Известны различные конструкции специально оборудованных судов для проведения спасательных операций при аварийно-спасательных работах на затонувших подводных лодках (см. например, «СПАСАТЕЛЬНЫЕ ИМУЩЕСТВА И СРЕДСТВА ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА», Москва, Военное издательство, 2004 год).
Все они представляют собой надводные корабли, оснащенные специальными устройствами для проведения спасательных операций.
Операции по спасению начинаются после прибытия судна-спасателя (СС) в район аварии, установки его непосредственно над затонувшей лодкой и возможной фиксации его в этом положении. После чего в специально оборудованные «спасательные» отсеки аварийной ПЛ с судна-спасателя может подаваться свежий воздух и электроэнергия через воздуховоды и кабели, опускаемые с СС и присоединяемые к специальным разъемам, которые монтируются в спасательных отсеках.
Для осуществления попытки всплытия аварийной ПЛ применяются трубопроводы высокого давления (рабочее давление 20 МПа) типа ТВД-Р1, при помощи которых возможна прокачка балластных цистерн аварийной ПЛ.
Для возможной эвакуации экипажа СС может иметь спасательное устройство (типа «колокол»), устанавливаемое на один из люков аварийной ПЛ.
Несмотря на многообразие конструкций различных средств оснащения СС при выполнении спасательных работ любым из них имеют место следующие недостатки:
1. Невозможна надежная фиксация надводного судна (особенно при волнении моря) относительно неподвижно лежащей на глубине аварийной ПЛ. Чем больше глубина, тем больше дрейф СС вокруг ПЛ и тем больше должен быть запас длины трубопроводов и пр.
2. Проведение спасательных операций возможно только при небольшом волнении моря.
3. Глубина, на которой ПЛ может быть оказана помощь, строго ограничена. (Длина штатных строп, трубопроводов, тросов и т.д. не превышает 300 м. Максимальная длина трубопровода ТВД-Р из пяти секций - 342 м). С учетом п.1 реальная помощь ПЛ может быть оказана на глубине не более 200 м.
4. Достаточно трудоемкие операции по доставке концов тросов, трубопроводов и кабелей, спускаемых с СС, к месту их установки и присоединение всех этих элементов к ПЛ осуществляется водолазами, время работы которых (с учетом времени погружения и всплытия с выдержкой для декомпрессии) ограничено несколькими минутами.
5. При наличии придонных течений, волнении моря и др. выполнение некоторых операций становится практически невозможным (вспомните, например, многодневные попытки установить спасательный колокол на люк 9-го отсека «КУРСКА»...).
6. Только продувка воздухом высокого давления балластных цистерн далеко не всегда обеспечивает всплытие лодки. Часть отсеков лодки может быть затоплена. Продувка их воздухом не предусмотрена. Возможность всплытия зависит от положения лодки на грунте, его характеристик и др. Кроме продувки воздухом высокого давления балластных цистерн других возможностей для подъема у сегодняшних спасателей нет.
Для устранения вышеуказанных недостатков предлагается спасательное судно для аварийных подводных лодок сделать на базе специально оборудованной подводной лодки. Причем переоборудование не потребует сложного изменения конструкции, а коснется, в основном, только установки на лодке специальных средств судна-спасателя. Все операции по спасению могут проводиться практически аналогично.
Пример осуществления:
Одним из важных преимуществ данного предложения является возможность избежать больших затрат и вместо дорогостоящего строительства специального корабля-спасателя использовать для него списанную боевую подводную лодку (желательно больших размеров). Схематическое изображение дополнительного оборудования при переоборудовании боевой подлодки в спасательную показано на фиг.1.
Переоборудование лодки заключается в снятии вооружения и монтаже двух узлов: водолазного и спасательного, каждый из которых имеет в нижней части лодки герметичный люк для выхода и входа.
ПЕРВЫЙ люк (водолазный - 2) через шлюз 3 сообщается с несколькими (1-2-3) барокамерами 4, в которых водолазы готовятся к выходу и куда возвращаются после работы для декомпрессии. Это позволит значительно увеличить фактическое время работы, позволит одновременно (или последовательно) работать нескольким бригадам водолазов, значительно увеличить время и повысить безопасность их работы за счет необходимого постепенного, строго регламентированного по времени изменения давления непосредственно в барокамере.
При подходе лодки-спасателя и установке ее над аварийной ПЛ водолазы крепят концы нескольких тросов 10 к корпусу аварийной лодки и (индивидуальным) их натяжением обеспечивают необходимое взаиморасположение лодок с высокой точностью на заданном расстоянии друг от друга. Необходимое усилие натяжения тросов обеспечивается за счет продувки балластных цистерн лодки-спасателя. Особенно жесткая взаимная фиксация производится в районе установки переходной камеры для обеспечения ее герметичности.
