СПОСОБ КОНТРОЛЯ СВОБОДНОСТИ ПУТЕВЫХ УЧАСТКОВ Российский патент 2006 года по МПК B61L23/16 

Описание патента на изобретение RU2267431C2

Изобретение относится к железнодорожной технике, а именно к железнодорожной автоматике и телемеханике, и может быть использовано для регулирования движения поездов.

Известен способ контроля свободности путевых участков, заключающийся в том, что определяют количество свободных путевых участков на перегоне и сумму значений напряжений на этих же участках, а затем находят среднее арифметическое значение напряжений. Текущее значение каждого из участков сравнивают со средним арифметическим значением. При существенном отличии текущего значения от среднего арифметического фиксируют занятость путевого участка, в противном случае - свободность [Патент РФ №2025358, МПК B 61 L 23/16. Способ контроля свободности путевых участков и устройство для его осуществления. Авторы: Полевой Ю.И., Стрельцов С.К., Мазалова И.В., Кравцова Н.А. БИ №24, 1994 г.].

Недостатком этого способа является то, что при наличии значительной продольной асимметрии возможен ложный контроль состояния путевых участков.

Известен способ контроля свободности путевых участков, заключающийся в том, что значение текущего напряжения на приемнике сравнивают с пороговыми значениями напряжений. Превышение текущего напряжения над пороговым значением фиксируют как свободность путевого участка, в противном случае - занятость [Котляренко Н.Ф. Путевая блокировка и авторегулировка. - М.: Транспорт, 1983 г.].

Недостатком этого способа является то, что при пониженном сопротивлении изоляции возможен ложный контроль состояния путевых участков.

Данное техническое решение выбрано в качестве прототипа.

Техническим результатом, на достижение которого направлено данное изобретение, является повышение надежности контроля состояния путевых участков.

Контроль свободного состояния рельсовой линии, заключающийся в том, что в рельсовую линию на одном конце подают сигнал переменного тока, а на другом конце текущее значение сигнала сравнивают с пороговыми значениями занятия и освобождения, в случае превышения порогового значения занятия над текущим фиксируют занятие участка, а в случае превышения текущего значения над пороговым значением освобождения фиксируют освобождение участка, при этом путевой генератор и приемник поочередно подключают к каждой рельсовой линии перегона, создавая возможность зарегистрировать в памяти напряжение приемного и ток питающего конца каждой рельсовой линии, причем занятие путевого участка фиксируют при превышении тока источника питания над пороговым значением, которое соответствует току источника питания при наложении на этот конец нормативного шунта и сухом балласте, в этот же момент фиксируют и напряжение приемного конца, которое умноженное на коэффициент запаса принимают за пороговое напряжение освобождения.

На фиг.1 приведена схема рельсовой цепи. На фиг.2 приведены графики зависимостей напряжений приемного конца и токов источников питания от координаты шунта.

На фиг.1 представлена рельсовая цепь, которая содержит следующие элементы: путевой генератор ПГ 1, ограничивающий резистор 2, переключающее устройство 3, резисторы 4, 5 и 6, согласующие трансформаторы 7, 8, и 9, рельсовые линии 10, 11, 12 и 13, первый полосовой фильтр (ПФ1) 14, первый выпрямительный мост (ВМ1) 15, первый аналого-цифровой преобразователь (АЦП1) 16, электронно-вычислительную машину (ЭВМ) 17, второй полосовой фильтр (ПФ2) 18, второй выпрямительный мост (ВМ2) 19 и второй аналого-цифровой преобразователь (АЦП2) 20.

На фиг.2 приведены зависимости токов питающего конца и напряжений приемного концов третьего путевого участка ПУ3 при сухом и мокром балласте. По вертикальной оси отложены токи и напряжения, а по горизонтальной оси координаты - головы поезда.

Приборы рельсовой цепи (фиг.1) соединены следующим образом. К выходу путевого генератора (ПГ) 1 через резистор (R0) 2 подсоединен первый вход (ВХ1) переключающего устройства 3, к линейным входам ВЛ1, ВЛ2 и ВЛ3 этого устройства через резисторы 4, 5 и 6 трансформаторы 7, 8 и 9 подключены рельсовые линии 10, 11, 12 и 13. Ко второму входу переключающего устройства 3 подсоединен первый выход ЭВМ 17, а к выходу устройства 3 - через первый полосовой фильтр (ПФ1) 14, первый выпрямительный мост (ВМ1) 15 и первый АЦП1 16 первый вход ЭВМ 17. Ко второму входу ЭВМ 17 подключены полюсы резистора 2 через второй полосовой фильтр (ПФ2) 18, второй выпрямительный мост (ВМ2) 19 и второй АЦП2 20. Ко второму выходу ЭВМ подключены приборы управления стрелками и сигналами на станции и перегоне.

