Изобретение относится к нефтегазодобывающей промышленности и может быть использовано для диагностики технического состояния магистральных трубопроводов при их переходах через авто- и железные дороги.
В местах пересечения магистральных трубопроводов с авто- и железными дорогами трубопроводы прокладывают в специальных защитных патронах в виде стальных труб.
Задачей защитного патрона является защита магистрального трубопровода от нежелательных механических воздействий. Помимо этого они служат для отвода транспортируемой среды от полотна дороги в случае аварийной ситуации.
Для предохранения магистрального трубопровода от коррозии применяется их катодная защита с помощью устройства катодной защиты.
Известен способ того же назначения, реализуемый в системе контроля перехода трубопровода через авто- и железные дороги, принятый за прототип [патент РФ №2264578, кл. F17D 5/00, F16L 57/00, 2005].
Известный способ диагностики технического состояния пары магистральный трубопровод-защитный патрон заключается в непрерывном контроле электрического напряжения между магистральным трубопроводом, подключенным к устройству катодной защиты и защитным патроном.
Недостатком прототипа является невозможность с его помощью определять место электрического контакта с защитным патроном. Прототип позволяет определить только сам факт наличия электрического контакта пары магистральный трубопровод-защитный патрон.
Техническим результатом, получаемым от внедрения изобретения, является возможность определения места электрического контакта магистрального трубопровода с защитным патроном.
Данный технический результат достигается за счет того, что в известном способе диагностики технического состояния пары магистральный трубопровод-защитный патрон, заключающемся в непрерывном контроле электрического напряжения между магистральным трубопроводом, подключенным к устройству катодной защиты, и защитным патроном, что при уменьшении значения электрического напряжения между парой магистральный трубопровод-защитный патрон ниже заданного порога дополнительно измеряют градиент электрического напряжения вдоль защитного экрана патрона и по пространственному расположению максимального значения градиента электрического напряжения на защитном патроне определяют место электрического контакта магистрального трубопровода с защитным патроном.
При этом измерение градиента электрического напряжения вдоль защитного патрона и определение места электрического контакта магистрального трубопровода с защитным патроном проводят путем приварки к защитному патрону N электродов, расположенных с равномерным шагом вдоль защитного патрона, и измерении N значений электрических напряжений между соседними электродами с последующим определением расположения двух соседних электродов Ni и Ni+1 с максимальным значением измеренных напряжений Ui и Ui+1, и последующей аппроксимацией полученных максимальных значений напряжений Ui и Ui+1, в результате которой определяют место электрического контакта магистрального трубопровода с защитным патроном между электродами Ni и Ni+1.
Изобретение поясняется чертежом, на котором представлена схема устройства для реализации способа и пространственная эпюра напряжения вдоль защитного патрона.
Устройство содержит N электродов 11, 12, ...1N, приваренных с равным пространственным шагом к защитному патрону 2 магистрального трубопровода 3. А также общий электрод 4, приваренный к магистральному трубопроводу 3.
Имеется также многоканальный блок 5 измерений электрических напряжений между 11-12, 12-13...1N-1-1N с устройством регистрации градиентов напряжения вдоль защитного патрона 2.
Способ реализуется следующим образом.
Блоком 5 непрерывно контролируется величина электрического напряжения между магистральным трубопроводом 3, подключенным к устройству катодной защиты (не показано), и защитным патроном 2.
При резком уменьшении величины электрического напряжения между магистральным трубопроводом 3 и защитным патроном 2 диагностируется наличие контакта 6 магистрального трубопровода 3 с защитным патроном 2.
Для определения месторасположения контакта 6 на защитном патроне 2 измеряют электрические напряжения U12, U23...UN-1,N между соседними электродами.
Если пространственный шаг между электродами на защитном патроне 2 выбрать достаточно малым, то блок 5 выдаст значения градиентов электрических напряжений Ui вдоль патрона 2.
Максимальное значение градиента электрического напряжения будет наблюдаться в месте расположения контакта 6 магистрального трубопровода 3 с защитным патроном 2, т.е. между электродами 1i и 1i+1.
