Изобретение относится к области медицины и может быть использовано в функциональной диагностике, спортивной медицине, валеологии, гигиене, физиологии.
В своих исследованиях А.Д. Слоним и его ученики [3] доказали, что действие на организм внешних или внутренних дестабилизирующих факторов приводит к энергетическому дисбалансу, проявляющемуся внешне дефицитом спонтанной двигательной активности (СДА) как отражению состояния всего организма в целом и каждой системы в частности. Таким образом, уровень СДА позволяет оценить целый ряд физиологических параметров. Известен метод оценки СДА при помощи шагомера [1]. Недостатками этого метода являются: длительность его проведения, необходимость приборного оснащения, невозможность одномоментного обследования коллектива.
Задача изобретения - разработать простой в оснащении, удобный в реализации способ оценки спонтанной двигательной активности.
Поставленную задачу достигают за счет того, что используют анкетный опрос, включающий предъявление вопросов и вариантов ответов на них, указанных в "Опроснике", приведенном в описании, после чего осуществляют балльную дешифровку полученных ответов с помощью ключа, приведенного в таблице "Ключ балльной дешифровки данных опросника", затем определяют количество набранных баллов и при величине меньше или равной 57 баллам спонтанную двигательную активность оценивают как низкую, при 77 баллах и более - как высокую, а в диапазоне от 57 до 77 баллов - как среднюю.
Способ осуществляют:
Объектом исследования являлись лица женского пола репродуктивного возраста. Количество обследованных (n) - 70 человек.
Исследование включало в себя использование электронного шагомера и опросника, состоящего из 38 вопросов.
Опросник
1. Какова длительность Вашего сна?
а) больше 10 часов; б) 10-12 часов; в) 8-10 часов; г) менее 8 часов.
2. Вы спите днем?
а) нет; б) только, если очень устану; в) редко;
г) стараюсь спать регулярно; д) сплю регулярно.
3. Вы застилаете постель за другими членами семьи?
а) нет; б) от случая к случаю; в) почти всегда; г) всегда застилаю.
4. Чувствуете себя отдохнувшей после сна?
а) нет; б) очень редко; в) почти всегда; г) да.
5. Занимаетесь гимнастикой?
а) нет; б) очень редко; в) да, почти каждый день.
6. Приходилось ли Вам отказываться от выполнения гимнастики из-за значительных физических нагрузок?
а) я не делаю гимнастику и не испытываю таких нагрузок;
б) я всегда делаю гимнастику и не испытываю таких нагрузок; в) да.
7. Будете делать гимнастику 2-3 раза в день, если не выходите из квартиры?
а) нет; б) обычно нет; в) обычно да; в) да.
8. Стараетесь ли Вы готовить для себя пищу, чтобы придерживаться диеты?
а) нет; б) обычно нет; в) обычно да; г) да.
9. Занимаетесь ли Вы приготовлением пищи для семьи?
а) нет; б) обычно нет; в) обычно да; в) да.
10. Вы моете посуду сразу после еды?
а) я не мою посуду; б) я редко мою и не всегда сразу;
в) я редко мою и всегда сразу; г) обычно да.
11. Вы моете посуду за всей семьей?
а) нет; б) обычно нет; в) обычно да; г) да.
12. Ходите гулять?
а) нет; б) редко, если есть настроение; в) стараюсь регулярно;
г) всегда и регулярно; д) регулярно, если не устаю;
е) нет, т.к. много дел на работе и дома.
13. Вы стали больше гулять?
а) нет; б) да, несколько больше; в) да; г) да, и с удовольствием
14. Обходите ли Вы за покупками сразу 3-4 магазина?
а) нет; б) обычно нет; в) да, но не чаще 1 раза в неделю;
г) да, но не каждый день; д) да и почти каждый день; е) каждый день.
15. Носите сумки с продуктами?
а) нет; б) обычно нет; в) обычно да; г) всегда.
16. Носите тяжелые сумки?
а) никогда не приходилось; б) очень редко; в) да, почти каждый день
17. Как долго смотрите телевизор?
а) смотрю много и все подряд; б) 5-6 часов в сутки; в) 1-2 часа в сутки; г) не смотрю, т.к. много хлопот по дому.
18. Вы лежите или сидите, ничего не делая?
а) ежедневно и не меньше 2-4 часов и обычно у телевизора;
б) редко, когда отдыхаю; в) только когда устаю; г) почти никогда.
19. Занимаетесь стиркой на руках?
а) нет; б) обычно нет; в) почти всегда; г) постоянно.
20. Занимаетесь стиркой крупных вещей (верхняя одежда, постельное белье)?
а) нет; б) редко, но мне помогают; в) да и мне всегда помогают;
г) да и почти всегда мне помогают; д) да, но помогают редко;
е) да и всегда одна.
21. Гладите ли Вы белье?
а) нет; б) обычно нет; в) обычно всегда и все; г) всегда и все.
22. Вы ходите в гости?
