Изобретение относится к медицине, а именно к логопедии, и касается комплексного лечения дефектов речи.
В настоящий момент на вооружении специалистов находится небольшое число приемов коррекции недостатков речи, направленных, как правило, на исправление произношения и речевого дыхания.
При этом логопедия сводится к узкотренировочным упражнениям, которые проводятся наравне с другими лечебными процедурами.
Актуальность создания нового подхода подтверждается большим количеством исследований, проведенных в этой области [1]
В то же время известные методы устранения дефектов речи не могут полностью удовлетворить потребности медицины, поскольку не обладают необходимым комплексом свойств, способных повысить эффективность лечения.
Приемы, которые широко используются в практической медицине при работе над нормализацией речи, описаны в книге Ф.А.Рау и др. [2] и взяты в качестве наиболее близкого аналога. Методика включает в себя предварительное обследование больного с последующим проведением гимнастики мимических мышц и обучение произношению слогов педагогическими методами, а также включает в себя элементы дыхательной гимнастики.
Целью изобретения является разработка комплексного подхода к проблеме лечения различного вида дизартрии.
Способ реализуется с помощью предложенного набора дизартрических зондов, позволяющего осуществить воздействие на биологически активные точки за счет подбора формы рабочих частей зондов.
Изобретение поясняется фиг. 1-33.
Способ осуществляется следующим образом. Пациента сажают в кресло в удобной позе и осуществляют косметический массаж его лица пальцами рук логопеда. Затем освобождают от одежды участки тела, подлежащие точечному массажу, и осуществляют точечный массаж биологически активных точек лица и шейно-воротниковой зоны. Точки для воздействия и инструмент выбираются по специальной методике. Для этого зондом с шарообразной головкой воздействуют вначале на точку 1 (см.фиг.1), находящуюся в выемке на подбородке, затем двузубцем также путем надавливания воздействуют на парные точки N 2, которые находятся возле уголков рта, и повторяют воздействие на те же точки укалыванием зондом в виде иглы (см.фиг.29).
Последовательные надавливания и укалывания далее проводят и для остальных 10-ти точек лица (см.фиг.1). Экспозиция для каждой точки составляет 1-5 сек и воздействие повторяют 3-5 раз путем надавливания, укалывания, поглаживания.
За одну процедуру воздействию подвергают 3-5 точек с последующим добавлением к ним по 1-2 точки.
В конце процедуры ручками эбонитовых зондов (см.фиг. 17,18) или зондом в виде грибочка (см.фиг. 31-33) массируют лицо по массажным линиям от центра подбородка к ушам.
При массаже шейно-воротниковой зоны воздействию подвергают вначале точки 13 и 23 (см.фиг.1), при этом предпочтительно использование зонда в виде грибочка, затем этим же зондом осуществляют надавливание на точки 12, 14 и 15. После этого точки 16, 17, 12, 18, 20, 21, 22 стимулируют зондом с шарообразной головкой, затем зондом в виде иглы (см.фиг.29).
Время экспозиции составляет 1-5 с 4-5 раз. Точки 20, 21, 22 включаются в том случае, если есть парез руки.
При массаже рук воздействуют на точки 16, 17, 18, 19, 14 по вышеуказанной схеме.
Массаж точек артикуляционного аппарата производят в несколько этапов. Вначале воздействию подвергают точки, расположенные на языке, по схеме. указанной на фиг. 8-12, затем под языком, на небной занавеске, увули, на задней стенке глотки (см.фиг.13).
При проведении массажа языка больного усаживают перед зеркалом, зонд (см. фиг. 17) устанавливают концом с шарообразным массажным элементом на поверхность языка у правого края его корня, проводят зондом по поверхности края языка справа налево по часовой стрелке и обратно 3-4 раза в течение 3-5 с. Движения зондом проводят в соответствии с фиг.8, затем производят обкалывание языка зондом (см.фиг. 29) в соответствии с фиг.10, после чего язык поглаживают по тем же линиям. Все процедуры проводят в течение 3-5 с 2-4 раза. На точку в середине языка надавливают зондом (см.фиг.26), затем обкалывают ее зондом (см.фиг.29) и поглаживают зондом (см.фиг. 17,18) от корня к кончику и обратно. Экспозиция этих процедур 5-7 с, воздействие повторяют 3-5 раз.
