Способ психолого-педагогической коррекции психоэмоционального состояния Российский патент 2023 года по МПК A61B5/16 

Описание патента на изобретение RU2797851C1

Изобретение относится к педагогике и психологии, коррекционной педагогике, клинической и социальной психологии, в частности, психолого-педагогической коррекционной практике, и может быть использовано в качестве психолого-педагогического сопровождения детей и подростков, в том числе с ОВЗ-ограниченными возможностями здоровья.

В научной публикации Стрельников, И.А. Глифотерапия - новый метод в практике психолого-педагогического сопровождения / И.А. Стрельников, С.Ю. Малеева, Л.Н. Блинова, Л.В. Блинов, Н.В. Стрельникова, В.И. Ратникова // Мир науки. Педагогика и психология. - 2021. - Т. 9. - №6. URL: https://mir-nauki.com/PDF/69PSMN621.pdf DOI: 10.15862/69PSMN621; обоснован термин «глифотерапия» и введено понятие «метод «Глифотерапия», как новый метод в практике психолого-педагогического сопровождения детей и подростков, здоровых и с ОВЗ.

Восточные идеографические знаки и символы - известные глифы (иероглифы), протоиероглифы Китая и Японии как смыслообразующие универсалии, открывают новые возможности практического применения предлагаемого способа «Глифотерапии» в психологической и педагогической практической деятельности для психолого-педагогической коррекционной работы с детьми и подростками, в том числе с ОВЗ.

О письменных знаках - глифах (иероглифах) восточного идеографического языка, как модели энергоинформационной структуры и источников гармонических колебаний имеется ряд значимых публикаций, приводящих как научно-историческое, психолого-педагогическое обоснование, так и показывающих социально-значимую пользу применения правильно и красиво написанных знаков, использование приемов каллиграфии, как по отношению к иероглифам, так и по отношению к письменным знакам русского языка. Так, в трудах российских и китайских ученых приводится глубокое исследование корней каллиграфии, неоспоримого влияния мастерства каллиграфии в Китае на здоровье и долголетие: Тупичкина, Е.А. Влияние занятий каллиграфией на эмоциональную сферу личности / Е.А. Тупичкина, С. Юй, Н.П. Ревина // Семья и личность: проблемы взаимодействия. - 2020. - №17. - С. 131-138. - EDN PGWVON. Тупичкина, Е.А. Психолого-педагогические ресурсы китайской каллиграфии в развитии личности / Е.А. Тупичкина, Ю. Сянь // Мир образования - образование в мире. - 2020. - №1(77). - С. 78-84. - EDN VLXXHG. Серебренникова, Ю.А. Теория и практика обучения каллиграфии / Ю.А. Серебренникова // Начальная школа. - 2013. - №1. - С. 34-37. - EDN RTXCFX.

Заложенную в глифы (иероглифы), протоиероглифы и пиктограммы восточной идеографической письменности гармоничную картину мира, энергоинформационную матрицу мироздания, посредством письменного воспроизведения идеограмм, можно использовать для формирования, поддержания и расширения индивидуальной картины мира ребенка, тем самым, практически закладывая основы индивидуальной профилактики, коррекции и, при необходимости, реабилитации индивидуума. Эти процессы исследованы авторами: Белозерова В.Г. Пространственные построения в китайском изобразительном искусстве от Хань до Тан. / Институт востоковедения РАН. - М., 2012. - 385 с.; Белозерова В.Г. Эстетика каллиграфии / Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит, 2010. - С. 171-177.; Ван Най. История китайских иероглифов / пер. с кит. Южаниновой А.А. - Москва: Шанс, 2017. - 189 с.; Стрельников, И.А. Энергетическая дихотомия в знаках идеографической письменности Востока / И.А. Стрельников, Н.В. Стрельникова, В.И. Ратникова // Бизнес. Образование. Право. - 2021. - №3(56). - С. 417-421. - DOI 10.25683/VOLBI.2021.56.365. - EDN VRVXBZ; Способ познания восточной идеографии через энергоинформационную матрицу традиционных иероглифов / И.А. Стрельников, Л.В. Блинов, Н.В. Стрельникова, П.А. Калинкина // Бизнес. Образование. Право. - 2020. - №4(53). - С. 387-393. - DOI 10.25683/VQLBI.2020.53.460. - EDN WUJQSM; Статическая и динамическая характеристика элементов идеографических знаков в письменности Китая и Японии / И.А. Стрельников, Л.В. Блинов, Н.В. Стрельникова, В.И. Панфилова // Педагогика и психология: Исследования. Инновации. Практика. - 2019. - №1. - С. 17-22. - DOI 10.18411/ppiip-03-2019-04. - EDN KXKKNG.

