СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ И УСВОЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ, СОДЕРЖАЩЕЙСЯ В УЧЕБНОМ МАТЕРИАЛЕ ИЛИ ЛЮБОМ ТЕКСТЕ Российский патент 2010 года по МПК G09B19/00 

Описание патента на изобретение RU2396605C2

Изобретение относится к области образования, а именно к способам обучения приемам усвоения учебного материала (философских, научных, художественных и др. текстов) посредством извлечения информации при помощи специального современного дидактического инструментария познания, на разных этапах обучения без ограничения возраста.

Известен способ обучения и усвоения учебного материала, включающий передачу обучаемому информации посредством локального мультимедийного запоминающего устройства в виде блоков данных эталонного вида с фиксированным отображением в аудиовизуальной форме логически дозированными блоками данных по заявке на изобретение RU №2006137616 от 24.10.2006.

Недостатком известного способа является потребность в дорогостоящем оборудовании - локальном мультимедийном запоминающем устройстве.

Известен способ обучения, заключающийся в сообщении обучаемому знаний, в закреплении полученного знания и диагностике прочности усвоения знаний по заявке на изобретение RU №2003133148 от 12.11.2003. По известному способу содержание образовательного стандарта разделяют на две части - образовательную и творческую, причем обязательную часть стандарта изучают все учащиеся, а творческую часть учащиеся могут не изучать или изучать выборочно от одного до всех предметов. Аттестат обычного образца выдают при получении положительных отметок по всем предметам на уровне обязательной части образовательного стандарта, аттестат с отличием и соответствующую медаль выдают обучаемому, показавшему по одному - трем предметам высшие достижения на уровнетворческой части стандарта и получившему по остальным предметам отметки не ниже отличных на уровне обязательной части стандарта.

Недостаток известного способа связан с тем, что он игнорирует сущность стандарта: если стандарт - это обязательная для исполнения норма, то выделение внутри этой нормы обязательной и необязательной частей противоречит его сущности. К тому же есть вероятность неосознанного выбора (или невыбора) творческой части стандарта, что ограничивает в дальнейшем реализацию потенциальных возможностей обучаемых.

Известен также способ обучения с использованием учебной видеопродукции в виде ряда кадров, часть из которых содержит учебную информацию (патент RU №2110095, опубл. 27.04.1998). Реализация способа обучения предполагает предварительное проведение психофизиологических тестов, после которых проводят сеанс информационной стимуляции, предназначенный для увеличения степени восприятия учебной информации, после чего выводят на экран маскирующее изображение, которое стирает с экрана учебную информацию, причем визуальные сигналы учебной информации находятся в области физиологического порога восприятия информации.

Недостатком известного способа является, во-первых, обязательное наличие компьютера и, во-вторых, - отсутствие деятельности, непосредственно связанной с изучаемой информацией (учебным материалом), которая не предъявляется обучаемому в явном виде.

Наиболее близким к заявляемому изобретению является способ обучения на основе интенсификации познавательной деятельности при использовании учебного материала, насыщенного информацией и вызывающего повышенный интерес (патент RU №2118849, опубл. 10.09.1998). При самостоятельном анализе предложенного массива информации обучающийся производит действия по усвоению языка предмета путем подчеркивания, выписывания, выписывания с классификацией или трансформацией или эквивалентной заменой и последовательно анализирует содержание предложенного массива информации и определяет соответствие названия массива информации его сущности. Затем обучающийся осмысливает содержание каждого абзаца и выражает его сущность в виде компрессированного текста своими словами. Дальнейшее осмысление предложенного массива информации осуществляется путем определения ядерных предложений, отражающих главную мысль массива информации. После этого, обучающийся выбирает из предложенного массива информации и фиксирует на любом носителе информации (бумага, классная доска, память компьютера) ключевые (или опорные) слова, в которых максимально конкретно отражено содержание массива информации. Контроль обучающим усвоения информации обучаемыми осуществляют по составленной денотатной карте.

Недостатки этого способа связаны с отсутствием инструментария, который позволил бы проводить осмысленный анализ массивов информации. Отсутствие такого инструментария существенно снижает результативность описываемых действий (подчеркивания, вписывания, выписывания) и не позволяет достаточно эффективно усвоить информацию. Известный способ может быть применен только при работе с учебными текстами на занятиях.

Задачей данного изобретения является повышение эффективности обучения за счет повышения степени усвоения информации при любых учебных условиях: как при работе с учебными текстами на занятиях, так и в процессе самообразования (самостоятельной работы); как при обучении по печатным изданиям, так и на основе ИКТ-технологий с использованием электронных учебных пособий.

