СПОСОБ КОНТРОЛЯ СВОБОДНОГО СОСТОЯНИЯ РЕЛЬСОВОЙ ЛИНИИ Российский патент 2008 года по МПК B61L23/16 

Описание патента на изобретение RU2314222C1

Изобретение относится к железнодорожной технике, а именно к железнодорожной автоматике и телемеханике для регулирования движения поездов.

Известен способ контроля свободного состояния рельсовой линии, заключающийся в том, что текущее значение напряжения на приемном конце сравнивают с пороговым значением. При превышении текущего значения над пороговым фиксируют свободность путевого участка, в противном случае - занятость [Котляренко Н.Ф. Путевая блокировка и авторегулировка. - М.: Транспорт, 1983].

Недостатком этого способа является то, что при понижении сопротивления изоляции ниже нормативного значения возможен контроль ложной занятости.

Известен также способ контроля свободного состояния рельсовой линии, заключающийся в том, что в рельсовую линию на одном конце подают сигнал переменного тока, а на другом конце контролируют изменение сигнала в зависимости от координаты поездного шунта, при вступлении поезда на смежную рельсовую линию фиксируют опорное напряжение, по значению которого определяют пороговые напряжения занятия и освобождения, с которыми сравнивают текущее напряжение премного конца, при снижении текущего напряжения ниже порога занятия фиксируют занятие рельсовой линии, а при повышении текущего и превышении порога освобождения - освобождение рельсовой линии [Патент РФ 2238867. Способ контроля свободности путевых участков, опубл. 27.10.2004 г., БИ №30].

Недостатком этого способа является то, что при интенсивном выпадении осадков и остановке поезда на рельсовой линии возможен ложный контроль занятости при фактической свободности.

Данное техническое решение выбрано авторами в качестве прототипа.

Техническим результатом является повышение надежности контроля состояния рельсовой линии.

Технический результат достигается тем, что способ контроля свободного состояния рельсовой линии заключается в том, что в рельсовую линию на одном конце подают переменное напряжение, а на другом конце контролируют изменение напряжения в зависимости от координаты поездного шунта, при вступлении поезда на смежную рельсовую линию фиксируют опорное напряжение, по которому определяют пороговые значения, с которыми сравнивают текущее значение напряжения приемного конца, при снижении текущего напряжения ниже порогового напряжения занятия фиксируют занятие рельсовой линии, при повышении текущего напряжения выше порогового напряжения освобождения фиксируют освобождение рельсовой линии, причем при длительном занятии рельсовой линии первого пути или смежных с ней рельсовых линий (15 мин) отслеживают напряжение рельсовой линии второго пути перегона при свободности ее и обеих смежных с ней рельсовых линий, а при занятии любой из упомянутых рельсовых линий второго пути в качестве опорного напряжения принимают текущее напряжение рельсовой линии междупутья, при этом пороговые напряжения определяются с учетом поправки на то, что сопротивление изоляции между рельсами меньше сопротивления изоляции между путями.

На фиг.1 приведена схема подключения приборов рельсовых линий первого и второго путей перегона, а также рельсовых линий междупутья (для контроля сопротивления изоляции междупутья), на фиг.2 изображена кривая зависимости сопротивления изоляции между рельсами rи от сопротивления изоляции между путями rим.

На фиг.1 представлены три рельсовые линии первого (верхнего) пути 1, 2 и 3, три рельсовые линии второго пути 4, 5 и 6, путевые трансформаторы верхнего пути 7 и 8, путевые трансформаторы нижнего пути 9 и 10, путевые трансформаторы рельсовой цепи междупутья 11 12, соединительные линии (жилы кабеля, связывающие напольные объекты перегона со станционными устройствами) 13, 14, 15, 16, 17, 18, коммутирующее устройство 19, генератор 20, ограничивающий резистор 21, фильтр сигнальной частоты 22, выпрямитель 23, аналого-цифровой преобразователь (АЦП) 24, вычислительное устройство (ВУ) 25. Кроме того, организованы еще три рельсовые линии - рельсовые линии междупутья 26, 27 и 28.

Приборы схемы соединены следующим образом. К выходу генератора 20 через ограничивающий резистор 21 подсоединен вход ВХ0 коммутирующего устройства 19. Выход ВЫХ4 коммутирующего устройства 19 через фильтр сигнальной частоты 22, выпрямитель 23 и АЦП 24 соединен с входом ВУ 25, первый выход которого соединен с входом ВХ4 переключающего устройства 19. Выход ВЫХ1 переключающего устройства 19 посредством линии 13 через путевой трансформатор 7 соединен с одним концом рельсовой линии 2, к другому концу которой через путевой трансформатор 8 и линию 15 подсоединен вход ВХ1 коммутирующего устройства 19. Выход ВЫХ2 коммутирующего устройства 19 посредством линии 14 через путевой трансформатор 9 соединен с одним концом рельсовой линии 5, к другому концу которой через путевой трансформатор 10 и линию 17 подсоединен вход ВХ2 коммутирующего устройства 19. Выход ВЫХ3 коммутирующего устройства 19 посредством линии 15 через путевой трансформатор 11 соединен со средними точками путевых обмоток трансформаторов 7 и 9, к средним точкам путевых обмоток трансформаторов 8 и 10 через трансформатор 12 и линию 18 подсоединен вход ВХ3 коммутирующего устройства 19.

