Изобретение относится к области специальных транспортных машин для использования в зоне чрезвычайных ситуаций.
Известна конструкция бронированного основания кузова для автомобильного транспортного средства по патенту US N 4326445, кл. F 41 H 5/00, 1982 г., обеспечивающего защиту экипажа, узлов и агрегатов машины от поражения пулями, осколками снарядов и мин при их воздействии на нижнюю часть корпуса транспортного средства, содержащее днище из тонкостенного бронированного листа.
Также известна конструкция транспортной машины для использования в зоне чрезвычайных ситуаций по патенту РФ N 2111441, F 41 H 5/00, 7/00, 1994 г., где предлагается повышение защищенности экипажа от подрывов противотанковых мин за счет оснащения корпуса транспортной машины рамной конструкцией из продольных и поперечных балок, размещенных под днищем машины и закрытых снаружи силовыми взрывостойкими листами-экранами.
Вышеприведенные примеры технических решений применимы для боевых транспортных средств, подвергшихся единичному ("случайному") подрыву мины, например - танк, где при воздействии взрыва противотанковой мины у конструкций, изготовленных по патенту РФ N 2111441, происходит деформация и частичное разрушение дополнительной защиты днища и частичная деформация самого днища, при этом возможно ослабленное воздействие взрыва на экипаж машины. Конструкция днища машины по патенту US N 4326445 будет разрушена, экипаж выведен из строя.
Таким образом, для транспортной машины, которая используется исключительно в зоне чрезвычайных ситуаций, например тральщик противотанковых минных полей, который представляет собой транспортную машину, оснащенную минным тралом, известные конструкции не в полной мере обеспечивают защиту экипажа от действия взрыва мин, пропущенных тралом (вследствие выработки ресурса взрывоустойчивости трала, установки мины противотральной конструкции и т.п. ).
Предлагаемая конструкция транспортной машины решает задачи защиты экипажа при работе в зоне чрезвычайных ситуаций - проведение траления противотанковых минных заграждений.
Общие признаки предлагаемой транспортной машины: корпус, содержащий два бортовых, передние, задние, верхние и нижние - днище броневые листы, имеющий обитаемое и моторное отделения, где последнее закрыто сверху откидываемой бронированной надмоторной крышей и где внутри обитаемого отделения на кронштейнах размещены сиденья экипажа и спецбригады, а в передней части снаружи корпуса установлены элементы крепления противоминного трала, содержащего рамы тяговые и рабочие органы, а корпус машины снабжен рамной конструкцией в виде продольных и поперечных балок, закрепленных под днищем, и образующих ячейки, которые снаружи закрыты силовыми взрывостойкими листами-экранами, а по периметру днища рамная конструкция связана стойками с нижней частью корпуса машины, где в полостях ячеек рамной конструкции встроена композитная набивка, состоящая из слоев энергопоглощающих элементов.
Отличительные (достаточные) признаки:
1. Обитаемое отделение снабжено дополнительным полом рамной конструкции из внутренних поперечных балок, закрепленных с зазором над днищем по бортам корпуса и связанных друг с другом продольными стяжками и поверх которых установлены сегменты листов пола с нанесенными на них ударопоглощающим материалом, причем величина зазора установки поперечных балок над днищем равна или больше дуги прогиба деформации днища при подрыве мины.
2. Два бортовых листа корпуса развиты по высоте в средней части в зоне обитаемого отделения и закрыты с передней, задней и верхней стороны дополнительными бронированными листами, где величина увеличения размера по высоте бортового листа в зоне обитаемого отделения равна или больше величины зазора размещения поперечных балок дополнительного пола над днищем машины.
3. Кронштейны крепления сидений экипажа машины и спецбригады размещены без механического контакта с днищем внутри корпуса по бортовым листам на внутренних поперечных балках дополнительного пола и на верхних листах корпуса и оснащены фиксаторами регулируемых положений сидений относительно дополнительного пола, выполненными в виде проушин с отверстиями с шкворнями.
4. Снаружи на заднем дополнительном бронированном листе обитаемого отделения и в задней части корпуса установлены кронштейны, к которым посредством быстросъемных элементов закреплены продольные и поперечные балки грузовой платформы походного размещения рабочих органов противоминного трала, причем кронштейны в задней части корпуса охватывают откидываемую бронированную надмоторную крышу и размещены по отношению к последней с зазорами.