Достигаемый при этом технический результат заключается в активизации внимания обучаемого и в развитии у обучаемых умственных приемов (логических операций), которые являются механизмами мыслительной деятельности человека, лежащей в основе понимания и усвоения любого учебного текста.

Указанный технический результат достигается тем, что в способе обучения и усвоения информации, содержащейся в учебном материале или любом тексте, включающем самостоятельный анализ предложенного массива информации, проведение в процессе анализа обучающимися действий по усвоению информации, изложение сущности и главной мысли массива на носителе информации и контроль обучающим усвоения информации обучаемыми, согласно заявляемому способу перед самостоятельным анализом обучающимися массива информации обучающий проводит теоретические занятия по основным логическим категориям и их структуре и сущности всеобщих существенных признаков окружающего мира и практические занятия по формированию умения оперировать понятиями, и при проведении в процессе анализа обучающимися действий по усвоению информации, используют дидактический инструментарий познания в виде комплекта, например, из шести карточек, а именно, вопрос-понятие, вопрос-суждение, сравнение, противоречие, категории, умозаключение, при этом структура карточек представляет собой либо синонимический ряд вопросительных слов, либо ряд слов-указателей, а изложение сущности и главной мысли массива информации осуществляют заполнением каждой карточки, последовательно формулируя вопросы-понятия и вопросы-суждения, сравнения, противоречия, категории и умозаключение.

Описываемый способ уточняют дополнительные признаки, направленные также на достижение поставленной цели.

Заполнение карточки вопрос-понятие осуществляют формулированием девяти вопросов-понятий, состоящих из понятий, содержащихся в учебном материале, и вопросительных слов, а именно: что называется, что считается, что понимается под, что представляет собой, что выражает, что является, что такое, каковы свойства и виды, в чем заключается сущность, и при этом заполнение карточки производят в указанной последовательности вопросительных слов.

Заполнение карточки вопрос-суждение осуществляют формулированием вопросов-суждений, состоящих из первого понятия, второго понятия, связки между понятиями, содержащимися в учебном материале и синонимического ряда семи вопросительных слов, а именно: чем объяснить, что, как доказать, что, в каком случае, когда, каким образом, вследствие чего, почему, причем конспектируют текст любого объема до логического предела в трех измерениях: абзац, контекст, текст и отражают содержание любого текста через всеобщие существенные признаки окружающего мира: структуру, движение, развитие, взаимосвязь с установлением усвоенного объема знаний через единство противоположностей в структуре сознания: мир мыслей и мир языка.

Заполнение карточки сравнение осуществляют формулированием суждений, отражающих как сходство понятий, так и различие понятий, содержащихся в учебном материале, связанных при помощи одиннадцати слов-указателей, а именно, по сравнению с …, так же, как и …, как …, так и …, сравнивая …, можно сказать …, кроме …, еще …, помимо …, больше, чем …, не только …, а и …, наряду с …, если …, то …, в отличие от ….

Заполнение карточки противоречие осуществляют формулированием суждений, служащих для обнаружения явных и скрытых противоречий между понятиями в изучаемом тексте, связываемыми при помощи девяти слов-указателей, а именно, … что, а …, … тем, что …, …, хотя …, … не …, но …, … если …, то …, … тем, чем …, …, несмотря на …, … однако …, … не только ….

Заполнение карточки категории осуществляют формулированием суждений, служащих для определения соответствия понятий в изучаемом тексте категориям, таким, как - качество-количество, содержание-форма, первичное-вторичное, сущность-явление, единство-многообразие, общее-частное, причина-следствие, общее-особенное-единичное, пространство-время, возможность-действительность, необходимость-случайность.

Заполнение карточки умозаключение осуществляют формулированием выводов о понятиях, содержащихся в учебном материале, на основе дедукции, со связкой - поскольку, а, на основе индукции, со связкой - если, а, а, по аналогии, со связкой - если, то, позволяющие перейти от сообщенных знаний к выводным, т.е. к новому знанию.

Контроль обучающим усвоения информации обучаемыми, осуществляют по качеству составленных карточек комплекта и посредством опросника для фиксирования уровня развития формально-логических операций мышления.

Основным отличительным признаком заявляемого изобретения является использование современного дидактического инструментария познания с помощью комплекта, например, из шести карточек: вопрос - понятие, вопрос - суждение, сравнение, противоречие, категории, умозаключение, структура которых представляет собой либо сононимический ряд вопросительных слов, либо ряд слов - указателей и является инструментом для формирования и передачи мысли, заложенной в тексте.

