Изобретение относится к области инженерного вооружения и предназначено для использования при разведке путей и маршрутов движения войск на наличие инженерных боеприпасов (ИБП), траления противотанковых и противопехотных мин, а также самодельных взрывных устройств.
Инженерная машина разведки и разминирования (ИМРР) может быть применена в инженерных войсках с целью повышения уровня защищенности походного порядка войск от воздействия инженерных боеприпасов и самодельных взрывных устройств, повышения показателей маневренности войск, повышения скорости их движения.
Аналогом является изобретение «Инженерный катковый минный тральщик» (патент RU 2221982 С1, заявка 2002119779/02, 22.07.2002, дата публикации 20.01.2004. Данное изобретение состоит из каткового тралящего оборудования, в свою очередь содержащее катковые секции с рабочими органами, где секции закреплены на раме тяговой, шарнирно связанной с передней носовой частью корпуса базовой машины или танка.
Недостатком этого изобретения является то, что использование его предусматривает наличие базовой гусеничной машины или танка. Общая масса такого средства слишком велика, чтобы обеспечить применение данной системы на современной дорожной инфраструктуре с целью проделывания прохода в минном поле (минноопасном участке) на дорогах общего пользования с твердым покрытием, в том числе недостатком является отсутствие взаимозаменяемости Катковых рабочих органов и обеспечение взрывоустойчивости путем наличия конечного ресурса ударной стойкости, предшествующего капитальному ремонту минного трала. Также недостатком является отсутствие предусмотренного разведывательно-наблюдательного комплекса, способного превентивно идентифицировать потенциально опасные объекты.
Прототипом является изобретение «Дорожная машина разминирования» (патент RU 2210721 С1, заявка 2002109122/02, 08.04.2002, дата публикации 20.08.2003). Данное изобретение состоит из тралящего оборудования с рамой тяговой и рамой поперечной, где установлены боковины с Катковыми рабочими органами, устройства перерезания проводных линий управления подрывом фугасов и базовую машину, которая может иметь исполнение в виде колесной машины с рамой корпуса.
Недостатком данного изобретения является полное отсутствие разведывательного оборудования, что подразумевает нахождение тралящего оборудования преимущественно в рабочем состоянии, что снижает скорость передвижения войск и снижает их показатели маневренности. В том числе недостатком данного прототипа является то, что сменный рабочий орган представляет собой сложную техническую систему, не обеспечивающую возможность быстрой замены силами экипажа носителя и в случае невозможности штатного функционирования вследствие высокоскоростных ударных нагрузок подлежит замене в полном составе.
Задачей изобретения является безопасное сопровождение колонн вооружения и военной техники (ВВСТ) по маршрутам и путям движения войск в любое время суток в целях выполнения задач по поиску, обнаружению и тралению мин и взрывоопасных предметов (ВОП).
Решение указанной задачи достигается сведением в единый комплекс различных систем обнаружения, идентификации, доразведки, траления и обозначения путем монтажа и сопряжения для совместного функционирования на многоцелевой бронированной колесной базе (специальном шасси) инженерного разведывательного вооружения и специального тралящего оборудования, а также встраиванием ИМРР и получаемой с ее помощью информации в единую систему управления войсками.
Принципиальная схема инженерной машины разведки и разминирования (Фиг. 1):
1 - многоцелевая бронированная колесная база;
2 - дорожное тралящее оборудование со сменными Катковыми рабочими органами;
3 - оборудование неконтактного траления инфракрасных датчиков цели;
4 - боевой дистанционно - управляемый модуль;
5 - всепогодное устройство обозначения прохода в минном поле;
6 - возимое устройство (блок) инженерной разведки ближнего радиуса действия;
7 - возимое устройство (блок) инженерной разведки дальнего радиуса действия;
8 - кран - манипуляторная установка;
9 - система постановки дымовой завесы;
10 - система геопозиционирования.
