Изобретение относится к запорной арматуре и может быть использовано для регулирования и перекрытия потоков рабочей среды, транспортируемой по трубопроводу.
Известны шаровые краны (RU, 2243437, кл. F16К 5/06, 2004 г.; RU, 2267048, кл. F16К 5/06, 2004 г.), содержащие корпус с патрубками и сферическую пробку, размещенную в седлах, выполненных в виде металлических втулок, взаимодействующих с поверхностью пробки и опирающихся на поверхность корпуса либо патрубка. Седло хорошо работает в широком температурном диапазоне, однако упругих свойств металлической втулки оказывается недостаточно для обеспечения надлежащего уплотнения пары седло - пробка. Упомянутое седло требует дополнительного поджатия в сторону пробки, что усложняет конструкцию крана и технологию его сборки.
Известен шаровой кран (RU, 2138719, F16K 5/06, 2002 г.), содержащий корпус и сферическую пробку в седлах, наиболее близкий к заявляемому по числу совпадающих признаков, в котором роль седла выполняет тарельчатая пружина, взаимодействующая с пробкой и опирающаяся на проточку корпуса. Тарельчатая пружина обладает хорошими упругими свойствами и не требует применения дополнительных поджимающих устройств, однако при увеличении давления рабочей среды и нагрузки на седло упругая деформация пружины не обеспечивает герметичность седла без изменения ее геометрии.
Настоящее изобретение решает задачу повышения герметичности пары седло - пробка шарового крана в широком диапазоне давлений рабочей среды путем совершенствования геометрии упругодеформируемого седла и упрощения технологии его изготовления.
Задача решается тем, что в шаровом кране, содержащем корпус со штуцером, сферическую пробку, упругодеформируемые седла, контактирующие с пробкой и опирающиеся на поверхность корпуса либо штуцера, каждое из седел выполнено в виде сопряженных полых тел вращения относительно продольной оси корпуса, имеющих в основании круг, при этом диаметр основания элемента, расположенного ближе к пробке, меньше диаметра основания сопряженного с ним элемента. Поверхность каждого из седел, введенная в контакт с пробкой, выполнена сферической. На поверхности седла, введенной в контакт с пробкой, может быть выполнен по меньшей мере один кольцевой выступ. Каждое из седел выполнено в виде либо двух сопряженных цилиндров либо в виде сопряженных двух цилиндров и размещенного между ними усеченного конуса, либо в виде сопряженных усеченного конуса и цилиндра, либо в виде двух сопряженных усеченных конусов. Сопряжение упомянутых элементов может быть выполнено плавным. На поверхности каждого из седел, обращенной к пробке, может быть выполнена отбортовка с возможностью введения в контакт с пробкой. Шаровой кран может быть снабжен штуцером, при этом каждое из седел установлено в проточке корпуса и опирается на его торцевую поверхность либо торцевую поверхность штуцера.
Седло предлагаемой геометрии за счет многовариантности сочетаний составляющих его элементов обеспечивает герметичность контакта с поверхностью пробки в широком диапазоне давлений рабочей среды. Под воздействием большого давления рабочей среды возможно увеличение контактной поверхности седла и корпуса в пределах зоны упругости материала седла. Седло может быть изготовлено штамповкой из упругодеформируемого материала, что существенно уменьшает металлоемкость шарового крана и упрощает его изготовление.
Изобретение поясняется описанием шарового крана и приложенными к нему чертежами. На фиг.1, 3 и 4 представлены разрезы шарового крана с седлами различной геометрии; на фиг.2 - форма контактной поверхности седла по п.3 формулы изобретения.
