СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТА ВНУТРЕННЕГО РАССЕЯНИЯ ЭНЕРГИИ В МАТЕРИАЛЕ ПНЕВМАТИЧЕСКОЙ ШИНЫ В БОКОВОМ НАПРАВЛЕНИИ Российский патент 2008 года по МПК G01M17/02 

Описание патента на изобретение RU2336515C1

Изобретение относится к способу диагностики пневматических шин транспортных средств на стенде.

Известен способ определения коэффициента внутреннего рассеяния энергии в материале пневматической шины в вертикальном направлении (RU 2261427), принятый за прототип. Известно, что коэффициент рассеяния энергии в шине в боковом и вертикальном направлениях существенно отличаются друг от друга.

К причинам, препятствующим достижению указанного ниже технического результата при использовании известного способа, принятого за прототип, относится то, что реализация известного способа для определения коэффициента рассеяния энергии в боковом направлении сопровождается определенными трудностями, так как обеспечить строго вертикальные удары шины при соударении с препятствием сложно. При этом виброударный процесс приобретает хаотический характер, и измерение высоты скачков ударов затрудняется.

Технический результат - определение коэффициента внутреннего рассеяния энергии в материале шины в боковом направлении, что позволяет получить характеристики шины, необходимые для определения параметров устойчивости и управляемости автомобиля.

Особенность заключается в том, что колесо подвешивают на нерастяжимую нить в виде физического маятника, отклоняют на определенный угол и свободно отпускают, после чего оно соударяется с жестким препятствием, совершая виброударный процесс, а наблюдатель визуально фиксирует углы отклонения оси маятника.

Сущность изобретения заключается в следующем. Определяется коэффициент внутреннего рассеяния энергии в материале шины в боковом направлении для оценки курсовой устойчивости и управляемости автомобиля, так как значения коэффициента внутреннего рассеяния энергии существенно влияют на вышеуказанные его характеристики.

Сущность изобретения поясняется чертежами, где на фиг.1 изображен общий вид стенда, на фиг.2 представлено пояснение к теоретическому обоснованию.

Колесо 1 автомобиля (фиг.1) подвешивают на нерастяжимой нити 2 с целью уменьшения погрешности измерения. После этого колесо отводят на определенный угол и свободно отпускают. Колесо соударяется с боковым упором 3 ограниченной плоскости для того, чтобы промоделировать реальный процесс, когда при уводе колеса участвует только ограниченная часть шины.

На стенке располагается измерительный сектор, на котором нанесена шкала углов отклонения. Последовательность углов отклонения фиксируется визуально наблюдателем.

Способ основан на следующих теоретических соображениях.

Рассматривается существенно нелинейный виброударный процесс, возникающий при свободных колебаниях колеса с шиной. Коэффициент внутреннего трения найдем из энергетических соображений. Пусть изменение потенциальной энергии колеса между двумя соседними ударами при малых углах отклонений таких, что sinϕ≈ϕ, равно:

где mT - масса колеса, g - ускорение свободного падения, l - расстояние между центром масс подвешенного колеса и точкой подвеса О, ϕT1 - угол отклонения до удара, ϕT2 - угол отклонения после удара, ΔϕT - разница углов.

За один цикл соударения колесо проходит путь, равный 2АT, где АT - амплитуда сжатия колеса. Демпфирующая сила пропорциональна АT и не зависит от частоты колебаний:

где C0 - коэффициент демпфирования. Рассеяние энергии за один цикл движения, полагая трение малым, будет составлять:

Пренебрегая трением о воздушную среду, приравниваем убыль потенциальной энергии ΔП величине рассеяния энергии в материале шины ΔЕ:

Характер процесса представлен на фиг.2. Верхняя часть графика следует законам параболы, а нижняя - закону затухающей синусоиды.

Потенциальная энергия, накапливаемая в материале шины, изменится на величину:

где НTL - жесткость шины в боковом направлении.

Составим дифференциальное уравнение изменения угла отклонения колеса. Изменение потенциальной энергии равно:

Пусть

Тогда из уравнения изменения высоты прыжков получаем:

Приближенно положим:

где ТT - период соударений.

Тогда и, следовательно, можно записать:

Таким образом:

Подставляя получим:

Обозначим коэффициент внутреннего рассеяния энергии в материале шины: Тогда и

Период соударений: где ωT - частота соударений, тогда или

Замечая, что получаем где ϕT0 - первоначальный угол отклонения.

Полагая t=Т, то есть учитываем изменение энергии за период, находим:

Откуда следует:

Для n отклонений: где ϕTn - угол отклонения после n-го удара.

Данное изобретение было экспериментально проверено. Для шины «Кама-205» размерностью 175/70R13 углы отклонения за один цикл уменьшались в среднем на 22%, следовательно, коэффициент внутреннего рассеяния энергии в боковом направлении равен γT=0,316.

