СПОСОБ КОНТРОЛЯ РЕАКТИВНОЙ ТЯГИ ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ Российский патент 2007 года по МПК F02C9/00 

Описание патента на изобретение RU2312242C2

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, в частности к турбореактивным двигателям (ТРД).

Известны способы контроля тяги ТРД в высотных условиях путем измерения на стенде тяги R0, давления Р0 и температуры Т0 воздуха на входе в двигатель (см., например, Э.Л. Солохин. Испытания авиационных воздушно-реактивных двигателей, М., Машиностроение, 1975, стр. 272).

В известном способе возникает существенный разброс тяговых характеристик различных экземпляров двигателей одного типа в высотных условиях в зависимости от атмосферных условий, при которых проводилось испытание на стенде, что недопустимо. Указанные обстоятельства объясняются влиянием водяных паров, содержащихся в воздухе, на тягу двигателя, что приводит к выпуску с заводских стендов двигателей с более высокой полетной тягой летом и меньшей тягой зимой (при условии одинаковой стендовой отладки тяги). Количественная оценка показывает, что разбросы тяги могут достигать 2-3% при работе двигателя в условиях влажного климата и высокой температуры среды.

Влияние влажности воздуха на тягу двигателя реализуется через замещение части воздуха парами воды, что вызывает снижение плотности влажного воздуха по сравнению с сухим и приводит благодаря этому к уменьшению реактивной тяги ТРД, которая пропорциональна массовому расходу воздуха через двигатель.

Указанный недостаток может быть устранен осушкой подаваемого к двигателю воздуха (см., например, Э.Л.Солохин. Испытания авиационных воздушно-реактивных двигателей, М., Машиностроение, 1975, стр.127, 147), однако в связи с существенным усложнением испытательного оборудования осушители устанавливаются только на уникальных стендах, а обычные заводские стенды ими не оборудуются.

Известен способ контроля реактивной тяги ТРД с форсажной камерой по патенту RU 2220305, МПК F02C 9/28, 27.12.2003, согласно которому измеряют на стенде тягу R0, давление Р0, температуру Т0 и относительную влажность В воздуха, по температуре Т0 и относительной влажности воздуха В определяют парциальное давление паров воды Рв и полученную величину парциального давления паров воды Рв используют для уточнения коэффициента избытка воздуха в форсажной камере.

Задачей, на решение которой направлено предлагаемое изобретение, является поддержание стабильных характеристик ТРД в высотных условиях независимо от атмосферных условий, при которых осуществлены испытания двигателя на заводском стенде.

Поставленная задача решается за счет того, что в способе контроля реактивной тяги турбореактивного двигателя в полете путем измерения на стенде тяги двигателя R0, давления Р0, температуры Т0 и относительной влажности В воздуха, определения по Т0 и относительной влажности воздуха В парциального давления паров воды Рв приводят измеренную тягу R0 к стандартному атмосферному давлению по формуле а для определения величины тяги турбореактивного двигателя в высотных условиях к величине приведенной тяги Rпр добавляют поправку, пропорциональную парциальному давлению паров воды в воздухе, причем поправку определяют по формуле

При реализации предлагаемого изобретения все экземпляры ТРД данного типа независимо от атмосферных условий, при которых проводились стендовые испытания, обеспечат одинаковые тяговые характеристики в высотных условиях, где в связи с низкой температурой воздушной среды (а следовательно, крайне низким содержанием паров воды в воздухе) влияние влажности воздуха ничтожно мало.

Рассмотрим пример реализации предлагаемого способа применительно к гипотетическому ТРД.

На этапе стендового испытания:

1. измеряют давление воздуха Р0=740 мм рт.ст.;

2. измеряют температуру воздуха Т0=313К (40°С);

3. измеряют реактивную тягу двигателя R0=5000 кГ;

4. измеряют относительную влажность воздуха В=80%, что при Т0=313 К соответствует парциальному давлению паров воды Рв=38,4 мм рт.ст.