Несмотря на проведенный относительно иероглифики и каллиграфии научный поиск, придание разделу письменности восточного идеографического языка существенного значения в развитии личности, признание всплеска интереса к историко-культурным, психолого-педагогическим, искусствоведческим аспектам каллиграфии, по сути дела, ренессанс каллиграфии и восточного (китайского) иероглифического письма в России тесно связан с работами Као Генри С.Р., доктора наук, почетного профессора психологии Университета Гонконга, почетного профессора психологии Университета Сунь Ятсен (Гуанчжоу, Гонконг, Китай) и может служить наиболее близким аналогом-прототипом предлагаемого способа глифотерапии. Статья Као Генри С.Р. Китайское каллиграфическое письмо для физической и поведенческой терапии / Библиотечное дело. - 2008. - №19(85). - С. 17-84. - ГОУ ДПО Свердловской области Центр повышения квалификации "Центр "Учебная книга" раскрывает некоторые теоретические подходы к лечению таких психических расстройств, как шизофрения, депрессия, аутизм, умственная отсталость, болезнь Альцгеймера, психосоматических состояний тревожности, снижения настроения при сахарном диабете.

Описывается положительная динамика результатов клинических испытаний применения каллиграфии в различных клинических группах: при нарушении мозгового кровообращения, начальной стадии гипертонической болезни и всех психических расстройствах, перечисленных выше.

Существенным недостатком и ограничением методических подходов с использованием китайской каллиграфии в клинической, психиатрической, психосоматической, психолого-педагогической практике на территории России, предлагаемых доктором Као Генри С.Р., 2000-2008 гг., является отсутствие у граждан России, включая детей и подростков, не только навыков китайской каллиграфии и запаса знаний о 1500-3000 иероглифов, что естественно для жителей Китая и входит в школьную и вузовскую программы КНР, но, вообще, знакомство с какой бы то ни было восточной идеографической письменностью - японской, китайской, корейской, тайваньской и др.

Ограничение подхода с использованием знаков (глифов, иероглифов) восточной идеографической письменности может стать непреодолимым без участия в исследовании и внедрении в практику способа глифотерапии, наряду с психологом, специалиста в области восточных языков и культуры, например, преподавателя японского, китайского, корейского языка.

Способ следует строить на базовых знаниях о глифах (иероглифах), пиктограммах восточных идеографических языков, правилах каллиграфии, последовательности введения новых глифов (иероглифов) в спектр психолого-педагогической коррекции детей и подростков, в том числе с ОВЗ, что является начальным этапом внедрения нового способа глифотерапии. В исследованной нами литературе не приводятся способы, технологии, методы, методики или методические указания, позволяющие применять каллиграфию в группах детей и подростков, в том числе с ОВЗ, для психолого-педагогической коррекции.

Учитывая широкий спектр возможностей практического применения глифов (иероглифов) восточных языков в психолого-педагогической и медицинской клинической практике с целью гармонизации психоэмоциональной сферы человека, ребенка, подростка, его энергетического, физиологического, физического ресурса путем приобретения письменных каллиграфических навыков, разработка и внедрение способа глифотерапии видится весьма актуальной и перспективной.

Исходя из вышесказанного, авторы считают целесообразным разработать собственно способ глифотерапии на территории России.

Задача изобретения: предложить способ глифотерапии для психолого-педагогической коррекции детей и подростков, в том числе с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), с использованием традиционных глифов (иероглифов) японского языка в уставном стиле, их пассивного запоминания и активного прописывания.