Сущность изобретения заключается в использовании в процессе обучения современного дидактического инструментария познания, представляющего собой комплект из шести карточек (Фиг.1), отличающихся как структурой, так и предназначением (функцией):

карточка №1 - «Вопрос-понятие»,

карточка №2 - «Вопрос-суждение»,

карточка №3 - «Сравнение»,

карточка №4 - «Противоречие»,

карточка №5 - «Категории философии»,

карточка №6 - «Умозаключение».

Данный комплект карточек является, с одной стороны, средством развития умений оперировать понятиями (извлекать мысли, заложенные в учебном тексте), с другой стороны, интеллектуальным инструментом для усвоения учебного материала (предметного содержания) и развития мышления (оперировать понятиями - значит мыслить). Как следствие, при использовании комплекта карточек усвоение учебного материала происходит без перегрузки памяти.

Карточка №1 «Вопрос-понятие» (Фиг.1) содержит девять элементов, являющихся ключевыми вопросительными словами (Что называется …? Что считается …? Что понимается под …? Что представляет собой …? Что выражает …? Что является …? Что такое …? Каковы свойства и виды …? В чем заключается сущность …?), к которым обучаемые должны добавить понятия, извлеченные из учебного текста.

При обучении умению составлять вопросы-понятия по данной карточке, обучаемые знакомятся с требованиями, основанными, с одной стороны, на иерархической зависимости между изучаемыми понятиями (обнаруженными в тексте), с другой стороны - на соблюдении законов формальной логики:

1) должны быть сформулированы все 9 вопросов-понятий;

2) логика следования вопросов не может нарушаться: в первом вопросе к вопросительному слову добавляется название нового (изучаемого) понятия, а в следующих шести вопросах (2-7) - его структурные компоненты и признаки, которые наполняют содержание (качество) этого понятия, в восьмом раскрываются виды - объем (количество) этого же понятия; в девятом вопросе предполагается использование понятия, отражающего сущность процесса, раскрывающего взаимосвязь указанных выше компонентов.

Таким образом, не допускается использование в разных вопросах одного и то же понятия (кроме 1 и 8) и его видов, т.е. объема.

Ответы на составленные по данной карточке вопросы-понятия требуют одинарного мысленного принуждения - раскрыть одно понятие по содержанию и объему.

Соблюдение указанных требований позволяет обучаемым при ответах на составленные вопросы вскрыть как сущность (т.е. содержание) нового и опорных понятий изучаемого текста, так и их объем, что обеспечивает понимание структуры содержания учебного текста и, следовательно, осознанное усвоение знаний.

Карточка №2 «Вопрос-суждение» (Фиг.1) раскрывает структуру вопроса-суждения, состоящую из вопросительных слов (синонимический ряд, содержащий семь элементов), субъекта суждения (первого понятия), предиката суждения (второго понятия) и связки между ними. Синонимический ряд вопросительных слов позволяет сформулировать вопросы-суждения, отражающие всеобщие существенные признаки окружающего мира: структуру (Чем объяснить, что …? Как доказать, что …?), движение (В каком случае …? Когда …?), развитие (Каким образом …?) и взаимосвязь (Вследствие чего …? Почему …?) и соответствующие им законы диалектики.

Ответ на такой вопрос требует двойного мысленного принуждения: необходимо раскрыть уже два понятия по содержанию и объему и установить взаимосвязь между ними.

В зависимости от цели, поставленной перед обучаемыми, карточка №2 «Вопрос-суждение» может использоваться различным образом при изучении предметных и художественных текстов. Поскольку каждый абзац текста представляет собой его структурную единицу - языковое выражение мысли, то членение текста на абзацы соответствует членению мысли, которое, в свою очередь, соответствует членению окружающего мира. Абзац любого объема можно законспектировать одним вопросительным предложением - вопросом-суждением, для чего необходимо найти в абзаце два основных понятия (субъект и предикат) и установить связь между ними, используя при этом один из элементов синонимического ряда вопросительных слов карточки. Аналогично конспектированию мысли (выделению главной мысли) отдельного абзаца можно выделять (фиксировать) с помощью вопроса-суждения главную мысль контекста, текста (параграфа).

Кроме поабзацного конспектирования, карточка №2 «Вопрос-суждение» позволяет законспектировать содержание любого текста в вопросах, отражающих всеобщие существенные признаки окружающего мира: проследить структуру, движение, развитие ключевого понятия текста и его взаимосвязь с другими понятиями. Последовательность вопросительных слов в карточке «Вопрос-суждение» соответствует последовательности этих существенных признаков, которая, в свою очередь, определяется законами диалектики: единства и борьбы противоположностей (структура), перехода количественных изменений в качественные (движение), отрицания отрицания (развитие, взаимосвязь).