Установка в обитаемом отделении транспортной машины дополнительного пола рамной конструкции из внутренних поперечных балок, закрепленных с зазором над днищем по бортам корпуса и связанных друг с другом продольными стяжками и поверх которых размещены сегменты листов пола с нанесенным на них ударопоглощающим материалом, позволяет обеспечить при подрыве мины под машиной и частичном разрушении наружной защиты днища и деформации самого днища жизнедеятельность экипажа и спецбригады, причем величина зазора установки поперечных балок над днищем определяется величиной дуги прогиба днища при его деформации.
Выполнение двух бортовых листов корпуса увеличенными по высоте в зоне обитаемого отделения и закрытых с передней, задней и верхней сторон дополнительными бронированными листами позволяет разместить и защитить экипаж и спецбригаду в обитаемом отделении транспортной машины при увеличении размера установки дополнительного пола.
Размещение кронштейнов крепления сидений экипажа машины и спецбригады без механического контакта с днищем внутри корпуса по бортовым листам на внутренних поперечных балках дополнительного пола и на верхних листах корпуса обеспечивает защиту экипажа и бригады саперов при подрыве мины под проекцией машины.
Установка снаружи на заднем дополнительном бронированном листе обитаемого отделения и в задней части корпуса кронштейнов, к которым посредством быстросъемных элементов закреплены продольные и поперечные балки грузовой платформы походного размещения рабочих органов противоминного трала, позволяет обеспечить походный режим движения транспортной машины при ее оборудовании противоминным тралом при движении на маршах (не уменьшается ресурс по пробегу трала), где рабочие органы трала размещаются на грузовой платформе, а рамы тяговые остаются закрепленными на штатных местах в передней части корпуса транспортной машины, при этом не ухудшаются условия проведения технического обслуживания машины в моторном отделении, где кронштейны крепления платформы охватывают надмоторную крышу и размещены с зазорами по ее периметру, что не препятствует ее открыванию при снятых с платформы рабочих органах трала и поперечных балок.
Транспортная машина для использования в зоне чрезвычайных ситуаций схематично изображена на прилагаемом чертеже, где на фиг. 1 представлен общий вид машины сбоку, на фиг. 2 - общий вид машины, вид сверху, на фиг. 3 - вид на грузовую платформу, на фиг. 4 - вид Б, на фиг. 5 показана установка противоминного трала на транспортную машину, на фиг. 6 приведен походный режим движения транспортной машины с установкой рабочих органов трала на грузовую платформу, на фиг. 7 - вариант установки кронштейнов сидений командира и спецбригады на верхнем и бортовом листах корпуса, на фиг. 8 - вид Д, вариант установки кронштейнов сиденья спецбригады на бортовом листе корпуса.
Транспортная машина для использования в зоне чрезвычайных ситуаций включает: корпус 1, содержащий два бортовых 2, передние 3, задние 4, верхние 5 и нижнее - днище 6 броневые листы, имеющий обитаемое 7 и моторное 8 отделения, где последнее закрыто сверху откидываемой бронированной надмоторной крышей 9 и где внутри обитаемого отделения на кронштейнах размещены сиденья экипажа - механика-водителя 10, командира 11 и спецбригады 12, а в передней части снаружи корпуса установлены элементы крепления противоминного трала 13, содержащего рамы тяговые 14 и рабочие органы 15, а корпус машины снабжен рамной конструкцией в виде продольных и поперечных балок 16, закрепленных под днищем 6 и образующих ячейки 17, которые снаружи закрыты силовыми взрывостойкими листами-экранами 18, а по периметру днища рамная конструкция связана стойками 19 с нижней частью корпуса машины, где в полостях ячеек рамной конструкции встроена композитная набивка 20, состоящая из слоев энергопоглощающих материалов, машина также содержит дополнительный пол 21 рамной конструкции из внутренних поперечных балок 22, закрепленных по бортам корпуса с зазором А над днищем 6 и связанных друг с другом продольными стяжками 23 и поверх которых установлены сегменты листов пола 24 с нанесенным на них ударопоглощающим материалом, бортовые листы 2 развиты по высоте в зоне обитаемого отделения на размер Г (фиг. 4) и закрыты с передней, задней и верхней стороны дополнительными бронированными листами 25. На фиг. 1, 5, 6 представлена установка кронштейнов 26 сидений экипажа 10, 11 и спецбригады 12 на внутренних балках дополнительного пола, на фиг. 7 показана установка кронштейнов 26 сидений экипажа (командира) 11 и спецбригады 12 на верхнем и бортовом листах корпуса. Кронштейны 26 выполнены в виде проушин с шкворнями 27. Машина оснащена грузовой платформой 28, предназначенной для размещения и перевозки рабочих органов 15 противоминного трала, размещена над надмоторной крышей 9, содержит продольные балки (кронштейны) 29, приваренные к заднему дополнительному листу обитаемого отделения и к задней части корпуса машины, образующие зазор В (фиг. 2) в плане с откидываемой надмоторной крышей, к которым посредством быстросъемных элементов 30 закреплены поперечные балки 31, на фиг. 3, 4 показано положение поперечных балок 31 для обслуживания моторного отделения при открытой надмотороной крыше.