Технический результат состоит в описании алгоритма и этапов глифотерапии для лиц, не владеющих восточными языками, характеристики глифов (иероглифов), избранных для осуществления предлагаемого способа, последовательности этапов введения глифотерапии в психолого-педагогическую практику с целью психолого-педагогического сопровождения здоровых детей и подростков, в рамках обучения в образовательных учреждениях среднего и высшего звена, а также детей и подростков с некоторыми явными для педагога ОВЗ, как заикание, нервный тик, спастичность мышц верхних конечностей, аутистический спектр расстройств. Целью разработки и внедрения способа глифотерапии является коррекция психоэмоционального состояния, уменьшение тревожности, улучшение настроения, появление спокойствия, ускорение процесса запоминания новых материалов, и, как следствие, результатом применения способа глифотерапии является рост успеваемости.

Условием достижения положительной динамики психоэмоциональной сферы ребенка или подростка является пассивное на первом этапе и активное на втором этапе основного периода изучение традиционных идеограмм японского языка в уставном стиле непрерывно в течение одного учебного года, 34-38 недель, 4-6 раз в неделю, в течение 40-45 минут одного практического занятия или самостоятельного выполнения домашнего задания. Кратность практических занятий и самостоятельной работы дома зависит от расписания: предмет японского языка 2 или 3 раза в неделю, следовательно, 2-3 аудиторных занятия и, соответственно, 2-3 самостоятельных работы, каждое по 40-45 минут.

Предлагаемый способ состоит в использовании приемов каллиграфии на практических аудиторных занятиях и при самостоятельном выполнении домашнего задания, в соответствии с учебным планом предмета «Иероглифика» по изучению письменных знаков - глифов (иероглифов) восточной идеографической письменности, на примере японского языка, как моделей энергоинформационной структуры и источников гармонических колебаний.

Существует несколько стилей восточной - китайской и японской каллиграфии, а именно: уставный стиль, полускоропись и скоропись. Начинающий обучение иероглифике учащийся может с легкостью фиксировать строение иероглифа в классическом, традиционном стиле. Значительно сложнее происходит узнавание и понимание философии каллиграфии при ознакомлении с каллиграфическими стилями, как полускоропись и скоропись. Владение скорописью в каллиграфии является показателем высокого уровня мастерства каллиграфа, взаимодействующего с глифом, сохраняющего и обогащающего энергоинформационную структуру знака. Именно по этой причине произведения великих каллиграфов выставляются в музеях, высоко ценятся. Известно, что каллиграфы являются долгожителями.

Для реализации способа глифотерапия на начальном подготовительном этапе обучения наилучшим образом подходят традиционные глифы, в уставном стиле, структура и черты которых ясно представлены. Значение и образ глифа (иероглифа), написанного уставным стилем, полускорописью и скорописью, представлены для сравнения и понимания сложности технического исполнения, см. Фиг. 1.

В результате использования способа глифотерапии учащиеся средней школы, лингвистической школы, вуза приобретают в основной период на первом этапе навыки пассивного (узнавание) и на втором этапе активного (самостоятельное прописывание) владения традиционными идеографическими знаками японского языка в уставном стиле, в объеме от 100 до 300 глифов, в зависимости от учебного плана и программы по специальности. Улучшение успеваемости по другим предметам в рамках учебной программы учреждения в среднем достигает 13,1% за двадцатилетний, 1999-2022 гг., период наблюдения, см. Таблицу 1.