Необходимость выделения субъекта (подлежащего суждения) и предиката (сказуемого суждения), что составляет структуру всякого суждения, при конспектировании любого текста обеспечивает обучаемым выявление в нем диалектического единства: мира мыслей (содержание - логический строй) и мира языка (форма - грамматический строй). Кроме того, у обучаемых появляется возможность осуществить самоконтроль усвоения прочитанного, поскольку объем знаний определяется количеством суждений (мыслей), сформулированных самостоятельно после чтения текста.

Карточка №3 «Сравнение» (Фиг.1) позволяет обучаемым сравнивать изучаемые понятия как на уровне научного познания, так и на уровне художественного отображения действительности, что обеспечивается выявлением в учебном тексте общих, особенных и единичных признаков понятий (явлений окружающего мира), затем формулированием суждений с помощью одиннадцати слов-указателей (слов-компасов), заложенных в содержании карточки: 1) По сравнению с …, … 2) Так же, как и …, … 3) Как …, так и … 4) Сравнивая … и …, можно сказать, что … 5) Кроме …, еще … 6) Помимо …, … 7) Больше, чем …, … 8) Не только …, а и … 9) Наряду с …, … 10) Если …, то … 11) В отличие от …, …. Использование данной карточки дает возможность развивать у обучаемых в единстве способности мыслить и выражать мысль с помощью различных языковых форм и позволяет развивать такое важное свойство мышления, как гибкость.

Карточка №4 «Противоречие» (Фиг.1) содержит девять вариантов слов-указателей (слов-компасов): 1) … что, а … 2) … тем, что … 3) …, хотя … 4) … не …, но … 5) … если …, то … 6) … тем, чем … 7) …, несмотря на … 8) …, однако … 9) … не только …, которые обучаемые либо обнаруживают в тексте в готовом виде, либо используют для самостоятельного формулирования противоречий.

Использование данной карточки при чтении учебного текста развивает умение выявлять и формулировать противоречия, заключенные в его содержании, что обеспечивает развитие у обучаемых критического мышления, поскольку отношение к противоречию является самым точным критерием умения мыслить.

Карточка №5 «Категории философии» (Фиг.1) представляет собой совокупность одиннадцати противоположных пар категорий философии (качество - количество, содержание - форма, первичное - вторичное, сущность - явление, единство - многообразие, общее - частное, причина - следствие, пространство - время, возможность - действительность, необходимость - случайность) и одной триады (общее - особенное - единичное), под которые ученикам необходимо подвести изучаемые предметные понятия, содержащиеся в учебном тексте, что способствует развитию умений видеть проявление общего в частном, абстрактного в конкретном, абсолютного в относительном. Таким образом, использование данной карточки позволяет обучаемым осуществить переход от описания изучаемого объекта к его объяснению, так как описание имеет дело с явлениями, а объяснение предполагает обращение к сущности изучаемых объектов.

Карточка №6 «Умозаключение» (Фиг.1) включает образцы построения умозаключений трех видов: дедуктивного, индуктивного и поаналогии. Данной карточке отводится особая роль в процессе изучения текстов, т.к. овладение в процессе обучения алгоритмом использования данной карточки позволяет как анализировать, так и синтезировать понятия (знания), извлеченные с помощью предыдущих карточек (№1 - 5), т.е. перейти от имеющегося знания (фактов, заключенных в тексте) к новому, выводному, знанию посредством формулирования выводов (умозаключений) на основе индукции, дедукции или аналогии.

Предлагаемый способ обучения (усвоения учебного материала - текста) предусматривает 3 этапа: подготовительный этап, этап обучения приемам работы с текстом, этап контроля.

Сущность изобретения иллюстрируется схематичным описанием этапов обучения на фигурах 2, 3, 4.

На подготовительном этапе (Фиг.2) в процессе обучения происходит освоение структуры основных логических категорий (понятие, суждение, умозаключение), сущности всеобщих существенных признаков окружающего мира (структура, движение, развитие, взаимосвязь), овладение умением оперировать понятиями (определять, делить, обобщать, ограничивать и др.).

На этапе обучения приемам работы с текстом (Фиг.3) описанный комплект карточек используется в качестве дидактического инструментария, позволяющего усвоить содержание учебных текстов (усвоить предметные знания), а на этапе контроля (Фиг.4) - в качестве диагностического инструментария, дающего возможность преподавателю определить уровень усвоения знаний обучаемыми посредством проверки и анализа разработанного ими комплекта карточек к тексту, предложенному на итоговом занятии (контрольной работе, зачете, экзамене).

