СПОСОБ КОНТРОЛЯ СВОБОДНОСТИ ПУТЕВЫХ УЧАСТКОВ Российский патент 2006 года по МПК B61L23/16 

Описание патента на изобретение RU2271949C2

Изобретение относится к железнодорожной технике, а именно к железнодорожной автоматике и телемеханике, и может быть использовано для регулирования движения поездов.

Известен способ контроля свободности путевых участков, заключающийся в том, что определяют количество свободных путевых участков на перегоне и сумму значений напряжений на этих же участках, а затем находят среднее арифметическое значение напряжений. Текущее значение каждого из участков сравнивают со средним арифметическим значением. При существенном отличии текущего значения от среднего арифметического фиксируют занятость путевого участка, в противном случае - свободность [Патент РФ №2025358, МПК B 61 L 23/16. Способ контроля свободности путевых участков и устройство для его осуществления. Авторы: Полевой Ю.И., Стрельцов С.К., Мазалова И.В., Кравцова Н.А., БИ №24, 1994 г.].

Недостатком этого способа является то, что при наличии значительной продольной асимметрии возможен ложный контроль состояния путевых участков.

Известен способ контроля свободности путевых участков, заключающийся в том, что значение текущего напряжения на приемнике сравнивают с пороговыми значениями напряжений. Превышение текущего напряжения над пороговым значением фиксируют как свободность путевого участка, в противном случае - занятость [Котляренко Н.Ф. Путевая блокировка и авторегулировка. - М.: Транспорт, 1983 г.].

Данное техническое решение выбрано в качестве прототипа.

Недостатком этого способа является то, что при пониженном сопротивлении изоляции возможен ложный контроль состояния путевых участков.

Техническим результатом, на достижение которого направлено данное изобретение, является повышение надежности контроля состояния путевых участков.

Контроль свободного состояния рельсовой линии, заключающийся в том, что в рельсовую линию на одном конце подают сигнал переменного тока, а на другом конце текущее значение сигнала сравнивают с пороговыми значениями занятия и освобождения, в случае превышения порогового значения занятия над текущим фиксируют занятие участка, а в случае превышения текущего значения над пороговым значением освобождения фиксируют освобождение участка, путевой генератор и приемник поочередно подключают к каждой рельсовой линии перегона и зарегистрируют напряжение приемного и ток питающего конца каждой рельсовой линии, причем занятие путевого участка фиксируют при превышении тока источника питания, подключенного на входном конце, над пороговым значением, которое соответствует току источника питания при наложении на этот конец нормативного шунта при сухом балласте, а освобождение - при условии, что пороговое напряжение освобождения соответствует пороговому току освобождения, которые для каждого из сопротивлений балласта (0,02; 0,03; 0,04;...100 Ом·км) определяют путем наложения шунт на расстоянии защитного участка (10-50 м) и измерения значения тока источника питания, включенного на выходном конце рельсовой линии, и напряжения на входе приемника, включенного на другом конце.

На фиг.1 приведена схема рельсовой цепи.

На фиг.2 приведены зависимости тока источника питания, включенного на входном конце путевого участка ПУ2 (левый на фиг.2), от координаты шунта при мокром (кривая 21) и сухом состоянии балласта (кривая 22).

На фиг.3 изображены зависимости тока источника питания включенного на выходном конце ПУ2 (правый) и напряжения на входе приемника, включенного на входном конце от координаты шунта, при мокром и сухом балласте. Кривые 23 и 24 представляют зависимости токов от координаты нормативного шунта соответственно при мокром и сухом балласте, а кривые 25 и 26 - зависимости напряжений также при мокром и сухом балласте.

Рельсовая цепь, реализующая предложенный способ, содержит путевой генератор ПГ 1, ограничивающий резистор 2, переключающее устройство 3, резисторы 4, 5 и 6, согласующие трансформаторы 7, 8 и 9, рельсовые линии 10, 11, 12 и 13, первый полосовой фильтр 14, первый выпрямительный мост 15, первый аналого-цифровой преобразователь (АЦП) 16, электронно-вычислительную машину (ЭВМ) 17, второй полосовой фильтр 18, второй выпрямительный мост 19 и второй АЦП 20.