а) нет; б) очень редко; в) если знаю, что я желанный гость; г) да и часто.
23. Садитесь ли Вы в переполненный общественный транспорт?
а) никогда; б) очень редко, если нет выхода; в) только если спешу; г) довольно редко; д) почти всегда; е) всегда.
24. Пройдете малое расстояние пешком, если его можно проехать?
а) нет; б) очень редко; в) да, если не устала; г) да и с удовольствием.
25. Вам приходится выполнять физическую работу, не делая должного отдыха?
а) я не делаю такой работы; б) очень редко и при этом регулярно отдыхаю; в) редко делаю такую работу, но не всегда делаю должный отдых; г) нет, д) стараюсь всегда доделать не отдыхая; е) почти всегда.
26. Вы поднимаете предметы весом 5 кг и более?
а) нет; б) обычно нет; в) обычно да; г) почти всегда.
27. Вы переносите предметы весом 5 кг и более?
а) никогда не приходилось; б) нет; в) да, если есть необходимость; г) да, почти каждый день.
28. Выполняете физическую работу, чувствуя себя усталой?
а) нет; б) да, но стараюсь чередовать отдых с работой;
в) да, приходится делать очень многое.
29. Отложите ли Вы работу на завтра, чувствуя себя уставшей сегодня?
а) да, но обычно я не устаю; б) да, у меня много хлопот;
в) да, мне во многом помогают; г) да, но обычно успеваю сделать все; д) да, ведь обычно не хватает времени и сил; е) нет.
30. Бывает ли у Вас желание лечь спать пораньше?
а) да, я люблю спать; б) нет; в) да, но это бывает редко;
г) да, я мало сплю и не высыпаюсь.
31. Приносит ли Вам домашняя работа чувство удовлетворения?
а) нет, я почти ей не занимаюсь; б) нет, я делаю ее с неохотой;
в) да, хотя требует много сил и энергии; г) да, хотя мне мало помогают.
32. Считаете, что стали меньше двигаться?
а) да, я почти не двигаюсь, мало хожу; б) да, я стала меньше двигаться; в) да, но не намного; г) нет.
33. Поднимаетесь ли Вы по лестнице на 2 этажа и более?
а) нет, я всегда пользуюсь лифтом; б) да, но это занимает много времени;
в) да и отдыхаю после каждого лестничного марша;
г) да и обычно не отдыхаю.
34. Поднимаетесь ли Вы по лестнице на 4 этажа и более, если торопитесь?
а) нет; б) да, но только в случае крайней необходимости;
в) да, это случается часто; г) постоянно.
35. Какое расстояние Вы проходите в среднем за 1 день?
а) менее 1 км; б) 1-2 км; в) 2,1-3 км; г) 3,1-4 км; д) 4,1-5 км; е) более 6 км.
36. Сколько лестничных этажей проходите в среднем за 1 день, поднимаясь и опускаясь?
а) до 5; б) от 5 до 10; в) от 10 до 15; г) более 15.
37. Считаете ли Вы свою работу на производстве физически тяжелой?
а) не работаю; б) наверное, нет; в) наверное, да; г) да;
д) да и это может сказаться на моем будущем ребенке;
е) да и это отрицательно сказывается на течении беременности.
38. Вы работаете на производстве?
а) нет; б) да, но у меня легкая работа; в) да; г) да, у меня тяжелая работа.
После ответов на вопросы опросника проводилась балльная дешифровка данных с помощью ключа (см. табл.1).
- кол-во баллов
- кол-во баллов
Для выявления взаимосвязи между результатами оценки СДА по шагомеру и количеством баллов анкеты проводят корреляционный анализ [2]. Коэффициент корреляции составил 0,91, что говорит о тесной взаимосвязи между результатами оценки СДА по шагомеру и количеством баллов анкеты, уровень значимости различий р<0,001. Следовательно, СДА, определяемая по шагомеру, может оцениваться при помощи анкеты и выражаться в анкетных баллах.
Среднее значение СДА в исследованной субпопуляции женщин составило 67,0±10,0 баллов. Распределение изучаемого признака соответствует нормальному гауссовскому распределению симметричного типа. Это позволяет использовать величину среднего отклонения исследуемого признака для выделения пограничных значений СДА с целью выделения лиц с различными типами СДА (см. табл. 2.): 67-10=57 баллов и 67+10=77 баллов.
При группировке обследованной субпопуляции женщин по типу СДА при помощи критериев табл. 2. получено следующее процентное распределение: 27,14% обследованных относились к низкому типу СДА, 42,86% - к среднему и 30% к высокому типу СДА.
Пример 1. Обследуемая К., 24 года, проведен анкетный опрос, дешифровка данных с помощью "ключа", количество баллов анкеты составило 55, значит, женщина относится к низкому типу СДА.
Пример 2. Обследуемая М., 30 лет, проведен анкетный опрос, дешифровка данных с помощью "ключа", количество баллов анкеты составило 69, значит, женщина относится к среднему типу СДА.