Подъязычный массаж осуществляют зондами (см.фиг. 18, 19, 26-28), При этом нижнюю поверхность языка укладывают на поверхность зондов, их массажными элементами надавливают на точки, расположенные под языком, при этом средний зубец зонда (см.фиг. 26-28) укладывают на передние нижние зубы, затем зондами приподнимают язык и этими же зондами производят поглаживания нижней поверхности языка.
Перечисленными видами зондов можно растягивать подъязычную связку (уздечку) у детей, избегая тем самым хирургического вмешательства в случае укороченной подъязычной связки.
Экспозиция процедур 3-5 с, воздействие повторяют 3-5 раз. Для массажа небной занавески используют зонды (см. фиг. 14-19 и 29), при этом горизонтальный участок рабочего элемента зонда располагают на поверхности языка, массажной упорной ступенькой зонда закрепляют корень языка и затем отпускают его, опуская тем самым небную занавеску, стимулируя ее. Процедуру повторяют 3 раза в течение 3-7 с.
При одностороннем парезе используют зонд (см.фиг. 32- 34), его устанавливают на неподвижную сторону языка и производят аналогичное воздействие. При парезе 2/3 языка используют зонд (см.фиг. 23-25). Возможно использование зондов для фиксации языка при воздействии шарообразным утолщением (см.фиг. 14-17) на небную занавеску.
При массаже увули используют зонд (см.фиг.21), который кольцевой частью одевают на увулю, производят движения снизу вверх и обратно. Затем эту же процедуру производят зондом (см.фиг.30). Используются также для этой цели зонды (см.фиг.14-17). Обкалывание увули производят и зондом (см.фиг.29).
Для массажа точек задней стенки глотки зондом (см. фиг. 22-25) подтягивают язык, затем зондом (см.фиг.1-4) поглаживают заднюю стенку глотки справа налево шарообразным утолщением.
Через 3-5 мин больному проводят артикуляционно-мимическую гимнастику, направленную на развитие силы, объема и переключаемости движения мышц речевого аппарата,точности, целенаправленности движения. При этом гимнастика может быть любой по приемам, но должна быть направлена на обеспечение заданных функций [3][4]
Артикуляционная гимнастика может включать в себя: гимнастику щек, губных мышц, нижней челюсти, мышц мягкого неба, языка, губ, мимические упражнения мышц всего лица, глаз.
Спустя 3-5 мин, проводят дыхательную гимнастику, направленную на дифференциацию ротового и носового дыхания, получение длительного и плавного ротового выдоха под контролем движения диафрагмы и мышц брюшного пресса.
Гимнастика может быть любой, обеспечивающей вышеуказанный результат, например по [4]
Общий курс лечения составляет 45 дней проводимых ежедневно сеансов с повторением курса лечения через 6 мес. для закрепления полученного эффекта при тяжелой степени дизартрии.
Известно устройство для механического воздействия на язык при постановке и коррекции произношения некоторых звуков речи при некоторых формах речевых расстройств [2] [5] содержащее рукоятку и рабочий элемент. Это устройство (логопедический зонд) служит вспомогательным техническим средством в некоторых случаях для усвоения требуемой артикуляции и не обеспечивает нормализацию мышечного тонуса. Применение логопедических зондов приводит к быстрой утомляемости рук логопеда из-за неудобства использования зондов (при размещении во рту больного) вследствие изменения структуры артикуляционного аппарата больного и требует больших трудозатрат логопеда. Кроме того, логопедические зонды применяются в основном при постановке звуков для установления органов произношения в произносительное положение при дислалии, боковых и шипящих сигматизмах, при зубных и межзубных сигматизмах, а также при работе с глухонемыми.
