КОМБИНИРОВАННАЯ ОПОРА Российский патент 2016 года по МПК F16C21/00 

Описание патента на изобретение RU2602515C1

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в быстровращающихся, высоконагруженных роторных машинах.

В качестве прототипа данного технического решения выбрана комбинированная опора, содержащая корпус и размещенные в нем гидростатодинамический подшипник и подшипник качения, расположенные параллельно относительно поверхности вала (Прецизионные опоры качения и опоры с газовой смазкой: Справочник / С.В. Пинегин, А.В. Орлов, Ю.Б. Табачников. - Машиностроение, 1984. с. 13-16, рис. 2).

Недостатком данной опоры является невозможность выключения подшипника качения из работы на основных режимах работы, что приводит к невозможности применения такого типа опор в высокоскоростных механизмах.

Техническая задача, которую решает данное изобретение, - улучшение динамических характеристик, повышение надежности и ресурса системы "ротор - опоры" за счет включения, выключения подшипника качения из работы под действием линейных пьезоприводов.

Поставленная задача достигается тем, что в комбинированной опоре, содержащей корпус и размещенные в нем подшипник скольжения и подшипник качения, расположенные параллельно относительно поверхности вала, согласно изобретению подшипник качения установлен на коническом участке вала через втулку с внутренней конической поверхностью с возможностью перемещения относительно вала в осевом направлении под действием линейных пьезоприводов, установленных в корпусе и подключенных к источникам питания.

Технический результат применения данного устройства заключается в повышении надежности, долговечности, улучшении динамических характеристик системы "ротор - опоры" за счет включения, выключения подшипника качения под действием линейных пьезоприводов.

Сущность изобретения поясняется чертежом: на фиг. 1 изображена комбинированная опора, продольный разрез при выключенном из работы подшипнике качения; на фиг. 2 изображена комбинированная опора, продольный разрез при включенном в работу подшипнике качения.

Комбинированная опора содержит корпус 1, в котором установлены подшипник 2 скольжения, вал 3, опорная поверхность которого имеет цилиндрический участок 4 и конический участок 5. На коническом участке 5 вала 3 установлена втулка 6 с внутренней конической поверхностью и наружной цилиндрической, на которую установлен подшипник 7 качения. Наружное кольцо подшипника 7 качения контактирует с линейными пьезоприводами 8 и 9, установленными в корпусе 1 и подключенными к источникам 10 и 11 питания соответственно.

Устройство работает следующим образом.

При запуске (остановке) машины вращение вала 3 и передача нагрузки на корпус 1 осуществляются через втулку 6, подшипник 7 качения, при этом источник 10 питания подает напряжение к линейным пьезоприводам 8, подшипник 7 качения прижат через внутреннюю коническую поверхность втулки 6 к коническому участку 5 вала 3. Напряжение с источника 11 питания на линейные пьезоприводы 9 не подается.

При разгоне вала 3 на рабочую частоту вращения и при появлении давления подачи в камерах подшипника 2 скольжения напряжение с источника 10 питания снимается, а напряжение от источника 11 питания подается на линейные пьезоприводы 9, при этом подшипник 7 качения выходит из зацепления с конической поверхностью 5 вала 3. При остановке все процессы происходят в обратном порядке.

