых функций у больных с дизартрией косметического массажа, артикуляционно-мимической и дыхательной гимнастики, стимуляции биологически активных точек лица, шейно-воротниковой зоны, рук и артикуляционного аппарата происходит нормализация мышечного тонуса и восстановление речевых функций у больных дизартрией.

Предлагаемый способ эффективен при различной по тяжести дизартрии, а также для лечения детей с детским церебральным параличом, при стертой форме дизартрии.

При использовании предлагаемого способа лечения дизартрии можно сократить сроки лечения до 45 дней в сравнении со сроками традиционного лечения этого заболевания, исчисляемого годами. Количество инвалидов, страдающих тяжелыми формами дизартрии и пролеченных предлагаемым способом, резко сокращается, больные возвращаются к нормальному образу жизни и работе. ЫЫЫ2 ЫЫЫ4 ЫЫЫ6 ЫЫЫ8 ЫЫЫ10 ЫЫЫ12 ЫЫЫ14 ЫЫЫ16 ЫЫЫ18 ЫЫЫ20 ЫЫЫ22 ЫЫЫ24 ЫЫЫ26 ЫЫЫ28 ЫЫЫ30 ЫЫЫ32 ТТТ1

Похожие патенты RU2066990C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ИСПРАВЛЕНИЯ ДЕФЕКТОВ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ И НАБОР ЗОНДОВ ДЛЯ МАССАЖА МЫШЦ ЯЗЫКА 2001
  • Микляева Ю.В.
RU2195244C1
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ 2019
  • Сахаровская Ольга Павловна
RU2723221C1
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ РЕЧЕВЫХ РАССТРОЙСТВ И НАБОР ЗОНДОВ ДЛЯ МАССАЖА МЫШЦ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА 1998
  • Новикова Е.В.
RU2143256C1
Способ коррекции речевых и миофункциональных нарушений у детей и взрослых и набор зондов для его осуществления 2017
  • Томилина Светлана Михайловна
RU2652951C1
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ ДИЗАРТРИИ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ 2000
  • Игнатьева С.А.
  • Блинков Ю.А.
RU2199996C2
СПОСОБ СТИМУЛЯЦИИ РЕЧИ У НЕГОВОРЯЩИХ ДЕТЕЙ ОТ 2 ДО 5 ЛЕТ 2020
  • Панченко-Миль Инна Ивановна
  • Сурат Лев Игоревич
RU2741863C1
Интерактивный способ логопедической коррекции и профилактики речевых нарушений 2021
  • Андреев Дмитрий Олегович
  • Григорьев Игорь Ильич
RU2788132C1
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ АРТИКУЛЯЦИИ РЕЧЕВЫХ РАССТРОЙСТВ 2015
  • Кибардина Мария Петровна
RU2584645C1
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ РЕЧИ 1997
  • Григорьева И.Ф.
  • Шабут И.Г.
  • Герасимова А.С.
  • Гарбарук В.И.
  • Жукова О.С.
RU2125864C1
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕЧЕВЫХ ФУНКЦИЙ ЧЕЛОВЕКА 2011
  • Мышляев Сергей Юрьевич
  • Малова Марина Михайловна
RU2486925C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 066 990 C1

Реферат патента 1996 года СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ РЕЧЕВЫХ ФУНКЦИЙ У БОЛЬНЫХ С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ ДИЗАРТРИИ И ДИЗАРТРИЧЕСКИЕ ЗОНДЫ

