Изобретение относится к медицинской технике и может быть использовано в психиатрии, наркологии, психотерапии и в практической психологии, преимущественно в психотерапии аддиктивных больных для оценки их состояния и динамики личностных изменений при лечении.
Известен способ оценки психического здоровья, в котором пациенту предлагается ответить на 220 утверждений, состоящих из 18 шкал, объединенных в 6 отдельных блоков (Патент РФ № 2162657, А61В 5/16, опубл. 10.02.2001). Каждый из блоков описывает один из 6 психологических параметров; агрессия, тревога - страх, внешнее "Я - ограничение", внутреннее "Я - ограничение", нарциссизм, сексуальность. При этом каждую из 6 психологических переменных оценивают тремя отдельными шкалами и выявляют степень выраженности конструктивной, деструктивной и дефицитарной составляющих. По этим показателям рассчитывается индекс психической компенсации и индекс психической активности.
Основными показаниями к применению данного метода являются массовые исследования различных контингентов населения, проводимые в связи с задачами психогигиены, психопрофилактики для экспресс-оценки уровня психического здоровья.
Ограничениями этого способа являются: его нельзя использовать для оценки личностных особенностей с целью определения тактики дальнейшего проведения психотерапии, его практически невозможно использовать для определения динамики личностных изменений в процессе психотерапии, кроме того, не желателен для индивидуального использования. Используемое в способе большое количество вопросов затрудняет его применения для соматически ослабленных пациентов. Способ не прошел достаточной валидизации и стандартизации для его использования у суицидальных больных, поэтому он не показан для этого контингента.
Наиболее близким является способ диагностики психологических особенностей индивида, заключающийся в том, что производят тестирование индивида путем задания ему групп вопросов, характеризующих личностные статусы "Я - Телесное", "Я - Ребенок", "Я - Мужчина/Женщина", "Я - Партнер", "Я - Родитель", "Я - Член профессиональной группы", "Я - Аддиктивное", производят оценку ответов на заданные вопросы, по которой строят диаграммы со шкалами, которые соответствуют упомянутым личностным статусам, а по форме построенных диаграмм судят о личностных профилях индивида, в частности о личностном инфантильном профиле и личностном патологическом профиле (Маренич О.Н. Особенности самосознания у лиц с зависимостью от психоактивных веществ. Автореферат дисс. Канд.психолог. наук Специальность 19.00.11 - психология личности, Москва, 1999 г.).
Этот способ рекомендован для использования в практике врачей психиатров - наркологов, психологов, специалистов по социальной работе для психологической диагностики лиц, зависимых от психоактивных веществ (больных наркоманиями). Тестирование можно использовать для подбора специализированных лечебно-реабилитационных мер с учетом особенностей личностного профиля каждого больного наркоманией.
В известном способе пациенту предлагается ответить на 83 вопроса, после чего ответы обрабатываются и предъявляются в виде диаграммы, состоящей из 8 шкал. На этих шкалах отражены показатели выраженности личностных статусов "Я - Телесное", "Я - Ребенок", "Я - Мужчина/Женщина", "Я - Партнер", "Я - Родитель", "Я - Член профессиональной группы", "Я - Патологическое".
По результатам анализа диаграмм выделяют два типа личностных профилей: дефицитарный профиль, патологический профиль; ригидный профиль, инфантильный профиль, субнормативный профиль.
Ограничениями способа являются недостаточно широкие функциональные возможности его использования, например только у наркоманов молодого возраста (15-30 лет), так как способ не прошел достаточную валидизацию и стандартизацию для других групп. Способ трудно использовать для определения тактики психотерапии. Недостаточная точность полученных результатов для пациентов с личностным статусом "Я - Член профессиональной группы". Этот способ нельзя использовать у суицидальных больных, поскольку отсутствует тест для выявления их суицидальной настроенности в виде личностного статуса "Я - Аутоагрессивное".
Решаемая изобретением задача - повышение качества диагностики, а также расширение арсенала средств с целью дифференциации и повышения эффективности психотерапии.
Технический результат, который может быть получен при осуществлении изобретения, - расширение функциональных возможностей и повышение точности диагностики.
