АСФАЛЬТОБЕТОННАЯ СМЕСЬ ДЛЯ ДОРОЖНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА Российский патент 2008 года по МПК C04B26/26 

Описание патента на изобретение RU2318765C1

Изобретение относится к дорожному строительству и может быть использовано для устройства покрытий автомобильных дорог.

В качестве прототипа принята известная асфальтобетонная смесь, включающая шлак электросталеплавильного производства, битум, наполнитель (см. описание изобретения к патенту Российской Федерации RU №2214979, МПК С04В 26/26 от 11.06.2002 г.).

Используемые в качестве щебня шлаки электросталеплавильного производства в известной и предлагаемой асфальтобетонных смесях схожи по химическому составу и гранулометрическому составу (гранулы размером от 0 до 15 мм), однако различаются количественным соотношением крупной и мелкой фракции (отсева к минеральному порошку).

Кроме того, в качестве наполнителя в известной асфальтобетонной смеси использована песчано-щебеночная смесь, составляющая более половины от общего количества компонентов.

Снижение себестоимости известной асфальтобетонной смеси возможно только при наличии песчано-щебеночной смеси по месту приготовления и использования асфальтобетонной смеси. Отсутствие таковой повышает себестоимость за счет транспортных расходов.

Недостатком известной смеси является ее высокая битумоемкость, что повышает ее себестоимость.

Технической задачей предлагаемого изобретения является улучшение технических характеристик предлагаемой смеси, позволяющих улучшить транспортно-эксплуатационные характеристики покрытий автомобильных дорог и повысить срок службы дорожного покрытия, а также снижение ее себестоимости за счет утилизации отходов электросталеплавильного производства.

Поставленная задача достигается тем, что асфальтобетонная смесь для дорожного строительства, включающая: битум марки БНД 60/90, шлак электросталеплавильного производства и наполнитель, отличается тем, что она содержит шлак электросталеплавильного производства фракции 5-15 мм и дополнительно стабилизирующую добавку VIATOP 66, в качестве наполнителя используют отсев шлаковый электросталеплавильного производства фракции 0-5 мм и минеральный порошок дробления шлака электросталеплавильного производства фракций 0,071-0,14 мм при массовом соотношении отсева к минеральному порошку, равном 0,94:1,02, при следующем соотношении компонентов, мас.%:

шлак электросталеплавильного производства63,07-71,48отсев шлаковый электросталеплавильногопроизводства15,46-11,02порошок от дробления шлакаэлектросталеплавильного производства15,18-11,68битум БНД 60/905,9-5,46стабилизирующая добавка VIATOP 660,39-0,36

Использование в асфальтобетонной смеси в качестве наполнителя порошка от дробления шлака электросталеплавильного производства позволяет получить асфальтобетон высокой прочности при 20 и 50°С и высокой тепло- и морозостойкости за счет того, что мелкие фракции шлака обладают высокой гидравлической активностью. При взаимодействии шлака с водой, поступающей в асфальтобетонное покрытие из атмосферы, образуется гелеобразная масса, которая хорошо взаимодействует с гидроксильными группами битума, в результате чего получается структурообразующее асфальтовяжущее вещество. Под действием движущейся нагрузки на покрытии в местах разрыва битумной пленки при контакте частиц шлака образуются кристаллогидраты, которые армируют внутрипоровое пространство в асфальтобетоне.

Армирующее действие асфальтовяжущего вещества усиливается использованием крупных фракций, а также гидравлически активного шлака и происходит как внутрипоровое, так и межзерновое армирование всей структуры асфальтобетона.

Повышенная прочность и истираемость шлакового материала позволяет увеличить долговечность покрытий, а используемые в составе комплексного вяжущего синтетические волокна стабилизирующей добавки обеспечивают смеси в покрытии эффект «затягивания» трещин в случае их появления.

Кроме того, высота и форма элементов микропрофиля поверхности дороги благодаря форме зерен шлакового материала позволяют увеличить коэффициент сцепления колеса с поверхностью покрытия до 0,62. Это связано с тем, что высота выступов шероховатой поверхности достаточна для выжимания воды из зоны контакта шины с покрытием.