При дизартрии нарушения произношения обусловлены органической недостаточностью иннервации речевого аппарата, чаще всего вследствие пареза и паралича мышц артикуляционного аппарата. Для дизартрии характерна ограниченная подвижность органов речи: мягкого неба, языка, губ из-за поражения мышц.
Известен набор для рефлекторного воздействия на точки и зоны при заболеваниях опорно-двигательного аппарата, бронхиальной астмы, невралгиях, спаечных образованиях, принятый за прототип, содержащий футляр, в котором размещены по крайней мере три зонда (прессатора), рабочие части которых выполнены в виде обтекаемых грибовидных элементов и сужающегося стержня [6] Этот набор не позволяет проводить точечное воздействие на биологически активные точки артикуляционного аппарата и не позволяет достичь нужного эффекта при воздействии на биологически активные точки лица, рук и шейно-воротниковой зоны, который требуется для реализации современных логопедических методик.
Целью изобретения является нормализация тонуса мышц артикуляционного аппарата, которая обеспечивается применением комплексного способа восстановления речевых функций артикуляционного аппарата с использованием зондов для точечного массажа биологически активных точек, в результате воздействия на которые по определенной схеме происходит стимуляция нервных окончаний и мышц, связанных с биологически активными точками. Стимуляция достигается надавливающими, укалывающими (чтобы вызвать или восстановить чувствительность, которая у больных отсутствует или снижена), и поглаживающими воздействиями, которые целесообразно производить различными зондами. Воздействие осуществляется тормозящим либо возбуждающим способом. Конфигурация рабочих элементов зондов различна и диктуется требованиями производимых логопедом воздействий, которые им и устанавливаются в зависимости от клинической картины.
Техническим результатом изобретения является сокращение сроков лечения, повышение эффективности лечения за счет последовательного проведения процедур способа восстановления тонуса мышц артикуляционного аппарата и повышения эффективности воздействия зондами набора вследствие подбора формы рабочих частей зондов.
Зонды выполнены из различных материалов, имеющих хорошие электропроводные и электромагнитные свойства эбонита, титана, меди, нержавеющей стали. При тормозном воздействии целесообразно применять эбонитовые зонды, при возбуждающем металлические. Все зонды имеют хорошо отшлифованную поверхность.
На фиг. 14-33 представлен набор дизартрических зондов. Набор содержит прямой зонд с рабочей частью в виде шарообразного утолщения (см.фиг.16), зонд с изгибом в виде массажной упорной ступеньки, имеющий рабочую часть с поперечным концом (см.фиг. 33), дополнительные группы зондов с рабочими частями в виде двузубцев (см.фиг. 18-20), трезубцев (см.фиг. 26-28), шарообразных утолщений (см.фиг. 14,15,17), ориентированные под углом к продольной оси зондов, и колец, одно из которых имеет внутренние игольчатые выступы (см. фиг. 21,30), при этом зонд с сужающимся стержнем (см.фиг.29), часть двузубцев (см.фиг. 18-20), зонды с шарообразными утолщениями и зонды с кольцами изогнуты под углом 25-45 зонд в виде стержня (фиг.22), зонд с трезубцем (фиг.23) и часть зондов группы с двузубцами (фиг. 23,24) выполнены с изгибами в виде массажной упорной ступеньки, а сужающийся стержень выполнен в виде иглы (фиг.29), максимальное поперечное сечение каждого грибовидного элемента (фиг. 31-33) превышает минимум в два раза максимальное поперечное сечение каждого шарообразного утолщения.