Гармонизация психоэмоционального состояния происходит естественно, на первом этапе путем узнавания и пассивного запоминания благоприятных традиционных глифов; затем, на втором этапе, посредством активного, самостоятельного, постоянного прописывания их капиллярной ручкой, перьевой ручкой, простым мягким карандашом или пером и тушью, на бумаге. Результирующей длительного пассивного и активного контакта с гармоническими колебаниями энергоинформационной структуры традиционных идеограмм японского языка, становится спокойное и гармоничное состояние нервной системы, хорошее настроение учащегося, готовность к получению новых знаний. Постоянное действие и движение кистью руки с орудием письма в течение всего учебного года расслабляет учащегося, что приводит к естественной коррекции заикания, до 20-80% от начального уровня ВОЗ, исчезновению нервного тика, до 50%, уменьшению спастического состояния мышц кистей рук, до 50% от начального уровня ВОЗ вначале учебного года; увеличению социальной адаптации детей с некоторыми признаками аутизма, как отказ от общения, замкнутость, ригидность, плаксивость, раздражительность, до 50% от начального уровня ВОЗ вначале учебного года, см. Таблицу 2, примеры 3, 4 и 5.

Технический результат достигается тем, что к работе по заявляемому способу «Глифотерапия» предлагается избрать только традиционные глифы (иероглифы) японского языка, написанные уставным стилем. Причина кроется в отсутствии знаний об иероглифике и каллиграфии у русскоязычного населения России. Способ глифотерапии реализуется на практических аудиторных занятиях и при самостоятельном выполнении домашнего задания, в соответствии с учебным планом предмета «Иероглифика» по изучению письменных знаков - глифов (иероглифов) восточного японского идеографического языка. Для начального этапа требуется работа преподавателя японского языка или специально обученного психолога, педагога-психолога.

Способ глифотерапии состоит из начального подготовительного периода и из двух этапов основного периода.

Подготовительный период складывается из обучения базовым знаниям по иероглифике: краткой истории иероглифов Китая, заимствование китайской письменности Японией в 3-4 веке н. э.; понятие об энергоинформационной структуре идеографического знака; составе иероглифа из различных черт; понятие пиктограммы, как прообраза существующих живых существ и неживых предметов в идее картинки, см. Фиг. 2, Фиг. 3, Фиг. 4, Фиг. 5, где представлен объект: существо или предмет, пиктограмма - древний иероглиф, повторяющий образ существа или предмета и современное уставное написание традиционного глифа (иероглифа) японского языка. Материалы взяты из публичного обращения в сети интернет: объект https://illustimage.com/; пиктограмма https://hanziyuan.net/; иероглиф https://kanji.jitenon.jp/; дата обращения: 12-13 июня 2022 года, свободный доступ.

Основной период подразделяется на первый, пассивный этап и второй, активный этап. Пассивный этап складывается из ознакомления с объектом, пиктограммой и соответствующему ей традиционному глифу (иероглифу) японского языка, написанному уставным стилем. Для наилучшего понимания и запоминания одновременно с глифом предлагается картинка объекта с изображением существа или предмета, и его пиктограмма, см. Фиг. 2, Фиг. 3, Фиг. 4, Фиг. 5. На пассивном этапе учащиеся находят нужный глиф и соответствующую ему картинку по заданию преподавателя или обученного психолога. Таким образом, закрепляется пассивное умение узнавать написанный иероглиф, выбирать его из нескольких предложенных, произносить название.

Активный этап основного периода состоит в постепенном обучении учащегося или группы учащихся основным правилам каллиграфии, последовательному написанию идеографического знака, с объяснением этимологии иероглифа, способам его использования в письменной речи японского языка. Учащиеся обращаются к методическому пособию по иероглифическим ключам, см. Стрельников, И.А. Введение в иероглифику японского языка. Иероглифические ключи: Учебное пособие для студентов очной формы обучения по направлению 38.03.01 «Экономика» (профиль «Мировая экономика»), по специальности 38.05.02 «Таможенное дело». В 3-х частях. Часть 1 / И.А. Стрельников: Хабаровский государственный университет экономики и права. Кафедра иностранных языков и межкультурной коммуникации. - Хабаровск. - 2022. - 160 с. - ISBN 978-5-7823-0754-7. - DOI 10.38161/978-5-7823-0754-7-2022. - EDN NPEAMY; Часть 2 / И.А. Стрельников: Хабаровский государственный университет экономики и права. Кафедра иностранных языков и межкультурной коммуникации. - Хабаровск. - 2022. - 152 с. - ISBN 978-5-7823-0755-4. - DOI 10.38161/978-5-7823-0755-4-2022. - EDN LWGAAM; Часть 3. / И.А. Стрельников: Хабаровский государственный университет экономики и права, кафедра иностранных языков и межкультурной коммуникации. - Хабаровск. - 2022. - 132 с. - ISBN 978-5-7823-0756-1. - DOI 10.38161/978-5-7823-0756-1-2022. - EDN SGFSVP.

