УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ Российский патент 2008 года по МПК G09B19/00 

Описание патента на изобретение RU2327226C2

Изобретение относится к средствам обучения и может быть использовано для повышения эффективности усвоения и запоминания информации, а также для ускорения усвоения сути информации.

Известен «Способ программированного обучения с использованием интерактивного компьютера», изобретение РСТ (WO) №93/16454 А1 от 19.08.93 года, 5 G09B 3/00, где предложены способ и система программированного обучения, повышающие эффективность индивидуального усвоения материала за счет контроля за продвижением студента по обучаемой программе и регулирования темпа работы, что позволяет следить за способностью студента к восприятию учебного материала. В данном способе регулирование темпов работы обучаемого производится не самим обучаемым, а преподавателем.

В данном способе контролируются результаты работы студента, но не предусмотрены меры по повышению качества усвоения учебного материала студентами, что не позволяет резко повысить эффективность самого процесса обучения. Процесс повышения эффективности усвоения при обучении осуществляется за счет повышения эффективности передачи знаний, а не за счет повышения эффективности самого процесса усвоения информации.

Известно техническое решение - «Способ обучения студентов бухгалтерскому делу с использованием компьютеров», патент США 5372507 А от 11.02.93 года, 6 G09B 19/00, в котором предусматривается обучение студентов практическому применению полученных знаний: выдачу студентам информации, связанной с предметом обучения, предоставление студентам реальной ситуации, связанной с предметом обучения, для того, чтобы студенты могли при выполнении определенной последовательности операций с выданной информацией выполнить поставленную задачу, причем каждая операция, за исключением первой, может быть выполнена лишь при успешном выполнении предыдущей операции. Недостатком данного способа является направленность процесса обучения на передачу знаний, а не на усвоение информации, поэтому усвоение учебного материала остается проблемой для студентов. Новые термины и понятия, получаемые студентами с каждой новой темой, не могут быть сразу усвоены. Студентам необходимо осмыслить новые термины и новый материал, только после этого студенты смогут задавать вопросы по новому материалу. И когда у студентов появляются вопросы, эти же вопросы им задают преподаватели.

Известны «Способ и система интерактивного обучения с помощью компьютера», изобретение США №5441415 А от 06.12.93 г., G09B 3/00. Система обучения содержит рабочее место студента, базу данных для хранения данных об уроках с разными стилями и управлением, устройство для передачи студенту заданий, устройство для определения уровня знаний студента и устройство для продолжения обучения при удовлетворительной оценке уровня знаний.

Система направлена на совершенствование передачи знаний и для этого предусмотрены разные стили и управления. Однако в системе отсутствует повышение качества усвоения информации. В этой системе студент только отвечает на вопросы. Большая часть из базы данных об уроках не усваивается студентом, и если студенту были заданы вопросы, в которых он разобрался, то обучение переходит к следующей стадии. А если студенту заданы вопросы, в которых он не разобрался, то студент продолжает изучать первый учебный материал. Основные понятия при таком обучении не будут усвоены студентом и пробелы в знаниях будут накапливаться с каждым последующим занятием.

Наиболее близким аналогом заявленного учебного пособия является учебное пособие, содержащее учебный материал на участках визуального носителя информации, страница которого содержит участок для учебного материала и участок для записи (см. патент США №5660548, кл. G09B 19/00, 1997).

Задачей предлагаемого изобретения является создание учебного пособия для приобретения качественных знаний.

Техническим результатом изобретения является учебное пособие для самостоятельной работы с учебным материалом, качественная переработка учебного материала, наглядность усвоения учебного материала, легкость контроля проработки учебного материала.

Указанный технический результат достигается тем, что учебное пособие для эффективного обучения содержит учебный материал на участках визуального или электронного носителей информации и непрозрачный лист, причем страница учебного пособия содержит несколько участков: участок для учебного материала, участок для записи с возможностью записи обучаемым интерпретации учебного материала и участок для записи вопросов, при этом при размещении учебного материала на визуальном носителе информации учебное пособие содержит непрозрачный лист, вмонтированный в переплет или крепление учебного пособия, или отдельный лист, с возможностью закрывания учебного материала, а при размещении учебного материала на электронном носителе информации учебное пособие содержит программу изображения листа с возможностью закрывания учебного материала или программу выключения и включения изображения учебного материала.

