Изобретение относится к конструкциям транспортных средств, в частности к системам освещения дороги, и может быть использовано в качестве электропривода корректора передних фар, т.е. устройства, для дистанционного корректирования положения фар при изменении их оптических осей в зависимости от распределения нагрузки на ходовую часть автомобиля.
Электроприводы, как правило, сосоят из электродвигателя, преобразователя движения электродвигателя в движение с требуемыми параметрами (чаще всего - редуктор с червячными и цилиндрическими колесами) и исполнительного механизма.
Уже известны электроприводы корректора фар, включающие по крайней мере электродвигатель, редуктор, содержащий находящиеся в последовательном зацеплении укрепленный на валу электродвигателя червячный винт и два зубчатых колеса - червячное и первое цилиндрическое, укрепленные на одном общем валу, перпендикулярном валу электродвигателя, а также второе цилиндрическое зубчатое колесо, и чашеобразный корпус. Таковым является, например, электропривод, описанный в патенте Германии №19722964 [1]. Данный электропривод корректора фар характерен тем, что его исполнительный элемент выполнен в виде штока, на рабочем конце которого укреплен сферический толкатель. Для обеспечения продольных перемещений штока выходное цилиндрическое зубчатое колесо выполнено подвижным в осевом направлении, для чего в колесе предусмотрена высота цилиндрической части, соответствующая требуемому интервалу линейных перемещений, и наружная резьба на ступице для взаимодействия с внутренней резьбой на чашеобразном корпусе, а шток жестко связан с выходным зубчатым колесом.
Редуктор в данном электроприводе является трехступенчатым, все его элементы крепятся в корпусе независимо, что требует специальной дорогостоящей оснастки, т.е. усложняет технологию сборки и увеличивает стоимость изделия.
Целью настоящего изобретения является повышение технологичности сборки и снижение стоимости электропривода.
Поставленная цель достигается тем, что в известный электропривод корректора фар, включающий по крайней мере электродвигатель, редуктор, содержащий находящиеся в последовательном зацеплении укрепленный на валу электродвигателя червячный винт и два зубчатых колеса - червячное и первое цилиндрическое, укрепленные на одном общем валу, перпендикулярном валу электродвигателя, а также второе цилиндрическое зубчатое колесо, и чашеобразный корпус, введено плоское основание с парой противоположных параллельных граней, предназначенных для взаимодействия с соответствующими вертикальными направляющими пазами корпуса. Электродвигатель и последовательность элементов редуктора, состоящая из червячного винта, червячного и первого цилиндрического зубчатых колес, размещены на плоском основании, а второе зубчатое цилиндрическое колеса размещено в днище чашеобразного корпуса.
При этом на плоском основании выполнена также и пара опор для общего вала, несущего червячное и цилиндрическое зубчатые колеса.
Благодаря такой конструкции электропривода, при которой электродвигатель и большая часть редуктора собирается отдельно и в собранном виде вставляется в чашеобразный корпус электропривода, существенно упрощается технология сборки и снижается трудоемкость и стоимость изделия.
Изобретение иллюстрируется чертежом, на котором показаны аксонометрическое изображение электропривода корректора фар (поблочное) и схема его сборки.
Как показано на чертеже, электропривод корректора фар включает электродвигатель 1; двухступенчатый зубчато-червячный редуктор [2], содержащий укрепленный на валу 2 электродвигателя червяк 3 и два зубчатых колеса - червячное 4 и первое цилиндрическое 5, укрепленные на одном общем валу 6, перпендикулярном валу 2 электродвигателя 1, а также второе цилиндрическое зубчатое колесо 7, находящееся в зацеплении с первым цилиндрическим зубчатым колесом 5. Червяк 3 и червячное колесо 4 образуют первую ступень редуктора, а зубчатые колеса - первое (ведущее) колесо 5 и второе (ведомое) 7 - вторую (выходную) ступень редуктора. Электродвигатель 1 и последовательность элементов редуктора, состоящая из червяка 3, червячного и первого цилиндрического зубчатых колес 4 и 5, размещены на плоском основании 8. На нем же выполнена пара опоров 9 с упругими захватами для удержания общего вала 6, который несет червячное колесо 4 и первое цилиндрическое зубчатое колесо 5 в вертикальном положении перпендикулярно валу 2 электродвигателя 1. Основание 8 имеет предпочтительно форму прямоугольной пластины, в которой пара противоположных параллельных граней А предназначена для взаимодействия с соответствующими вертикальными направляющими пазами Б чашеобразного корпуса 10. Второе зубчатое цилиндрическое колесо 7 размещено в днище чашеобразного корпуса 10. При этом ступица зубчатого цилиндрического колеса 7 имеет средства для предотвращения продольных перемещений (не показаны), внутреннюю резьбовую поверхность и наружную поверхность В, выполняющую для данного колеса функцию вала при вращении в посадочном гнезде Г чашеобразного корпуса 10. Цилиндрический шток 11 на своем рабочем конце несет сферический наконечник 12, предназначенный для перемещения рефлектора фары, а на противоположном конце резьбовой участок. Резьбовой участок боковой поверхности штока 11 предназначен для сочленения с внутренней резьбовой поверхностью зубчатого колеса 7, образуя с ним винтовую пару. Для обеспечения возвратно-поступательных перемещений штока 11 на его цилиндрическом участке предусмотрены шпонки 13, взаимодействующие с соответствующими шпоночными пазами (не показаны) в днище чашеобразного корпуса 10. Сверху чашеобразный корпус 10 закрывается плоской крышкой (не показана), которая с помощью защелок надежно фиксируется на корпусе 10 и упирается в торец вала 6 для предотвращения его продольных перемещений в опорах 9.