Из эбонита выполнены зонды, представленные на фиг. 17-19, 27, 28, 31-33. Из металлов (меди или титана, или нержавеющей стали) выполнены зонды, представленные на фиг. 14-16, 20-26, 29,30, имеющие съемные шарообразные утолщения. Шарообразные утолщения выполнены сферическими или овальными. Зонды с рабочей частью в виде двузубца (фиг. 18-20), трезубца (фиг. 27,28) снабжены размещенными на торцах рабочей части шарообразными утолщениями в виде сферы или овала. Зонды с рабочими частями в виде трезубцев (фиг.26,27) имеют боковые зубцы, превышающие по длине средний зубец, или равный по длине среднему зубцу (см. фиг. 25,28). Рабочая часть зондов, представленных на фиг. 26-28, ориентирована под углом 20-25o. Шарообразные утолщения зондов ориентированы под углом 40-45o к продольной оси. Торцы рабочих частей двузубцев, выполненных из эбонита, имеют шарообразные утолщения в виде сферы или овала. Прямой зонд (фиг. 22) и зонды с рабочими частями в виде двузубцев и трезубцев (фиг.23-25) выполнены с отогнутыми концами плоскости, ориентированной поперек рабочей части. Зонды с рабочими частями в виде обтекаемого грибовидного элемента (см.фиг. 31) выполнены цилиндрическими, а на фиг. 33 сужающимися к середине.
Угол между зубцами эбонитового зонда с рабочей частью в виде двузубца (фиг. 18) выполнен тупым, или прямым, или острым. Внутренняя поверхность рабочей части эбонитового зонда в виде двузубца выполнена в форме полукруга (см.фиг.6), U-образной формы (фиг.20). Прямой зонд и зонды с рабочими частями в виде колец, двузубцев, трезубцев снабжены рукоятками и соединены с рукоятками с возможностью разъема. Набор содержит контейнер, или футляр, или коробку для размещения комплекта зондов.
У эбонитовых зондов, используемых для массажа шейноворотниковой зоны рук и лица, могут быть использованы оба конца в качестве рабочих (фиг. 31-33). Они имеют обтекаемую грибовидную форму, цилиндрическую форму стержня (фиг. 31), сужение рукоятки к середине (фиг.33),либо к рабочей части с максимальным поперечным сечением (фиг.32). Форма ручки этого типа зондов диктуется удобством воздействия на биологически активные точки и возможностью создания усилия, необходимого и достаточного для воздействия.
Применение зондов всех типов обеспечивает удобство расположения их массирующих элементов и их самих в труднодоступных местах во рту больного при точечном массаже вследствие изменения структуры артикуляционного аппарата, возможность создания достаточного усилия для воздействия на биологически активные точки. При гиперкинезии языка используются зонды с дополнительным фиксирующим участком ступенчатой формы (фиг. 22-25), который дает возможность надежно удерживать зондом язык и не мешать процедуре точечного массажа биологически активных точек.
Эбонитовые ручки зондов имеют гладкую полированную поверхность и служат дополнительным массажным инструментом для лица и шейно-воротниковой зоны. Все зонды удобны в работе,не вызывают утомляемости при использовании логопедами.
Курс восстановления речевых функций у больных с различными видами дизартрии включает комплексное лечение последовательно проводимыми косметическим массажем лица, точечным воздействием дизартрическими зондами различной конфигурации на биологически активные точки лица, шейно-воротниковой зоны, рук и артикуляционного аппарата, артикуляционно-мимической и дыхательной гимнастиками и восстановлением произносительных характеристик речи и голоса.
Пример 1. Больной С. 26 лет поступил в речевом отделении дневного стационара с диагнозом: псевдобульбарная дизартрия спастической ригидности.
На 3-й день лечения увеличился объем движений языка, губ, увеличился объем движений челюсти.
На 7-й день ускорился темп речи, губы стали более подвижными, появился подъем языка вверх. Улучшилась мимико-артикуляционная подвижность мышц.
На 15-й день появилась вибрация кончика языка, больной стал произносить звук "р". В результате проведенного курса восстановительного обучения отмечается положительная динамика: значительно улучшилось речевое дыхание, удлинился речевой выдох, улучшился тембр голоса, голос стал более модулированным.