На чертеже изображена страница учебного пособия, содержащая участок 1 для учебного материала, участок 2 для записи интерпретации текста, участок 3 для записи вопросов, лист 4 для закрывания учебного материала.

Учебное пособие предназначено для повышения эффективности изучения учебного материала. Лист учебного пособия содержит несколько участков: участок для учебного материала, участок для записи с возможностью записи обучаемым интерпретации учебного материала, участок для записи вопросов с возможностью записи вопросов обучаемым. Учебное пособие содержит также непрозрачный лист, вмонтированный в переплет или крепление учебного пособия или прикладываемый к учебному пособию.

Пример: Лист учебного пособия содержит разделенные по вертикали три участка: участок для учебного материала, располагаемого вблизи переплета, непрозрачный лист, вмонтированный в переплет, по контуру закрывающий учебный материал на предыдущей и последующей страницах, или отдельный лист, по контуру закрывающий учебный материал, участок для записи интерпретации учебного материала и участок для записи вопросов. Применение учебного пособия состоит в следующем:

Обучаемые изучают учебный материал, закрывают его непрозрачным листом, вмонтированным в переплет, или отдельным листом и записывают суть текста, т.е. его интерпретацию в понимании обучаемого на участке для записи. Сравнивают интерпретацию текста с изученным учебным материалом и дописывают пропущенное. При возникновении вопросов записывают их на участке для вопросов. Такое расположение участков учебного пособия позволит обучаемым не только усвоить суть учебного материала, но и запомнить его, т.к. интерпретация материала в письменном виде без восприятия учебного материала резко повышает процесс обучения и запоминания. Записанные вопросы помогают обучаемым на занятиях быстро сориентироваться в том, что же было непонятно при изучении учебного материала, и задать вопросы преподавателю. Учебное пособие может быть использовано для контроля преподавателем качества проработки учебного материала, т.к. по записи интерпретации текста преподаватель может судить о глубине проникновения в суть материала. По вопросам, записанным на участке для вопросов, преподаватель может судить о степени усвоения материала и ответить на поставленные вопросы. Данное учебное пособие прекрасно встраивается в дистанционную форму обучения. Учебное пособие может содержать кроме участка для учебного материала только участок для записи или только участок для вопросов. Непрозрачный лист может не применяться, если при заполнении участка для записи при интерпретации учебного материала обучаемый не заглядывает в учебный материал. Однако применение непрозрачного листа, при заполнении участка для записи, повышает эффект усвоения.

Электронная версия построения учебного пособия содержит непрозрачный лист, имитируемый программным обеспечением, либо содержит программное обеспечение, обеспечивающее отключение изображения учебного материала на время заполнения участка для записи. Электронная версия учебного пособия содержит участки для учебного материала, для записи и для вопросов и/или либо участок для записи, либо участок для вопросов вместе с участком для учебного материала.

Один из вариантов учебного пособия на электронных носителях информации содержит три вертикальных участка: участок для учебного материала, участок для записи интерпретации учебного материала, участок для записи вопросов. В этом случае применение учебного пособия происходит следующим образом: обучаемые изучают учебный материал по абзацам, по странице и т.д., при необходимости отмечают изученный материал электронными средствами, включают программу изображения листа, закрывающую изученный текст, или программными средствами выключают изображение изученного материала. Заносят интерпретацию учебного материала на участок для записи. Убирают изображение непрозрачного листа или включают изображение учебного материала и сравнивают интерпретацию учебного материала на участке для записи с учебным материалом, при необходимости делают дополнение на участке для записи. При появлении вопросов заносят их на участок для вопросов. В процессе изучения учебного материала некоторые вопросы становятся неактуальными и их убирают и обучаемые заносят новые вопросы и т.д. При дистанционном обучении учебное пособие является наглядной иллюстрацией проработки учебного материала. Преподаватели через систему дистанционного обучения могут ответить на вопросы, поставленные обучаемыми, и оценить степень проработки учебного материала.

Использование учебного пособия позволяет осмыслить суть определений терминов и/или понятий и легко усвоить определения терминов и/или понятий, а следовательно, и весь учебный материал.

