СПОСОБ ПОВОРОТА КОЛЕСНО-ГУСЕНИЧНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА Российский патент 2008 года по МПК B62D11/24 B62D55/02 

Описание патента на изобретение RU2316443C2

Изобретение относится к транспортному машиностроению и, в частности, может быть использовано в самоходных машинах, колесно-гусеничных тягачах и транспортерах.

Известен способ поворота трехосного автомобиля изменением положения управляемых колес передней и задней осей [Армейские автомобили. Теория. Учебник / А.С.Антонов, Ю.А.Кононович, Е.И.Магидович, и др. Под общ. ред. А.С.Антонова. - М.: Воениздат, 1970. - С.328].

Недостатком данного способа является неточность регулирования траектории криволинейного движения полноприводного транспортного средства в тяжелых дорожных условиях, особенно при использовании на средней оси гусеничного движителя. При повороте колесно-гусеничного тягача с передними и задними управляемыми колесами в условиях недостаточного сцепления с опорной поверхностью неуправляемый гусеничный движитель, обладая лучшими сцепными свойствами, значительно увеличивает радиус поворота, резко ухудшая маневренные свойства тягача.

Известен динамический способ поворота гусеничной машины за счет разности скоростей движения двух гусениц [Васильченков В.Ф. Автомобили и гусеничные машины. Теория эксплуатационных свойств. Учебник. - Рыбинск: Издание АООТ «РДП» - АРП, 1996. - С.323].

Недостатком данного способа является значительное увеличение необходимой для поворота мощности из-за резкого возрастания момента сопротивления повороту, а также при одновременном использовании колесного и гусеничного движителей несогласованность разности скоростей гусениц углам поворота управляемых колес, что отрицательно сказывается на кинематике поворота колесно-гусеничного транспортного средства и вызывает повышенный износ шин и увеличение нагрузок на элементы силового привода.

Наиболее близким способом, выбранным в качестве прототипа, является комбинированный способ поворота многоосного транспортного средства посредством поворота управляемых колес с односторонним торможением неуправляемых колес [Чайковский И.П., Соломатин П.А. Рулевые управления автомобилей. - М.: Машиностроение, 1987. - С.22].

Недостатками данного способа являются существенные потери мощности на торможение неуправляемых колес, повышенный износ шин, а также невозможность сохранения при повороте скорости прямолинейного движения.

Технический результат направлен на улучшение управляемости колесно-гусеничного транспортного средства за счет кинематически согласованного взаимодействия колесного и гусеничного движителей при движении по криволинейной траектории, обеспечивающего совпадение их центров поворота в процессе одновременной реализации колесной и бортовой схем поворота, а также повышения точности регулирования поворота вовлечением гусеничного движителя в процесс формирования поворачивающих усилий.

Технический результат достигается тем, что поворот колесно-гусеничного транспортного средства осуществляется за счет поворота управляемых колес передней и задней осей с одновременным изменением скоростей движения гусениц, при этом разница скоростей забегающей и отстающей гусениц определяется положением единого для колес и гусениц органа управления, а текущие значения перемещения элементов рулевого привода регистрируются в согласующем устройстве, которое с учетом скорости движения центра масс транспортного средства формирует управляющее воздействие на блок регулирования бесступенчатого механизма поворота, обеспечивающего значения скоростей движения забегающей и отстающей гусениц, необходимые для совпадения центров поворота колесного и гусеничного движителей.

Отличительным признаком от прототипа является то, что с целью улучшения управляемости колесно-гусеничного транспортного средства за счет обеспечения кинематически согласованного взаимодействия колесного и гусеничного движителей при движении по криволинейной траектории текущие значения перемещения элементов рулевого привода регистрируются в согласующем устройстве, которое с учетом скорости движения центра масс транспортного средства формирует управляющее воздействие на блок регулирования бесступенчатого механизма поворота, обеспечивающего значения скоростей движения забегающей и отстающей гусениц, необходимые для совпадения центров поворота колесного и гусеничного движителей.

На чертеже представлена схема реализации способа поворота колесно-гусеничного транспортного средства.

Для осуществления способа поворота колесно-гусеничного транспортного средства используются рулевая колонка с органом управления 1, рулевой механизм 2, рулевой привод управляемых колес, связанный через согласующее устройство 3 с бесступенчатым механизмом поворота гусеничного движителя 4.

Способ реализуется следующим образом.

При необходимости совершения поворота водитель изменяет положение органа управления (рулевого колеса) 1, воздействуя тем самым через рулевой механизм 2 на элементы рулевого привода, в результате чего управляемые колеса поворачиваются на соответствующие углы. В то же время текущие значения перемещения элементов рулевого привода регистрируются в согласующем устройстве 3, которое с учетом скорости движения центра масс машины (Vцм) формирует управляющее воздействие на блок регулирования бесступенчатого механизма поворота 4, обеспечивающего значения скоростей движения забегающей (Vзаб) и отстающей (Vотс) гусениц, необходимые для совпадения центров поворота колесного и гусеничного движителей.

