УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОДВОДА ГОРЯЧЕГО ГАЗА К ПОДВИЖНОМУ ПРЕДКРЫЛКУ ИЛИ СТАБИЛИЗАТОРУ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА Российский патент 2008 года по МПК B64D15/04 

Описание патента на изобретение RU2316452C1

Изобретение относится к авиационной технике, а именно к средствам защиты от обледенения подвижных поверхностей л.а.

Известны устройства (1, 2, 3) для подвода горячего газа к предкрылкам, содержащие телескопически сочлененные трубы с шарнирными узлами, закрепленные в крыле и выдвижном предкрылке, и уплотнительные элементы. Телескопические устройства недостаточно надежны из-за:

1) используемых уплотнительных элементов, так как применяется газ с температурой до 240°С, а эластичные уплотнительные материалы имеют температуру применения значительно ниже, нарушается герметичность;

2) подшипники скольжения линейного перемещения без смазки (выгорает) имеют значительный коэффициент трения;

3) возможности заклинивания и заедания в момент складывания из полностью выдвинутого положения.

Наиболее близким техническим решением, выбранным за прототип, является устройство (4), содержащее подающий патрубок, установленный на крыле, и приемный патрубок, установленный на подвижном предкрылке, причем подающий и приемный патрубки соединены подвижным двухзвенным коленчатым трубопроводом с шарнирами.

Недостатками этого устройства являются большие габариты, сложность конструкции и сложность технологии изготовления, так как коленчатые трубопроводы имеют сложную, изогнутую в трех плоскостях форму, свариваемую из десятка отдельных частей более простой формы, что приводит к снижению надежности и увеличению трудоемкости изготовления, а шарнирные узлы требуют тщательной подгонки и притирки.

Задачей предлагаемого изобретения является повышение эффективности, надежности и снижение трудоемкости изготовления устройства за счет компенсации отклонений при движении, простоты конструкции и возможности применения устройства в среде высоких температур.

Поставленная задача достигается тем, что в устройстве для подвода горячего газа к подвижному предкрылку или стабилизатору летательного аппарата, представляющему собой трубопровод, содержащем расположенный на подвижном предкрылке принимающий патрубок, установленный на крыле подающий патрубок и колена, патрубки и колена соединены между собой подшипниковыми узлами, которые включают в себя подшипники вращения, размещенные в корпусах, а колена между собой соединены подшипниковым узлом, снабженным сферическим подшипником со скользящей посадкой по внутреннему диаметру, при этом уплотняющие кольца на сферическом подшипнике и уплотняющие шайбы на фланцах подшипников вращения выполнены металлическими.

Сопоставительный анализ с прототипом показывает, что отличительными признаками предлагаемого изобретения являются:

- вместо двух сложных механизмов проворачивания колен по двум осям каждый применен один сферический подшипниковый узел, что повышает надежность и обеспечивает простоту изготовления;

- вместо двух колен сложной формы, свариваемых из десятка кусочков, применены два колена простой формы, что повышает надежность и обеспечивает простоту изготовления.

Сущность изобретения поясняется чертежами, где:

- на фиг.1 показано устройство для подвода горячего газа к подвижному предкрылку или стабилизатору л.а. в поперечном разрезе;

- на фиг.2 показано устройство в развернутом виде (сверху) в плане.

Устройство для подвода горячего газа к подвижному предкрылку или стабилизатору л.а. состоит из подающего патрубка 1, через который подается горячий воздух от магистрали л.а., соединенного через подшипниковый узел 2 с коленом 3. Узел 2 содержит два подшипника вращения, разделенных дистанционной втулкой, и закрывается крышкой на фланце корпуса. Другим концом колено 3 соединено с коленом 4 через сферический подшипниковый узел 5. Вторым концом колено 4 соединено с принимающим патрубком 6 через подшипниковый узел 7, аналогичный узлу 2. Патрубок 6 соединен неподвижно с коллектором ПОС подвижного предкрылка или стабилизатора.

Устройство работает следующим образом. При перекладке стабилизатора или выдвижении предкрылка, колено 3 поворачивается в подшипниковом узле 2 вокруг оси патрубка 1 (на фиг.1 против часовой стрелки). При этом колено 4 поворачивается в подшипниковых узлах 5 и 7 и устройство переводится из сложенного положения в развернутое, компенсируя разницу расстояния между подающим патрубком 1 и принимающим патрубком 6 на подвижном стабилизаторе или предкрылке. Для компенсации тепловых расширений, продольного смещения патрубков 1 и 6 относительно друг друга колено 4 имеет возможность перемещения по внутреннему диаметру сферического подшипника в узле 5 за счет скользящей посадки. Для компенсации несоосности коллектора ПОС и подающего патрубка 1 колено 4 может отклоняться от своего номинального положения на несколько градусов за счет сферического подшипника в узле 5. Колена 3, 4 и патрубок 6 изготавливаются из свариваемых полупатрубков и цилиндрических подшипниковых корпусов. Уплотнения выполнены в виде металлических колец на сферическом подшипнике узла 5 и металлических шайб в крышках корпусов, а соотношение размеров колен 3 и 4 и патрубков 1, 6 подобраны так, чтобы в крайних положениях устройства при складывании не достигалось положение "мертвых точек".

Предложенное устройство позволяет надежно передавать горячий газ из магистрали л.а. в подвижные части предкрылка или стабилизатора без потерь за счет применения только подшипников вращения, а не линейного перемещения и за счет компенсации температурных расширений, линейных и осевых смещений при движении механизма.

Конструкция устройства проста в изготовлении и надежна в эксплуатации.