Действие способа контроля свободного состояния рельсовой линии осуществляется следующим образом. С выхода ВЫХ1 вычислительного устройства 25 на вход ВХ4 коммутирующего устройства 19 поступают сигналы на подсоединение к входам ВХ1, ВХ2 и ВХ3 выхода ВЫХ4, а также на подсоединение к выходам ВЫХ1, ВЫХ2 и ВЫХ3 входа ВХ0. Так, при контроле состояния рельсовой линии 2 генератор 20 посредством резистора 21 подсоединен к входу ВХ0 коммутирующего устройства 19, который за счет сигнала с вычислительного устройства 25 соединен с выходом ВЫХ1, который посредством линии 13 соединен с первой обмоткой путевого трансформатора 7, вторая обмотка которого соединен с одним концом рельсовой линии 2. Ко второму концу этой рельсовой линии подсоединена вторая обмотка путевого трансформатора 8, первая обмотка которого соединена посредством линии 6 с входом ВХ1 коммутирующего устройства 19. В этот момент вход ВХ1 соединен с выходом ВЫХ4 коммутирующего устройства 19, который посредством фильтра 22, выпрямителя 23 и АЦП 24 соединен с входом вычислительного устройства 25. Таким образом, на вход вычислительного устройства 25 циклически поступает информация о значениях напряжения на приемных концах всех рельсовых линий. В первом цикле поступает информация с рельсовых линий 1, 26 и 4, во втором - со 2, 27 и 5 линий, в третьем - с 3, 28 и 6 линий и т.д.

При свободном состоянии рельсовых линий 4, 5 и 6 текущее значение напряжения рельсовой линии 5 заносится в память и является опорным (базовым) для определения порогового напряжения рельсовой линии 5. Если одна из рельсовых линий 4, 5 или 6 не освобождается длительное время (15 мин), то при интенсивном выпадении осадков опорное напряжение может не отражать фактическое состояние сопротивления изоляции. Поэтому после истечения указанного времени за опорное напряжение принимают текущее напряжение рельсовой линии 2 при условии, что она и смежные с ней рельсовые линии 1 и 3 свободны. Если и одна из этих рельсовых линий занята, то за опорное напряжение принимают напряжение рельсовой линии 27 с учетом поправки на то, что сопротивление изоляции междупутья не равно сопротивлению изоляции рельсовой линии 5. Для определения упомянутой поправки экспериментально или расчетом определяется зависимость (фиг.2) сопротивления изоляции rи от сопротивления изоляции междупутья rим.

Предложенный способ позволяет обеспечивать достоверный контроль состояния рельсовой линии при любой интенсивности выпадения осадков на двухпутном участке.

Похожие патенты RU2314222C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ КОНТРОЛЯ РЕЛЬСОВОЙ ЛИНИИ 2004
  • Полевой Юрий Иосифович
  • Полевая Людмила Владимировна
  • Трошина Марина Васильевна
RU2278044C2
СПОСОБ КОНТРОЛЯ СВОБОДНОСТИ РЕЛЬСОВОЙ ЛИНИИ 2008
  • Полевой Юрий Иосифович
  • Вайшнарас Андрей Владимирович
RU2361765C1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ СВОБОДНОСТИ РЕЛЬСОВОЙ ЛИНИИ 2007
  • Лисенков Владимир Михайлович
  • Бестемьянов Петр Филимонович
  • Полевой Юрий Иосифович
  • Вайшнарас Андрей Владимирович
RU2362699C1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ СВОБОДНОСТИ ПУТЕВЫХ УЧАСТКОВ 2004
  • Полевой Юрий Иосифович
  • Полевая Людмила Владимировна
  • Трошина Марина Васильевна
  • Алиев Равшат Маратович
RU2267431C2
СПОСОБ КОНТРОЛЯ СВОБОДНОСТИ ПУТЕВЫХ УЧАСТКОВ 2004
  • Полевой Юрий Иосифович
  • Полевая Людмила Владимировна
  • Трошина Марина Васильевна
RU2271949C2
СПОСОБ КОНТРОЛЯ СОСТОЯНИЯ ПУТЕВЫХ УЧАСТКОВ 2009
  • Полевой Юрий Иосифович
  • Вайшнарас Андрей Владимирович
RU2410267C1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ СОСТОЯНИЯ РЕЛЬСОВОЙ ЛИНИИ 2005
  • Полевой Юрий Иосифович
  • Тарасов Евгений Михайлович
  • Митрофанов Александр Николаевич
  • Смышляев Валерий Анатольевич
  • Гуменников Валерий Борисович
  • Полевая Людмила Владимировна
  • Трошина Марина Васильевна
  • Ахмадуллин Фанис Ринатович
  • Полякова Юлия Геннадьевна
RU2302960C1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ СВОБОДНОСТИ РЕЛЬСОВОЙ ЛИНИИ 2005
  • Полевой Юрий Иосифович
  • Полевая Людмила Владимировна
  • Гуменников Валерий Борисович
  • Трошина Марина Васильевна
  • Ахмадуллин Фанис Ринатович
RU2290334C1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ СОСТОЯНИЯ РЕЛЬСОВОЙ ЛИНИИ 2010
  • Полевой Юрий Иосифович
  • Шорохов Николай Сергеевич
RU2423268C1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ СОСТОЯНИЙ ПУТЕВОГО УЧАСТКА НА СТАНЦИЯХ И ПЕРЕГОНАХ 2019
  • Полевой Юрий Иосифович
  • Горелик Александр Владимирович
  • Савченко Павел Владимирович
RU2723502C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 314 222 C1