Предлагаемый способ позволит улучшить управляемость колесно-гусеничного транспортного средства вследствие обеспечения кинематически согласованного взаимодействия колесного и гусеничного движителей при повороте, повысить точность регулирования поворота вовлечением гусеничного движителя в процесс формирования поворачивающих усилий, а также облегчить работу водителя за счет управления колесным и гусеничным движителями от единого органа управления.

Похожие патенты RU2316443C2

название год авторы номер документа
СПОСОБ ПОВОРОТА МНОГООПОРНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2006
  • Медведев Евгений Викторович
  • Демихов Сергей Владимирович
  • Сваталов Василий Михайлович
  • Кузнецов Владимир Иванович
RU2309868C1
ТРАНСМИССИЯ ГУСЕНИЧНОЙ МАШИНЫ С БОРТОВЫМИ КОРОБКАМИ ПЕРЕДАЧ 2009
  • Филичкин Николай Васильевич
  • Вансович Егор Иванович
  • Беспалов Александр Владимирович
  • Кучерина Павел Игоревич
RU2412847C1
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ГУСЕНИЧНЫМ ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВОМ 1992
  • Питиримов В.В.
  • Лебедев И.А.
  • Лещинский Г.М.
  • Артамонов О.И.
RU2026226C1
ВАРИАТОРНЫЙ МЕХАНИЗМ ПОВОРОТА САМОХОДНЫХ МАШИН 2003
  • Медведев Е.В.
  • Аипов Т.А.
RU2240246C1
Трансмиссия гусеничного транспортного средства 1990
  • Бурцев Спартак Емельянович
  • Сафронов Владимир Сергеевич
  • Забелышинский Зиновий Эммануилович
  • Зеликовский Леонид Михайлович
  • Петухов Евгений Анатольевич
  • Рабинков Борис Иосифович
SU1766759A1
Гусеничная машина 2019
  • Добрецов Роман Юрьевич
  • Лозин Андрей Васильевич
  • Семенов Александр Георгиевич
RU2710511C1
Гусеничная машина 2019
  • Добрецов Роман Юрьевич
  • Лозин Андрей Васильевич
  • Семенов Александр Георгиевич
RU2711105C1
ГУСЕНИЧНАЯ МАШИНА 2000
  • Быков В.А.
  • Завальнов Е.М.
  • Быков А.В.
RU2211166C2
СПОСОБ ПОВОРОТА ДВИЖИТЕЛЯМИ И УСТРОЙСТВО РУЛЕВОЕ ТРАКТОРА 2010
  • Черняков Юрий Феликсович
RU2430851C1
Трансмиссия гусеничного транспортного средства 1989
  • Бурцев Спартак Емельянович
  • Сафронов Владимир Сергеевич
  • Забельшинский Зиновий Эммануилович
  • Зеликовский Леонид Михайлович
SU1691207A1

Реферат патента 2008 года СПОСОБ ПОВОРОТА КОЛЕСНО-ГУСЕНИЧНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Изобретение относится к транспортному машиностроению и, в частности, может быть использовано в самоходных машинах, колесно-гусеничных тягачах и транспортерах. Способ поворота осуществляется за счет поворота управляемых колес передней и задней осей с одновременным изменением скоростей движения гусениц. При этом разница скоростей забегающей и отстающей гусениц определяется положением единого для колес и гусениц органа управления. Текущие значения перемещения элементов рулевого привода регистрируются в согласующем устройстве. Согласующее устройство с учетом скорости движения центра масс транспортного средства формирует управляющее воздействие на блок регулирования бесступенчатого механизма поворота. Блок регулирования обеспечивает значения скоростей движения забегающей и отстающей гусениц, необходимые для совпадения центров поворота колесного и гусеничного движителей. Технический результат направлен на улучшение управляемости колесно-гусеничного транспортного средства, повышение точности регулирования поворота. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 316 443 C2

Способ поворота колесно-гусеничного транспортного средства за счет поворота управляемых колес передней и задней осей с одновременным изменением скоростей движения гусениц, при этом разница скоростей забегающей и отстающей гусениц определяется положением единого для колес и гусениц органа управления, отличающийся тем, что текущие значения перемещения элементов рулевого привода регистрируются в согласующем устройстве, которое с учетом скорости движения центра масс транспортного средства формирует управляющее воздействие на блок регулирования бесступенчатого механизма поворота, обеспечивающего значения скоростей движения забегающей и отстающей гусениц, необходимые для совпадения центров поворота колесного и гусеничного движителей.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2008 года RU2316443C2

ВАРИАТОРНЫЙ МЕХАНИЗМ ПОВОРОТА САМОХОДНЫХ МАШИН 2003
  • Медведев Е.В.
  • Аипов Т.А.
RU2240246C1
JP 2003237618 А, 27.08.2003
US 5975224 А, 02.11.1999
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ПРОИЗВОДНЫХ 7,8-ФТАЛОИЛАКРИДОНА 2007
  • Левданский Владимир Александрович
  • Полежаева Наталья Ивановна
RU2332407C1

RU 2 316 443 C2

Авторы

Медведев Евгений Викторович

Демихов Сергей Владимирович

Троян Юрий Олегович

Гончаров Сергей Владимирович

Даты

2008-02-10Публикация

2005-11-21Подача