Изобретение относится к авиации, в частности к устройствам, обеспечивающим взлет и посадку самолетов на укороченных взлетно-посадочных полосах, а также в аварийных ситуациях.
Известны такие устройства, как тормозные парашюты, сокращающие пробег самолета после посадки, а также паровые катапульты, используемые на авианосцах.
Тем не менее в ряде случаев применение названных выше средств оказывается недостаточным или невозможным.
Цель изобретения - разработать устройство, обеспечивающее большую компактность и безопасность взлетно-посадочных операций.
Поставленная цель достигается путем применения направленного газового потока, создаваемого реактивными двигателями или иными генераторами, установленными вдоль взлетно-посадочной полосы и в ее конце заподлицо с поверхностью полосы.
Такой газовый поток будет создавать газовую подушку, по которой самолеты будут скользить как при взлете, ускоренно отрываясь от полосы, так и при посадке. При посадке поток будет отклоняться навстречу самолету, а в конце взлетно-посадочной полосы конечными генераторами может аварийно создаваться встречная газовая стена высокой плотности, останавливающая выкатывающийся самолет.
При сильном боковом ветре часть генераторов направляет поток в сторону, противоположную направлению ветра, противодействуя сносу самолета.
Аналоги данному изобретению автору не известны.
На чертеже схематично изображено предложенное устройство в момент укороченной посадки самолета.
Предложенное устройство включает несколько расположенных по бокам взлетно-посадочной полосы газовых генераторов 1, а также расположенные в начале и в конце полосы генераторов 2 и 3. Генераторы могут располагаться и по осевой линии.
Все генераторы утоплены в колодцах заподлицо с поверхностью полосы и могут подавать газовый поток как из утопленного положения, направленный вверх, так и в приподнятом положении, направляя тормозящий поток в лоб приземлившемуся самолету, для чего генераторы устанавливаются на шарнирах.
Работает предложенная газовая подушка следующим образом.
При взлете самолета газовый поток, направленный генераторами 1 под самолет снизу-вверх, позволяет самолету ускоренно отрываться от взлетной полосы, после чего поток, поворачиваясь в сторону взлета, сопровождает самолет, чтобы он не просел.
При посадке встречный газовый поток, создаваемый генераторами 1 и 2, действуя по направлению навстречу-вверх, захватывает самолет еще до контакта с посадочной полосой, а после контакта переводится в лобовое направление.
В случаях, когда самолет может выкатиться за пределы аэродрома, в конце полосы генераторами 3 создается встречная газовая стена, мягко останавливающая самолет.
Самолеты, рассчитанные на подобную технологию посадки, могут снабжаться раскрываемыми поверхностями аэродинамического торможения.
Предложенная взлетно-посадочная газовая подушка может найти примечание на аэродромах, расположенных на стесненных площадях, окруженных высокими строениями или горами, но наиболее эффективно данная система может использоваться на авианосцах, как штатно, так и аварийно.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ ГЕНЕРАТОРАМИ ГАЗОВОГО ПОТОКА НА ВЗЛЕТНО-ПОСАДОЧНОЙ ПОЛОСЕ | 2008 |
|
RU2374694C1 |
БЕЗОПАСНЫЙ АЭРОДРОМ | 2007 |
|
RU2336204C1 |
ВЗЛЕТНОЕ УСТРОЙСТВО | 2006 |
|
RU2327617C1 |
МАЛЫЙ ДВУХЭТАЖНЫЙ АВИАНОСЕЦ | 2009 |
|
RU2390462C1 |
КРЫЛО С УПРАВЛЯЕМОЙ ПОДЪЕМНОЙ СИЛОЙ | 2007 |
|
RU2380278C2 |
ПОВОРОТНО-ВЗЛЕТНОЕ УСТРОЙСТВО | 2005 |
|
RU2307770C2 |
ГИДРОСАМОЛЕТ СО СРЕДНИМ КРЫЛОМ | 2010 |
|
RU2407676C1 |
Аэродромная установка рекуперации энергии самолета при посадке для разгона самолета на взлете | 2018 |
|
RU2668768C1 |
СПОСОБ ПОДГОТОВКИ ГИДРОАЭРОДРОМОВ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ВЗЛЕТА И ПОСАДКИ ГИДРОСАМОЛЕТОВ | 1994 |
|
RU2093428C1 |
САМОЛЕТ С ДВУХПОЗИЦИОННЫМИ ЗАКРЫЛКАМИ | 2010 |
|
RU2429989C1 |
Изобретение относится к авиации, в частности к устройствам, обеспечивающим взлет и посадку самолетов на укороченных взлетно-посадочных полосах, а также в аварийных ситуациях. Устройство для взлета и посадки самолетов включает генераторы газа, расположенные в колодцах по бокам, в начале и в конце взлетно-посадочной полосы. Генераторы газа выполнены с возможностью их выдвижения из колодцев и регулировки направления газового потока по вертикали и горизонтали для обеспечения посредством газовой подушки ускоренного отрыва самолета при взлете, торможении и остановки самолетов в процессе посадки, а также противодействия сносу самолета при боковом ветре. Изобретение направлено на повышение безопасности взлетно-посадочных операций. 1 ил.
Устройство для взлета и посадки самолетов, включающее установленные по бокам взлетно-посадочной полосы генераторы газа, отличающееся тем, что генераторы газа установлены также в начале и в конце взлетно-посадочной полосы и расположены в колодцах с возможностью выдвижения из колодцев и регулировки направления газового потока по вертикали и по горизонтали для обеспечения посредством газовой подушки ускоренного отрыва самолетов при взлете, торможении и остановки самолетов в процессе посадки, а также противодействия сносу самолетов при боковом ветре.
US 3544044 А, 01.12.1970 | |||
Устройство для получения низких температур | 1975 |
|
SU579508A1 |
US 4700912 А, 20.10.1987 | |||
Буровое долото | 1989 |
|
SU1709058A1 |
СПОСОБ ВЕРТИКАЛЬНОГО ЗАПУСКА И ПРИНУДИТЕЛЬНОЙ ПОСАДКИ АППАРАТОВ С МЯГКИМ ГАЗОНАПОЛНЯЕМЫМ КРЫЛОМ | 2001 |
|
RU2205131C1 |
Авторы
Даты
2008-02-10—Публикация
2006-03-21—Подача