КОМБИНИРОВАННАЯ ОПОРА Российский патент 2018 года по МПК F16C21/00 

Описание патента на изобретение RU2662614C1

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в быстровращающихся высоконагруженных роторных машинах.

В качестве прототипа данного технического решения выбрана комбинированная опора, содержащая подшипник скольжения, два подшипника качения, внешние кольца которых смонтированы во втулке упором в ступень втулки, а внутренние на валу, при этом внутреннее кольцо одного подшипника установлено на валу упором в ступень вала (Патент US №5348401, МПК F16C 21/00, опубликовано 20.09.1994 г.).

Недостатком данной комбинированной опоры является отсутствие возможности устранения монтажного зазора в подшипнике качения, возникающего при его сборке, что приводит к соударению тел качения с внешним и внутренним кольцом подшипника качения.

Техническая задача, которую решает данное изобретение, - улучшение динамических характеристик, повышение надежности и ресурса системы "ротор - опоры" за счет выборки монтажного зазора в подшипнике качения.

Поставленная задача достигается тем, что комбинированная опора, содержащая подшипник скольжения, два подшипника качения, внешние кольца которых смонтированы во втулке, а внутренние - на валу, при этом внутреннее кольцо одного из подшипников установлено на валу упором в ступень вала. Согласно изобретению внутреннее кольцо другого подшипника установлено на валу упором в гравер, зафиксированный на валу болтом, внешние кольца подшипников качения связаны через последовательно расположенные тарельчатые пружины.

Технический результат применения данного устройства заключается в улучшении динамических характеристик, повышении надежности и ресурса системы "ротор - опоры".

Сущность изобретения поясняется чертежами.

На фиг. 1 изображена комбинированная опора, продольный разрез; на фиг. 2 изображен фрагмент подшипника качения без предварительного натяга; на фиг. 3 изображен фрагмент подшипника качения с предварительным натягом.

Комбинированная опора (фиг. 1) содержит корпус 1, в котором установлены вал 2, подшипники 3 и 4 качения, втулка 5, подшипник 6 скольжения, тарельчатые пружины 7, гравер 8, гайка 9. Подшипники качения 3 и 4 смонтированы во втулке 5, которая установлена внутри подшипника 6 скольжения. На валу 2 закреплена гайка 9, фиксирующая подшипники 3 и 4. При этом гайка 9 связана с внутренним кольцом подшипника 4 через гравер 8. Внешние кольца подшипников 3 и 4 связаны через последовательно установленные тарельчатые пружины 7, при этом внутреннее кольцо подшипника 3 установлено упором в ступень вала 2. На внутренней поверхности подшипника 6 скольжения выполнены питающие камеры 11, соединенные с питающими каналами 12, которые выполнены в корпусе 1.

Устройство работает следующим образом.

Перед первым запуском машины выбирается монтажный зазор в подшипниках 3 и 4 качения. Изначально подшипники 3 и 4 качения имеют монтажный зазор (фиг. 2), для устранения которого закручивают гайку 9, перемещая гравер 8 вдоль вала 2 в направлении ступени 10 вала 2, тем самым смещая внутренние кольца относительно внешних колец подшипников 3 и 4 (фиг. 3).

При запуске через каналы 12 и питающие камеры 11 подают смазочный материал в подшипник 6 скольжения, что приводит к возникновению гидростатической реакции, под действием которой втулка 5 отходит от внутренней поверхности подшипника 6 скольжения. Вращение вала 2 и передача нагрузки на корпус 1 осуществляют через подшипник 6 скольжения, втулку 5, подшипники 3 и 4 качения. С увеличением частоты вращения вала 2 происходит увеличение скорости вращения втулки 5, в результате чего возникает дополнительная гидродинамическая реакция в смазочном слое, что приводит к увеличению несущей способности смазочного слоя. При остановке все процессы происходят в обратном порядке.