Пример 3. Обследуемая С., 19 лет, проведен анкетный опрос, дешифровка данных с помощью "ключа", количество баллов анкеты составило 84, значит, женщина относится к высокому типу СДА.
К достоинствам предлагаемого способа можно отнести следующие моменты: не требует приборного оснащения, экономичность в проведении обследования, быстрота получения результатов, возможность проведения массовых обследований.
Источники информации
1. Киселев В.И. Занятия по физическому воспитанию и индивидуальная двигательная активность / В.И.Киселев, П.Х.Шарапова, В.П.Куликов // Теория и практика физ. культуры. - 1991. - №6. - С.21-23.
2. Рокицкий П.Ф. Биологическая статистика / П.Ф.Рокицкий. - Минск: Высш. шк., 1973. - 320 с.
3. Слоним А.Д. Среда и поведение. Формирование адаптивного поведения / А.Д.Слоним. - Л.: Наука, 1976. - 211 с.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ОЦЕНКИ МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК КОЛЛЕКТИВА | 2013 |
|
RU2567463C2 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ | 2009 |
|
RU2405449C1 |
СПОСОБ САМОДИАГНОСТИКИ РАННИХ НАРУШЕНИЙ КОГНИТИВНЫХ ФУНКЦИЙ И НОСИТЕЛЬ ИНФОРМАЦИИ | 2019 |
|
RU2712574C1 |
СПОСОБ УЛУЧШЕНИЯ ВЫЯВЛЕННЫХ НАРУШЕНИЙ КОГНИТИВНЫХ ФУНКЦИЙ И МАШИНОЧИТАЕМЫЙ НОСИТЕЛЬ | 2019 |
|
RU2712704C1 |
СПОСОБ АЦП-ТИПИРОВАНИЯ ЧЕРТ ТЕМПЕРАМЕНТА | 2003 |
|
RU2266047C2 |
СПОСОБ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО НАЗНАЧЕНИЯ И КОНТРОЛЯ ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗКУЛЬТУРЫ ПРИ ВОСПАЛИТЕЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ СУСТАВОВ | 2005 |
|
RU2286124C1 |
СПОСОБ ФИЗИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ | 2019 |
|
RU2722936C1 |
Способ определения профпригодности человека к основным типам профессий | 2016 |
|
RU2661051C2 |
СПОСОБ КОЛИЧЕСТВЕННОЙ ОЦЕНКИ ПАРАМЕТРОВ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ ПСИХИЧЕСКИ БОЛЬНЫХ | 2010 |
|
RU2452378C2 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МЕТОДА ОБСЛЕДОВАНИЯ ПАЦИЕНТОВ С ХРОНИЧЕСКОЙ ОБСТРУКТИВНОЙ БОЛЕЗНЬЮ ЛЕГКИХ (ХОБЛ) | 2014 |
|
RU2571897C2 |
Изобретение относится к области медицины и может быть использовано в функциональной диагностике, спортивной медицине, валеологии, гигиене, физиологии. Проводят анкетный опрос, дешифровку данных с помощью «ключа», вычисление величины спонтанной двигательной активности в баллах. При величине меньше или равной 57 баллов спонтанную двигательную активность оценивают как низкую, при величине равной 77 баллов и более - как высокую, в диапазоне 57-77 баллов - как среднюю. Предлагаемый способ позволяет быстро и объективно вычислить величину спонтанной двигательной активности, провести массовое обследование. 2 табл.
Способ оценки спонтанной двигательной активности лиц женского пола путем проведения анкетного опроса, включающий предъявление вопросов и вариантов ответов на них, указанных в «Опроснике», приведенном в описании, после чего осуществляют балльную дешифровку полученных ответов с помощью ключа, приведенного в таблице «Ключ балльной дешифровки данных опросника», затем определяют количество набранных баллов и при величине меньше или равной 57 баллов оценивают как низкую, при 77 баллов и более - как высокую, в диапазоне 57-77 баллов - как среднюю.
КИСЕЛЕВ В.И | |||
и др | |||
Занятия по физическому воспитанию и индивидуальная двигательная активность | |||
Теория и практика физической культуры | |||
Циркуль-угломер | 1920 |
|
SU1991A1 |
Выбрасывающий ячеистый аппарат для рядовых сеялок | 1922 |
|
SU21A1 |
СПОСОБ ИНТЕГРАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА | 1995 |
|
RU2119768C1 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ ФИЗИЧЕСКОЙ КОНДИЦИИ ЧЕЛОВЕКА | 1994 |
|
RU2109486C1 |
СЛОНИМ А.Д | |||
Среда и поведение | |||
Формирование адаптивного поведения | |||
- Л.: Наука, 1976, с.112-135 | |||
ДОМРАЧЕВ А.А | |||
Состояние фетоплацентарного |
Авторы
Даты
2007-12-20—Публикация
2006-08-10—Подача