При движении по мокрому покрытию вода оказывает на колесо подъемное действие. Колесо начинает скользить по слою воды. С увеличением высоты выступов шероховатости на дорожном покрытии глубина активного (под шиной) слоя жидкости уменьшается, следовательно, уменьшается и гидродинамическая подъемная сила - аквапланирование.

Использование в предлагаемой смеси отходов электросталеплавильного производства в виде шлака, отсева шлакового и порошка от дробления шлака позволяет решить экологическую задачу утилизации шлака и снизить стоимость смеси даже при дополнительных затратах на стабилизирующую добавку.

Для получения асфальтобетонной смеси использовались следующие материалы:

- Шлак электросталеплавильного производства Волжского трубного завода, химический состав, мас.%: SiO2 15-25; CaO 40-60; Fe2О3 10-30. Гранулометрический состав, мас.%, смеси фракций 5-15 мм: фракция более 15 мм 0-4,1; фракции 10-15 мм 45,6-51,3; фракции 5-10 мм 18,2-23,8; менее 5 мм 2,1-3,8;

- Отсев шлаковый электросталеплавильного производства Волжского трубного завода фракции 0-5 мм. Гранулометрический состав, мас.%: фракции 5-10 мм 0-3,4; фракции 2,5-5,0 мм 22,8-24,1; фракции 1,25-2,5 мм 34,2-36,9; фракции 0,63-1,25 мм 19,7-20,8; фракции 0,315-0,63 мм 2,5-3,3; фракции 0,14-0,315 мм 4,7-5,1; фракции 0,071-0,14 мм 2,8-3,3; фракции менее 0,071 6,8-7,5.

- Порошок от дробления шлака электросталеплавильного производства Волжского трубного завода. Гранулометрический состав, мас.%: фракции 0,63-1,25 мм 0-0,5; фракции 0,315-0,63 мм 0,9-1,7; фракции 0,14-0,315 мм 10,1-11,4; фракции 0,071-0,14 мм 19,2-20,7; фракции менее 0,071 мм 68,7-70,6.

- Битум марки БНД 60/90.

- Стабилизирующая добавка VIATOP 66 - гранулированная смесь, состоящая на 33,3% из битума и на 66,6% из ARBOCEL ZZ8-1 (мелко- и длинноволокнистой (фибриллированной) целлюлозы).

Асфальтобетонная смесь готовилась следующим образом.

В асфальтосмесительную установку марки "ДС-185" дозировались шлак, отсев шлаковый, порошок от дробления шлака электросталеплавильного производства и перемешивались, нагревались до 165-170°С, вводили битум марки БНД 60/90 и стабилизирующую добавку VIATOP 66, снова перемешивали.

Из полученных смесей были изготовлены образцы цилиндрической формы диаметром и высотой 71,4 мм, которые подвергались испытанию на прочность при различных температурных режимах. На экспериментальном участке при помощи прибора ППК-МАДИ-ВНИИБД (номер государственного реестра 10912-87) определен коэффициент сцепления.

Исследуемые составы смесей и результаты испытаний асфальтобетона приведены в таблицах 1 и 2 соответственно.

Из результатов, приведенных в табл.2, видно, что образцы из предлагаемого состава характеризуются высокой прочностью при сжатии при 20 и 50°С, что говорит о повышенной деформационной устойчивости предлагаемой асфальтобетонной смеси.

Высокий коэффициент сцепления свидетельствует о том, что форма элементов микропрофиля поверхности достаточна для выжимания воды из зоны контакта шины с покрытием и снижает аквапланирование.