Приборы рельсовой цепи (фиг.1) соединены следующим образом.

К выходу путевого генератора (ПГ) 1 через резистор (R0) 2 подсоединен первый вход (ВХ1) переключающего устройства 3, к линейным входам ВЛ1, ВЛ2 и ВЛЗ этого устройства через резисторы 4, 5 и 6 и трансформаторы 7, 8 и 9 подключены рельсовые линии 10, 11, 12 и 13. Ко второму входу переключающего устройство 3 подсоединен первый выход ЭВМ 17, а к выходу устройства 3 - через первый полосовой фильтр 14, первый выпрямительный мост 15 и первый АЦП 16 первый вход ЭВМ 17. Ко второму входу ЭВМ 17 подключены полюсы резистора 2 через второй полосовой фильтр 18, второй выпрямительный элемент 19 и второй АЦП 20. Ко второму выходу ЭВМ подключены приборы управления стрелками и сигналами на станции и перегоне.

Работа устройства происходит следующим образом.

Переключающее устройство 3 поочередно подключает к каждой рельсовой линии генератор 1 и ЭВМ 17. ЭВМ посредством первого выхода (ВЫХ1) регулирует процесс переключения рельсовых линий. Информация о напряжении приемного конца каждой рельсовой линии поступает через согласующие трансформаторы 7, 8, 9, резисторы 4, 5, 6, элементы 14, 15, 16 на первый вход ЭВМ (ВХ1). Информация о токе питающего конца поступает в виде значения падения напряжения на резисторе 2 через элементы 18, 19 и 20 на второй вход ЭВМ (ВХ2).

Алгоритм занятия путевого участка ПУЗ можно пояснить по фиг.2, Линии IM и IS соответствуют изменению тока источника питания, включенного на входном конце, при мокром и сухом балласте. На фиг.2 имеются следующие обозначения: Iml - кривая зависимости тока источника питания, включенного на левом (входном) конце (кривая 21), от координаты шунта при мокром балласте; Isl - кривая зависимости тока источника питания, включенного на левом (входном) конце (кривая 22), от координаты шунта при сухом балласте; CD - линия, указывающая на место подключения приборов рельсовой цепи (граница рельсовых линий); АВ -линия, указывающая границу дополнотельного шунтирования при мокром балласте, Dsz - протяженность зоны дополнительного шунтирования при мокром балласте; Isz - точка, соответствующая фиксациии занятия при сухом балласте; Imz - точка, соответствующая фиксациии занятия при мокром балласте. При перемещении нормативного шунта возрастает ток и достигает максимума. При сухом балласте ток достигает значения, обозначенного точкой Isz, где и фиксируется занятие участка. При мокром балласте занятие участка фиксируется на расстоянии Dsz от места подключения приборов рельсовой цепи (точка Imz).

Алгоритм освобождения участка ПУ2 поясняется на фиг.2, где Imp - кривая зависимости тока источника питания, включенного на выходном конце рельсовой цепи, от координаты нормативного шунта при мокром балласте (кривая 23), Isp - кривая зависимости тока источника питания, включенного на выходном конце рельсовой цепи, от координаты нормативного шунта при сухом балласте (кривая 24), Um - кривая зависимости напряжения на входе приемника, включенного на входном конце рельсовой цепи, от координаты нормативного шунта при мокром балласте (кривая 25), Us - кривая зависимости тока источника питания, включенного на выходном конце рельсовой цепи, от координаты нормативного шунта при сухом балласте (кривая 26). Линия EF указывает на место подключения приборов рельсовой цепи на выходном конце, линия MN указывает на конец защитной зоны, которая, в отличие от аналогичного термина, применяемого при пояснении работы автоблокировки, указывает на зону дополнительного шунтирования при уходе поезда. Защитная зона характеризует степень достоверности работы рельсовой цепи в условиях влияния помех и других возмущений (отрезок Dso). При перемещении шунта в точку путевого участка ПУЗ, которая соответствует линии MN, ток источника питания, включенного на выходном конце, должен соответствовать напряжению приемника, включенного на входном конце при каждом из состояний балласта (0,01; 0,02; 0,03;...100 Ом·км). Если такое соответствие выполняется (току Imo соответствует напряжение Umo, току Iso соответствует напряжение Uso), то фиксируют освобождение участка ПУЗ.