Для решения поставленной задачи с достижением указанного технического результата в известном способе диагностики психологических особенностей индивида, в котором производят тестирование индивида путем задания ему групп вопросов, характеризующих личностные статусы "Я - Телесное", "Я - Ребенок", "Я - Мужчина/Женщина", "Я - Партнер", "Я - Родитель", "Я - Член профессиональной группы", "Я - Аддиктивное", производят оценку ответов на заданные вопросы, по которой строят диаграммы со шкалами, которые соответствуют упомянутым личностным статусам, а по форме построенных диаграмм судят о личностных профилях индивида, в частности о личностном инфантильном профиле и личностном патологическом профиле, согласно изобретению при тестировании индивида группу вопросов, характеризующих личностный статус "Я - Член профессиональной группы", разделяют на две группы вопросов, характеризующих личностные статусы "Я - Профессионал", "Я - Член групп", и дополнительно вводят группу вопросов, характеризующих личностный статус "Я - Аутоагрессивное", оценку ответов на заданные вопросы производят указанием индивидом каждому из вопросов шести вариантов ответа - "не определено", "нет", "скорее нет, чем да", "иногда да, иногда нет", "скорее да, чем нет", "да", а ответам присваивают цифровой параметр - ответу индивида "не определено" присваивают минус 3, "нет" - минус 2, "скорее нет, чем да" - минус 1, "иногда да, иногда нет" - 0, "скорее да, чем нет" - плюс 1, "да" - плюс 2, далее дополнительно производят оценку параметра Xi ответов в соответствии с математическим выражением
Xi=(Σ-Σмин):(Σмакс-Σмин),
где
Σ - сумма всех цифровых параметров для данного личностного статуса с учетом их знаков плюс и минус по ответам индивида,
Σмин - сумма цифровых параметров с минимальным значением для каждого вопроса для данного личностного статуса, заданная величина Σмин=-3×k, где k - количество вопросов,
Σмакс - сумма цифровых параметров с максимальным значением для каждого вопроса для данного личностного статуса, заданная величина Σмакс=+2×k, где k - количество вопросов,
i - номер личностного статуса, i=1, 2...9,
на построенных диаграммах со шкалами на каждой шкале соответственно отражают оценку параметра Xi, а по форме построенных диаграмм судят о личностных профилях индивида, при оценке параметра Xi для личностного статуса "Я - Ребенок", имеющей максимальную величину перед другими Xi, и при других параметрах Xi больше 0,40 судят о личностном инфантильном профиле индивида, при оценках параметров Xi для личностных статусов "Я - Аддиктивное", или ЛС "Я - Аутоагрессивное", больших, чем другие Хi, судят о личностном патологическом профиле индивида, при оценках параметров Xi для личностных статусов "Я - Аддиктивное" и "Я - Аутоагрессивное" менее 0,30 и при других параметрах Xi больше 0,70 судят о личностном напряженном профиле индивида, при оценке параметра Xi для личностного статуса "Я - Мужчина/Женщина", большей, чем другие параметры Xi, судят о личностном профиле индивида с поло-ролевым конфликтом, а при оценке параметра Xi для личностного статуса "Я - Профессионал", большей, чем другие параметры Xi, судят о личностном профиле индивида трудоголика, при оценке параметра Xi для личностного статуса "Я - Член групп" больше 0, 7 и больше, чем другие Xi судят о личностном профиле индивида с чрезмерной ориентацией на интересы группы собственной идентификации.
Возможен дополнительный вариант осуществления способа, в котором целесообразно, чтобы при тестировании индивида путем задания ему групп вопросов дополнительно задавали вопросы, характеризующие искренность ответов индивида, оценку ответов на заданные вопросы производили указанием индивидом каждому из вопросов трех вариантов ответа "да", "не определено", "нет", и ответам присваивают цифровой параметр - ответу индивида "да" присваивают 0, "не определено" - плюс 1, "нет" - плюс 2, далее дополнительно производят оценку параметра Y ответов в соответствии с выражением
Y=(Σ):(Σмакс),
где
Σ - сумма всех цифровых параметров с учетом их знаков плюс и минус по ответам индивида,
Σмакс - сумма цифровых параметров с максимальным значением, заданная величина Σмакс=+2×k, где k - количество вопросов,
и дополнительно строят шкалу искренности или определяют параметр искренности, при Y больше 0,50 ответы индивида полагают лживыми, а при Y меньше 0,50 - искренними.
Возможен дополнительный вариант осуществления способа, в котором целесообразно, чтобы при оценке параметра Xi для личностного статуса "Я - Аутоагрессивное" больше 0,5 и больше, чем другие Хi, а для личностного статуса "Я - Телесное" Xi меньше 0,5 судили о суицидальной наклонности индивида.
Указанные преимущества, а также особенности настоящего изобретения поясняются лучшими вариантами его осуществления со ссылками на прилагаемые фигуры.
Фиг.1 изображает диаграмму, полученную в соответствии с заявленным способом, для личностного инфантильного профиля;
фиг.2 - то же, что фиг.1, для личностного патологического профиля;
фиг.3 - то же, что фиг.1, для личностного напряженного профиля;
фиг.4 - то же, что фиг.1, для личностного профиля индивида с поло-ролевым конфликтом;
фиг.5 - то же, что фиг.1, для личностного профиля трудоголика;
фиг.6 - то же, что фиг.1, для личностного профиля, соответствующего личностному статусу "Я член групп;
фиг.7 - то же, что фиг.1, для личностного профиля, соответствующего личностному статусу "Я - Аутоагрессивное";
фиг.8 - диаграмму пациента Т для личностного патологического профиля (фиг.2) после проведения психотерапии.
Настоящее изобретение основано на концепции психогенетической модели личности, которая базируется на представлении о том, что психика формируется и функционирует в рамках процесса развертывания генетической программы. Условиями формирования личности являются проживание в обществе, овладение языком, развитие мышления и самосознания, а структурирование личности происходит в соответствии с качественно определенными этапами жизненного цикла человека, в процессе его взаимодействия со значимыми другими лицами.
Дифференцированный подход в психотерапии строится на основании оценки основных нормативных структур личности - личностных статусов - у взрослых пациентов. Были выделены основные инвариантные личностные статусы (ЛС), раскрывающиеся по ходу жизни у большинства обследованных пациентов: ЛС "Я - Телесное"; ЛС "Я - Ребенок"; ЛС "Я - Мужчина/Женщина"; ЛС "Я - Партнер" (муж/жена); ЛС "Я - Родитель"; ЛС "Я - Профессионал"; ЛС "Я - Член групп". Эти универсальные личностные статусы составляют нормативную часть личности. Каждый статус связан с определенной сферой жизнедеятельности. Его функционирование зависит от реализации основных статусных потребностей: потребности получения, взаимодействия и отдачи. Статусы актуализируются в определенном возрасте при взаимодействии с определенными значимыми другими лицами. Если статус вовремя недостаточно раскрылся, рядом не оказалось значимого другого лица или этот человек не мог в силу разных обстоятельств оказаться по-настоящему значимым для индивида, то в дальнейшем в определенных ситуациях это может негативно проявиться в жизни взрослого индивида. Для улучшения функционирования индивида в этой сфере жизни может понадобиться психотерапевтическая помощь.