К ВТОРОМУ приемному люку 5 - через шлюзовую камеру 7 с барокамерой 8, герметично присоединяется переходной отсек 6, который может герметично соединяться также с одним из верхних люков 9 аварийной ПЛ. Это позволяет производить надежную установку переходной камеры водолазами одновременно снаружи и изнутри, обеспечивая точную установку, надежное закрепление и гарантированную герметичность соединения.
Схематическое изображение относительного расположения спасательной и аварийной ПЛ в процессе проведения спасательных работ показано на фиг.2.
Все операции по спасению могут проводиться после предварительной рекогносцировки, во время которой определяется необходимое количество, размер и расположение фиксирующих тросов 10. После чего, в надводном положении, на лодке-спасателе закрепляются фиксирующие тросы и герметично устанавливается переходной отсек 6. Лодка - спасатель располагается над аварийной ПЛ. (При необходимости для установки спасателя над аварийной ПЛ может использоваться тросовая петля. см. ниже, фиг.3).
Несколько групп водолазов через барокамеры 4 и 8 и шлюзовые отсеки 2 и 5 высаживаются на аварийную ПЛ и закрепляют концы мощных тросов 10 к корпусу аварийной ПЛ. Таким образом лодка-спасатель швартуется к аварийной несколькими мощными тросами.
Избирательным натяжением тросов (при необходимости) осуществляют взаимную центровку, затем (за счет продувки балласта лодки-спасателя и, за счет этого, необходимого натяжения тросов) почти жесткую взаимную фиксацию. В районе установки переходного отсека могут устанавливаться специальные стержни для жесткой относительной взаимной фиксации. После чего водолазами снаружи и изнутри производится герметичная установка и закрепление на верхнем люке 9 аварийной ПЛ переходного отсека 6 и откачка из него и шлюзового отсека 7 воды.
Выход из люка 5 и возвращение в него водолазов производится через шлюзовой отсек 7 и соединенную с ним барокамеру 8. После этого взаимными усилиями экипажей спасателей и аварийной лодки открывается люк 9 аварийной лодки.
Переход из лодки в лодку через переходной отсек осуществляется «всухую».
Производится (при необходимости) эвакуация экипажа аварийной ПЛ или на нее командируются специалисты (с необходимыми запчастями) для ликвидации аварии.
Судно-спасатель имеет возможность без эвакуации экипажа аварийной ПЛ (при наличии вставок по ПАТЕНТУ 45930) войти с его членами (находящимися в любом из отсеков) в телефонный контакт и, лучше согласованными действиями (одновременной продувкой балластных цистерн, осушением затопленных отсеков и т.п.), а также при помощи своих двигателей осуществить отрыв от дна, подъем или транспортировку аварийной ПЛ на поверхность или на малую глубину.
Количество и размещение тросов 10 на корпусе лодки спасателя (а также определение их начальной длины) осуществляется после осмотра положения аварийной лодки на грунте, а их установка на корпусе лодки-спасателя производится на поверхности океана, что значительно сокращает объем работы водолазов.
Как один из вариантов, на корпусе спасателя может устанавливаться вспомогательная тросовая петля для облегчения фиксации спасателя над аварийной лодкой (например, в случае сильного придонного течения).
Примеры использования петли показаны на фиг.3.
Длина тросов 10, после закрепления их концов на корпусе аварийной подводной лодки, может регулироваться различными известными способами для достижения одинакового их натяжения при "подвсплытии" лодки-спасателя в положение установки переходного отсека.
ПРЕИМУЩЕСТВА ДАННОГО ИЗОБРЕТЕНИЯ:
1. Спасательная лодка может быть зафиксирована над аварийной на сравнительно небольшом расстоянии (порядка 10 м), причем большая точность установки гарантирована размещением тросов, а небольшое расстояние и гарантированное натяжение тросов за счет продувки балласта пришвартованной лодки-спасателя позволяет сделать крепление полу-, или даже жесткое со всеми вытекающими преимуществами.
2. Волнение моря практически не будет мешать проведению спасательных работ.
3. Глубина, на которой возможно проведение спасательных работ, не будет иметь столь строгих ограничений (например, длиной трубопроводов и кабелей) и может быть значительно увеличена.
4. Операции по установке и присоединению (укороченных более, чем в 30 раз) трубопроводов и кабелей к аварийной ПЛ значительно упрощаются.
5. Время работы водолазов за счет декомпрессии в барокамерах значительно увеличивается
6. Небольшое расстояние между лодками позволяет установить «из люка в люк» переходной отсек для эвакуации экипажа аварийной лодки «всухую» и направления на аварийную лодку специалистов для проведения квалифицированного ремонта.