Сборка электропривода корректора фар происходит следующим образом.
К плоскому основанию 8 жестко прикрепляют электродвигатель 1 так, что конец его вала 2 выступает над противоположной плоскостью основания 8 перпендикулярно ему. На конец вала 2 электродвигателя 1 насаживают червяк 3, а в опоры 9 вставляют вал 6 с червячным зубчатым колесом 4 и первым цилиндрическим зубчатым колесом 5. Поскольку в данном случае диаметр зубчатого колеса 5 меньше, чем диаметр вала 6, то вместо зубчатого колеса 5 выполнен зубчатый участок на конце вала 6. Винтовую пару - второе зубчатое колесо 7 со штоком 11 - устанавливают в соответствующее посадочное гнездо Г в днище чашеобразного корпуса 10, для чего шток 11 ориентируют сферическим наконечником 12 вниз и шпонки 13 разворачивают до совпадения с соответствующими направляющими шпоночными пазами корпуса 10. После полного погружения винтовой пары в корпус 10 червячное колесо 7 получает возможность свободного вращения своей поверхностью В относительно посадочного гнезда Г корпуса 10. Затем в чашеобразный корпус 10 устанавливают блок, содержащий основание 8 с установленными на нем электродвигателем 1, червячной парой (3 и 4) и зубчатым колесом 5. Для этой цели основание 8 ориентируют параллельными гранями А по вертикальным пазам Б чашеобразного корпуса и опускают этот блок в корпус 10 по стрелке Д до сочленения зубчатых колес 5 и 7. После этого корпус 10 закрывают крышкой.
Ссылочная литература
1. Stryschik, Dieter (Hella KG Hueck & Co). Haltervorrichtung fuer ein verschiebbares Abgriffselement eines Potentiometers einer elektrischen Verstellvorrichtung zur Verstellung eines Reflektors eines Fahrzeugscheinwerfers. Патент Германии №19722965, заявл. 31.05.1997, опубл. 07.01.1999, межд. кл. B60Q 1/076.
2. Г.Б.Иосилевич. Детали машин. М.: Машиностроение, 1988. С.250.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
УСТРОЙСТВО для МОЙКИ ВЕРТИКАЛЬНЫХ ЕМКОСТЕЙ | 1972 |
|
SU331831A1 |
ПЕЧАТАЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО | 1993 |
|
RU2074822C1 |
ЭЛЕКТРОПРИВОД УСТАНОВКИ ДЛЯ ВЫРАЩИВАНИЯ МОНОКРИСТАЛЛОВ ПО СПОСОБУ ЧОХРАЛЬСКОГО | 1992 |
|
RU2051208C1 |
Односторонний вакуумный клапан шиберного типа | 1985 |
|
SU1275175A1 |
ШАГАЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО (ВАРИАНТЫ) | 2010 |
|
RU2448859C2 |
ЭЛЕКТРОПРИВОД | 2000 |
|
RU2173420C1 |
ПРИВОД МАШИНЫ | 2011 |
|
RU2457378C1 |
Устройство для дистанционного управления местной регулировкой положения ножа дукторного цилиндра красочного аппарата печатной машины | 1974 |
|
SU645856A1 |
ЭЛЕКТРОПРИВОД С РЕДУКТОРОМ ПОВЫШЕННОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ (ВАРИАНТЫ) | 2005 |
|
RU2312260C2 |
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ЧРЕСКОСТНЫМ АППАРАТОМ | 2006 |
|
RU2327430C1 |
Изобретение относится к конструкциям транспортных средств, в частности к системам освещения дороги, и может быть использовано в качестве электропривода корректора передних фар. Электропривод включает электродвигатель (1), редуктор, содержащий находящиеся в последовательном зацеплении укрепленный на валу (2) электродвигателя (1) червячный винт (3) и два зубчатых колеса (4, 5) - червячное и первое цилиндрическое, укрепленные на одном общем валу (6), перпендикулярном валу (2) электродвигателя (1), а также второе цилиндрическое зубчатое колесо (7), и чашеобразный корпус (10). Электродвигатель (1) и последовательность элементов редуктора, состоящая из червячного винта (3), червячного и первого цилиндрического зубчатых колес (4, 5), размещены на плоском основании (8) с парой противоположных параллельных граней, предназначенных для взаимодействия с соответствующими вертикальными направляющими пазами (Б) чашеобразного корпуса (10). Второе зубчатое цилиндрическое колесо (7) размещено в днище чашеобразного корпуса (10). Технический результат заключается в повышении технологичности сборки и снижении стоимости электропривода. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.
KR 100329668 B1, 11.03.2002 | |||
DE 19722964 C1, 07.01.1999 | |||
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРИЕМА ПОЕЗДА НА ЗАНЯТЫЙ ПУТЬ ПРИ ЖЕЗЛОВОЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ | 1933 |
|
SU38694A1 |
СИСТЕМА И СПОСОБ ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ РЕЖИМОМ ОЖИДАНИЯ В СИСТЕМЕ СВЯЗИ БЕСПРОВОДНОГО ШИРОКОПОЛОСНОГО ДОСТУПА | 2006 |
|
RU2367120C2 |
Авторы
Даты
2008-05-27—Публикация
2005-01-11—Подача