Изобретение относится к роторам турбокомпрессора, имеющим заднюю опору, расположенную под камерой сгорания, и консольно расположенный ротор турбины.
Известно соединение диска второй ступени турбины с валом на двигателе при помощи одного шлицевого соединения и по двум посадочным цилиндрическим поверхностям (Jane's AERO - ENGEINES - 2002, стр.587).
Недостатком известной конструкции является центрирование диска второй ступени на валу и подвешивание на него с передней стороны диска первой ступени и дефлектора при помощи болтовых соединений, что ухудшает центровку и увеличивает массу.
Наиболее близким к заявляемому изобретению является соединение по отдельности каждого из двух дисков турбины с валом турбокомпрессора при помощи шлицевых соединений и по двум посадочным цилиндрическим поверхностям (Справочник ЦИАМ/общая редакция: В.А.Скибин, В.И.Солонин, М., Изд. Дом «Авиамир», 2005 г., стр.154, Иностранные авиационные двигатели).
Недостатком известной конструкции, принятой за прототип, является болтовое соединение дефлектора с диском первой ступени, что приводит к дополнительному соединению, увеличению веса и к возможному появлению вибрации.
Техническая задача, на решение которой направлено заявляемое изобретение, заключается в повышении надежности газотурбинного двигателя путем обеспечения сохранения центровки диска турбины и дефлектора относительно вала на всех режимах работы двигателя.
Сущность технического решения заключается в том, что в устройстве соединения вала с дефлектором и диском турбины газотурбинного двигателя, содержащем установленный на шлицы хвостовика вала диск турбины, согласно изобретению диск турбины и дефлектор установлены на шлицы вала упругими элементами с посадочной поверхностью между ними, при этом диск охвачен дефлектором. Шлицы в соединении диска турбины и дефлектора с хвостовиком вала выполнены прямоугольными.
Установка диска турбины и дефлектора на шлицы вала упругими элементами с посадочной поверхностью между ними, при этом диск охвачен дефлектором, обеспечивает сохранение центровки диска турбины и дефлектора относительно вала на всех режимах работы двигателя, что повышает надежность газотурбинного двигателя.
На фиг.1 изображен продольный разрез турбокомпрессора.
На фиг.2 - элемент I на фиг.1 в увеличенном виде (соединение ротора турбины с ротором компрессора).
На фиг.3 - вариант соединения (шлицы выполнены прямоугольными).
Ротор турбокомпрессора 1 состоит из ротора компрессора 2 и ротора турбины 3. Задняя опора 4 ротора турбокомпрессора находится под камерой сгорания. Диск 5 турбины 3 соединен с валом 6 при помощи шлицевого соединения 7 и сцентрирован на валу при помощи посадочной цилиндрической поверхности 8. Дефлектор 9 соединен с валом 6 также при помощи шлицевого соединения 7 и установлен на вал по поверхности 10, а диск 5 - по поверхности 11. Диск 5, дефлектор 9, подшипник 12 и детали уплотнений стягиваются на конце вала 6 гайкой 13. Для сохранения центровки на валу 6 во время работы двигателя в диске 5 и в дефлекторе 9 выполнены упругие элементы 14. При сборке диск 5 и дефлектор 9 соединяются вместе по взаимной центровке по поверхности 11, затем устанавливаются вместе на вал по двум посадочным поверхностям 8 и 10 с натягом. В случае, если эти натяги по поверхностям 8 и 10 недостаточны, наиболее предпочтительным является замена эвольвентных шлиц на прямоугольные (самоцентрирующиеся) шлицы без посадочных поверхностей 8 и 10.
При работе двигателя из-за воздействия центробежных сил и температуры диск 5 и дефлектор 9 вытягиваются, но благодаря упругим элементам 14 сохраняется центрирование на валу 6. На переменных режимах при потере одной центровки по поверхности 8 или 10 общее центрирование не нарушается, то есть диск 5 турбины 3 не меняет своего радиального и углового расположения. Не меняет своего пространственного расположения и дефлектор 9, который прижат по периферии и втулке к базовому диску турбины и имеет две центровки по поверхностям 10 и 11. Для передачи крутящего момента от колеса диск имеет шлицевое соединение с валом, шлицевое соединение используется и для фиксации дефлектора.
При применении прямоугольных (самоцентрирующихся) шлиц центрирование происходит по боковым поверхностям прямоугольных шлиц 7, а не по диаметральным поверхностям буртов.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ТУРБОКОМПРЕССОР ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2009 |
|
RU2414628C1 |
ГАЗОГЕНЕРАТОР ГТД | 2012 |
|
RU2487258C1 |
ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ | 2000 |
|
RU2190110C2 |
РОТОР ДВУХСТУПЕНЧАТОЙ ТУРБИНЫ | 1998 |
|
RU2151883C1 |
СПОСОБ ПРИВОДА КОЛЕС ШАССИ САМОЛЕТА И ШАССИ САМОЛЕТА С ПРИВОДОМ КОЛЕС | 2011 |
|
RU2495792C2 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ РОТОРА ЛОПАТОЧНОЙ МАШИНЫ, СТАНОК ДЛЯ ШЛИФОВАНИЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ АВТОМАТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ ПРОФИЛЯ | 1996 |
|
RU2179502C2 |
ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ | 2001 |
|
RU2211936C2 |
ОДНОВАЛЬНАЯ ГАЗОТУРБИННАЯ УСТАНОВКА | 2000 |
|
RU2179647C2 |
ГАЗОВАЯ СИЛОВАЯ ТУРБИНА | 2008 |
|
RU2379524C1 |
УСТРОЙСТВО СОЕДИНЕНИЯ ВАЛОВ ТУРБИНЫ И КОМПРЕССОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2006 |
|
RU2310088C2 |
Изобретение относится к роторам турбокомпрессора, имеющим заднюю опору, расположенную под камерой сгорания. Устройство соединения вала с дефлектором и диском турбины газотурбинного двигателя содержит установленные на шлицы хвостовика вала диск турбины и дефлектор. Диск турбины и дефлектор установлены на шлицы вала упругими элементами с посадочной поверхностью между ними, при этом диск охвачен дефлектором. Шлицы в соединении диска турбины и дефлектора с хвостовиком вала выполнены прямоугольными. Изобретение позволяет повысить надежность двигателя за счет сохранения центровки диска турбины и дефлектора относительно вала на всех режимах работы двигателя. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.
US 6183193 B1, 06.02.2001 | |||
US 3814539 A, 04.06.1974 | |||
US 5862666 A, 26.01.1999 | |||
US 5275534 A, 04.01.1994 | |||
УЗЕЛ СОЕДИНЕНИЯ ДИСКА С ВАЛОМ РОТОРА ДВИГАТЕЛЯ | 2004 |
|
RU2269007C1 |
Кипятильник для воды | 1921 |
|
SU5A1 |
Авторы
Даты
2008-09-27—Публикация
2006-10-12—Подача