Предложенный способ позволяет существенно повысить надежность контроля свободности путевых участков, а значит, и безопасность движения поездов.

Похожие патенты RU2271949C2

название год авторы номер документа
СПОСОБ КОНТРОЛЯ СОСТОЯНИЯ РЕЛЬСОВОЙ ЛИНИИ 2006
  • Полевой Юрий Иосифович
  • Полевая Людмила Владимировна
  • Тарасов Евгений Михайлович
  • Смышляев Валерий Анатольевич
  • Гуменников Валерий Борисович
  • Митрофанов Александр Николаевич
  • Ахмадуллин Фанис Ринатович
  • Трошина Марина Васильевна
  • Буркин Владимир Владимирович
RU2317908C1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ СВОБОДНОСТИ ПУТЕВЫХ УЧАСТКОВ 2004
  • Полевой Юрий Иосифович
  • Полевая Людмила Владимировна
  • Трошина Марина Васильевна
  • Алиев Равшат Маратович
RU2267431C2
СПОСОБ КОНТРОЛЯ СОСТОЯНИЯ ПУТЕВЫХ УЧАСТКОВ 2004
  • Полевой Ю.И.
  • Полевая Л.В.
  • Трошина М.В.
RU2259294C1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ СВОБОДНОСТИ ПУТЕВЫХ УЧАСТКОВ 2007
  • Полевой Юрий Иосифович
  • Ахмадуллин Фанис Ринатович
RU2334642C1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ СВОБОДНОСТИ РЕЛЬСОВОЙ ЛИНИИ 2005
  • Полевой Юрий Иосифович
  • Полевая Людмила Владимировна
  • Трошина Марина Васильевна
RU2300475C1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ СОСТОЯНИЯ РЕЛЬСОВЫХ ЦЕПЕЙ 2007
  • Лочехин Владимир Сергеевич
RU2341395C2
СПОСОБ КОНТРОЛЯ СВОБОДНОСТИ РЕЛЬСОВОЙ ЛИНИИ 2004
  • Полевой Юрий Иосифович
  • Полевая Людмила Владимировна
  • Трошина Марина Васильевна
RU2273583C2
СПОСОБ КОНТРОЛЯ СВОБОДНОСТИ ПУТЕВЫХ УЧАСТКОВ 2004
  • Полевой Юрий Иосифович
  • Полевая Людмила Владимировна
  • Смышляев Валерий Анатольевич
  • Гуменников Валерий Борисович
  • Трошина Марина Васильевна
  • Гоголь Ольга Геннадьевна
  • Ахмадуллин Фаниль Ринатович
  • Ахмадуллин Фанис Ринатович
RU2271952C2
СПОСОБ КОНТРОЛЯ СВОБОДНОСТИ РЕЛЬСОВОЙ ЛИНИИ 2007
  • Лисенков Владимир Михайлович
  • Бестемьянов Петр Филимонович
  • Полевой Юрий Иосифович
  • Вайшнарас Андрей Владимирович
RU2362699C1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ СВОБОДНОСТИ РЕЛЬСОВОЙ ЛИНИИ 2006
  • Полевой Юрий Иосифович
  • Полевая Людмила Владимировна
  • Тарасов Евгений Михайлович
  • Смышляев Валерий Анатольевич
  • Гуменников Валерий Борисович
  • Митрофанов Александр Николаевич
  • Ахмадуллин Фанис Ринатович
  • Трошина Марина Васильевна
  • Буркин Владимир Владимирович
RU2334640C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 271 949 C2