Похожие патенты RU2662614C1

название год авторы номер документа
АКТИВНАЯ ГИДРОСТАТИЧЕСКАЯ ОПОРА С РЕГУЛИРУЕМЫМ ДАВЛЕНИЕМ ПОДАЧИ СМАЗОЧНОГО МАТЕРИАЛА 2016
  • Савин Леонид Алексеевич
  • Комаров Николай Васильевич
  • Шутин Денис Владимирович
RU2648550C2
КОМБИНИРОВАННАЯ ОПОРА 2015
  • Савин Леонид Алексеевич
  • Поляков Роман Николаевич
  • Комаров Николай Васильевич
  • Шутин Денис Владимирович
RU2602515C1
Управляемый газомагнитный подшипниковый узел 2017
  • Савин Леонид Алексеевич
  • Комаров Николай Васильевич
  • Поляков Роман Николаевич
RU2677387C1
Активный упорный гидро/аэростатодинамический подшипниковый узел и способ управления его характеристиками 2019
  • Савин Леонид Алексеевич
  • Комаров Николай Васильевич
  • Родичев Алексей Юрьевич
  • Бабин Александр Юрьевич
  • Корнаев Алексей Валерьевич
RU2714278C1
ИСПЫТАТЕЛЬНЫЙ СТЕНД ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ РОТОРНЫХ СИСТЕМ 2016
  • Савин Леонид Алексеевич
  • Комаров Николай Васильевич
  • Сытин Антон Валерьевич
  • Корнаева Елена Петровна
  • Родичев Алексей Юрьевич
RU2651643C1
УСТАНОВКА ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ РОТОРНЫХ СИСТЕМ С МНОГОЗОННОЙ ПОДАЧЕЙ СМАЗОЧНОГО МАТЕРИАЛА 2019
  • Корнаева Елена Петровна
  • Родичев Алексей Юрьевич
  • Фетисов Александр Сергеевич
  • Казаков Юрий Николаевич
RU2733996C1
УСТАНОВКА ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ РОТОРНЫХ СИСТЕМ 2018
  • Родичев Алексей Юрьевич
  • Савин Леонид Алексеевич
  • Корнаева Елена Петровна
  • Фетисов Александр Сергеевич
  • Комаров Николай Васильевич
RU2701198C1
УСТАНОВКА ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ АКТИВНЫХ ПОДШИПНИКОВ СКОЛЬЖЕНИЯ 2020
  • Шутин Денис Владимирович
  • Фетисов Александр Сергеевич
  • Тюрин Валентин Олегович
RU2757062C1
ГИБРИДНЫЙ ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМ УПРАВЛЕНИЕМ 2023
  • Савин Леонид Алексеевич
  • Нгуен Тхай Ха
  • Марахин Никита Алексеевич
  • Казаков Юрий Николаевич
  • Родичев Алексей Юрьевич
RU2821860C1
ТРИБОМЕХАТРОННЫЙ СТЕНД ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ АКТИВНЫХ РОТОРНЫХ ОПОР 2022
  • Савин Леонид Алексеевич
  • Шутин Денис Владимирович
  • Родичев Алексей Юрьевич
  • Фетисов Александр Сергеевич
  • Козырев Дмитрий Леонидович
RU2796705C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 662 614 C1

Реферат патента 2018 года КОМБИНИРОВАННАЯ ОПОРА

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в быстровращающихся высоконагруженных роторных машинах. Комбинированная опора содержит подшипник скольжения (6), два подшипника качения (3, 4), внешние кольца которых смонтированы во втулке (5), а внутренние - на валу (2). Внутреннее кольцо одного (3) из подшипников установлено на валу (2) упором в ступень (10) вала (2), а внутреннее кольцо другого подшипника (4) установлено на валу (2) упором в гравер (8), зафиксированный на валу болтом. Внешние кольца подшипников качения (3, 4) связаны через последовательно расположенные тарельчатые пружины (7). Технический результат: улучшение динамических характеристик, повышение надежности и ресурса системы "ротор - опоры" за счет выборки монтажного зазора в подшипнике качения. 3 ил.

Формула изобретения RU 2 662 614 C1

Комбинированная опора, содержащая подшипник скольжения, два подшипника качения, внешние кольца которых смонтированы во втулке, а внутренние - на валу, при этом внутреннее кольцо одного из подшипников установлено на валу упором в ступень вала, отличающаяся тем, что внутреннее кольцо другого подшипника установлено на валу упором в гравер, зафиксированный на валу болтом, внешние кольца подшипников качения связаны через последовательно расположенные тарельчатые пружины.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2018 года RU2662614C1

US 5348401 A, 20.09.1994
Комбинированнная опора вала 1972
  • Бойко Леонид Дмириевич
  • Гаврик Иван Иванович
  • Иванов Алексей Алексеевич
  • Кревсун Эдуард Павлович
SU462029A1
Комбинированная опора вала 1982
  • Демидович Владимир Михайлович
  • Горюнов Лев Васильевич
  • Клюшкин Альберт Петрович
  • Якимов Николай Андреевич
SU1035311A1
КОМБИНИРОВАННАЯ ОПОРА 2013
  • Поляков Роман Николаевич
  • Сытин Антон Валерьевич
  • Галичев Александр Сергеевич
  • Тюрин Валентин Олегович
RU2525497C1

RU 2 662 614 C1

Авторы

Савин Леонид Алексеевич

Комаров Николай Васильевич

Поляков Роман Николаевич

Даты

2018-07-26Публикация

2017-05-03Подача