КОМБИНИРОВАННАЯ ОПОРА С УПРУГИМИ ЭЛЕМЕНТАМИ Российский патент 2008 года по МПК F16C35/00 F16C21/00 

Описание патента на изобретение RU2320908C2

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в высоконагруженных роторных машинах, к которым предъявляются повышенные требования по быстроходности и возможности многократных пусков (остановов) машины.

Известна комбинированная опора [1], которая является наиболее близкой по технической сущности к предлагаемому изобретению, содержащая корпус и размещенные в нем подшипник скольжения и подшипник качения. Данная комбинированная опора работает следующим образом: в период запуска (останова) машины передача внешней нагрузки на корпус осуществляется через подшипник качения, на основном режиме в каналах гидростатодинамического подшипника появляется избыточное давление и внешняя нагрузка передается на корпус одновременно через тела качения и смазочный слой подшипника скольжения. Улучшение условий работы и надежности опорного узла достигается за счет того, что на основном режиме работы подшипник качения разгружен, а подшипник скольжения имеет гарантированный радиальный зазор, что исключает основные факторы его износа.

Основным недостатком такой конструкции является то, что положение вала в подшипнике скольжения остается постоянным из-за жесткой постановки подшипника качения в корпус. Следствием этого является практически постоянное соотношение разделения внешней нагрузки между подшипником качения и подшипником скольжения, которая зависит от грузоподъемности последнего, что не учитывает влияние динамических сил неуравновешенности и ударных нагрузок.

Задача, на решение которой направлено изобретение, состоит в повышении ресурса и надежности системы ротор - опоры путем более гибкого разделения и дублирования функций подшипника качения и подшипника скольжения.

Поставленная задача достигается тем, что в комбинированной опоре, содержащей корпус и размещенные в нем последовательно на валу подшипник качения и подшипник скольжения, отличающаяся тем, что наружное кольцо установлено в корпусе с использованием упругих колец таким образом, что подшипник качения может перемещаться относительно оси вала в радиальном направлении под действием внешних нагрузок, при этом с увеличением частоты вращения вала в каналах подшипника скольжения появляется гидростатодинамическая реакция, уменьшающая нагрузку на подшипник качения, в результате чего происходит перераспределение внешней нагрузки между подшипником качения и подшипником скольжения.

Сущность изобретения поясняется чертежом, на котором изображена комбинированная опора. Комбинированная опора состоит из корпуса 1, в котором установлены подшипник качения 2 посредством упругого кольца 3, подшипник скольжения 4 и вал 5.

Устройство работает следующим образом: при запуске машины вращение вала 5 и передача внешней нагрузки на корпус 1 осуществляется через подшипник качения 2 и упругое кольцо 3. В зависимости от действующих на подшипник качения 2 сил упругие кольца 3 деформируются и ось вала занимает некоторое положение, при котором не происходит отрицательных деформаций вала и деталей подшипника качения, то есть наблюдается эффект самоустановки. С увеличением частоты вращения в каналах подшипника скольжения 4 появляется гидростатодинамическая реакция и происходит перераспределение внешней нагрузки между подшипником качения 2 и подшипником скольжения 4. Уменьшение нагрузки на подшипник качения 2 вызывает уменьшение деформации упругого кольца 3, причем его жесткость может быть выбрана таким образом, что на основном режиме работы будет наблюдаться близкий к оптимальному режим разделения нагрузок, то есть когда гидростатодинамическая сила подшипника скольжения будет близка по значению и противоположна по направления внешней нагрузке.

Данное устройство позволяет повысить надежность и долговечность опорного узла за счет разделения внешней нагрузки между подшипником качения и подшипником скольжения на различных режимах работы высоконагруженных роторных машин.

Источники информации

1. Комбинированная опора. Авторское свидетельство РФ №2073801, опубликовано 20.02.1997 г. (Прототип).