Задача психотерапии в значительной степени заключается в обеспечении возможностей для последующего нормативного функционирования пациента, что уже само по себе имеет саногенетическое значение и препятствует возможным девиациям и нарушениям поведения.
В настоящем исследовании разработана модель ЛС "Я - Аутоагрессивное", формирующегося и "обслуживающего" патологический процесс у суицидентов. Данный патологический ЛС в его типичных вариантах представляет собой эпифеномен повторяющихся патологических потребностных циклов, аккумулирующий болезненные установки, ценности, смыслы, фиксированные стереотипы поведения и весь комплекс соответствующих переживаний, присущих данной категории пациентов, таких как безнадежность, безысходность, беспомощность, ощущение вины, собственной ненужности, душевная боль, чувство бессмысленности жизни.
В способе по настоящему изобретении так же, как в известном можно выявить следующие типы личностных профилей: дефицитарный профиль, патологический профиль, ригидный профиль, инфантильный профиль, субнормативный профиль, т.к. в нем присутствуют все шкалы диаграммы, характеризующие личностные статусы "Я - Телесное", "Я - Ребенок", "Я - Мужчина/Женщина", "Я - Партнер", "Я - Родитель", "Я - Член профессиональной группы", "Я - Аддиктивное". Однако при тестировании индивида группу вопросов, характеризующих личностный статус "Я - Член профессиональной группы", разделяют на две группы вопросов, характеризующих личностные статусы "Я - Профессионал", "Я - Член групп", и дополнительно вводят группу вопросов, характеризующих личностный статус "Я - Аутоагрессивное", что позволяет, как будет показано ниже, расширить функциональные возможности способа. Можно дополнительно выявить личностный напряженный профиль, личностный профиль индивида с внутренним половым конфликтом, личностный профиль трудоголика, личностный профиль, соответствующий ЛС "Я - Член групп", личностный профиль индивида, склонного к суициду.
Кроме того, оценку ответов на заданные вопросы производят указанием индивидом каждому из вопросов большего количества вариантов ответов, которым более точно присваиваются цифровые величины с отрицательным и положительным знаком, которые обрабатываются по специальной, выше указанной математической формуле для оценки параметров Xi каждого личностного статуса, что повышает точность диагностики.
Кроме того, в заявленном способе при тестировании индивида путем задания ему групп вопросов дополнительно задают вопросы, характеризующие искренность ответов индивида. Производят оценку ответов на заданные вопросы и определяют параметр искренности, что дополнительно повышает точность выявления личностных профилей индивида.
Способ осуществляется следующим образом.
Проводится тестирование индивида путем постановки ему вопросов, позволяющих выяснить особенности его личности. Например, количество вопросов выбирается больше 80, в конкретном примере 92. Эти вопросы формулируются с учетом основных потребностей индивида в данном статусе.
1. Можно ли сказать, что за последний месяц Вы ежедневно уделяли внимание своему физическому состоянию?
2. Сразу ли Вы обращаетесь к врачу в случае болезни?
3. Относится ли к Вам утверждение, что Вы болеете острыми или хроническими заболеваниями не чаще одного раза в год?
4. Всегда ли Вы выполняете свои обещания, даже если это вызывает у Вас трудности?
5. Как Вы считаете, употребление психоактивных веществ (алкоголя, наркотиков и других психотропных препаратов) сказалось на Вашем здоровье?
6. Можно ли сказать про Вас, что Вы вполне здоровый, бодрый и активный человек?
7. Способны ли Вы удовлетворять потребности собственного тела, обеспечивая себе здоровое питание, полноценный отдых, спортивные нагрузки?
8. Вам хватает физических и психологических сил, чтобы справляться с семейными и профессиональными нагрузками?
9. Бывает ли, что Вы передаете слухи?
10. Знаете ли Вы, что нужно Вашему организму, чтобы быть здоровым?
11. Продолжаете ли Вы употреблять психоактивные вещества (алкоголь, наркотики и другие психотропные препараты), невзирая на последствия такого приема?
12. Считаете ли Вы, что у Вас есть серьезные проблемы со здоровьем?
13. Можно ли сказать, что в основном Вы испытываете положительные чувства по отношению к своим родителям?
14. Чувствуете ли Вы себя в долгу перед своими родителями?
15. Согласны ли Вы с утверждением, что когда Вы были ребенком, то Ваша семья была дружной и сплоченной?
16. Вам случалось брать вещь, принадлежащую другому лицу?
17. Согласны ли Вы с утверждением, что в Вашей родительской семье никаких особенных проблем нет?
18. Готовы ли Вы отказаться от некоторых своих потребностей в пользу родителей?
19. Можно ли сказать, что за последние месяцы Вы провели много времени со своими родителями?
20. Считаете ли Вы, что у Вас есть серьезные проблемы в отношениях с Вашими родителями?
21. Ваши родители многому научили Вас в детстве?
22. Вы регулярно помогаете Вашим родителям?
23. Рады ли родители Вашим достижениям в жизни?
24. Любите ли Вы сладкое?
25. Можно ли сказать, что в целом у Вас было счастливое детство?
26. Часто ли Вы проводите досуг вместе со своей женой (мужем) или партнершей (партнером) в течение последнего времени?
27. Хотите ли Вы действительно что-то улучшить в Ваших отношениях со своей женой (мужем) или партнершей (партнером)?