Таблица 1Состав асфальтобетонной смесиКомпонентыСостав смеси, мас.%12345Шлак электросталеплавильного производства смеси фракций 5-15 мм63,0763,3865,8871,1371,48Отсев шлаковый электросталеплавильного производства фракции 0-5 мм15,4615,5413,9110,9611,02Порошок от дробления шлака электросталеплавильного производства15,1815,2514,1911,6211,68Битум марки БНД 60/905,95,465,645,95,46Стабилизирующая добавка VIATOP 660,390,370,380,390,36Таблица 2Физико-механические показатели смесиПоказателиСвойства смеси12345Средняя плотность, г/см32,632,612,592,572,54Предел прочности при сжатии, МПа, при температуре, °С202,83,53,33,42,5501,111,381,351,361,23Водостойкость при длительном водонасыщении0,870,930,950,910,83Трещиностойкость - предел прочности на растяжение при расколе при температуре 0°С, МПа4,55,56,04,514,0Коэффициент сцепления0,570,600,620,590,58

Похожие патенты RU2318765C1

название год авторы номер документа
АСФАЛЬТОБЕТОННАЯ СМЕСЬ ДЛЯ ДОРОЖНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА 2002
  • Расстегаева Г.А.
  • Подольский В.П.
  • Носова Л.Н.
RU2214979C1
ЩЕБЕНОЧНО-МАСТИЧНАЯ АСФАЛЬТОБЕТОННАЯ СМЕСЬ И СПОСОБ ЕЕ ПОЛУЧЕНИЯ 2011
  • Соломенцев Александр Борисович
  • Колодезный Василий Петрович
  • Старчак Анатолий Петрович
  • Баранов Игорь Александрович
RU2476397C2
РЕСУРСОСБЕРЕГАЮЩАЯ ЩЕБЕНОЧНО-МАСТИЧНАЯ СМЕСЬ ДЛЯ СТРОИТЕЛЬСТВА И РЕМОНТА ДОРОЖНЫХ ПОКРЫТИЙ 2013
  • Мардиросова Изабелла Вартановна
  • Чернов Сергей Анатольевич
  • Каклюгин Александр Викторович
  • Максименко Максим Владиславович
  • Ширяев Никита Игоревич
  • Еременко Евгений Александрович
  • Колев Веселин Георгиев
RU2524081C1
ЩЕБЕНОЧНО-МАСТИЧНАЯ АСФАЛЬТОБЕТОННАЯ СМЕСЬ И СПОСОБ ЕЕ ПОЛУЧЕНИЯ 2011
  • Соломенцев Александр Борисович
  • Колодезный Василий Петрович
  • Старчак Анатолий Петрович
  • Тюкалов Иван Владимирович
RU2474595C1
СОСТАВ ДЛЯ ПОВЕРХНОСТНОЙ ОБРАБОТКИ ДОРОЖНЫХ ПОКРЫТИЙ 2008
  • Пугачев Константин Константинович
  • Верещагин Сергей Валентинович
RU2364676C1
АСФАЛЬТОБЕТОННАЯ СМЕСЬ 2001
  • Телюфанова О.П.
  • Дедюхина Н.И.
  • Плишкин В.В.
  • Козлов Ю.С.
  • Кошкаров Е.В.
  • Аржанов В.Н.
RU2232142C2
АСФАЛЬТОБЕТОННАЯ СМЕСЬ 2009
  • Шантарин Владислав Дмитриевич
  • Егоров Андрей Николаевич
  • Гулиянц Сурен Татевосович
  • Егорова Галина Ивановна
  • Александрова Ирина Владимировна
RU2403217C1
РЕЗИНИРОВАННАЯ ЩЕБЕНОЧНО-МАСТИЧНАЯ АСФАЛЬТОБЕТОННАЯ СМЕСЬ 2009
  • Черсков Роман Михайлович
  • Дьяков Константин Анатольевич
  • Саенко Сергей Сергеевич
  • Чернов Сергей Анатольевич
RU2415165C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ЩЕБЕНОЧНО-МАСТИЧНОЙ АСФАЛЬТОБЕТОННОЙ СМЕСИ С ДОБАВКОЙ ОТСЕВОВ ДРОБЛЕНИЯ ИЗВЕСТНЯКОВ МАРКИ 400 2009
  • Салихов Мухаммет Габдулхаевич
  • Ванштейн Виктор Мейлехович
  • Ванштейн Евгений Викторович
RU2426704C2
АСФАЛЬТОБЕТОННАЯ СМЕСЬ 2012
  • Королев Евгений Валерьевич
  • Тарасов Роман Викторович
RU2522497C1