Похожие патенты RU2327226C2

название год авторы номер документа
СПОСОБ ВАРЛАМОВА А.А. ОБУЧЕНИЯ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЮ ВИЗУАЛЬНОЙ И ЗВУКОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2001
  • Варламов А.А.
RU2229165C2
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ УСВОЕНИЮ ИНФОРМАЦИИ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2008
  • Варламов Анатолий Александрович
RU2424575C2
СПОСОБ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ 2007
  • Амиров Наиль Хабибулович
  • Созинов Алексей Станиславович
  • Мухарямова Лейсан Музиповна
  • Булатов Сергей Александрович
RU2331930C1
Способ обучения с использованием потенциала обучающихся в рамках педагогического взаимодействия 2016
  • Ершова Ольга Владимировна
RU2673612C2
СПОСОБ ОПТИМИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ 1999
  • Карпенко М.П.
  • Карпенко О.М.
  • Чмыхов А.Н.
  • Чмыхова Е.В.
RU2158965C1
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ И УСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА 2008
  • Никитаев Валентин Григорьевич
  • Проничев Александр Николаевич
  • Бердникович Елена Юрьевна
  • Чистов Кирилл Сергеевич
  • Гончаренко Ирина Ивановна
  • Зайцев Сергей Михайлович
RU2413298C2
ИНДИВИДУАЛИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВРАЧЕЙ-ПЕДИАТРОВ 2013
  • Блохин Борис Моисеевич
  • Королева Юлия Вячеславовна
  • Шурыгина Светлана Вячеславовна
  • Кабишева Екатерина Викторовна
  • Королев Александр Владимирович
  • Овчаренко Евгений Юрьевич
  • Гаврютина Ирина Валерьевна
RU2526945C1
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ И УСВОЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ, СОДЕРЖАЩЕЙСЯ В УЧЕБНОМ МАТЕРИАЛЕ ИЛИ ЛЮБОМ ТЕКСТЕ 2008
  • Зорина Валентина Лазаревна
  • Еремеевская Ирина Давыдовна
  • Глинкина Галина Васильевна
RU2396605C2
СПОСОБ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ НА ОСНОВЕ ИНТЕНСИФИКАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1997
  • Бельковец Лидия Петровна
RU2118849C1
ЕДИНАЯ СИСТЕМА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ ДЛЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ 2017
  • Шусторович Александр Евгеньевич
  • Захарова Ольга Александровна
  • Чуракова Наталья Александровна
RU2683519C2

Реферат патента 2008 года УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ

Изобретение относится к средствам обучения и позволяет обучающемуся контролировать усвоение изучаемой информации и осуществлять проверку достоверности воспринятой информации. Страница учебного пособия содержит несколько участков: участок для учебного материала и участок для записи, с возможностью записи обучаемым интерпретации учебного материала, участок для записи вопросов. При размещении учебного материала на визуальном носителе информации учебное пособие включает непрозрачный лист, вмонтированный в переплет или крепление учебного пособия или отдельный лист, с возможностью закрывания учебного материала. При размещении учебного материала на электронном носителе информации учебное пособие содержит программу изображения листа с возможностью закрывания учебного материала или программу выключения и включения изображения учебного материала. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 327 226 C2

Учебное пособие для эффективного обучения, содержащее учебный материал на участках визуального или электронного носителей информации и непрозрачный лист, отличающееся тем, что страница учебного пособия содержит несколько участков: участок для учебного материала, участок для записи с возможностью записи обучаемым интерпретации учебного материала и участок для записи вопросов, при этом при размещении учебного материала на визуальном носителе информации учебное пособие содержит непрозрачный лист, вмонтированный в переплет или крепление учебного пособия, или отдельный лист с возможностью закрывания учебного материала, а при размещении учебного материала на электронном носителе информации учебное пособие содержит программу изображения листа с возможностью закрывания учебного материала или программу выключения и включения изображения учебного материала.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2008 года RU2327226C2

US 5660548 А, 26.08.1997
US 4189852 А, 26.02.1980
ПОСОБИЕ ДЛЯ ПРОГРАЛ1МИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ И КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ 0
SU211172A1
СРЕДСТВО И СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ АЛГЕБРЕ И НАЧАЛАМ АНАЛИЗА 2001
  • Протасенко М.С.
RU2182368C1

RU 2 327 226 C2

Авторы

Варламов Анатолий Александрович

Даты

2008-06-20Публикация

2003-04-28Подача