Далее приводятся сведения, подтверждающие возможность осуществления заявленного изобретения и реализации указанного назначения, а именно повышения степени усвоения учебного материала.

В экспериментах данной серии участвовало 156 слушателей курсов повышения квалификации, часть из которых обучалась по способу, описываемому в изобретении (экспериментальная группа, 76 чел.), а другая часть (контрольная группа, 80 человек) - по методике, указанной в прототипе. Слушатели экспериментальной группы в ходе обучения освоили логические операции с понятиями и алгоритм использования карточек №1-6. Для работы им был предложен учебный текст «Логическая структура текста» (Фиг.5) из учебника (Логика: учебник для вузов / В.Ф.Берков, Я.С.Яскевич, В.И.Павлюкевич; под общей ред. проф. В.Ф. Беркова. - Изд-е 5-е, стреотип. - Мн.: ТетраСистемс, 2001. - 416 с. - С.334) и задание - прочитать текст и составить к нему карточки №1-6.

На этапе обучения приемам работы с текстом слушатели заполнили карточки, используя умения, сформированные у них на подготовительном этапе, и представили их в форме компьютерных презентаций.

Карточка №1 (вопрос-понятие)

1. Что называется текстом?

2. Что считается субъектом (темой) текста?

3. Что понимается под предикатом (ремой) текста?

4. Что представляет собой заголовок?

5. Что выражает подзаголовок текста?

6. Что является логическим аспектом связности?

7. Что такое абзац?

8. Каковы свойства и виды текстов?

9. В чем заключается сущность анализа текста?

Карточка №2 (вопрос-суждение)

1. Чем объяснить, что текст имеет субъектно-предикативную структуру?

2. Как доказать, что текст является законченной смысловой единицей?

3. В каком случае заголовок текста выступает в качестве текстового субъекта?

4. Когда текст рассматривается как текстовый предикат, а подзаголовок играет роль субъектов частей текста?

5. Каким образом бессвязный текст преобразуется в связный текст?

6. Вследствие чего связность и цельность являются необходимым условием формирования доброкачественного текста?

7. Почему каждый человек вынужден овладеть умением видеть логическую структуру текста, а следовательно, анализировать любой текст (научный, художественный)?

Карточка №3 (сравнение)

1. По сравнению с простейшим текстом, который состоит из одного отдельного высказывания, сложный текст состоит из 2-х и более высказываний.

2. Так же, как и сложный текст, простейший текст имеет субъектно-предикативную структуру.

3. Как в простейшем, так и в сложном тексте темой является выражение, фиксирующее предмет, о котором говорится в тексте, а ремой - выражение, с помощью которого раскрывается тема.

4. Сравнивая простейший и сложный тексты, можно сказать, что сложный текст может быть бессвязным, а простейший текст не может быть бессвязным.

5. Кроме сложного текста, еще и простейший текст выполняет единую коммуникативную программу отправителя.

6. Помимо сложных текстов человек часто использует простейшие тексты.

7. Больше, чем простейший текст, высказываний содержит сложный текст.

8. Не только простейший текст, а и сложный текст воспринимается получателями в качестве законченной смысловой единицы.

9. Наряду со сложным текстом и простейший текст может передавать чувства и мысли человека.

10. Если в простейшем тексте в качестве темы всегда выступает подлежащее (логический субъект), то в сложном тексте в качестве темы может выступать целое высказывание, заключающее в себе и подлежащее, и сказуемое (логические субъект и предикат).

11. В отличие от сложного текста, в котором ремой является совокупность высказываний, имеющих субъектно-предикативную основу, в простейшем тексте ремой является сказуемое.

Карточка №4 (противоречие)

1. Если тема формулирует уже известное, знакомое, данное, то рема привносит нечто новое в наше знание или понимание предмета.

2. Логический аспект связности обеспечивается логическими союзами и связками, однако наличие внешней (лексико-семантической) связи между компонентами текста не всегда свидетельствует о его связности.

3. Текст «Отец Ф.Достоевского был лекарем. Многие лекари учились в Петербурге, а Петербург был основан в 1703 году» не является связным, хотя и носит признаки связности с лексико-семантической точки зрения.

4. Если текст-описание фиксирует некоторые фрагменты действительности в их статике и синхронической соотнесенности, то текст-повествование излагает события, действия, процессы в их развитии во времени.

5. Анализ логической структуры текста позволяет не только выделить его основное содержание, установить соотношения между отдельными компонентами, но и обнаружить его недостатки, выявить скрытые вопросы, приступить к поиску ответов.