Пример 2. Больной Е. 1971 г.рожд. диагноз: детский церебральный паралич, дизартрия спастико-паретической формы. Логопедическое обследование: лицо амимично, повышенная саливация. Объем движений языка, губ ограничен, амплитуда движений недостаточная. Движения производятся в медленном темпе, быстро истощаемы, повышен тонус мышц языка. Произносительная сторона речи: гласные звуки редуцированные, нечеткие, незвонкие, шипящие и свистящие звуки заменяет призубными, разборчивость речи снижена из-за фонетического дефекта. Словарный запас обиходный, фразовая речь не сформирована. Речевое дыхание поверхностное, выдох короткий, слабый: сила выдоха быстро истощается в речевом потоке, переходит на речь на вдохе. Голос: крик звонкий, громкий. Речевая фонация слабая, глухая, монотонная, назализованная, иссякающая, речь невыразительная, мелодически не окрашенная.
Был применен комплексный метод лечения в Центре патологии речи. За время пребывания в дневном стационаре отметилась положительная динамика. Значительное улучшение в состоянии произносительной стороны речи, нормализовалось звукопроизношение, просодическое оформление высказываний. Устранен носовой оттенок речи, продвинулся темп речи. Исчезли гиперкинетические проявления в мышцах артикуляционного аппарата, уменьшилась саливация. В результате точечного массажа с применением дизартрических зондов менее напряженными, скованными стали мышцы органов артикуляции, движения их стали более целенаправленными и точными. Дана установка на неторопливый темп речи (легкость артикулирования).
Пример 3. Больная И. 1972 г.рожд. Диагноз: последствия родовой травмы, подкорковая дизартрия. Логопедическое обследование: повышенная саливация, объем движений языка, губ ограничен. Тонус языка повышен. Произносительная сторона речи: артикуляция гласных нарушена больше, чем согласных. Отдельные слова и звуки могут произноситься правильно, но в момент гиперкинеза они оказываются резко искаженными и невнятными. Расстроен темп, ритм и мелодика речи. Голос напряженный, резкий. хриплый, колеблющийся в тембре и громкости. Иногда голос в процессе речи как бы "затухает", переходит на шепот.
Был применен комплексный метод лечения в Центре патологии речи. После проведенного курса отметилась положительная динамика: значительное улучшение произносительной стороны речи. Исчезли гиперкинетические проявления в мышцах артикуляционного аппарата. Вместе с тем имеют место отдельные недостатки в звукопроизношении, в частности щелевых звуков и аффрикатов, недостаточная выразительность (интонационная) высказываний, некоторая скандированность и замедленность речи.
Данные результаты достигнуты путем регулярных логопедических занятий с применением точечного массажа и дизартритических зондов, направленных на отработку каждого из компонентов речевого акта, связанного с произношением (дыханием, голосообразованием, артикуляцией).
После проведения второго курса лечения у больной отмечается дальнейший регресс дизартрической симптоматики, изолированное произнесение всех звуков, за исключением шипящих и "р" нормативно. Шипящие звуки и звук "р" требуют некоторой коррекции.
В результате точечного массажа менее напряженными и скованными стали мышцы органов, участвующих в артикуляции, движения стали более целенаправленными и точными.
Улучшилась переключаемость с одного артикуляционного движения на другое. Усвоен правильный артикуляционный уклад звуков "с", "з", "ц", "ш", "ж", "ч", "л", "т", "д". Звуки автоматизированы, отдифференцированы в слогах, в словах, предложениях, стихах, скороговорках, пословицах. Дана установка на неторопливый темп речи (легкость артикулирования). Была проведена коррекция произносительной стороны речи в процессе пения, чтения. Уточнена артикуляция отдельных звуков в словах.
Способ апробирован в условиях Центра патологии речи при клинической больнице N 23 на 94-х больных с преобладанием средней и тяжелой степени дизартрии, с выраженными парезами и грубыми нарушениями речи, в возрасте от 15 до 60 лет с длительностью течения болезни от 3 мес до 7 лет. Клиническая эффективность лечения дизартрии предлагаемым способом с использованием дизартрических зондов представлена в таблице.