28. Зависит ли употребление Вами психоактивных веществ (алкоголя, наркотиков и других психотропных препаратов) от характера Ваших отношений с женой (мужем) или партнершей (партнером)?
29. Считаете ли Вы, что в Ваших отношениях с женой (мужем) или партнершей (партнером) существуют серьезные проблемы?
30. Много ли сил и времени Вы вкладываете в создание стабильных отношений с женой (мужем) или партнершей (партнером)?
31. Боитесь ли Вы потерять свою жену (мужа) или партнершу (партнера) из-за того, что Вы принимаете психоактивные вещества (алкоголь, наркотики и другие психотропные препараты)?
32. Как Вы считаете. Вы успешны как муж (или как жена)?
33. Вы готовы взять на себя дополнительные семейные обязательства?
34. Вы доверяете своей жене (мужу) или партнерше (партнеру)?
35. Вам приходилось говорить о том, в чем Вы плохо разбираетесь?
36. Хочется ли Вам значительно больше времени находиться в семейном кругу (со своей женой или мужем)?
37. Поглощает ли Вас полностью работа (учеба) так, что временами Вы забываете об усталости?
38. Чувствуете ли Вы свою значимость во взаимоотношениях с коллегами по работе (учебе)?
39. Вы когда-нибудь бросали ненужную бумажку на пол, если под рукой не было мусорной корзины?
40. Бывает ли Ваше употребление психоактивных веществ (алкоголя, наркотиков и других психотропных препаратов) связано с обстоятельствами, существующими на работе (учебе), например с расширенными алкогольными традициями или чрезмерным количеством стрессов?
41. Можно ли сказать, что к Вам в целом хорошо относятся в Вашем профессиональном (учебном) коллективе?
42. Считаете ли Вы, что у Вас есть серьезные проблемы на работе (учебе)?
43. Можно ли сказать, что Вашим коллегам по работе (учебе) есть чему поучиться у Вас?
44. Чувствуете ли Вы в себе силы для более активной профессиональной (учебной) деятельности?
45. Вы достаточно зарабатываете, чтобы обеспечить себя?
46. Вам нравится Ваша работа (учеба)?
47. Считаете ли Вы, что за последний месяц Вы чрезмерно много времени уделяли работе (учебе)?
48. Вы чувствуете, что Вы успешны в своей работе (учебе)?
49. Боитесь ли Вы, что Ваши дети (Ваши будущие дети) будут плохо к Вам относиться?
50. Вам хотелось бы проводить больше времени со своими детьми (будущими детьми)?
51. Вы чувствуете, что Ваши дети благодарны Вам за все то, что Вы для них сделали?
52. Чувствуете ли Вы вину перед своими детьми (будущими детьми)?
53. Радуют ли Вас Ваши дети своими успехами?
54. Вы способны защитить своих детей (будущих детей) от жизненных трудностей или обучить детей (будущих детей) справляться с ними?
55. Вы чувствуете себя счастливым и успешным родителем?
56. Бывает ли так, что употребление психоактивных веществ (алкоголя, наркотиков и других психотропных препаратов) препятствует тому, чтобы Вы уделяли достаточно внимания, времени и сил своим детям?
57. Вы когда-нибудь опаздывали на работу?
58. Вы хотели бы передать свой жизненный опыт своим детям (своим будущим детям)?
59. Вы когда-нибудь воспользовались оплошностью другого человека в своих целях?
60. Считаете ли Вы, что у Вас есть серьезные проблемы во взаимоотношениях с Вашими детьми?
61. Вы могли бы в целом оценить свои отношения с людьми другого пола как очень хорошие?
62. Прием психоактивных веществ (алкоголя, наркотиков и других психотропных веществ) помогает Вам решать какие-то проблемы во взаимоотношениях с мужчинами (женщинами)?
63. Вы всегда вежливы?
64. Много ли времени Вы уделяете своему внешнему виду?
65. Подходит ли к Вам определение, что Вы человек, который "держит себя в форме"?
66. Считаете ли Вы себя привлекательнее других мужчин (женщин)?
67. Считаете ли Вы, что у Вас есть серьезные проблемы во взаимоотношениях с другим полом?
68. Другие мужчины (женщины) считают Вас достаточно привлекательным?
69. Вас удовлетворяет та сексуальная жизнь, которую вы ведете?
70. Можно ли сказать, что Вы успешны как мужчина (как женщина)?
71. Достаточно ли сил и времени Вы уделяете своей сексуальной активности?
72. Вы когда-нибудь наносили себе ранения или пытались иначе повредить своему здоровью?
73. Всегда ли Ваши слова совпадают с делом?
74. Любите ли Вы играть в азартные игры?
75. Вы часто чувствуете вину за свои неудачи, за не сложившуюся жизнь?
76. Часто ли у вас бывают физические травмы?
77. Любите ли Вы рисковать?
78. Вам хочется иногда отомстить окружающим и лишить себя жизни?
79. Вы часто ощущаете, что никому нет до Вас дела. Вы никому не нужны и жизнь не имеет смысла?
80. Хочется ли Вам иногда "заснуть и не проснуться"?
81. Часто ли Вы ощущаете нестерпимую душевную боль?
82. Бывает ли у Вас ощущение, что Вы не можете справиться со своей жизненной ситуацией, что Вы попали в безвыходное положение?
83. Опасаетесь ли Вы возможной смерти из-за приема психоактивных веществ (алкоголь, наркотики и т.д.)?
84. Бывало ли в Вашей жизни так, что Вы были готовы лишить себя жизни и продумывали план действий?
85. Вы хорошо знаете историю своего народа (народности, национальности)?