7. При наличии на аварийной ПЛ вставок по ПАТЕНТУ 45930 все затопленные отсеки могут быть осушены, члены экипажа, отрезанные от спасательных отсеков, получают оперативную помощь в виде чистого воздуха, электроэнергии и телефонной связи с остальным экипажем и спасателями.
8. Общее время спасательных работ значительно сокращается.
9. Для отрыва аварийной лодки от грунта, ее подъема и даже возможной транспортировки на малую глубину (помимо прокачки балластных цистерн и осушения затопленных отсеков воздухом высокого давления) могут быть использованы двигатели и рули лодки-спасателя, особенно эффективно в динамическом режиме.
10. Переоборудование списанной боевой лодки в спасательную позволит сэкономить громадные средства (по сравнению с постройкой судна-спасателя, которая планировалась по типу иностранных, после гибели «КУРСКА»).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
БЫСТРОХОДНОЕ СПАСАТЕЛЬНОЕ СУДНО | 2023 |
|
RU2798921C1 |
ПОДВОДНО-СПАСАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС С ВЛОЖЕННЫМИ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫМИ КАПСУЛАМИ | 2012 |
|
RU2474511C1 |
СПАСАТЕЛЬНЫЙ ПОДВОДНЫЙ АППАРАТ | 2007 |
|
RU2334650C1 |
СПОСОБ СПАСЕНИЯ ЭКИПАЖА АВАРИЙНОЙ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ, ЛЕЖАЩЕЙ НА ГРУНТЕ | 2002 |
|
RU2274583C2 |
ПОДВОДНЫЙ СПАСАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС | 2008 |
|
RU2360828C1 |
Водолазно-спасательный глубоководный аппарат | 2020 |
|
RU2764140C1 |
КОЛЛЕКТИВНОЕ СУДОВОЕ СПАСАТЕЛЬНОЕ СРЕДСТВО | 2004 |
|
RU2282554C2 |
СРЕДСТВО СПАСАНИЯ ПОДВОДНИКА И СПОСОБ ЕГО ПОДЪЕМА НА ПОВЕРХНОСТЬ | 2015 |
|
RU2657605C2 |
Способ эвакуации экипажа аварийной подводной лодки из всплывшей спасательной камеры и устройство для его осуществления | 2020 |
|
RU2756949C1 |
Подводный тренажер для тренировки экипажей спасательных судов | 2015 |
|
RU2622520C2 |
Изобретение относится к спасательным судам. Спасательное судно предназначено для проведения аварийно-спасательных работ на затонувших подводных лодках и оборудовано средствами подачи воздуха и электроэнергии, водолазным и другим штатным оборудованием. Судно выполнено на базе подводной лодки, имеющей комплект тросов для ее швартовки (в том числе и тросовой петлей) и надежной фиксации на расстоянии порядка 10 м над аварийной подводной лодкой и два люка в днище, первый из которых соединен через шлюзовую камеру параллельно с несколькими барокамерами, имеющими выход внутрь лодки. Ко второму люку, имеющему также шлюзовую камеру, соединенную с одной барокамерой, может герметично монтироваться и закрепляться изнутри и снаружи переходное устройство, герметично устанавливаемое и закрепляемое (также изнутри и снаружи) на соответствующем верхнем люке аварийной лодки. Достигается выполнение спасательных операций при большом волнении моря. 3 ил.
Спасательное судно, предназначенное для проведения аварийно-спасательных работ на затонувших подводных лодках, оборудованное средствами подачи воздуха и электроэнергии, водолазным и другим штатным оборудованием, отличающееся тем, что оно выполнено на базе подводной лодки, имеющей комплект тросов для ее швартовки (в том числе и тросовой петлей) и надежной фиксации на расстоянии порядка 10 м над аварийной подводной лодкой и два люка в днище, первый из которых соединен через шлюзовую камеру параллельно с несколькими барокамерами, имеющими выход внутрь лодки-спасателя, а ко второму люку, имеющему также шлюзовую камеру, соединенную с одной барокамерой, может герметично монтироваться и закрепляться изнутри и снаружи переходное устройство, герметично устанавливаемое и закрепляемое (также изнутри и снаружи) на соответствующем верхнем люке аварийной лодки.
Способ получения изделий из керамического порошка | 1990 |
|
SU1814642A3 |
Роторно-поршневой двигатель Журилова В. | 1990 |
|
SU1814689A3 |
ПАТЕНТНО-ТЕлНП'ТГНАй| БИБЛИСТ'^КЛ IИ. Я. Ботаров | 0 |
|
SU308971A1 |
СТЫКОВОЧНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОДВОДНОГО АППАРАТА | 1996 |
|
RU2157776C2 |
Авторы
Даты
2008-09-20—Публикация
2007-09-05—Подача