Реферат патента 2006 года СПОСОБ КОНТРОЛЯ СВОБОДНОСТИ ПУТЕВЫХ УЧАСТКОВ

Изобретение относится к железнодорожной автоматике и телемеханике и предназначено для использования при осуществлении интервального регулирования движения поездов. Путевой генератор и приемник поочередно подключают к каждой рельсовой линии перегона и регистрируют напряжение приемного и ток питающего концов каждой рельсовой линии. Занятие путевого участка фиксируют при превышении тока источника питания, подключенного на входном конце, над пороговым значением, которое соответствует току источника питания при наложении на этот конец нормативного шунта при сухом балласте. Освобождение фиксируют, когда напряжение приемного конца и ток питающего конца достигают соответствующих друг другу пороговых значений освобождения. Эти пороговые значения для каждого из сопротивлений балласта (0,02; 0,03; 0,04;... 100 Ом·км) определяют путем наложения шунта на расстоянии защитного участка (10-50 м) и измерения значения тока источника питания, включенного на выходном конце рельсовой линии, и напряжения на входе приемника, включенного на другом конце. Изобретение позволяет повысить надежность контроля состояния путевых участков и, как следствие, безопасность движения поездов. 3 ил.

Формула изобретения RU 2 271 949 C2

Способ контроля состояния путевых участков, заключающийся в том, что в рельсовую линию на одном конце подают сигнал переменного тока, а на другом конце его принимают, при этом зарегистрированные текущие значения сигналов сравнивают с пороговыми значениями занятия и освобождения, отличающийся тем, что путевой генератор и приемник поочередно подключают к каждой рельсовой линии перегона и регистрируют напряжение приемного и ток питающего концов каждой рельсовой линии, при этом занятие путевого участка фиксируют при превышении тока источника питания, подключенного на входном конце, над пороговым значением, которое соответствует току источника питания при наложении на этот конец нормативного шунта при сухом балласте, а освобождение фиксируют когда напряжение приемного конца и ток питающего конца достигают соответствующих друг другу пороговых значений освобождения, которые для каждого из сопротивлений балласта (0,02; 0,03; 0,04;... 100 Ом·км) определяют путем наложения шунта на расстоянии защитного участка (10-50 м) и измерения значения тока источника питания, включенного на выходном конце рельсовой линии, и напряжения на входе приемника, включенного на другом конце.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2006 года RU2271949C2

КОТЛЯРЕНКО Н.Ф
Путевая блокировка и авторегулировка
М.: Транспорт, 1983, с.37-38
СПОСОБ КОНТРОЛЯ СВОБОДНОСТИ ПУТЕВЫХ УЧАСТКОВ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1990
  • Полевой Юрий Иосифович[Uz]
  • Стрельцов Сергей Константинович[Uz]
  • Мазалова Ирина Анатольевна[Uz]
  • Кравцова Наталья Агаповна[Uz]
RU2025358C1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ СВОБОДНОГО СОСТОЯНИЯ РЕЛЬСОВОЙ ЛИНИИ 1992
  • Полевой Юрий Иосифович[Uz]
  • Стрельцов Сергей Константинович[Uz]
RU2051055C1
Способ контроля свободности рельсовой линии и устройство для его осуществления 1984
  • Соболев Юрий Владимирович
  • Иванова Елена Анатольевна
  • Соколов Виктор Михайлович
  • Рабинович Инна Иосифовна
SU1222591A1
Способ контроля свободного состояния рельсовой линии 1987
  • Лисенков Виктор Михайлович
  • Беляков Игорь Васильевич
  • Казимов Григорий Александрович
  • Шалягин Дмитрий Валерьевич
  • Разинова Ирина Ивановна
SU1491761A1

RU 2 271 949 C2

Авторы

Полевой Юрий Иосифович

Полевая Людмила Владимировна

Трошина Марина Васильевна

Даты

2006-03-20Публикация

2004-02-24Подача