- определяют приведенную тягу

- определяют поправку к приведенной тяге

Следовательно, в условиях «сухого» воздуха при стандартном давлении 760 мм рт.ст. данный экземпляр двигателя обеспечит тягу R=Rпр+ΔR=5235,7 кГ, т.е. на ˜2% выше, чем в условиях испытания. Эта величина должна быть принята базовой для расчета тяги данного экземпляра двигателя в высотных условиях. При влажности В=100% величина поправки может достигать 2,5% от величины измеренной тяги.

Использование предложенного способа контроля реактивной тяги ТРД позволит обеспечить стабильность тяговых характеристик для всех экземпляров двигателя данного типа независимо от атмосферных условий проведения стендовых испытаний. При этом не требуется специального оборудования для осушки поступающего в двигатель воздуха.

Похожие патенты RU2312242C2

название год авторы номер документа
СПОСОБ КОНТРОЛЯ ТЯГИ ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ С ФОРСАЖНОЙ КАМЕРОЙ 2002
  • Эзрохи А.Б.
RU2220305C1
Способ испытания газотурбинного двигателя 2018
  • Клинский Борис Михайлович
RU2702443C1
ТУРБОРЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2013
  • Артюхов Александр Викторович
  • Еричев Дмитрий Юрьевич
  • Кирюхин Владимир Валентинович
  • Кондрашов Игорь Александрович
  • Кононов Николай Александрович
  • Куприк Виктор Викторович
  • Манапов Ирик Усманович
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Поляков Константин Сергеевич
  • Симонов Сергей Анатольевич
  • Селиванов Николай Павлович
RU2555950C2
ТУРБОРЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2013
  • Артюхов Александр Викторович
  • Еричев Дмитрий Юрьевич
  • Кирюхин Владимир Валентинович
  • Кондрашов Игорь Александрович
  • Кононов Николай Александрович
  • Куприк Виктор Викторович
  • Манапов Ирик Усманович
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Поляков Константин Сергеевич
  • Симонов Сергей Анатольевич
  • Селиванов Николай Павлович
RU2555941C2
СПОСОБ СЕРИЙНОГО ПРОИЗВОДСТВА ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ И ТУРБОРЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ, ВЫПОЛНЕННЫЙ ЭТИМ СПОСОБОМ 2013
  • Артюхов Александр Викторович
  • Еричев Дмитрий Юрьевич
  • Кирюхин Владимир Валентинович
  • Кондрашов Игорь Александрович
  • Куприк Виктор Викторович
  • Манапов Ирик Усманович
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Мовмыга Дмитрий Алексеевич
  • Симонов Сергей Анатольевич
  • Селиванов Николай Павлович
  • Шабаев Юрий Геннадьевич
RU2555942C2
СПОСОБ СЕРИЙНОГО ПРОИЗВОДСТВА ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ И ТУРБОРЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ, ВЫПОЛНЕННЫЙ ЭТИМ СПОСОБОМ 2013
  • Артюхов Александр Викторович
  • Еричев Дмитрий Юрьевич
  • Кирюхин Владимир Валентинович
  • Кондрашов Игорь Александрович
  • Куприк Виктор Викторович
  • Манапов Ирик Усманович
  • Марчуков Евгеньий Ювенальевич
  • Мовмыга Дмитрий Алексеевич
  • Симонов Сергей Анатольевич
  • Селиванов Николай Павлович
  • Шабаев Юрий Геннадьевич
RU2556058C2
ТУРБОРЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2013
  • Артюхов Александр Викторович
  • Еричев Дмитрий Юрьевич
  • Ефимов Андрей Сергеевич
  • Иванов Игорь Николаевич
  • Кирюхин Владимир Валентинович
  • Куприк Виктор Викторович
  • Котельников Андрей Ростиславович
  • Манапов Ирик Усманович
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Симонов Сергей Анатольевич
  • Селиванов Николай Павлович
RU2551911C1
ТУРБОРЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2013
  • Артюхов Александр Викторович
  • Еричев Дмитрий Юрьевич
  • Ефимов Андрей Сергеевич
  • Иванов Игорь Николаевич
  • Кирюхин Владимир Валентинович
  • Куприк Виктор Викторович
  • Котельников Андрей Ростиславович
  • Манапов Ирик Усманович
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Симонов Сергей Анатольевич
  • Селиванов Николай Павлович
RU2555931C2
СПОСОБ ДОВОДКИ ОПЫТНОГО ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ 2013
  • Артюхов Александр Викторович
  • Еричев Дмитрий Юрьевич
  • Иванов Игорь Николаевич
  • Кирюхин Владимир Валентинович
  • Кондрашов Игорь Александрович
  • Куприк Виктор Викторович
  • Манапов Ирик Усманович
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Мовмыга Дмитрий Алексеевич
  • Поляков Константин Сергеевич
  • Симонов Сергей Анатольевич
  • Селиванов Николай Павлович
  • Шабаев Юрий Геннадьевич
RU2551248C1
СПОСОБ ДОВОДКИ ОПЫТНОГО ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ 2013
  • Артюхов Александр Викторович
  • Еричев Дмитрий Юрьевич
  • Иванов Игорь Николаевич
  • Кирюхин Владимир Валентинович
  • Кондрашов Игорь Александрович
  • Куприк Виктор Викторович
  • Манапов Ирик Усманович
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Мовмыга Дмитрий Алексеевич
  • Поляков Константин Сергеевич
  • Симонов Сергей Анатольевич
  • Селиванов Николай Павлович
  • Шабаев Юрий Геннадьевич
RU2551015C1