Работа устройства происходит следующим образом. Переключающее устройство 3 поочередно подключает к каждой рельсовой линии генератор 1 и ЭВМ 17. ЭВМ посредством первого выхода (ВЫХ1) регулирует процесс переключения рельсовых линий. Информация о напряжении приемного конца каждой рельсовой линии поступает через согласующие трансформаторы 7, 8, 9, резисторы 4, 5, 6, элементы 14, 15, 16 на первый вход ЭВМ (ВХ1). Информация о токе питающего конца поступает в виде значения падения напряжения на резисторе 2 через элементы 18, 19 и 20 на второй вход ЭВМ (ВХ2).

Алгоритм контроля состояния путевых участков можно проследить по фиг.2. Линии US и UM соответствуют напряжениям на приемном конце третьей рельсовой линии (правый конец) при перемещении шунта по путевым участкам ПУ1, ПУ2, ПУ3, ПУ4, ПУ5 соответственно при сухом и мокром балласте. Линии JS и JM соответствуют току источника питания при его включении на левом конце третьей рельсовой линии при перемещении шунта по путевым участкам ПУ1, ПУ2, ПУ3, ПУ4, ПУ5 соответственно при сухом и мокром балласте. Линии IS и IМ соответствуют току источника питания при его включении на правом конце третьей рельсовой линии при перемещении шунта по путевым участкам ПУ1, ПУ2, ПУ3, ПУ4, ПУ5 соответственно при сухом и мокром балласте. Длина стрелок LPS соответствует длине поезда. Стрелки М и S соответствуют превышению порогового напряжения над зафиксированным в момент занятия соответственно при мокром и сухом балласте. При перемещении поезда (шунт распределен по длине поезда) LPS ток источника питания при его включении на левом конце третьего путевого участка при мокром балласте изменяется по кривой JM. При подходе поезда к этому участку происходит нарастание тока (отрезок АВ), затем ток изменяется в соответствии с отрезками ВС, CD, DE. Аналогично изменяется ток и при сухом балласте IS. Такой же характер изменения токов при сухом и мокром состояниях балласта происходит, если источник питания включен на правом конце третьего участка (IS, IМ). Разные значения токов I и J указывают на продольную асимметрию (сопротивление балласта на правом конце меньше, чем на левом).

При вступлении головы поезда на питающий конец и увеличении тока питающего конца до порогового значения, которое равно току питающего конца при нахождении нормативного шунта в точке подключения источника питания при сухом балласте (IS1), фиксируется занятие участка и напряжение на приемнике (точка US1). При уходе хвоста поезда с третьего путевого участка (точка US2) и повышении напряжения до значения US0 фиксируется освобождение участка. Для исключения влияния помех и других дестабилизирующих факторов US0=US1·1, 2, где 1, 2 - коэффициент запаса.

Если занятие путевого участка происходит при мокром балласте, то фиксация занятия происходит в точке IM1, фиксируется напряжение UM1, a пороговым напряжением освобождения будет напряжение UM0.

Предложенный способ позволяет существенно повысить достоверность контроля состояния путевых участков. Найденные таким образом пороговые значения позволяют наилучшим образом реализовать преимущества относительной рельсовой цепи.

Похожие патенты RU2267431C2

название год авторы номер документа
СПОСОБ КОНТРОЛЯ СВОБОДНОСТИ ПУТЕВЫХ УЧАСТКОВ 2004
  • Полевой Юрий Иосифович
  • Полевая Людмила Владимировна
  • Трошина Марина Васильевна
RU2268185C2
СПОСОБ КОНТРОЛЯ СВОБОДНОСТИ ПУТЕВЫХ УЧАСТКОВ 2004
  • Полевой Юрий Иосифович
  • Полевая Людмила Владимировна
  • Трошина Марина Васильевна
RU2271949C2
СПОСОБ КОНТРОЛЯ СВОБОДНОСТИ ПУТЕВЫХ УЧАСТКОВ 2009
  • Лисенков Владимир Михайлович
  • Бестемьянов Петр Филимонович
  • Полевой Юрий Иосифович
  • Вайшнарас Андрей Владимирович
RU2413645C1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ СВОБОДНОСТИ ПУТЕВЫХ УЧАСТКОВ 2007
  • Полевой Юрий Иосифович
  • Ахмадуллин Фанис Ринатович
RU2334642C1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ СОСТОЯНИЙ ПУТЕВОГО УЧАСТКА НА СТАНЦИЯХ И ПЕРЕГОНАХ 2019
  • Полевой Юрий Иосифович
  • Горелик Александр Владимирович
  • Савченко Павел Владимирович
RU2723502C1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ СОСТОЯНИЯ ПУТЕВЫХ УЧАСТКОВ 2004
  • Полевой Ю.И.
  • Полевая Л.В.
  • Трошина М.В.
RU2259294C1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ СВОБОДНОСТИ ПУТЕВЫХ УЧАСТКОВ 2007
  • Полевой Юрий Иосифович
  • Ахмадуллин Фанис Ринатович
RU2344957C2
СПОСОБ КОНТРОЛЯ СОСТОЯНИЯ РЕЛЬСОВОЙ ЛИНИИ 2010
  • Полевой Юрий Иосифович
  • Шорохов Николай Сергеевич
RU2423268C1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ СОСТОЯНИЯ РЕЛЬСОВОЙ ЛИНИИ 2006
  • Полевой Юрий Иосифович
  • Полевая Людмила Владимировна
  • Тарасов Евгений Михайлович
  • Смышляев Валерий Анатольевич
  • Гуменников Валерий Борисович
  • Митрофанов Александр Николаевич
  • Ахмадуллин Фанис Ринатович
  • Трошина Марина Васильевна
  • Буркин Владимир Владимирович
RU2317908C1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ СВОБОДНОСТИ РЕЛЬСОВОЙ ЛИНИИ 2005
  • Полевой Юрий Иосифович
  • Полевая Людмила Владимировна
  • Трошина Марина Васильевна
RU2300475C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 267 431 C2

