Изобретение относится к трубопроводной арматуре и может быть использовано для перекрытия или регулирования потока рабочей среды, транспортируемой по трубопроводу.
Известны шаровые краны, в которых герметичность узла седло-запорный орган обеспечивается воздействием на поверхность седла усилия, поджимающего седло к запорному органу, со стороны нажимного элемента, опирающегося на корпус. Необходимое усилие обеспечивается как за счет формы упомянутого элемента, так и упругими свойствами материала, из которого он изготовлен (RU, № 2138719, кл. F 16 К 5/06, 1999 г.; RU, № 2098706 кл. F 16 К 5/06, 1997 г.; PCT/WO 95/20734, кл. F 16 К 5/06, 1995 г.
Наиболее близким по числу совпадающих признаков является шаровой кран по DE № 1154988, кл.47 g 22/04, 1964 г., содержащий корпус, установленный в седлах шаровой запорный орган и нажимной элемент в виде объемной втулки, размещенный в проточке корпуса и взаимодействующий с поверхностью седла. Однако нажимной элемент такой формы может осуществлять свои функции только при выполнении его из упругодеформируемого материала. Это не всегда оправдано, особенно при работе шарового крана в агрессивных средах, когда требования к материалам особенно жесткие. Поэтому в дополнение к втулке из металла применена пружина, опирающаяся на ее поверхность, обращенную от седла. Пружина, изготовленная из ленточного материала, оказывается недостаточно прочной при высоких давлениях рабочей среды, а нагромождение деталей снижает надежность изделия в целом.
Настоящее изобретение решает задачу обеспечения герметичности шарового крана в узле седло-запорный орган в большом диапазоне давлений рабочей среды и в условиях агрессивных воздействий на изделие путем изменения формы нажимного элемента.
Задача решается тем, что в шаровом кране, содержащем корпус, запорный орган, а также по меньшей мере один элемент в виде втулки с неравными по величине торцевыми поверхностями, установленный в корпусе с целью создания усилия, поджимающего седло к запорному органу, при этом упомянутое усилие создается ее наружной поверхностью, втулка обращена к седлу либо меньшей торцевой поверхностью и наружной поверхностью введена в контакт с ребром, образованным внутренней цилиндрической поверхностью седла и его торцевой поверхностью, обращенной от запорного органа, либо большей торцевой поверхностью и наружной поверхностью введена в контакт с ребром кольцевого выступа, выполненного на внутренней поверхности корпуса. Наружная поверхность втулки может быть выполнена конической либо вогнутой в сторону продольной оси корпуса. Втулка может быть выполнена разрезной вдоль продольной оси корпуса.
Сущность изобретения заключается в том, что в этом случае на поджим седла к запорному органу работает не только материал нажимного элемента в пределах упругой деформации, но и форма упомянутого элемента, что позволяет увеличить диапазон надежной работы изделия и использовать для изготовления нажимного элемента металлы, устойчивые к воздействию агрессивных сред. Шаровой кран может быть снабжен дополнительной втулкой, одна торцевая поверхность которой введена в контакт с седлом, а ребро, образованное ее внутренней и второй торцевой поверхностями, введено в контакт с наружной поверхностью первой втулки. Это дает большую свободу при разработке технологического процесса изготовления и сборки шарового крана. В зависимости от материала седла и условий эксплуатации крана может оказаться достаточно надежным контакт наружной поверхности втулки (далее - рабочей) и ребер, но возможно и выполнение на ребре фаски по форме контактирующей с ним поверхности. Это особенно удобно в случае, если наружная поверхность втулки имеет форму усеченного конуса. Больше свободы в выборе материала обеспечивает выполнение первой или второй или обеих втулок разрезными в направлении продольной оси корпуса. Заявляемое изобретение позволяет не только обеспечить надежное уплотнение в области седел в большом диапазоне давлений рабочей среды, но и облегчить управление шаровым краном при значительных нагрузках, обеспечивая плавность поворота запорного органа.
Изобретение поясняется описанием и приложенными к нему чертежами. На фиг.1 изображен продольный разрез шарового крана, на фиг.2 - продольный разрез шарового крана с дополнительной втулкой; на фиг.3 - втулка с вогнутой рабочей поверхностью; на фиг.4 - разрезная втулка.