86. Можно ли сказать, что у Вас есть проблемы в отношениях с представителями Вашей национальности или Вашими земляками?
87. Согласны ли Вы, что последнее время Вы много общаетесь с представителями своей национальности или со своими земляками?
88. Можно ли сказать, что Вам нравится жить в Вашей стране?
89. Считаете ли Вы, что за последнее время Вы предпринимали реальные действия для поддержки своей национальной группы?
90. Считаете ли Вы, что прием психоактивных веществ (алкоголя, наркотиков и других психотропных препаратов) повлиял на Ваши отношения со сверстниками?
91. Считаете ли Вы, что реально оказывали помощь или поддержку своим ровесникам?
92. Можно ли сказать, что Ваши ровесники относятся к Вам хорошо?
На вопросы № 4, 9, 16, 35, 39, 57, 59, 63, 73 дается три варианта ответов: "не определено", "да", "нет". Искренний ответ оценивается в "0" баллов, "не определено" - минус 1 балл, неискренний ответ оценивается в 2 балла. Их показание отражается на шкале лжи, которая помогает определить совокупную искренность ответов индивида.
На остальные вопросы имеются 6 вариантов ответа: "не определено", "да", "скорее да, чем нет", "иногда да, иногда нет", "скорее нет, чем да", "нет". Каждому варианту соответствует числовое выражение: -3 при ответе "не определено", -2 при ответе негативном, -1 при ответе "скорее нет, чем да", 0 - при ответе "иногда да, иногда нет", +1 при ответе "скорее да, чем нет", +2 при позитивном ответе.
Выраженность шкалы Личностный Статус "Я - Телесное" отражают ответы на вопросы № 1, 2, 3, 5, 6, 7, 8, 10, 12.
Выраженность шкалы Личностный Статус "Я - Ребенок" отражают ответы на вопросы: 13, 14, 15, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25.
Выраженность шкалы Личностный Статус "Я - Мужчина/Женщина" отражают ответы на вопросы: 61, 62, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71.
Выраженность шкалы Личностный Статус "Я - Партнер (Муж/Жена)" отражают ответы на вопросы: 26, 27, 28, 29, 30, 32, 33, 34, 36.
Выраженность шкалы Личностный Статус "Я - Родитель" отражают ответы на вопросы: 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 58, 60.
Выраженность шкалы Личностный Статус "Я - Профессионал" отражают ответы на вопросы: 37, 38, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48.
Выраженность шкалы Личностный Статус "Я - Член Групп" отражают ответы на вопросы: 85, 86, 87, 88, 91, 92.
Выраженность шкалы Личностный Статус "Я - Аддиктивное" отражают ответы на вопросы: 11, 28, 31, 40, 56, 74, 83, 90.
Выраженность шкалы Личностный Статус "Я - Аутоагрессивное" отражают ответы на вопросы: 72, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 84.
Ответы обрабатываются для каждого статуса по отдельности по формуле:
Xi=(Σ-Σмин):(Σмакс-Σмин),
где
Σ - сумма всех цифровых параметров для данного личностного статуса с учетом их знаков плюс и минус по ответам индивида,
Σмин - сумма цифровых параметров с минимальным значением для каждого вопроса для данного личностного статуса, заданная величина Σмин=-3×k, где k - количество вопросов,
Σмакс - сумма цифровых параметров с максимальным значением для каждого вопроса для данного личностного статуса, заданная величина Σмакс=+2×k, где k - количество вопросов,
i - номер личностного статуса, i=1,2...9,
В результате получают числа Xi от 0 до 1, отражающие выраженность показателя данной категории для данного ЛС.
В результате обработки получают массив данных и формируется диаграмма в соответствии с ответами индивида. На диаграммах (фиг.1-8 отражены 9 шкал (осей) для удобства прочтения диаграмм, исходящих из одной точки, на которых размещены оценки параметра Xi (показатели ЛС). Вертикально вверх размещена ось под названием личностный статус "Я - Телесное", за ней размещена ось личностный статус "Я - Ребенок", следующая ось - личностный статус "Я - Мужчина/Женщина", ниже ось личностный статус "Я - Партнер" (Муж/Жена). После нее следует ось личностный статус "Я - Родитель", следующая ось - личностный статус "Я - Профессионал", ось личностный статус "Я - Член группы", ось личностный статус "Я - Аддиктивное" и ось личностный статус "Я - Аутоагрессивное". На диаграммах не показана, но может располагаться снизу "шкала лжи", отражающая искренность ответов индивида. Может быть также просто указан параметр Y, рассчитанный по ранее указанной формуле.
Далее проводится анализ формы диаграммы и полученных цифровых данных.
По форме различают диаграмму с инфантильным профилем (фиг.1), при котором максимальная оценка параметра Xi у ЛС "Я - Ребенок", показатель ЛС "Я - Аддиктивное" более 0,35, остальные показатели в среднем от 0,40 до 0,70. Для диаграмм с инфантильным профилем, как показывает практика, параметр искренности Y всегда больше 0,5.
Такие пациенты отличаются зависимостью от родителей и родительских фигур, несамостоятельностью в принятии решений, тенденцией к симбиотическим отношениям, склонностью к алкоголизации. Они с трудом справляются с жизненными обязательствами, не способны полноценно нести ответственность за свою жизнь.
Основной задачей психотерапии для этих пациентов будет помощь в принятии ответственности за собственную жизнь и здоровье на себя. Для этого можно использовать известные методы: элементы психодинамической психотерапии, анализ функциональных Эго-состояний и психологических игр из транзактного анализа, важно активизировать другие нормативные личностные статусы. У этих пациентов рекомендуется проводить психотерапию зависимостей. Также можно проводить групповую психотерапию. На групповых занятиях этим больным помогала обратная связь от пациентов, их поддержка, понимание и вселение надежды в их собственные силы.