Реферат патента 2006 года СПОСОБ КОНТРОЛЯ СВОБОДНОСТИ ПУТЕВЫХ УЧАСТКОВ

Изобретение относится к железнодорожной автоматике и телемеханике и предназначено для использования при осуществлении интервального регулирования движения поездов. В рельсовую линию на одном конце подают сигнал переменного тока, а на другом конце текущие значения сигналов сравнивают с пороговыми значениями занятия и освобождения. Путевой генератор и приемник поочередно подключают к каждой рельсовой линии перегона и регистрируют в памяти ток питающего конца и напряжение приемного конца каждой рельсовой линии. За пороговое значение занятия принимают ток источника питания при наложении на этот конец нормативного шунта и сухом балласте, а за пороговое значение освобождения - зафиксированное в этот же момент напряжение приемного конца, умноженное на коэффициент запаса. При превышении током источника питания порогового значения занятия фиксируют занятие путевого участка, а при превышении напряжением приемного конца порогового значения освобождения - его освобождение. Изобретение позволяет повысить достоверность контроля состояния путевых участков. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 267 431 C2

Способ контроля состояния путевых участков, заключающийся в том, что в рельсовую линию на одном конце подают сигнал переменного тока, а на другом конце текущие значения сигналов сравнивают с пороговыми значениями занятия и освобождения, отличающийся тем, что путевой генератор и приемник поочередно подключают к каждой рельсовой линии перегона и регистрируют в памяти ток питающего конца и напряжение приемного конца каждой рельсовой линии, за пороговое значение занятия принимают ток источника питания при наложении на этот конец нормативного шунта и сухом балласте, а за пороговое значение освобождения - зафиксированное в этот же момент напряжение приемного конца, умноженное на коэффициент запаса, при превышении током источника питания порогового значения занятия фиксируют занятие путевого участка, а при превышении напряжением приемного конца порогового значения освобождения - его освобождение.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2006 года RU2267431C2

КОТЛЯРЕНКО Н.Ф
Путевая блокировка и авторегулировка
- М.: Транспорт, 1983, с.37-38
СПОСОБ КОНТРОЛЯ СВОБОДНОСТИ ПУТЕВЫХ УЧАСТКОВ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1990
  • Полевой Юрий Иосифович[Uz]
  • Стрельцов Сергей Константинович[Uz]
  • Мазалова Ирина Анатольевна[Uz]
  • Кравцова Наталья Агаповна[Uz]
RU2025358C1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ СВОБОДНОГО СОСТОЯНИЯ РЕЛЬСОВОЙ ЛИНИИ 1992
  • Полевой Юрий Иосифович[Uz]
  • Стрельцов Сергей Константинович[Uz]
RU2051055C1
Способ контроля свободности рельсовой линии и устройство для его осуществления 1984
  • Соболев Юрий Владимирович
  • Иванова Елена Анатольевна
  • Соколов Виктор Михайлович
  • Рабинович Инна Иосифовна
SU1222591A1
Способ контроля свободного состояния рельсовой линии 1987
  • Лисенков Виктор Михайлович
  • Беляков Игорь Васильевич
  • Казимов Григорий Александрович
  • Шалягин Дмитрий Валерьевич
  • Разинова Ирина Ивановна
SU1491761A1

RU 2 267 431 C2

Авторы

Полевой Юрий Иосифович

Полевая Людмила Владимировна

Трошина Марина Васильевна

Алиев Равшат Маратович

Даты

2006-01-10Публикация

2004-02-17Подача