Реферат патента 2008 года АСФАЛЬТОБЕТОННАЯ СМЕСЬ ДЛЯ ДОРОЖНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

Изобретение относится к дорожному строительству и может быть использовано для устройства покрытий автомобильных дорог. Технический результат: улучшение технических характеристик асфальтобетонной смеси, позволяющих улучшить транспортно-эксплуатационные характеристики покрытий автомобильных дорог и повысить срок службы дорожного покрытия, а также снижение себестоимости асфальтобетонной смеси за счет утилизации отходов электросталеплавильного производства. Асфальтобетонная смесь для дорожного строительства включает битум марки БНД 60/90, шлак электросталеплавильного производства фракции 5-15 мм и дополнительно стабилизирующую добавку VIATOP 66, наполнитель - отсев шлаковый электросталеплавильного производства фракции 0-5 мм и минеральный порошок дробления шлака электросталеплавильного производства фракций 0,071-0,14 мм при массовом соотношении отсева к минеральному порошку, равном 0,94:1,02, при следующем соотношении компонентов, мас.%: шлак электросталеплавильного производства 63,07-71,48, отсев шлаковый электросталеплавильного производства 15,46-11,02, порошок от дробления шлака электросталеплавильного производства 15,18-11,68, битум БНД 60/90 5,9-5,46, стабилизирующая добавка VIATOP 66 0,39-0,36. 2 табл.

Формула изобретения RU 2 318 765 C1

Асфальтобетонная смесь для дорожного строительства, включающая битум марки БНД 60/90, шлак электросталеплавильного производства и наполнитель, отличающаяся тем, что она содержит шлак электросталеплавильного производства фракции 5-15 мм и дополнительно стабилизирующую добавку VIATOP 66, в качестве наполнителя используют отсев шлаковый электросталеплавильного производства фракции 0-5 мм и минеральный порошок дробления шлака электросталеплавильного производства фракций 0,071-0,14 мм при массовом соотношении отсева к минеральному порошку, равном 0,94:1,02 при следующем соотношении компонентов, мас.%:

шлак электросталеплавильного производства63,07-71,48отсев шлаковый электросталеплавильногопроизводства15,46-11,02порошок от дробления шлакаэлектросталеплавильного производства15,18-11,68битум БНД 60/905,9-5,46стабилизирующая добавка VIATOP 660,39-0,36

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2008 года RU2318765C1

АСФАЛЬТОБЕТОННАЯ СМЕСЬ ДЛЯ ДОРОЖНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА 2002
  • Расстегаева Г.А.
  • Подольский В.П.
  • Носова Л.Н.
RU2214979C1
АСФАЛЬТОБЕТОННАЯ СМЕСЬ ДЛЯ ДОРОЖНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА (ВАРИАНТЫ) 1996
  • Аржанов Виктор Николаевич
  • Бабушкин Валерий Неофитович
  • Козлов Юрий Сергеевич
  • Кузнецов Александр Юрьевич
  • Петухов Олег Иванович
RU2102354C1
АСФАЛЬТОБЕТОННАЯ СМЕСЬ 1996
  • Швецов Р.А.
  • Соколов Л.И.
  • Швецов А.Н.
  • Томилов А.Б.
RU2096369C1
АСФАЛЬТОБЕТОН И СПОСОБ ЕГО ПРИГОТОВЛЕНИЯ 1999
  • Иванчин Н.Н.
  • Калинин В.А.
RU2151117C1
Устройство для подачи в мешалку смешиваемых сыпучих материалов 1928
  • Виноградов М.П.
SU9128A1
Смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон
Москва, МНТКС, 1998, с.1, 7.

RU 2 318 765 C1

Авторы

Пакман Игорь Натанович

Пугачев Константин Константинович

Даты

2008-03-10Публикация

2006-08-01Подача