6. Высказывание «Содержание текста объединяется единой темой» является текстом, несмотря на то, что оно представляет собой одно предложение.

Карточка №5 (категории философии)

Количество-качество одно высказывание простейший текст Содержание-форма мысль (идея) текста письменный (устный) текст Единство-многообразие структура текста виды текстов (простейший, сложный, связный, бессвязный, …) Общее-частное текст текст-рассуждение Причина-следствие наличие логических связей в тексте доброкачественный текст Общее-особенное-единичное Текст - простейший текст - конкретное высказывание Пространство-время текст-описание текст-повествование Возможность-действительность все тексты могут отвечать требованиям законов логики, т.е. быть связными существуют тексты, не отвечающие требованиям законов логики, т.е. бессвязные

Карточка №6 (умозаключение)

Дедуктивные умозаключения:

1) Поскольку текст, состоящий из нескольких высказываний, называется сложным текстом,

а текст «Логическая структура текста» состоит из нескольких высказываний,

Следовательно, текст «Логическая структура текста» - сложный текст.

2) Поскольку доброкачественный текст характеризуется связностью и цельностью,

а текст «Логическая структура текста» обладает связностью и цельностью

Следовательно, текст «Логическая структура текста» - доброкачественный текст.

Индуктивное умозаключение:

Если текст «Подлежащее и сказуемое - главные члены предложения» состоит из одного отдельного высказывания,

Если текст «Дополнение, определение, обстоятельство - второстепенные члены предложения» состоит из одного отдельного высказывания,

Если текст «Распространенное предложение содержит как главные, так и второстепенные члены предложения» состоит из одного отдельного высказывания,

а тексты «Подлежащее и сказуемое - главные члены предложения», «Дополнение, определение, обстоятельство - второстепенные члены предложения», «Распространенное предложение содержит как главные, так и второстепенные члены предложения» являются простейшими текстами,

Следовательно, всякий простейший текст состоит из одного отдельного высказывания.

Умозаключения по аналогии:

1) Если сложный текст состоит из двух и более высказываний, то простейший текст состоит из одного высказывания.

2) Если сложные тексты можно подразделить на тексты-констатации и тексты-рассуждения, то тексты-констатации подразделяются на тексты-описания и тексты-повествования.

Составление такого комплекта карточек при изучении текста обеспечило обучаемым усвоение новых понятий, установление взаимосвязи, сходства и различия между изучаемыми видами текста; выявление противоречий (как предпосылку «рождения» новых видов текста), заключенных в содержании учебного текста, выведение новых знаний с помощью умозаключений.

В ходе эксперимента этап контроля проводился в обеих испытуемых группах. При этом преподаватель использовал опросник (Фиг.6), фиксирующий, с одной стороны, уровень усвоения предметного материала (уровень знаний), с другой, - уровень развития формально-логических операций мышления у обучаемых. Опросник составлялся по специальному алгоритму для каждого конкретного текста, при этом время ответа на каждый вопрос и опросник в целом строго регламентировано. Например, для оценки степени усвоения обучаемыми содержания того же текста («Логическая структура текста») был составлен следующий опросник.

1. Определить понятия: текст, сложный текст, связный текст, текст-констатация, текст-повествование (3 мин).

2. Указать структуру понятий: сложный текст, текст-описание, текст «В лесу растет цветок душистый, от благоухания которого становится весело на душе. Его бутоны напоминают нежные белые колокольчики. Это чудо зовется ландышем.» (3 мин).

3. Какие признаки характерны для текста «Язык и общество.... Связаны ли они? Бесспорно. Во-первых, человек - существо социальное, и ему необходимо общаться. Во-вторых, чистота, красота языка напрямую зависит от развития общества. Следовательно, язык и общество не только связаны, но и влияют друг на друга.»: связность, сложный текст, констатация, повествование, рассуждение (3 мин).

4. Какие понятия относятся к объему понятия текст-констатация: текст-рассуждение, текст-описание, простейший текст, бессвязный текст, текст-повествование (3 мин).

5. Обобщить (до категории) текст Н.В. Гоголя из произведения «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»:

«Чудесный город Миргород {...Если будете подходить к площади, то, верно, на время остановитесь полюбоваться видом: на ней находится лужа, удивительная лужа! Она занимает почти всю площадь. Прекрасная лужа!» (3 мин).

6. Ограничить (до термина «повествование») понятие «текст» (3 мин).

7. Обобщить и ограничить понятие «связный текст» (3 мин).