Аппроксимация полученных значений электрических напряжений Ui и Ui+1 между соседними электродами позволяет определить место 6 контакта магистрального трубопровода 3 с защитным патроном 2 между соседними электродами 1i и 1i+1.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СИСТЕМА ДЛЯ КОНТРОЛЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ МАГИСТРАЛЬНОГО ГАЗОПРОВОДА С УСТРОЙСТВОМ КАТОДНОЙ ЗАЩИТЫ | 2006 |
|
RU2308641C1 |
СПОСОБ КОРРОЗИОННОГО МОНИТОРИНГА МАГИСТРАЛЬНОГО ТРУБОПРОВОДА С УСТРОЙСТВОМ КАТОДНОЙ ЗАЩИТЫ | 2010 |
|
RU2422717C1 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МЕСТА КОНТАКТА ТРУБОПРОВОДА С ЗАЩИТНЫМ КОЖУХОМ В СИСТЕМЕ ПЕРЕХОДА МАГИСТРАЛЬНОГО ТРУБОПРОВОДА ЧЕРЕЗ ДОРОГУ | 2010 |
|
RU2422718C1 |
Способ контроля технического состояния защитного кожуха и магистрального трубопровода, оснащенного катодной защитой | 2021 |
|
RU2763629C1 |
СИСТЕМА КОНТРОЛЯ ПЕРЕХОДА ТРУБОПРОВОДА С УСТРОЙСТВОМ КАТОДНОЙ ЗАЩИТЫ ПОД АВТО- И ЖЕЛЕЗНЫМИ ДОРОГАМИ | 2004 |
|
RU2264578C1 |
Способ определения целостности защитных кожухов трубопровода на пересечениях с автомобильными и железными дорогами | 2022 |
|
RU2781137C1 |
СПОСОБ ДИСТАНЦИОННОЙ МАГНИТОМЕТРИИ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ТРУБОПРОВОДОВ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2011 |
|
RU2506581C2 |
СПОСОБ КОНТРОЛЯ СОСТОЯНИЯ КАТОДНОЙ ЗАЩИТЫ ТРУБОПРОВОДА | 2023 |
|
RU2819343C1 |
СПОСОБ ВЫЯВЛЕНИЯ УЧАСТКОВ ТРУБОПРОВОДОВ, ПОДВЕРЖЕННЫХ КОРРОЗИОННОМУ РАСТРЕСКИВАНИЮ ПОД НАПРЯЖЕНИЕМ | 2006 |
|
RU2325583C2 |
СПОСОБ НАХОЖДЕНИЯ КОЛИЧЕСТВА ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ АНОДНЫХ ЗАЗЕМЛИТЕЛЕЙ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАЩИТНОЙ РАЗНОСТИ ПОТЕНЦИАЛОВ "ТРУБА-ЗЕМЛЯ" НА УЧАСТКЕ ТРУБОПРОВОДА | 2021 |
|
RU2777824C1 |
Изобретение относится к нефтегазодобывающей промышленности и может быть использовано для диагностики технического состояния магистральных трубопроводов при их переходах через авто- и железные дороги. В способ диагностики технического состояния пары магистральный трубопровод-защитный патрон, заключающемся в непрерывном контроле электрического напряжения между магистральным трубопроводом, подключенным к устройству катодной защиты, и защитным патроном, при уменьшении значения электрического напряжения между парой магистральный трубопровод-защитный патрон ниже заданного порога дополнительно измеряют градиент электрического напряжения вдоль защитного патрона и по пространственному расположению максимального значения градиента электрического напряжения на защитном патроне определяют место электрического контакта магистрального трубопровода с защитным патроном. Техническим результатом изобретения является возможность определения места электрического контакта магистрального трубопровода с защитным патроном. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.
СИСТЕМА КОНТРОЛЯ ПЕРЕХОДА ТРУБОПРОВОДА С УСТРОЙСТВОМ КАТОДНОЙ ЗАЩИТЫ ПОД АВТО- И ЖЕЛЕЗНЫМИ ДОРОГАМИ | 2004 |
|
RU2264578C1 |
RU 2062394 C1, 20.06.1996 | |||
СПОСОБ ВЫЯВЛЕНИЯ УЧАСТКОВ МАГИСТРАЛЬНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ, ПРЕДРАСПОЛОЖЕННЫХ К КОРРОЗИОННОМУ РАСТРЕСКИВАНИЮ ПОД НАПРЯЖЕНИЕМ (СТРЕСС-КОРРОЗИИ) | 1999 |
|
RU2147098C1 |
СПОСОБ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ О РАЗРЫВЕ ПРОДУКТОПРОВОДА | 2002 |
|
RU2227861C2 |
Способ контроля и регулирования режима работы трубопровода | 1990 |
|
SU1839706A3 |
US 5708195 A, 13.01.1998. |
Авторы
Даты
2008-02-20—Публикация
2006-11-09—Подача