Использование: в логопедии, при восстановлении речевых функций и у больных с различными видами дизартрии. Сущность способа состоит в комплексном проведении косметического массажа лица, точечного массажа биологически активных точек лица, шейно-воротниковой зоны, рук и артикуляционного аппарата, выполняемого специально разработанными дизартрическими зондами из материалов, обладающих хорошими электропроводными и электромагнитными свойствами, при этом последовательность воздействия зондами на различные биологически активные точки зависит от степени тяжести заболевания. После проведения указанных воздействий осуществляют артикуляционно-мимическую гимнастику для развития силы, объема и переключаемости движений мышц речевого аппарата, далее проводят дыхательную гимнастику под контролем движения диафрагмы и мышц брюшного пресса для получения дифференцированного носового и ротового дыхания, длительного и плавного ротового выхода. Процедуру завершают проведением голосовых упражнений. Точечный массаж в предлагаемом способе реализуется с помощью набора дизартрических зондов, выполненных из эбонита, или меди, или титана, или нержавеющей стали. Конфигурация зондов различна и диктуется требованиями производимых логопедом воздействий. Использование зондов набора позволяет повысить эффективность лечения при работе над нормализацией тонуса мышц артикуляционного аппарата. 2 с. и 21 з.п.ф-лы, 1 табл., 33 ил.

Формула изобретения RU 2 066 990 C1

1. Способ восстановления речевых функций у больных с различными видами дизартрии, включающий проведение артикуляционной и дыхательной гимнастики, отличающийся тем, что перед артикуляционной и дыхательной гимнастикой последовательно проводят косметический массаж лица, дополнительно проводят дизартрическими зондами нормализующий мышечный тонус точечный массаж биологически активных точек лица, шейно-воротниковой зоны, рук и артикуляционного аппарата, далее проводят направленную на развитие силы, объема и переключаемости движений мышц речевого аппарата артикуляционно-мимическую гимнастику, затем осуществляют направленную на получение дифференцированного носового и ротового дыхания, длительного и плавного ротового выдоха дыхательную гимнастику под контролем движения диафрагмы и мышц брюшного пресса, после чего устанавливают язык, губу, щеки в произносительное положение, выдыхают воздух и проводят улучшающие произносительные характеристики речи в виде слогового произношения, темпа, ритма, мелодики, плавности, модуляции голоса, тембра, голосовые упражнения. 2. Способ по п.1, отличающийся тем, что точечный массаж проводят путем последовательного надавливания, укалывания, поглаживания зондами в течение 1
5 с 3 5 раз на 3 5 точек с последующим чередованием точек и добавлением их количества по 1 2 точки.
3. Способ по п.1, отличающийся тем, что приемы надавливания и поглаживания проводят зондом шаровидной и грибовидной формы соответственно, а укалывания зондом в виде иглы. 4. Способ по п. 1, отличающийся тем, что парные точки массируют двумя зондами одновременно. 5. Набор для рефлекторного воздействия на биологически активные точки, содержащий зонды с рабочими частями в виде обтекаемых грибовидных элементов и сужающегося стержня, отличающийся тем, что он дополнительно содержит прямой зонд с рабочей частью в виде шарообразного утолщения, зонд с изгибом в виде массажной упорной ступеньки, имеющий рабочую часть с поперечным концом, и дополнительные группы зондов с рабочими частями в виде двузубцев, трезубцев и шарообразных утолщений, ориентированных под углом к продольной оси зонда, и колец, одно из которых имеет внутренние игольчатые выступы, причем зонд с сужающимся стержнем, первая часть зондов группы с двузубцами, зонды с шарообразными утолщениями и зонды с кольцами изогнуты под углом, зонды с трезубцами и вторая часть зондов группы с двузубцами выполнены с изгибами в виде массажной упорной ступеньки, а сужающийся стержень в виде иглы, при этом максимальное поперечное сечение каждого грибовидного элемента превышает минимум в два раза максимальное поперечное сечение каждого шарообразного утолщения. 6. Набор по п.5, отличающийся тем, что прямой зонд и зонды с рабочими частями в виде двузубцев выполнены из эбонита, или меди, или титана, или нержавеющей стали. 7. Набор по п.5, отличающийся тем, что зонды с рабочими частями в виде трезубцев выполнены из эбонита, или меди, или титана, или нержавеющей стали. 8. Набор по п.5, отличающийся тем, что один из зондов с рабочей частью в виде двузубца выполнен из металла и снабжен размещенными на торцах рабочей части шарообразными утолщениями в виде сферы или овала. 9. Набор по п.5, отличающийся тем, что зонды с рабочими частями в виде трезубцев выполнены с боковыми зубцами, превышающими по длине средний зубец или равными по длине среднему зубцу. 10. Набор по п.9, отличающийся тем, что рабочая часть зондов ориентирована под углом 20 25o. 11. Набор по п.5, отличающийся тем, что шарообразные утолщения ориентированы под углом 40 45oC к продольной оси. 12. Набор по п.5, отличающийся тем, что шарообразные утолщения выполнены сферическими или овальными. 13. Набор по п.5, или 6, или 7, отличающийся тем, что торцы рабочих частей двузубцев и трезубцев, выполненных из эбонита, снабжены шарообразными утолщениями в виде сферы или овала. 14. Набор по п.5, отличающийся тем, что прямой зонд и зонды с рабочими частями в виде двузубцев и трезубцев выполнены с отогнутыми концами в плоскости, ориентированной поперек рабочей части. 15. Набор по п.5, отличающийся тем, что зонд с рабочими частями в виде обтекаемых грибовидных элементов выполнен цилиндрическим. 16. Набор по п.5, отличающийся тем, что зонд с рабочими частями в виде обтекаемых грибовидных элементов выполнен сужающимся к середине. 17. Набор по п.5 или 6, отличающийся тем, что угол между зубцами эбонитового зонда с рабочей частью в виде двузубца выполнен тупым, или прямым, или острым. 18. Набор по п.5, отличающийся тем, что внутренняя поверхность рабочей части эбонитового зонда в виде двузубца выполнена в форме полукруга. 19. Набор по п.5, отличающийся тем, что внутренняя поверхность рабочей части эбонитового зонда в виде двузубца выполнена U-образной. 20. Набор по п. 5, отличающийся тем, что рабочие части в виде шарообразных утолщений выполнены съемными. 21. Набор по п.5, отличающийся тем, что прямой зонд и зонды с рабочими частями в виде колец, иглы, двузубцев или трезубцев выполнены из меди, или титана, или нержавеющей стали и снабжены рукоятками. 22. Набор по п.21, отличающийся тем, что зонды соединены с рукоятками с возможностью разъема. 23. Набор по п.5, отличающийся тем, что он содержит контейнер, или футляр, или коробку для зондов.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1996 года RU2066990C1

Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
Способ лечения больных заиканием 1982
  • Дуринян Рубен Ашотович
  • Макаров Юрий Петрович
  • Мещерская Людмила Николаевна
SU1068121A1
Устройство для сортировки каменного угля 1921
  • Фоняков А.П.
SU61A1
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
Рау Ф.А
и др
Методика обучения глухонемых произношению
- М.: Учпедгиз, 1948, с
Способ получения кодеина 1922
  • Гундобин П.И.
SU178A1
Переносная печь для варки пищи и отопления в окопах, походных помещениях и т.п. 1921
  • Богач Б.И.
SU3A1
Очерки по патологии речи и голоса/ Под ред
Ляпидевского С.С.- Учпедгиз, 1960, с
Горный компас 0
  • Подьяконов С.А.
SU81A1
Очаг для массовой варки пищи, выпечки хлеба и кипячения воды 1921
  • Богач Б.И.
SU4A1
Хватцев М.Е
Логопедия
- М.: Учпедгиз, 1951., 5
Дефектологический словарь
- M.: Педагогика, 1970
Приспособление для точного наложения листов бумаги при снятии оттисков 1922
  • Асафов Н.И.
SU6A1
НАБОР ДЛЯ РЕФЛЕКТОРНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ 1993
  • Афоничев Александр Николаевич
RU2034528C1
Устройство для сортировки каменного угля 1921
  • Фоняков А.П.
SU61A1

RU 2 066 990 C1

Авторы

Скляренко Эльвина Ивановна

Даты

1996-09-27Публикация

1995-10-31Подача