Многоцелевая бронированная колесная база 1 (Фиг. 2) используется для перемещения ИМРР по грунтовым дорогам и дорогам с твердым покрытием с высокой скоростью в транспортном положении, а в рабочем положении способствует плавности хода. Многоцелевая бронированная колесная база оснащена системой геопозиционирования (Фиг. 11), размещенной внутри корпуса базы, и передает свои координаты в единую систему управления войсками. Дорожное тралящее оборудование со сменными Катковыми рабочими органами 2 (Фиг. 3), закрепленное к передней части многоцелевой бронированной колесной базы 1 выполняет защитные функции в отношении всей системы путем инициирования срабатывания ИБП и ВОП, установленных в полосе движения ИМРР в теле дорожного полотна непосредственно под рабочим органом тралящего оборудования (катком) вследствие наезда на контактный датчик цели боеприпаса. Оборудование неконтактного траления инфракрасных датчиков цели 3 (Фиг. 4) установлено на дорожное тралящее оборудование со сменными Катковыми рабочими органами 2 и осуществляет преждевременное срабатывание ИБП и ВОП, предназначенных для поражения бортовой проекции цели путем имитации теплового портрета цели в инфракрасном диапазоне. Боевой дистанционно-управляемый модуль 4 (Фиг. 5) представляет из себя стрелковое вооружение с повышенной скорострельностью, сопряженное с прицельно-наблюдательными комплексами и автоматической подачей боеприпасов. Данный модуль осуществляет защиту ИМРР и поражение живой силы противника (в том числе на машинах), а также уничтожение заблаговременно обнаруженных ИБП, ВОП и предметов, обладающих соответствующими отличительными признаками. Всепогодное устройство обозначения прохода в минном поле 5 (Фиг. 6) обозначает границу прохода, проделанного ИМРР с целью обеспечения безопасного прохода по нему ВВСТ в любое время суток и время года с запасом в две ширины колесного движителя ИМРР. Возимое устройство (блок) инженерной разведки ближнего радиуса действия 6 (Фиг. 7) осуществляет поиск, обнаружение и идентификацию ИБП и ВОП, установленных в полосе движения ИМРР на дистанции до 100 метров. Возимое устройство (блок) инженерной разведки дальнего радиуса действия 7 (Фиг. 8) выполняет поиск, обнаружение и идентификацию ИБП и ВОП, установленных в полосе движения ИМРР на дистанции свыше 100 метров. Кран - манипуляторная установка 8 (Фиг. 9) выполняет функцию доразведки и идентификации обнаруженных предметов, обладающих отличительными свойствами ИБП или ВОП путем развертывания всех колен стрелы с установленной на ней системы видеонаблюдения и манипулятора. Манипулятор под управлением соответствующего члена экипажа ИМРР доставляет к ИБП (ВОП) или предмету обладающих отличительными свойствами ИБП или ВОП средства уничтожения или нейтрализации. Система постановки дымовой завесы 9 (Фиг. 10) осуществляет защиту ИМРР от поражения ее противотанковыми средствами и поражения стрелковым вооружением противника в ходе его засадных действий против сопровождаемой ИМРР воинской колонны своих войск путем отстрела дымовых гранат в радиусе, достаточном для надежного скрытия ИМРР в видимом и невидимых диапазонах.
Экипаж ИМРР в процессе движения по установленному маршруту получает поток информации от возимого устройства (блока) инженерной разведки ближнего радиуса действия 6, возимого устройства (блока) инженерной разведки дальнего радиуса действия 7 о наличии или отсутствии ИБП, ВОП, а также предметов, обладающих отличительными свойствами ИБП или ВОП, и о всех своих действиях докладывает командиру в целях обеспечения организации взаимодействия в системе «ИМРР - колонна». В случае обнаружения, идентификации и невозможности уничтожения ИБП или ВОП, экипаж и сообщает командиру и, если тот принимает решение на обход (объезд) минноопасного участка, координаты обнаруженного и идентифицированного ИБП или ВОП (предмета, обладающего отличительными свойствами ИБП или ВОП) заносятся в интерактивную схему единой системы управления войсками и производится смена маршрута. В ситуации, когда экипаж обнаружил предмет, обладающий отличительными свойствами ИБП или ВОП, докладывает командиру, в целях идентификации и принятия решения осуществляет его доразведку с помощью кран-манипуляторной установки 8, а всепогодное устройство обозначения прохода в минном поле 5 осуществляет обозначение прохода. В случае принятия решения на уничтожение экипаж уничтожает ИБП, ВОП или предмета, обладающего отличительными свойствами ИБП или ВОП, с помощью боевого дистанционно - управляемого модуля 4 или путем перемещения к месту средств уничтожения с помощью кран - манипуляторной установки 8. Место установки уничтоженного ИБП, ВОП или предмета, обладающего отличительными свойствами ИБП или ВОП, заносится