Реферат патента 2008 года СПОСОБ КОНТРОЛЯ СВОБОДНОГО СОСТОЯНИЯ РЕЛЬСОВОЙ ЛИНИИ

Изобретение относится к железнодорожной технике, а именно к железнодорожной автоматике и телемеханике для интервального регулирования движения поездов. Способ заключается в том, что в рельсовую линию на одном конце подают переменное напряжение, а на другом конце контролируют изменение напряжения в зависимости от координаты поездного шунта, при вступлении поезда на смежную рельсовую линию фиксируют опорное напряжение, по которому определяют пороговые значения, с которыми сравнивают текущее значение напряжения приемного конца, при снижении текущего напряжения ниже порогового напряжения занятия фиксируют занятие рельсовой линии, при повышении текущего напряжения выше порогового напряжения освобождения фиксируют освобождение рельсовой линии. При длительном занятии рельсовой линии первого пути или смежных с ней рельсовых линий более 15 мин за опорное напряжение принимают текущее напряжение рельсовой линии второго пути перегона при свободности ее и обеих смежных с ней рельсовых линий, а при занятии любой из упомянутых рельсовых линий второго пути в качестве опорного напряжения принимают текущее напряжение рельсовой линии междупутья, при этом пороговые напряжения определяются с учетом поправки на то, что сопротивление изоляции между рельсами меньше сопротивления изоляции между путями. Техническим результатом изобретения является повышение надежности контроля состояния рельсовой линии. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 314 222 C1

Способ контроля свободного состояния рельсовой линии, заключающийся в том, что в рельсовую линию на одном конце подают переменное напряжение, а на другом конце контролируют изменение напряжения в зависимости от координаты поездного шунта, при вступлении поезда на смежную рельсовую линию фиксируют опорное напряжение, по которому определяют пороговые значения, с которыми сравнивают текущее значение напряжения приемного конца, при снижении текущего напряжения ниже порогового напряжения занятия фиксируют занятие рельсовой линии, при повышении текущего напряжения выше порогового напряжения освобождения фиксируют освобождение рельсовой линии, отличающийся тем, что при длительном занятии рельсовой линии первого пути или смежных с ней рельсовых линий более 15 мин за опорное напряжение принимают текущее напряжение рельсовой линии второго пути перегона при свободности ее и обеих смежных с ней рельсовых линий, а при занятии любой из упомянутых рельсовых линий второго пути в качестве опорного напряжения принимают текущее напряжение рельсовой линии междупутья, при этом пороговые напряжения определяются с учетом поправки на то, что сопротивление изоляции между рельсами меньше сопротивления изоляции между путями.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2008 года RU2314222C1

СПОСОБ КОНТРОЛЯ СВОБОДНОСТИ ПУТЕВЫХ УЧАСТКОВ 2002
  • Полевой Ю.И.
  • Полевая Л.В.
  • Яковлев В.Н.
  • Смышляев В.А.
  • Гуменников В.Б.
RU2238867C2
СПОСОБ КОНТРОЛЯ СОСТОЯНИЯ ПУТЕВЫХ УЧАСТКОВ 2004
  • Полевой Ю.И.
  • Полевая Л.В.
  • Трошина М.В.
RU2259294C1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ СВОБОДНОСТИ ПУТЕВЫХ УЧАСТКОВ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1990
  • Полевой Юрий Иосифович[Uz]
  • Стрельцов Сергей Константинович[Uz]
  • Мазалова Ирина Анатольевна[Uz]
  • Кравцова Наталья Агаповна[Uz]
RU2025358C1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ СВОБОДНОГО СОСТОЯНИЯ РЕЛЬСОВОЙ ЛИНИИ 2000
  • Полевой Ю.И.
  • Звездин И.Н.
  • Трошина М.В.
RU2185300C2

RU 2 314 222 C1

Авторы

Лисенков Виктор Михайлович

Бестемьянов Петр Филимонович

Полевой Юрий Иосифович

Даты

2008-01-10Публикация

2006-03-31Подача