Под руководством преподавателя или обученного психолога учащиеся самостоятельно прописывают идеографические знаки, запоминая их чтение и произношение. Получая домашнее задание, работают с глифами самостоятельно, по предложенному способу. Традиционные идеограммы японского языка в уставном стиле изучаются числом от 100 до 300, в зависимости от учебного плана и вида образовательного учреждения, непрерывно в течение одного учебного года, 34-38 недель, 4-6 раз в неделю, в течение 40-45 минут одного практического занятия или самостоятельного выполнения домашнего задания. Кратность практических занятий и самостоятельной работы дома зависит от расписания: японский язык, иероглифика - 2 или 3 раза в неделю.

В описании приводятся данные многолетнего научного исследования, в период с 1999 по 2022 гг., на базе образовательных учреждений, как средняя школа, лингвистическая школа, вуз (преподаватели японского языка Стрельников Игорь Анатольевич, 1999-2022 гг., Калинкина Полина Андреевна, 2020-2022 гг.) данные о числе обученных школьников и студентов, их успеваемости в начале и конце учебного года, когда проводилось наблюдение, результаты роста успеваемости, представлены в Таблице 1; примерах 1, 2.

В описании приводятся примеры положительных изменений признаков ОВЗ различного генеза, доступных для наблюдения педагога -преподавателя японского языка. Речь идет о явных признаках заикания средне-тяжелой и тяжелой степени, 4 человека, нервный тик головы, 1 человек, спастическое состояние мышц кистей рук, 1 человек, признаки аутистического спектра социальной дезадаптации легкой степени, 1 человек, см. Таблицу 2; примеры 3, 4 и 5.

В результате приобретения навыков каллиграфии в течение одного учебного года, пассивного запоминания и активного прописывания традиционных глифов японского языка уставным стилем, остаточные признаки ОВЗ достигали до 60-80% при заикании у 2 учащихся, до 20% у 1 учащегося; спастическое положение кистей рук с прижатием их к груди при говорении, сохранился до 50%, нервный тик головы и глаз уменьшился наполовину, сохраняясь до 50% в разные периоды; состояние аутистического спектра: плаксивость, замкнутость, молчание, отказ от контакта, ригидность позы, сохранилась на 50% в сравнении с силой признака в начале учебного года, см. Таблицу 2; примеры 3, 4 и 5.

Предлагаемый способ глифотерапии имеет ряд преимуществ:

- мягкое, постепенное коррекционное воздействие на психоэмоциональную сферу развития обучающегося, посредством контакта с гармоничными энергоинформационными структурами традиционных глифов, пиктограмм, идеограмм японского языка уставного стиля;

- гармонизация и баланс процесса запоминания;

- усиление эффективности обучения и улучшение успеваемости по другим предметам;

- способ естественно вписывается в сферу познания во время практических занятий и при выполнении самостоятельной работы; экономичен; безвреден; не требует дорогостоящего оборудования;

- происходит формирование эстетического восприятия красоты; устанавливается положительный настрой в восприятии окружающего мира;

- способ в перспективе может быть распространен на другие категории групп ОВЗ, прежде всего, аутистического спектра, заикания, спастических парезов, нервных тиков, детей и подростков с задержкой психического развития, при выполнении дополнительных исследований;

- способ дает возможность дальнейшего самостоятельного воспроизведения полученных умений и навыков для закрепления и пролонгирования полученного положительного эффекта.

С целью демонстрации эффективности внедрения способа глифотерапии в учебный процесс, приводим примеры из практики.

Пример 1.