Похожие патенты RU2320908C2

название год авторы номер документа
КОМБИНИРОВАННАЯ ОПОРА С УПРУГИМИ ЭЛЕМЕНТАМИ 2015
  • Савин Леонид Алексеевич
  • Поляков Роман Николаевич
  • Комаров Николай Васильевич
  • Шутин Денис Владимирович
RU2588281C1
КОМБИНИРОВАННАЯ ГИБРИДНАЯ ОПОРА 2007
  • Степанов Юрий Сергеевич
  • Савин Леонид Алексеевич
  • Корнеев Андрей Юриевич
  • Поляков Роман Николаевич
  • Афанасьев Борис Иванович
RU2346192C1
КОМБИНИРОВАННАЯ ОПОРА 2003
  • Поляков Р.Н.
  • Соломин О.В.
RU2243425C2
Комбинированная опора привода 2018
  • Ражиков Владимир Николаевич
  • Холопов Сергей Анатольевич
  • Леканов Анатолий Васильевич
RU2712711C1
КОМБИНИРОВАННАЯ ОПОРА 2017
  • Савин Леонид Алексеевич
  • Комаров Николай Васильевич
  • Поляков Роман Николаевич
RU2662614C1
КОМБИНИРОВАННАЯ ОПОРА 1993
  • Савин Л.А.
  • Синявский А.В.
RU2082027C1
КОМБИНИРОВАННАЯ ОПОРА 2002
  • Поляков Р.Н.
  • Савин Л.А.
  • Соломин О.В.
  • Пугачев А.О.
RU2228470C1
КОМБИНИРОВАННАЯ ОПОРА 2015
  • Савин Леонид Алексеевич
  • Поляков Роман Николаевич
  • Комаров Николай Васильевич
  • Шутин Денис Владимирович
RU2602515C1
Комбинированный радиальный подшипник с широким диапазоном рабочих скоростей и нагрузок (варианты) 2016
  • Шестаков Александр Леонидович
  • Карипов Рамзиль Салахович
  • Карипов Денис Рамзилевич
  • Левина Галина Абрамовна
RU2649280C1
Комбинированный подшипник 2017
  • Герман Георгий Константинович
  • Зубко Алексей Игоревич
  • Зубко Игорь Олегович
RU2651406C1

Реферат патента 2008 года КОМБИНИРОВАННАЯ ОПОРА С УПРУГИМИ ЭЛЕМЕНТАМИ

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в высоконагруженных роторных машинах. Комбинированная опора содержит корпус и размещенные в нем последовательно на валу подшипник качения и подшипник скольжения. Наружное кольцо подшипника качения установлено в корпусе с использованием упругих колец таким образом, что подшипник качения может перемещаться относительно оси вала в радиальном направлении под действием внешних нагрузок. С увеличением частоты вращения вала в каналах подшипника скольжения появляется гидростатодинамическая реакция, уменьшающая нагрузку на подшипник качения, в результате чего происходит перераспределение внешней нагрузки между подшипником качения и подшипником скольжения. Технический результат заключается в повышении ресурса и надежности системы «ротор - опора». 1 ил.

Формула изобретения RU 2 320 908 C2

Комбинированная опора, содержащая корпус и размещенные в нем последовательно на валу подшипник качения и подшипник скольжения, отличающаяся тем, что наружное кольцо подшипника качения установлено в корпусе с использованием упругих колец таким образом, что подшипник качения может перемещаться относительно оси вала в радиальном направлении под действием внешних нагрузок, при этом с увеличением частоты вращения вала в каналах подшипника скольжения появляется гидростатодинамическая реакция, уменьшающая нагрузку на подшипник качения, в результате чего происходит перераспределение внешней нагрузки между подшипником качения и подшипником скольжения.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2008 года RU2320908C2

КОМБИНИРОВАННАЯ ОПОРА 1993
  • Савин Л.А.
  • Синявский А.В.
RU2082027C1
DE 4240099 C1, 19.05.1994
КОМБИНИРОВАННАЯ ОПОРА 1993
  • Савин Л.А.
RU2073801C1
DE 19631437 A1, 05.02.1998
JP 2000130454 A, 12.05.2000.

RU 2 320 908 C2

Авторы

Савин Леонид Алексеевич

Поляков Роман Николаевич

Стручков Александр Александрович

Даты

2008-03-27Публикация

2006-04-13Подача