Похожие патенты RU2602515C1

название год авторы номер документа
КОМБИНИРОВАННАЯ ОПОРА 2017
  • Савин Леонид Алексеевич
  • Комаров Николай Васильевич
  • Поляков Роман Николаевич
RU2662614C1
АКТИВНАЯ ГИДРОСТАТИЧЕСКАЯ ОПОРА С РЕГУЛИРУЕМЫМ ДАВЛЕНИЕМ ПОДАЧИ СМАЗОЧНОГО МАТЕРИАЛА 2016
  • Савин Леонид Алексеевич
  • Комаров Николай Васильевич
  • Шутин Денис Владимирович
RU2648550C2
Управляемый газомагнитный подшипниковый узел 2017
  • Савин Леонид Алексеевич
  • Комаров Николай Васильевич
  • Поляков Роман Николаевич
RU2677387C1
КОМБИНИРОВАННАЯ ОПОРА С УПРУГИМИ ЭЛЕМЕНТАМИ 2015
  • Савин Леонид Алексеевич
  • Поляков Роман Николаевич
  • Комаров Николай Васильевич
  • Шутин Денис Владимирович
RU2588281C1
Активный упорный гидро/аэростатодинамический подшипниковый узел и способ управления его характеристиками 2019
  • Савин Леонид Алексеевич
  • Комаров Николай Васильевич
  • Родичев Алексей Юрьевич
  • Бабин Александр Юрьевич
  • Корнаев Алексей Валерьевич
RU2714278C1
ГИБРИДНЫЙ ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМ УПРАВЛЕНИЕМ 2023
  • Савин Леонид Алексеевич
  • Нгуен Тхай Ха
  • Марахин Никита Алексеевич
  • Казаков Юрий Николаевич
  • Родичев Алексей Юрьевич
RU2821860C1
КОМБИНИРОВАННАЯ ОПОРА 2014
  • Савин Леонид Алексеевич
  • Поляков Роман Николаевич
  • Комаров Николай Васильевич
  • Кузин Александр Павлович
RU2561429C1
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ УСТАНОВКА ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ РОТОРНО-ОПОРНЫХ УЗЛОВ 2020
  • Поляков Роман Николаевич
  • Родичев Алексей Юрьевич
  • Горин Андрей Владимирович
RU2749412C1
БЕСКОНТАКТНОЕ КОНУСНО-ЛЕПЕСТКОВОЕ УПЛОТНЕНИЕ С АКТИВНЫМ УПРАВЛЕНИЕМ ЗАЗОРОМ 2019
  • Поляков Роман Николаевич
  • Савин Леонид Алексеевич
  • Комаров Николай Васильевич
  • Внуков Алексей Васильевич
RU2704145C1
КОМБИНИРОВАННАЯ ОПОРА 1993
  • Савин Л.А.
RU2073801C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 602 515 C1

Реферат патента 2016 года КОМБИНИРОВАННАЯ ОПОРА

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в быстровращающихся, высоконагруженных роторных машинах. Комбинированная опора содержит корпус и размещенные в нем подшипник скольжения и подшипник качения, расположенные параллельно относительно поверхности вала. Подшипник качения установлен на коническом участке вала через втулку с внутренней конической поверхностью с возможностью перемещения относительно вала в осевом направлении под действием линейных пьезоприводов, установленных в корпусе и подключенных к источникам питания. Технический результат: улучшение динамических характеристик, повышение надежности и ресурса системы "ротор - опоры" за счет включения, выключения подшипника качения из работы под действием линейных пьезоприводов. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 602 515 C1

Комбинированная опора, содержащая корпус и размещенные в нем подшипник скольжения и подшипник качения, расположенные параллельно относительно поверхности вала, отличающаяся тем, что подшипник качения установлен на коническом участке вала через втулку с внутренней конической поверхностью с возможностью перемещения относительно вала в осевом направлении под действием линейных пьезоприводов, установленных в корпусе и подключенных к источникам питания.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2016 года RU2602515C1

КОМБИНИРОВАННАЯ ОПОРА С НЕРАВНОЖЕСТКИМ КОЛЬЦОМ 2007
  • Степанов Юрий Сергеевич
  • Савин Леонид Алексеевич
  • Корнеев Андрей Юрьевич
  • Стручков Александр Александрович
  • Поляков Роман Николаевич
  • Афанасьев Борис Иванович
RU2332593C1
Комбинированный подшипниковый узел 1987
  • Барласов Павел Всевирович
  • Василенко Виталий Михайлович
SU1493809A1
Комбинированная опора вала 1982
  • Демидович Владимир Михайлович
  • Горюнов Лев Васильевич
  • Клюшкин Альберт Петрович
  • Якимов Николай Андреевич
SU1035311A1
КОМБИНИРОВАННАЯ ОПОРА 2002
  • Поляков Р.Н.
  • Савин Л.А.
  • Соломин О.В.
  • Пугачев А.О.
RU2228470C1
US 4927274 A, 22.05.1990.

RU 2 602 515 C1

Авторы

Савин Леонид Алексеевич

Поляков Роман Николаевич

Комаров Николай Васильевич

Шутин Денис Владимирович

Даты

2016-11-20Публикация

2015-06-24Подача