Шаровой кран содержит корпус 1 со штуцером 2 и сферической пробкой 3, контактирующей с седлами 4 и 5. В шаровом кране, разрез которого представлен на фиг.1, седло 4 выполнено в виде двух сопряженных элементов в виде полых тел вращения относительно продольной оси корпуса, имеющих в основании круг, а именно цилиндров, при этом диаметр основания цилиндра, расположенного ближе к пробке и введенного в контакт с ее поверхностью, меньше диаметра основания сопряженного с ним цилиндра, опирающегося своей торцевой поверхностью (своим основанием) на торцевую поверхность корпуса. Сопряжение цилиндров осуществлено посредством плоской поверхности. Седло 5 выполнено в виде сопряженных цилиндров и расположенного между ними усеченного конуса, при этом, как и в седле 4, цилиндр меньшего диаметра своей торцевой поверхностью введен в контакт с поверхностью пробки, а цилиндр большего диаметра своей торцевой поверхностью (своим основанием) опирается на торцевую поверхность корпуса. В шаровом кране, разрез которого представлен на фиг.3, седло 4 выполнено в виде двух сопряженных усеченных конусов, при этом имеющий меньшее основание конус введен в контакт с поверхностью пробки, а имеющий большее основание конус опирается им на торцевую поверхность корпуса. Седло 5 выполнено в виде этих же элементов, сопряженных между собой плавно. В шаровом кране, разрез которого представлен на фиг.4, седло 4 выполнено в виде плавно сопряженных двух цилиндров, а седло 5 - в виде плавно сопряженных двух цилиндров и усеченного конуса. На поверхности любого из седел (например, седла 4), обращенной к пробке, выполнена отбортовка 6 с возможностью контакта с поверхностью пробки. Седло 4 введено в контакт с торцевой поверхностью корпуса частью своей внутренней поверхности, а седло 5 - с боковой поверхностью корпуса частью своей боковой поверхности. Поверхность седла любой формы, контактирующая с пробкой, может быть выполнена сферической ответной поверхности пробки. На ней может быть выполнен по меньшей мере один кольцевой выступ 7, контактирующий с поверхностью пробки своей кромкой (фиг.2). Опорная поверхность седла может контактировать как с корпусом, так и с торцевой поверхностью штуцера 2. Пробка сочленена со штоком 8.
Шаровой кран работает следующим образом.
В положении крана «открыт» сферическая пробка расположена таким образом, что ее проходное отверстие совпадает с проходными каналами патрубков и корпуса и рабочая среда свободно проходит через кран. Поворотом штока на угол 90 перемещают пробку таким образом, что она перекрывает путь рабочей среде. Седла, подвергаясь воздействию давления рабочей среды, деформируясь, поджимаются к пробке, препятствуя прохождению рабочей среды через проходной канал и за пределы крана.
Изобретение используется в составе магистральных трубопроводов, транспортирующих жидкости и газы, для перекрытия или регулирования потоков рабочей среды под большим давлением.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ШАРОВОЙ КРАН | 2004 |
|
RU2274790C1 |
ШАРОВОЙ КРАН (ВАРИАНТЫ) | 2004 |
|
RU2267048C1 |
ШАРОВОЙ КРАН | 2004 |
|
RU2277662C1 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ШАРОВОГО КРАНА | 2001 |
|
RU2193130C2 |
ШАРОВОЙ КРАН | 1998 |
|
RU2138719C1 |
УПЛОТНЕНИЕ ШАРОВОГО КРАНА | 1996 |
|
RU2103581C1 |
ШАРОВОЙ КРАН | 1997 |
|
RU2136999C1 |
ШАРОВОЙ КРАН И СПОСОБ ЕГО ИЗГОТОВЛЕНИЯ | 1997 |
|
RU2136998C1 |
ШАРОВОЙ КРАН | 1996 |
|
RU2086843C1 |
ШАРОВОЙ КРАН | 1997 |
|
RU2115050C1 |
Изобретение относится к запорной арматуре и предназначено для регулирования и перекрытия потоков рабочей среды, транспортируемой по трубопроводу. Шаровой кран содержит корпус, размещенную в корпусе сферическую пробку и упругодеформируемые седла, взаимодействующие с пробкой. Каждое из седел выполнено в виде, по меньшей мере, двух сопряженных элементов в виде полых тел вращения относительно продольной оси корпуса. Эти полые тела вращения имеют в основании круг. Диаметр основания элемента, расположенного ближе к пробке, меньше диаметра основания сопряженного с ним элемента. Изобретение направлено на повышение герметичности пары седло - пробка шарового крана в широком диапазоне давлений рабочей среды за счет совершенствования геометрии упругодеформируемого седла и на упрощение технологии его изготовления. 9 з.п. ф-лы, 4 ил.
ШАРОВОЙ КРАН | 1998 |
|
RU2138719C1 |
Предельный гаечный ключ | 1983 |
|
SU1196252A1 |
US 4147327 A, 03.04.1979 | |||
СПОСОБ АДСОРБЦИОННОЙ ОЧИСТКИ РАСТИТЕЛЬНЫХ МАСЕЛ | 2008 |
|
RU2392299C2 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ БЕТАИНА И САХАРОЗЫ ИЗ МЕЛАССЫ | 1989 |
|
RU2054045C1 |
EP 0372117 A1, 13.06.1990. |
Авторы
Даты
2008-02-10—Публикация
2006-03-15—Подача