Источники информации

1. Патент США № 5865400.

2. Патент США № 4615499.

3. Патент США № 4603824.

4. Самолет Ил-76, чертеж 1.76.01.7410.000. Воздушно-тепловая противообледенительная система предкрылка. Издание предприятия, 1969 г. (прототип).

Похожие патенты RU2316452C1

название год авторы номер документа
ПРОТИВООБЛЕДЕНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ПРЕДКРЫЛКОВ САМОЛЁТА 2019
  • Иванов Валентин Иванович
  • Иванов Борис Егорович
  • Терехов Алексей Александрович
  • Халиуллин Ренат Равильевич
RU2742203C1
ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ 2010
  • Паркер Саймон
RU2520706C2
ШАРНИРНОЕ СОЕДИНЕНИЕ ТРУБОПРОВОДОВ 2003
  • Ганин Анатолий Андреевич
  • Чурин Юрий Николаевич
  • Хомутов Вадим Яковлевич
  • Лаврин Андрей Владимирович
  • Шитарев Игорь Леонидович
  • Аненков Анатолий Петрович
  • Каторгин Борис Иванович
  • Чванов Владимир Константинович
  • Фатуев Игорь Юрьевич
  • Коновалов Сергей Георгиевич
RU2282094C2
МАГИСТРАЛЬНЫЙ НЕФТЯНОЙ ЭЛЕКТРОНАСОСНЫЙ АГРЕГАТ И СПОСОБ УЛУЧШЕНИЯ ХАРАКТЕРИСТИК АГРЕГАТА 2011
  • Ряховский Олег Анатольевич
  • Обозный Юрий Сергеевич
  • Кушнарев Владимир Иванович
  • Гуськов Александр Михайлович
  • Петров Алексей Игоревич
RU2484305C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СКОРОСТНОГО СПУСКА С ГОР С АЭРОДИНАМИЧЕСКИМ УПРАВЛЕНИЕМ 1999
  • Траханов С.А.
  • Траханов А.С.
  • Траханова М.С.
RU2152885C1
Циркуляционный вентилятор колпаковой печи 1985
  • Кусов Валерий Иванович
  • Куличков Владимир Иванович
  • Булатников Евгений Иванович
  • Грузнов Александр Кузьмич
  • Девятко Владимир Иванович
SU1341229A1
САМОЛЕТ ВЕРТИКАЛЬНОГО ВЗЛЕТА И ПОСАДКИ С НЕСУЩИМ ВИНТОМ СО СВОРАЧИВАЮЩИМИСЯ УБИРАЕМЫМИ ЛОПАСТЯМИ 2019
  • Золотухин Виктор Антонович
RU2727787C1
ПРЕДКРЫЛОК 2009
  • Волластон Тимоти Дэйвид Джеймс
  • Рибейро Джеймс Майкл
RU2497717C2
Центробежный пленочный выпарнойАппАРАТ 1979
  • Сандлер Леонид Яковлевич
  • Янчук Борис Маркович
  • Пуховой Иван Иванович
SU816475A1
ОПОРНЫЙ УЗЕЛ 2009
  • Паркер Саймон
RU2502637C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 316 452 C1

Реферат патента 2008 года УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОДВОДА ГОРЯЧЕГО ГАЗА К ПОДВИЖНОМУ ПРЕДКРЫЛКУ ИЛИ СТАБИЛИЗАТОРУ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

Изобретение относится к средствам защиты от обледенения подвижных поверхностей летательных аппаратов. Устройство представляет собой трубопровод, содержащий расположенный на подвижном предкрылке принимающий патрубок (6), установленный на крыле подающий патрубок (1) и колена. Патрубки и колена соединены между собой подшипниковыми узлами. Подшипниковые узлы, соединяющие между собой патрубки и колена, включают в себя подшипники вращения, размещенные в корпусах, а колена между собой соединены подшипниковым узлом (5), снабженным сферическим подшипником со скользящей посадкой по внутреннему диаметру, при этом уплотняющие кольца на сферическом подшипнике и уплотняющие шайбы на фланцах подшипников вращения выполнены металлическими. Изобретение повышает эффективность, надежность и снижает трудоемкость изготовления. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 316 452 C1

Устройство для подвода горячего газа к подвижному предкрылку или стабилизатору летательного аппарата, представляющее собой трубопровод, содержащий расположенный на подвижном предкрылке принимающий патрубок, установленный на крыле подающий патрубок и колена, при этом патрубки и колена соединены между собой подшипниковыми узлами, отличающееся тем, что подшипниковые узлы, соединяющие между собой патрубки и колена, включают в себя подшипники вращения, размещенные в корпусах, а колена между собой соединены подшипниковым узлом, снабженным сферическим подшипником со скользящей посадкой по внутреннему диаметру, при этом уплотняющие кольца на сферическом подшипнике и уплотняющие шайбы на фланцах подшипников вращения выполнены металлическими.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2008 года RU2316452C1

US 6003814 А, 21.12.1999
US 4615499 A, 07.10.1986
US 4603824 А, 05.08.1986
US 5865400 А, 02.02.1999
ВОЗДУШНО-ТЕПЛОВАЯ ПРОТИВООБЛЕДЕНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 1986
  • Васькович Е.И.
  • Кашелевский О.Н.
  • Куранов Ю.А.
SU1412193A1
SU 241232 А, 10.11.2004.

RU 2 316 452 C1

Авторы

Сычев Юрий Борисович

Сычева Лариса Михайловна

Даты

2008-02-10Публикация

2006-05-02Подача