Также выделяется патологический профиль (фиг.2), при котором хотя бы один Xi из ЛС "Я - Аддиктивное" или ЛС "Я - Аутоагрессивное" выше всех остальных параметров Xi других ЛС. Параметры первых семи ЛС ниже по значению, чем показатели хотя бы одного патологического ЛС - ЛС "Я - Аддиктивное" или ЛС "Я - Аутоагрессивное". Параметр Y обычно меньше 0,5.
При повышении показателя личностного статуса "Я - Аутоагрессивное" у пациентов наблюдались выраженные чувства безысходности, безнадежности, они воспринимали свою ситуацию как тупиковую, не видели возможности решения своих проблем. Повышенный показатель "Я - Аутоагрессивное" может свидетельствовать о суицидальной настроенности пациента. Вероятно, завышенные показатели патологических статусов можно будет использовать в качестве предиктора опасности будущего аутоагрессивного поведения.
При повышенном статусе "Я - Аутоагрессивное" рекомендуется использовать общеизвестные методы, например кризисную психотерапию, обсуждение темы суицида и смерти, элементы экзистенциальной психотерапии, работу с горем и утратой, психотерапию чрезвычайных ситуаций, элементы системной семейной психотерапии, анализ генограммы, анализ сценария жизни из транзактного анализа и др.
Завышенный параметр Xi личностного статуса "Я - Аддиктивное" проявляется в жизни склонностью к алкоголизации или употреблению других психоактивных веществ, наркотиков, психотропных препаратов. Таким пациентам необходимо проводить психотерапию зависимостей общеизвестными методами.
Также выделена диаграмма с напряженным профилем (фиг.3), его характерными особенностями будут: Xi первых семи ЛС более 0,70, Xi ЛС "Я - Аддиктивное" и Xi ЛС "Я - Аутоагрессивное" менее 0,30, параметр по шкале лжи Y более 0,40. Таким образом, при оценках параметров Xi для личностных статусов "Я - Аддиктивное" и "Я - Аутоагрессивное" менее 0,30 и при других параметрах Xi больше 0,70 можно судить о личностном напряженном профиле индивида
Этим пациентам свойственна напряженность основных потребностей, т.е. сильно выраженное желание достичь своей цели, и некоторое приукрашивание реальной ситуации. Это люди, ориентирующиеся на социально одобряемые поступки, на интересы группы, с которой они себя идентифицируют. Им свойственно некоторое приукрашивание реальной ситуации. Они часто отдают слишком много внимания, времени, тепла, сил своим близким, своей работе, не умея получать и радоваться жизни.
При напряженном профиле рекомендуется использование общеизвестных методов психотерапии: когнитивно-бихевиоральная психотерапия для обучения продуктивному решению конфликтных ситуаций; психодинамическая психотерапия для определения области конфликтных нереализованных потребностей, жизненных приоритетов, ресурсных областей, анализа становления основных социальных ролей.
Также анализ полученной диаграммы проводится путем сравнения цифровых данных и выявления максимальных и минимальных цифровых показателей. В отдельную группу выделяются диаграммы с максимально выраженным параметром Xi у ЛС "Я - Мужчина/Женщина" (фиг.4). У таких пациентов наблюдался внутренний конфликт между высокой потребностью в реализации себя как женщины или мужчины и одновременными проблемами в поло-ролевой идентификации, освоении поло-ролевых предписаний, желательности сексуального поведения. Такой профиль проявлялся в жизни отсутствием постоянного сексуального партнера или конфликтными отношениями с ним в сочетании с повышенной важностью таких отношений.
Лечение таких пациентов можно проводить общеизвестными методами, например использовать психодинамическую терапию для анализа становления поло-ролевой идентификации, системную семейную психотерапию для изменения собственной роли в своей семье, сексологическую психотерапию для решения их сексуальных проблем.
Также определенными особенностями отличались пациенты с диаграммой с максимально выраженным параметром Xi у ЛС "Я - Профессионал" (фиг.5).
Такие показатели оказались характерны для обследуемых, имеющих постоянное место работы. Работа им нравилась, и они отмечали субъективную важность ее сохранения. У многих эта область жизни была единственной удовлетворявшей их. Видимо, профессиональная деятельность служила своеобразным вариантом компенсации неудовлетворенности в других областях жизни, в другой статусной деятельности.
Для психотерапии таких пациентов можно использовать общеизвестные методы: когнитивно-бихевиоральную психотерапию для обучения новым вариантам поведения. Это необходимо, чтобы улучшить их отношения вне профессиональной сферы. Психодинамическая психотерапия может использоваться для анализа и изменения их отношений с близкими, особенно с супругами, сексуальная психотерапия для улучшения их сексуального взаимодействия с супругами или лицами другого пола.
У пациентов с доминирующим показателем личностного статуса "Я - Член групп" (фиг.6) обычно наблюдалась чрезмерная ориентация на друзей, пациенты могли ставить интересы группы выше семейных и собственных интересов. В основном это были молодые люди, в возрасте до 30 лет, не имевшие собственную семью или разведенные, не воспитывавшие детей, не удовлетворенные профессиональной деятельностью. Также это наблюдалось у людей, освободившихся после срока заключения, и у партийных деятелей. Если доминирующий ЛС "Я - Член групп" наблюдался у алкоголизировавшихся пациентов, то это было связано с ориентацией на группу, с которой пациент выпивал. При оценке параметра Xi для личностного статуса "Я - Член групп" больше 0,7 и больше, чем другие Xi судят о личностном профиле индивида с чрезмерной ориентацией на групповые интересы.