Транспортная машина работает следующим образом. При движении машины с противоминным тралом (фиг. 5) в зоне чрезвычайных ситуаций (траление противотанковых минных полей) при подрыве пропущенной тралом мины под машиной происходит деформация и частичное разрушение дополнительной защиты днища 16, 17, 18 и деформация днища 6, при этом дуга прогиба деформации днища не превышает размер А, при этом экипаж, спецбригада и машина сохраняют работоспособность. Для снижения ударного воздействия на экипаж и спецбригаду кронштейны крепления сидений 26 установлены на балках дополнительного пола, на верхнем и бортовом листах корпуса, где исключен контакт с деформированным днищем, бортовые листы корпуса в зоне обитаемого отделения увеличены по высоте на размер Г, превышающий дугу прогиба днища при подрыве мины, и закрыты дополнительными броневыми листами, что позволяет разместить в корпусе и защитить экипаж и спецбригаду. Установка элементов крепления противоминного трала в передней части корпуса машины позволяет использовать ее в качестве тральщика минных полей. При этом при движении машины на марше в составе транспортных колонн, для сохранения ресурса трала по пробегу, возможна установка рабочих органов трала на грузовую платформу. При проведении технического обслуживания в моторном отделении достаточно снять быстросъемные элементы 30 и снять или откинуть поперечные балки 31, как показано на фиг. 3, 4.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
БРОНИРОВАННАЯ БЕСКАПОТНАЯ КАБИНА С ПРОТИВОМИННОЙ ЗАЩИТОЙ | 2013 |
|
RU2517935C1 |
ВОЕННАЯ ГУСЕНИЧНАЯ МАШИНА | 2007 |
|
RU2404400C2 |
ВЗРЫВОСТОЙКОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО | 2012 |
|
RU2481543C1 |
МАШИНА ОГНЕМЕТЧИКОВ | 2000 |
|
RU2172921C1 |
БРОНИРОВАННЫЙ АВТОМОБИЛЬ | 2012 |
|
RU2514637C1 |
БРОНИРОВАННЫЙ МОДУЛЬ КУНГа С ПОВЫШЕННОЙ ПРОТИВОМИННОЙ СТОЙКОСТЬЮ | 2011 |
|
RU2492406C1 |
ПРОТИВОМИННОЕ КРЕСЛО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2011 |
|
RU2489669C1 |
Малая штурмовая бронированная машина | 2018 |
|
RU2727228C2 |
КОРПУС БРОНИРОВАННОЙ РЕМОНТНО-ЭВАКУАЦИОННОЙ МАШИНЫ И СПОСОБ ЕГО ИЗГОТОВЛЕНИЯ | 1998 |
|
RU2172464C2 |
Изобретение относится к области военной техники, в частности к бронированным машинам, выполненным с возможностью траления мин. Устройство обеспечивает защиту экипажа во время разминирования минных полей. Сущность изобретения: обитаемое отделение снабжено дополнительным полом рамной конструкции из внутренних поперечных балок, закрепленных с зазором над днищем по бортам корпуса и связанных друг с другом продольными стяжками. Поверх стяжек установлены сегменты листов пола с нанесенным на них ударопоглощающим материалом. Величина зазора установки поперечных балок над днищем равна или больше дуги прогиба деформации днища при подрыве мины. 3 з.п.ф-лы, 8 ил.
ТРАНСПОРТНАЯ МАШИНА ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ЗОНЕ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ | 1994 |
|
RU2111441C1 |
ВЫСОКОЗАЩИЩЕННЫЙ ТАНК С ЭКИПАЖЕМ ДВА ЧЕЛОВЕКА | 1998 |
|
RU2138004C1 |
US 4326445, 27.04.1982 | |||
DE 19735594 A1, 25.02.1999 | |||
НОСИТЕЛЬ ДЛЯ ХРАНЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ, ЗАПИСЫВАЮЩИЙ ПОТОК ОСНОВАННЫХ НА ТЕКСТЕ СУБТИТРОВ, УСТРОЙСТВО И СПОСОБ, ЕГО ВОСПРОИЗВОДЯЩИЕ | 2005 |
|
RU2324988C2 |
0 |
|
SU271048A1 |
Авторы
Даты
2001-05-20—Публикация
2000-07-24—Подача