Шаровой кран содержит корпус 1, шаровой запорный орган 2, установленный в седлах 3 и связанный со шпинделем 4. На внутренней поверхности корпуса выполнен кольцевой выступ 5, на торцевую поверхность (далее торец) которого опирается втулка 6 в виде усеченного конуса, меньшая из торцевых поверхностей которой обращена в сторону запорного органа. Рабочая поверхность 7 втулки взаимодействует с ребром (кромкой) 8, образованным внутренней цилиндрической поверхностью седла и его торцевой поверхностью, обращенной от запорного органа. Втулка 6 своей большей торцевой поверхностью оперта о торец кольцевого выступа корпуса 5. На ребре 8 может быть выполнена фаска 9. Втулка может быть установлена таким образом, что своей большей торцевой поверхностью она опирается на седло, а ее рабочая поверхность взаимодействует с ребром (кромкой) кольцевого выступа корпуса. Втулка 6 может быть выполнена с вогнутой рабочей поверхностью и расположена так же, как и коническая. Для большей упругости она может быть выполнена с разрезом 10 в направлении продольной оси корпуса. Шаровой кран может быть снабжен дополнительной втулкой 11, одна торцевая поверхность которой введена в контакт с седлом, а ребро, образованное ее внутренней цилиндрической и второй торцевой поверхностями, введено в контакт с рабочей поверхностью 7 втулки 6. Втулка 11 может быть расположена таким образом, что одна ее торцевая поверхность введена в контакт с торцом кольцевого выступа 5, а ребро, образованное ее внутренней цилиндрической и второй торцевой поверхностями, введено в контакт с рабочей поверхностью 7 втулки 6. Втулка 11, как и втулка 6, может быть выполнена разрезной в направлении продольной оси корпуса.
Шаровой кран работает следующим образом.
В положении «открыт» проходной канал запорного органа совпадает с проходным каналом корпуса и рабочая среда свободно проходит через кран. Поворотом запорного органа на угол 90° перекрывается путь рабочей среде, которая, воздействуя на втулку, прижимает седло к поверхности запорного органа. Герметичный контакт седла и запорного органа препятствует прохождению рабочей среды через кран и за пределы корпуса.
Изобретение может быть использовано для перекрытия и регулирования потоков жидкости или газа, транспортируемых по трубопроводу.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ШАРОВОЙ КРАН | 2004 |
|
RU2274790C1 |
ШАРОВОЙ КРАН | 2006 |
|
RU2316689C2 |
ШАРОВОЙ КРАН (ВАРИАНТЫ) | 2004 |
|
RU2267048C1 |
ШАРОВОЙ КРАН | 1996 |
|
RU2086843C1 |
ШАРОВОЙ КРАН | 1997 |
|
RU2115050C1 |
ШАРОВОЙ КРАН | 1997 |
|
RU2136999C1 |
ШАРОВОЙ КРАН | 2018 |
|
RU2685800C1 |
ЗАДВИЖКА | 1998 |
|
RU2141596C1 |
ЗАДВИЖКА (ВАРИАНТЫ) | 1998 |
|
RU2141593C1 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ШАРОВОГО КРАНА | 2001 |
|
RU2193130C2 |
Изобретение относится к запорной арматуре и предназначено для перекрытия и регулирования потоков рабочей среды, транспортируемой по трубопроводу. Шаровой кран содержит корпус и связанный со шпинделем и установленный в седлах шаровой запорный орган. Имеется элемент в виде втулки с неравными по величине торцевыми поверхностями. Втулка установлена в корпусе с возможностью создания усилия, поджимающего седло к запорному органу. Упомянутое усилие создается наружной поверхностью втулки. Втулка обращена к седлу либо меньшей торцевой поверхностью и наружной поверхностью введена в контакт с ребром, образованным внутренней поверхностью седла и его торцевой поверхностью, обращенной от запорного органа, либо втулка обращена к седлу большей торцевой поверхностью и наружной поверхностью введена в контакт с ребром выполненного на внутренней поверхности корпуса кольцевого выступа. Изобретение направлено на обеспечение герметичности шарового крана в узле седло-запорный орган в большом диапазоне давлений рабочей среды и в условиях агрессивных воздействий на шаровой кран путем изменения формы нажимного элемента. 3 з.п. ф-лы, 4 ил.
DE 1154988 А, 26.09.1963 | |||
ШАРОВОЙ КРАН | 1996 |
|
RU2087783C1 |
GB 1401754 A, 30.07.1975 | |||
US 3039484 A, 19.06.1962 | |||
FR 1462806 А, 20.12.1968 | |||
DE 4143306 A1, 01.10.1992 | |||
Электрический привод авиационного топливного насоса с двигателем постоянного тока | 1960 |
|
SU133092A1 |
Прибор для очистки паром от сажи дымогарных трубок в паровозных котлах | 1913 |
|
SU95A1 |
Авторы
Даты
2006-06-10—Публикация
2004-10-05—Подача