8. Отразить с помощью кругов Эйлера отношения между понятиями: текст, простейший текст, связный текст, бессвязный текст, сложный текст, текст-рассуждение, текст-описание, описание Сталинградской битвы, доказательство теоремы Пифагора (3 мин).

9. Сформулировать пять вопросов-суждений с понятиями: анализ, логическая структура текста, тема, рема, художественные произведения, простейший текст, бессвязный текст (5 мин).

10. Сформулировать изобретательскую задачу, решением которой было бы появление текстов-рассуждений наряду с текстами-констатациями (5 мин).

Результат эксперимента показал, что слушатели экспериментальной группы смогли выполнить задания опросника, на более высоком качественном уровне, чем слушатели контрольной группы (Фиг.7А и 7Б), т.е. в ходе эксперимента было подтверждено, что использование специального дидактического инструментария (карточек №1-6) при изучении учебного материала обеспечивает повышение степени его усвоения. Так процент выполнения итогового задания слушателями контрольной группы составил всего 43,6%, в то время как слушатели экспериментальной группы справились с этим же заданием на 89,5%.

Таким образом, заявляемое изобретение имеет ряд преимуществ относительно прототипа, которые связаны с повышением эффективности обучения за счет повышения степени усвоения информации, содержащейся в учебном материале, при использовании современного дидактического инструментария познания (карточек №1-6).

Во-первых, заявляемый способ обучения не требует использования специального дорогостоящего оборудования.

Во-вторых, технический результат при использовании изобретения достигается при любых учебных условиях: как при работе с учебными текстами на занятиях, так и в процессе самообразования (самостоятельной работы); как при обучении по печатным изданиям, так и на основе ИКТ-технологий с использованием электронных учебных пособий.

В-третьих, особенностью описываемого способа обучения является то, что он может быть использован как при традиционном обучении, так и на основе инновационных технологий.

В-четвертых, указанный технический результат заключается в развитии у обучаемых умственных приемов (логических операций), которые являются механизмами мыслительной деятельности человека, лежащей в основе понимания и усвоения любого учебного текста.

Похожие патенты RU2396605C2

название год авторы номер документа
СПОСОБ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ УСВОЕНИЕМ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА 2000
  • Афанасьев Ю.Н.
  • Бельковец Л.П.
  • Воронков Ю.С.
  • Кувшинов С.В.
RU2180455C1
НАГЛЯДНОЕ ПОСОБИЕ ЧЕЛОВЕК 2013
  • Выборнов Владимир Георгиевич
RU2536194C2
НАГЛЯДНОЕ ПОСОБИЕ ЧЕЛОВЕК 2011
  • Выборнов Владимир Георгиевич
RU2520049C2
Настольная игра 2019
  • Алексеева Лариса Леонидовна
  • Гальчук Ольга Викторовна
  • Зарецкая Алёна Юрьевна
  • Командышко Елена Филипповна
  • Стукалова Ольга Вадимовна
  • Юдушкина Олеся Васильевна
RU2722415C1
ИНФОРМАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ ПРЕДМЕТА 1997
  • Болотина Галина Кирилловна
RU2117993C1
СПОСОБ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ НА ОСНОВЕ ИНТЕНСИФИКАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1997
  • Бельковец Лидия Петровна
RU2118849C1
СПОСОБ УСКОРЕННОГО ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА (ВАРИАНТЫ) 2008
  • Филаева Софья Леонидовна
RU2393545C2
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ ЯЗЫКУ 1997
  • Букат Георгий Михайлович
RU2132574C1
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ ГРАММАТИКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА 2011
  • Резниченко Светлана Васильевна
RU2469412C1
СПОСОБ "МИЛГРЕД" ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ 1999
  • Гредина Е.П.
  • Павлюченко Е.А.
RU2153705C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 396 605 C2

Реферат патента 2010 года СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ И УСВОЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ, СОДЕРЖАЩЕЙСЯ В УЧЕБНОМ МАТЕРИАЛЕ ИЛИ ЛЮБОМ ТЕКСТЕ

Изобретение относится к области образования. Обучающий проводит теоретические занятия по основным логическим категориям и их структуре и сущности всеобщих существенных признаков окружающего мира и практические занятия по формированию умения оперировать понятиями. При проведении в процессе анализа обучающимися действий по усвоению информации используют дидактический инструментарий познания в виде комплекта из шести карточек - вопрос-понятие, вопрос-суждение, сравнение, противоречие, категории, умозаключение. Структура карточек представляет собой либо синонимический ряд вопросительных слов, либо ряд слов-указателей. Изложение сущности и главной мысли массива информации осуществляют запоминанием каждой карточки, последовательно формулируя вопросы понятия и вопросы суждения, сравнения, противоречия категории и умозаключение. Техническим результатом изобретения является активация внимания, повышение степени усвоения информации. 7 з.п. ф-лы, 7 ил.