Похожие патенты RU2336515C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТА ВНУТРЕННЕГО РАССЕЯНИЯ ЭНЕРГИИ В МАТЕРИАЛЕ 2009
  • Санкин Юрий Николаевич
  • Иванов Сергей Владимирович
RU2408861C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МОДУЛЯ УПРУГОСТИ МАТЕРИАЛА ПРИ ПОМОЩИ ВИБРОУДАРНОГО ПРОЦЕССА МАТЕМАТИЧЕСКОГО МАЯТНИКА, СОУДАРЯЮЩЕГОСЯ С ИССЛЕДУЕМЫМ МАТЕРИАЛОМ 2009
  • Санкин Юрий Николаевич
  • Иванов Сергей Владимирович
RU2411481C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТА ВНУТРЕННЕГО РАССЕЯНИЯ ЭНЕРГИИ В МАТЕРИАЛЕ ПНЕВМАТИЧЕСКОЙ ШИНЫ 2004
  • Санкин Ю.Н.
  • Гурьянов М.В.
RU2261427C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КОНТАКТНОЙ ЖЕСТКОСТИ ТОНКОСТЕННЫХ ЭЛЕМЕНТОВ КОНСТРУКЦИИ ПРИ ПОМОЩИ ВИБРОУДАРНЫХ КОЛЕБАНИЙ МАТЕМАТИЧЕСКОГО МАЯТНИКА 2009
  • Санкин Юрий Николаевич
  • Иванов Сергей Владимирович
RU2411494C1
ДАТЧИК СОУДАРЕНИЯ 2003
  • Баженов А.А.
  • Яровиков В.И.
RU2248577C1
СТРУКТУРНО НЕСУЩАЯ ШИНА, А ТАКЖЕ СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОПЕРЕЧНОГО ПРОФИЛЯ ПЕРЕМЫЧКИ-СПИЦЫ ДЛЯ ТАКОЙ ШИНЫ 2005
  • Крон Стивен М.
  • Помпье Жан-Пьер
  • Райн Тимоти Б.
  • Томпсон Рональд Хобарт
  • Демино Кеннет В.
RU2372209C2
БЫСТРОДЕЙСТВУЮЩАЯ ПОДВЕСКА КОЛЕСА ГОНОЧНОГО АВТОМОБИЛЯ 1999
  • Каменский В.Е.
RU2139796C1
НЕПНЕВМАТИЧЕСКАЯ ШИНА 2001
  • Райн Тимоти Б.
  • Томпсон Рональд Х.
  • Крон Стивен М.
  • Демино Кеннет В.
RU2269425C2
ШАРОВАЯ МЕЛЬНИЦА 1989
  • Редькин В.Ф.
  • Кребель Ф.Р.
RU2024309C1
Способ определения фрикционных свойств материалов и устройство для его реализации 2019
  • Броновец Марат Александрович
RU2718562C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 336 515 C1

Реферат патента 2008 года СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТА ВНУТРЕННЕГО РАССЕЯНИЯ ЭНЕРГИИ В МАТЕРИАЛЕ ПНЕВМАТИЧЕСКОЙ ШИНЫ В БОКОВОМ НАПРАВЛЕНИИ

Изобретение относится к способу диагностики пневматических шин транспортных средств на стенде. Способ заключается в фиксировании последовательности угловых отклонений колеса при соударении с жестким препятствием и определении коэффициента рассеяния энергии в боковом направлении по следующей формуле: где ϕТ0 - первоначальный угол отклонения, ϕTn - угол отклонения после n-го удара, n - число отклонений, что позволяет получить характеристики шины, необходимые для определения параметров устойчивости и управляемости автомобиля. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 336 515 C1

Способ определения коэффициента внутреннего рассеяния энергии в материале пневматической шины в боковом направлении, отличающийся тем, что фиксируют последовательность угловых отклонений колеса при соударении с жестким препятствием, после чего коэффициент рассеяния энергии в боковом направлении определяют по формуле

где ϕT0 - первоначальный угол отклонения, ϕTn - угол отклонения после n-го удара, n - число отклонений.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2008 года RU2336515C1

СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТА ВНУТРЕННЕГО РАССЕЯНИЯ ЭНЕРГИИ В МАТЕРИАЛЕ ПНЕВМАТИЧЕСКОЙ ШИНЫ 2004
  • Санкин Ю.Н.
  • Гурьянов М.В.
RU2261427C1
Пановко Я.Г
Основы прикладной теории упругих колебаний
- М.: Машиностроение, 1967, с.63, рис.37
Устройство для определения параметров движителей транспортного средства 1989
  • Ибрагимов Эдуард Николаевич
  • Таневицкий Игорь Владимирович
  • Федотов Анатолий Михайлович
SU1735733A1
Способ испытания движителей и устройство для его осуществления 1985
  • Павлов Владимир Викторович
  • Ушаков Михаил Александрович
  • Гладов Геннадий Иванович
  • Кувшинов Виктор Владимирович
  • Котович Сергей Владимирович
SU1332175A1

RU 2 336 515 C1

Авторы

Санкин Юрий Николаевич

Гурьянов Михаил Владимирович

Даты

2008-10-20Публикация

2007-08-03Подача