Под действием комплексного лечения по восстановлению речевых функций у больных с дизартрией косметического массажа, артикуляционно-мимической и дыхательной гимнастики, стимуляции биологически активных точек лица, шейно-воротниковой зоны, рук и артикуляционного аппарата происходит нормализация мышечного тонуса и восстановление речевых функций у больных дизартрией.
Предлагаемый способ эффективен при различной по тяжести дизартрии, а также для лечения детей с детским церебральным параличом, при стертой форме дизартрии.
При использовании предлагаемого способа лечения дизартрии можно сократить сроки лечения до 45 дней в сравнении со сроками традиционного лечения этого заболевания, исчисляемого годами. Количество инвалидов, страдающих тяжелыми формами дизартрии и пролеченных предлагаемым способом, резко сокращается, больные возвращаются к нормальному образу жизни и работе. ЫЫЫ2 ЫЫЫ4 ЫЫЫ6 ЫЫЫ8 ЫЫЫ10 ЫЫЫ12 ЫЫЫ14 ЫЫЫ16 ЫЫЫ18 ЫЫЫ20 ЫЫЫ22 ЫЫЫ24 ЫЫЫ26 ЫЫЫ28 ЫЫЫ30 ЫЫЫ32 ТТТ1
Использование: в логопедии, при восстановлении речевых функций и у больных с различными видами дизартрии. Сущность способа состоит в комплексном проведении косметического массажа лица, точечного массажа биологически активных точек лица, шейно-воротниковой зоны, рук и артикуляционного аппарата, выполняемого специально разработанными дизартрическими зондами из материалов, обладающих хорошими электропроводными и электромагнитными свойствами, при этом последовательность воздействия зондами на различные биологически активные точки зависит от степени тяжести заболевания. После проведения указанных воздействий осуществляют артикуляционно-мимическую гимнастику для развития силы, объема и переключаемости движений мышц речевого аппарата, далее проводят дыхательную гимнастику под контролем движения диафрагмы и мышц брюшного пресса для получения дифференцированного носового и ротового дыхания, длительного и плавного ротового выхода. Процедуру завершают проведением голосовых упражнений. Точечный массаж в предлагаемом способе реализуется с помощью набора дизартрических зондов, выполненных из эбонита, или меди, или титана, или нержавеющей стали. Конфигурация зондов различна и диктуется требованиями производимых логопедом воздействий. Использование зондов набора позволяет повысить эффективность лечения при работе над нормализацией тонуса мышц артикуляционного аппарата. 2 с. и 21 з.п.ф-лы, 1 табл., 33 ил.
5 с 3 5 раз на 3 5 точек с последующим чередованием точек и добавлением их количества по 1 2 точки.
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Способ лечения больных заиканием | 1982 |
|
SU1068121A1 |
Устройство для сортировки каменного угля | 1921 |
|
SU61A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Рау Ф.А | |||
и др | |||
Методика обучения глухонемых произношению | |||
- М.: Учпедгиз, 1948, с | |||
Способ получения кодеина | 1922 |
|
SU178A1 |
Переносная печь для варки пищи и отопления в окопах, походных помещениях и т.п. | 1921 |
|
SU3A1 |
Очерки по патологии речи и голоса/ Под ред | |||
Ляпидевского С.С.- Учпедгиз, 1960, с | |||
Горный компас | 0 |
|
SU81A1 |
Очаг для массовой варки пищи, выпечки хлеба и кипячения воды | 1921 |
|
SU4A1 |
Хватцев М.Е | |||
Логопедия | |||
- М.: Учпедгиз, 1951., 5 | |||
Дефектологический словарь | |||
- M.: Педагогика, 1970 | |||
Приспособление для точного наложения листов бумаги при снятии оттисков | 1922 |
|
SU6A1 |
НАБОР ДЛЯ РЕФЛЕКТОРНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ | 1993 |
|
RU2034528C1 |
Устройство для сортировки каменного угля | 1921 |
|
SU61A1 |
Авторы
Даты
1996-09-27—Публикация
1995-10-31—Подача