Реферат патента 2007 года СПОСОБ КОНТРОЛЯ РЕАКТИВНОЙ ТЯГИ ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ

Способ относится к области авиационного двигателестроения, в частности к турбореактивным двигателям (ТРД). Способ контроля реактивной тяги ТРД включает измерение на стенде тяги двигателя R0, давления Р0, температуры Т0 и относительной влажности В воздуха, определение по температуре Т0 и относительной влажности воздуха В парциального давления паров воды Рв и приведение измеренной тяги R0 к стандартному атмосферному давлению по формуле Rпр=R0·760/P0, а к приведенной тяге Rпр добавляют поправку ΔR=0,378 Рв0·Rпр. Такой способ позволяет обеспечить стабильность тяговых характеристик для всех экземпляров двигателей данного типа независимо от атмосферных условий при проведении стендовых испытаний.

Формула изобретения RU 2 312 242 C2

Способ контроля реактивной тяги турбореактивного двигателя в полете путем измерения на стенде тяги двигателя R0, давления Р0 и температуры Т0 и относительной влажности В воздуха, определения по температуре Т0 и относительной влажности воздуха В парциального давления паров воды Рв, отличающийся тем, что приводят измеренную тягу R0 к стандартному атмосферному давлению по формуле а для определения величины тяги турбореактивного двигателя в высотных условиях, к величине приведенной тяги Rпр добавляют поправку, пропорциональную парциальному давлению паров воды в воздухе, причем поправку определяют по формуле

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2007 года RU2312242C2

СПОСОБ КОНТРОЛЯ ТЯГИ ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ С ФОРСАЖНОЙ КАМЕРОЙ 2002
  • Эзрохи А.Б.
RU2220305C1
СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ СКОРОСТНОГО НАПОРА ГАЗОВОГО ПОТОКА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ ТЯГИ РЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ 1996
  • Подколзин В.Г.
  • Полунин И.М.
  • Буканов Е.Г.
RU2100788C1
СПОСОБ ИСПЫТАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 1995
  • Покровский Н.В.
RU2162593C2
СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ СИЛЫ ТЯГИ АВИАЦИОННОГО ДВИГАТЕЛЯ В СОСТАВЕ САМОЛЕТА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1991
  • Антонов О.Н.
  • Питько В.В.
RU2027981C1
СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ АВИАЦИОННОГО ТУРБОВИНТОВОГО ДВИГАТЕЛЯ 1990
  • Куликов Г.Г.
  • Степанов В.В.
  • Арьков В.Ю.
RU2023897C1
ЕР 0458453 А2, 26.11.1991
US 3543574 A, 01.12.1970.

RU 2 312 242 C2

Авторы

Эзрохи Александр Борисович

Даты

2007-12-10Публикация

2006-01-31Подача