Формула изобретения RU 2 396 605 C2

1. Способ обучения и усвоения информации, содержащейся в учебном материале или любом тексте, включающий проведение обучающимися действий по усвоению информации, изложение сущности и главной мысли массива на носителе информации и контроль обучающим усвоения информации обучаемыми, отличающийся тем, что перед самостоятельным анализом обучающимися массива информации обучающий проводит теоретические занятия по основным логическим категориям и их структуре и сущности всеобщих существенных признаков окружающего мира и практические занятия по формированию умения оперировать понятиями, и при проведении в процессе анализа обучающимися действий по усвоению информации, используют дидактический инструментарий познания в виде, например, шести карточек, а именно, вопрос-понятие, вопрос-суждение, сравнение, противоречие, категории, умозаключение, при этом структура карточек представляет собой либо синонимический ряд вопросительных слов, либо ряд слов-указателей, а изложение сущности и главной мысли массива информации осуществляют заполнением каждой карточки, последовательно формулируя вопросы-понятия и вопросы-суждения, сравнения, противоречия, категории и умозаключение.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что заполнение карточки вопрос-понятие осуществляют формулированием девяти вопросов-понятий, состоящих из понятий, содержащихся в учебном материале и вопросительных слов, а именно, что называется, что считается, что понимается под, что представляет собой, что выражает, что является, что такое, каковы свойства и виды, в чем заключается сущность, и при этом заполнение карточки производят в указанной последовательности вопросительных слов.

3. Способ по п.1, отличающийся тем, что заполнение карточки вопрос-суждение осуществляют формулированием вопросов-суждений, состоящих из первого понятия, второго понятия, связки между понятиями, содержащимися в учебном материале и синонимического ряда семи вопросительных слов, а именно, чем объяснить, что, как доказать, что, в каком случае, когда, каким образом, вследствие чего, почему, причем конспектируют текст любого объема до логического предела в трех измерениях: абзац, контекст, текст.

4. Способ по п.1, отличающийся тем, что заполнение карточки сравнение осуществляют формулированием суждений, отражающих как сходство понятий, так и различие понятий, содержащихся в учебном материале, связанных при помощи одиннадцати слов-указателей, а именно, по сравнению с…, так же, как и…, как…, так и…, сравнивая…, можно сказать…, кроме…, еще…, помимо…, больше, чем…, не только…, а и…, наряду с…, если…, то…, в отличие от… .

5. Способ по п.1, отличающийся тем, что заполнение карточки противоречие осуществляют формулированием суждений, служащих для обнаружения явных и скрытых противоречий между понятиями в изучаемом тексте, связанных при помощи девяти слов-указателей, а именно, …что, а…, …тем, что…, …, хотя…, … не…, но…, …если…, то…, …тем, чем…, …, несмотря на…, …однако…, …не только… .

6. Способ по п.1, отличающийся тем, что заполнение карточки категории осуществляют формулированием суждений, служащих для определения соответствия понятий в изучаемом тексте категориям, таким, как качество-количество, содержание-форма, первичное-вторичное, сущность-явление, единство-многообразие, общее-частное, причина-следствие, общее-особенное-единичное, пространство-время, возможность-действительность, необходимость-случайность.

7. Способ по п.1, отличающийся тем, что заполнение карточки умозаключение осуществляют формулированием выводов о понятиях, содержащихся в учебном материале, на основе дедукции, со связкой - поскольку, а, на основе индукции, со связкой - если, а, а, по аналогии, со связкой - если, то, позволяющие перейти от сообщенных знаний к выводным, т.е. к новому знанию.

8. Способ по любому из пп.1-7, отличающийся тем, что контроль обучающим усвоения информации обучаемыми осуществляют по качеству составленных карточек комплекта и посредством опросника для фиксирования уровня развития формально-логический операций мышления.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2010 года RU2396605C2

СПОСОБ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ НА ОСНОВЕ ИНТЕНСИФИКАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1997
  • Бельковец Лидия Петровна
RU2118849C1
АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ И КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ 1995
  • Смоленцев М.Ю.
RU2110095C1
RU 2003133148 A, 27.04.2005
RU 2006137616 A, 27.04.2008.

RU 2 396 605 C2

Авторы

Зорина Валентина Лазаревна

Еремеевская Ирина Давыдовна

Глинкина Галина Васильевна

Даты

2010-08-10Публикация

2008-08-11Подача