При проведении психотерапии рекомендуются общеизвестные методы: рациональная психотерапия, бихевиоральная психотерапия, ролевые тренинги; важно провести анализ такого поведения, помочь наладить продуктивное общение в различных сообществах, умение знакомиться, поддерживать долговременные отношения, способность интересоваться другими людьми, не теряя собственных интересов, не становясь чрезмерно зависимым. При выраженной алкоголизации рекомендуется проводить противоалкогольную психотерапию общеизвестными методами.
Таким образом, разделение ЛС "Я - Член профессиональной группы" на два личностных статуса "Я - Профессионал" и "Я - Член групп" позволяет оценить более точно и достоверно профессиональную сферу и сферу общения человека, выделить профиль с доминирующим статусом "Я - Профессионал" и профиль с доминирующим статусом "Я - Член групп", отличающиеся определенными особенностями, а также разработать рекомендации по психотерапии для гармонизации этих сфер жизни.
При повышении показателя личностного статуса "Я - Аутоагрессивное" (фиг.7) у пациентов наблюдались выраженные чувства безысходности, безнадежности, они воспринимали свою ситуацию как тупиковую, не видели возможности решения своих проблем. Повышенный показатель "Я - Аутоагрессивное" может свидетельствовать о суицидальной настроенности пациента. Завышенные показатели патологических статусов можно использовать в качестве предиктора опасности будущего аутоагрессивного поведения. При оценке параметров Xi для личностного статуса "Я - Аутоагрессивное" больше 0,5 и больше, чем другие Xi, а для личностного статуса "Я - Телесное" Xi меньше 0,5 можно судить о суицидальной наклонности пациента. Специалистам понятно, что патологический профиль с суицидальной настроенностью пациента встречается достаточно редко, однако заявленный способ позволяет выявить и эту патологию достаточно точно. Выделение личностного статуса "Я - Аутоагрессивное" позволяет оценить суицидальную настроенность пациента и при необходимости оказать ему помощь.
При повышенном статусе "Я - Аутоагрессивное" рекомендуется использовать общеизвестные методы, например кризисную психотерапию, обсуждение темы суицида и смерти, элементы экзистенциальной психотерапии, работу с горем и утратой, психотерапию чрезвычайных ситуаций, элементы системной семейной психотерапии, анализ генограммы, анализ сценария жизни из транзактного анализа и др.
Определение параметра Y позволяет дополнительно подтвердить правильность оценки личностного профиля индивида. Как показали исследования, наиболее часто лживые ответы (Y больше 0,50) дают индивиды с инфантильным и напряженным профилем. Наоборот, профили с доминирующими ЛС "Я - Профессионал" и "Я - Член групп" характеризуются искренними ответами.
Полученные данные использовались для проведения психотерапевтической коррекции индивида.
Например, за помощью обратился пациент Т.А., 29 лет. В состоянии алкогольного опьянения он нанес себе колото-резаные ранения предплечий. Предъявлял жалобы на сниженное настроение, плохие отношения с родителями, отсутствие друзей. Также он страдал выраженной зависимостью от алкоголя. Для диагностики ему был предъявлен тест вопросов, характеризующих ЛС. Пациент ответил на 92 вопроса, его ответы были обработаны в соответствии с формулой. В результате была получена следующая диаграмма (фиг.7).
При анализе диаграммы обратили особое внимание на увеличенные параметры Xi у ЛС "Я - Аутоагрессивное" и у ЛС "Я - Аддикгивное". Диаграмма соответствовала патологическому профилю. При проведении психотерапии с этим пациентом вначале было уделено внимание противоалкогольному лечению известными методами для блокирования статуса "Я - Аддиктивное". Проводились беседы о проявлениях алкогольной зависимости, пациент обучался умению определять эти признаки у себя и у других. Особое внимание уделялось умению противостоять алкогольному влечению, выработке критического отношения к алкоголизации. Затем осуществлялась психотерапия, направленная на снижение аутоагрессивного поведения. Для этого использовались следующие (известные) методы: обсуждение сложившейся ситуации, уточнение конфликтных отношений, работа с утратой.
Для активизации личностного статуса "Я - Ребенок" был проведен анализ становления отношений с родителями, оказана помощь в отреагировании негативных эмоций по отношению к родителям.
Для усиления ЛС "Я - Профессионал" обсуждалась профессиональная сфера жизни пациента, возможные способы повышения удовлетворения от выполняемой работы. Уделили внимание его любимому занятию танцам, которыми он не мог заниматься последние 3 года вследствие травмы позвоночника.
Для усиления личностного статуса "Я - Член групп" обсудили тему общения с ровесниками: из-за регулярной алкоголизации пациент общался только с алкогольными знакомыми. Больной обучался в ролевых играх и непосредственном общении с другими пациентами навыкам общения.
От коррекции личностных статусов "Я - Мужчина/енщина" и "Я - Партнер" пациент отказался, мотивируя тем, что не испытывает интереса к противоположному полу и не планирует создания семьи.
В конце проведенной коррекции состояния индивида было проведено повторное тестирование в соответствии с заявленным способом и анализ его состояния по полученной диаграмме (фиг.8). По диаграмме (фиг.8) оценивается динамика состояния индивида, и в результатах тестирования оцениваются наступившие изменения.