в интерактивную схему единой системы управления войсками. При срабатывании ИБП или ВОП под дорожным тралящим оборудованием со сменными Катковыми рабочими органами 2 и последующим разрушением сменных рабочих органов, экипаж, под прикрытием боевого дистанционно - управляемого модуля 4 под управлением одного из его членов, осуществляет замену разрушенных элементов дорожного тралящего оборудования со сменными Катковыми рабочими органами 2 и оборудования неконтактного траления инфракрасных датчиков цели 3, далее продолжает выполнение задачи. В случае, когда дорожное тралящее оборудование со сменными Катковыми рабочими органами 2 и оборудование неконтактного траления инфракрасных датчиков цели 3 поражены без возможности восстановления, экипаж, не покидая ИМРР, осуществляет аварийную отцепку дорожного тралящего оборудования со сменными Катковыми рабочими органами 2 и продолжает выполнять задачу.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ РАЗМИНИРОВАНИЯ И УСТРОЙСТВО БРОНИРОВАННОЙ МАШИНЫ ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2006 |
|
RU2337306C1 |
Ловушка инженерная тепловая тралящая | 2023 |
|
RU2810825C1 |
Бойковый минный трал сплошного траления | 2022 |
|
RU2783325C1 |
Способ траления мин и устройство для его осуществления | 2015 |
|
RU2639837C2 |
МОДУЛЬНЫЙ МИННЫЙ ТРАЛ | 2011 |
|
RU2478182C1 |
Самоходное бронированное транспортное средство обеспечения разминирования и подготовки объектов к разрушению и крепление для установки навесного оборудования | 2017 |
|
RU2648659C1 |
ДОРОЖНАЯ МАШИНА РАЗМИНИРОВАНИЯ | 2002 |
|
RU2210721C1 |
ИНЖЕНЕРНЫЙ КАТКОВЫЙ МИННЫЙ ТРАЛЬЩИК | 2002 |
|
RU2221982C1 |
МАШИНА РАЗМИНИРОВАНИЯ МЕСТНОСТИ | 2003 |
|
RU2241198C1 |
Пункт управления минным тральщиком | 2017 |
|
RU2664854C1 |
Изобретение относится к области инженерного вооружения и предназначено для использования при разведке путей и маршрутов движения войск на наличие инженерных боеприпасов (ИБП), траления противотанковых и противопехотных мин, а также самодельных взрывных устройств. Инженерная машина разведки и разминирования состоит из многоцелевой бронированной колесной базы и тралящего оборудования. При этом на многоцелевой бронированной колесной базе путем сопряжения смонтирован единый комплекс из совместно функционирующих дорожного тралящего оборудования, оборудования неконтактного траления инфракрасных датчиков цели, боевого дистанционно управляемого модуля, всепогодного устройства обозначения прохода в минном поле, возимых устройств инженерной разведки ближнего и дальнего радиусов действия, кран-манипуляторной установки, системы постановки дымовой завесы и геопозиционирования, размещенной внутри корпуса многоцелевой бронированной колесной базы. При этом тралящее оборудование представляет собой дорожное тралящее оборудование со сменными катковыми рабочими органами, закрепленное к передней части многоцелевой бронированной колесной базы. Оборудование неконтактного траления инфракрасных датчиков цели установлено на дорожное тралящее оборудование со сменными катковыми рабочими органами. Обеспечивается безопасное сопровождение колонн вооружения и военной техники. 2 ил.
Инженерная машина разведки и разминирования, состоящая из многоцелевой бронированной колесной базы и тралящего оборудования, отличающаяся тем, что на многоцелевой бронированной колесной базе путем сопряжения смонтирован единый комплекс из совместно функционирующих дорожного тралящего оборудования, оборудования неконтактного траления инфракрасных датчиков цели, боевого дистанционно управляемого модуля, всепогодного устройства обозначения прохода в минном поле, возимого устройства инженерной разведки ближнего радиуса действия, возимого устройства инженерной разведки дальнего радиуса действия, кран-манипуляторной установки, системы постановки дымовой завесы и системы геопозиционирования, размещенной внутри корпуса многоцелевой бронированной колесной базы, при этом тралящее оборудование представляет собой дорожное тралящее оборудование со сменными катковыми рабочими органами, закрепленное к передней части многоцелевой бронированной колесной базы, оборудование неконтактного траления инфракрасных датчиков цели установлено на дорожное тралящее оборудование со сменными катковыми рабочими органами.
УСТРОЙСТВО для СЕЛЕКТИВНОГО ВЫВОДА ИНФОРМАЦИИ ИЗ ПРОВОЛОЧНЫХ ИСКРОВЫХ КАМЕР | 0 |
|
SU202581A1 |
Соединительная кулачковая муфта | 1949 |
|
SU84430A1 |
ДОРОЖНАЯ МАШИНА РАЗМИНИРОВАНИЯ | 2002 |
|
RU2210721C1 |
МОДУЛЬНЫЙ МИННЫЙ ТРАЛ | 2011 |
|
RU2478182C1 |
Устройство для автоматического управления фрикционами ступенчатой трансмиссии транспортного средства | 1984 |
|
SU1371932A1 |
US 8397612 B2, 19.03.2013. |
Авторы
Даты
2023-04-17—Публикация
2022-02-15—Подача