В результате психотерапии был достигнут положительный эффект. Пациент улучшил отношения с родителями, перестал постоянно конфликтовать с ними, начал позитивно общаться с отцом, с которым ранее практически не было контакта. Пациент отметил субъективную удовлетворенность имеющейся работой, перестал сожалеть о невозможности заниматься более танцами. Также он начал общаться с ровесниками, с которыми проходил психотерапию. В результате значительно улучшилось настроение, исчезли мысли о нежелании жить, больной начал строить реальные планы на будущее. Снизилось влечение к алкоголю.
Наиболее успешно заявленный способ диагностики психологических особенностей индивида промышленно применим в психиатрии, наркологии, психотерапии и области практической психологии, в процессе лечения и реабилитации пациентов.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ИНДИВИДА ПРИ ПОМОЩИ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ КИНЕЗИОЛОГИИ | 2006 |
|
RU2312597C1 |
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ИНДИВИДА | 2009 |
|
RU2408264C1 |
Способ определения профпригодности человека к основным типам профессий | 2016 |
|
RU2661051C2 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РИСКА ФОРМИРОВАНИЯ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ | 2016 |
|
RU2621278C1 |
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ПОГРАНИЧНОГО РАССТРОЙСТВА ЛИЧНОСТИ | 2014 |
|
RU2564752C1 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ ПОКАЗАНИЙ К НАЗНАЧЕНИЮ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ, НЕСОВМЕСТИМЫХ С ПРИЕМОМ АЛКОГОЛЯ | 2012 |
|
RU2512764C2 |
МЕТОД КОРРЕКЦИИ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ И ЛЕЧЕНИЯ НЕВРОТИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ И ПАТОЛОГИЧЕСКИХ ЗАВИСИМОСТЕЙ "ИНТЕГРАЛЬНО-СИНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ" | 2004 |
|
RU2276999C2 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ | 2009 |
|
RU2405449C1 |
Набор психологических объемных метафорических ассоциативных карт в виде подушек | 2023 |
|
RU2809319C1 |
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ПАТОЛОГИЧЕСКИХ ВЛЕЧЕНИЙ | 2004 |
|
RU2277943C2 |
Изобретение относится к психологии и предназначено для диагностики психологических особенностей индивида. Производят тестирование индивида путем задания ему групп вопросов, характеризующих личностные статусы "Я - Телесное", "Я - Ребенок", "Я - Мужчина/Женщина", "Я - Партнер", "Я - Родитель", "Я - Член профессиональной группы", "Я - Аддиктивное". При тестировании индивида группу вопросов, характеризующих личностный статус "Я - Член профессиональной группы", разделяют на группы вопросов, характеризующих личностные статусы "Я - Профессионал", "Я - Член групп", "Я - Аутоагрессивное". Производят оценку ответов на заданные вопросы, по которой строят диаграммы со шкалами, которые соответствуют упомянутым личностным статусам. По форме построенных диаграмм судят о психологических особенностях индивида. Предлагаемое изобретение позволяет расширить функциональные возможности метода и повысить точность диагностики. 1 з.п. ф-лы, 8 ил.
Хi=(∑˜∑мин):(∑макс-∑мин),
где ∑ - сумма всех цифровых параметров для данного личностного статуса с учетом их знаков плюс и минус по ответам индивида,
∑мин - сумма цифровых параметров с минимальным значением для каждого вопроса для данного личностного статуса, заданная величина ∑мин=-3×k, где k - количество вопросов,
∑макс - сумма цифровых параметров с максимальным значением для каждого вопроса для данного личностного статуса, заданная величина ∑макс=+2×k, где k - количество вопросов,
i - номер личностного статуса, i=1, 2...9,
на построенных диаграммах со шкалами на каждой шкале соответственно отражают оценку параметра Xi, а по форме построенных диаграмм судят о личностных профилях индивида, при оценке параметра Xi для личностного статуса "Я - Ребенок", имеющем максимальную величину, перед другими Xi, и при других параметрах Xi больше 0,40 судят о личностном инфантильном профиле индивида, при оценках параметров Xi для личностных статусов "Я - Аддиктивное" или ЛС "Я - Аутоагрессивное" больших, чем другие Xi, судят о личностном патологическом профиле индивида, при оценках параметров Xi для личностных статусов "Я - Аддиктивное" и "Я - Аутоагрессивное" менее 0,30 и при других параметрах Xi больше 0,70 судят о личностном напряженном профиле индивида, при оценке параметра Xi для личностного статуса "Я - Мужчина/Женщина" большей, чем другие параметры Xi, судят о личностном профиле индивида с половым конфликтом, при оценке параметра Xi для личностного статуса "Я - Профессионал" большей, чем другие параметры Xi судят о личностном профиле индивида трудоголика, при оценке параметра Xi для личностного статуса "Я - Член групп" больше 0,7, и больше, чем другие Xi, судят о личностном профиле индивида с чрезмерной ориентацией на интересы группы собственной идентификации.
МАРЕНИЧ О.Н | |||
Особенности самосознания у лиц с зависимостью от психоактивных веществ: Автореф | |||
дисс | |||
к.пс.н | |||
Металлический водоудерживающий щит висячей системы | 1922 |
|
SU1999A1 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ | 1999 |
|
RU2162657C1 |
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ТИПА ТЕМПЕРАМЕНТА | 1997 |
|
RU2153286C2 |
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ТИПА ЛИЧНОСТИ | 2001 |
|
RU2203619C2 |
ВАЛЕНТИК Ю.В | |||
Континуальная психотерапия больных алкоголизмом: Дисс.д.м.н | |||
Способ изготовления фанеры-переклейки | 1921 |
|
SU1993A1 |
Авторы
Даты
2008-02-10—Публикация
2006-03-10—Подача