Учащиеся 2-В класса Гимназии восточных языков №4, г. Хабаровск, 11 человек в составе группы японского языка, изучали японский язык с первого класса. Наблюдение за уровнем успеваемости проводилось в течение одного, 1999-2000 учебного года. В течение года по расписанию японский язык велся 2 раза в неделю, одно занятие 40 минут. Выполняя самостоятельно домашнее задание, учащиеся прописывали традиционные японские иероглифы перьевой ручкой в тетради для прописей в течение 40-45 минут 2 раза в неделю. В подготовительный начальный период проводилось изучение базовых понятий иероглифики. Основной период подразделялся на первый, пассивный этап и второй, активный этап. Пассивный этап складывался из ознакомления с объектом, пиктограммой и соответствующему ей глифу (иероглифу) японского языка, написанного уставным стилем, см. Фиг. 2, 3, 4 и 5. Активный этап основного периода состоял в постепенном обучении группы учащихся основным правилам каллиграфии, последовательному написанию идеографического знака, с объяснением этимологии иероглифа, способам его использования в письменной речи японского языка. В течение одного учебного года было изучено 100 глифов японского языка. Успеваемость по данным годовых оценок первого класса составила в среднем 3,81±0,33 балла. По данным годовых оценок второго класса, успеваемость составила 4,28±0,38 балла, что показало рост успеваемости на 12,3%, см. Таблицу 1.

Пример 2.

Студенты 2 курса ХГУЭП, г. Хабаровск, 13 человек в составе группы «Таможенное дело», изучали японский язык с первого курса, когда иероглифика не преподавалась. Наблюдение за уровнем успеваемости проводилось в течение одного, 2019-2020 учебного года. В течение года по расписанию японский язык велся 2 раза в неделю, одно занятие 90 минут, из которых 45 минут посвящалось изучению традиционных глифов японского языка, написанных уставным стилем. Выполняя самостоятельно домашнее задание, студенты прописывали традиционные японские иероглифы капиллярной ручкой и пером и тушью, в тетради для прописей в течение 40-45 минут 2 раза в неделю. В подготовительный начальный период проводилось изучение базовых понятий иероглифики. Основной период подразделялся на первый, пассивный этап и второй, активный этап. Пассивный этап складывался из ознакомления с объектом, пиктограммой и соответствующему ей глифу (иероглифу) японского языка, написанного уставным стилем, см. Фиг. 2, 3, 4 и 5. Активный этап основного периода состоял в постепенном обучении группы учащихся основным правилам каллиграфии, последовательному написанию идеографического знака, с объяснением этимологии иероглифа, способам его использования в письменной речи японского языка. В течение учебного года было изучено 300 глифов японского языка. Успеваемость по данным оценок второго семестра первого курса составила в среднем 3,78±0,52 балла. По данным оценок четвертого семестра второго курса, успеваемость составила 4,19±0,28 балла, что показало рост успеваемости на 10,8%, см. Таблицу 1.

Пример 3.

Учащийся лингвистической школы «Британика», К., 15 лет, в группе японского языка обучался в течение трех лет, 2017-2020 гг.Занятия по японскому языку проводились 2 раза в неделю, одно занятие 90 минут. Из этого времени 45 минут посвящалось иероглифике. Получая домашнее задание, курсанты школы 2 раза в неделю активно прописывали традиционные глифы японского языка уставным стилем в тетради для прописей перьевой ручкой. Период исследования составил один учебный год, 2019-2020 гг.В подготовительный начальный период проводилось изучение базовых понятий иероглифики. Основной период подразделялся на первый, пассивный этап и второй, активный этап. Пассивный этап складывался из ознакомления с объектом, пиктограммой и соответствующему ей глифу (иероглифу) японского языка, написанного уставным стилем, см. Фиг. 2, 3, 4 и 5. Активный этап основного периода состоял в постепенном обучении группы учащихся базовым правилам каллиграфии, последовательному написанию идеографического знака, с объяснением этимологии иероглифа, способам его использования в письменной речи японского языка. В течение учебного года было изучено 300 глифов японского языка.

В начале учебного года наблюдали признаки заикания средней степени и, одновременно, спастическое состояние кистей рук. В конце учебного года остаточные явления заикания составили 20%, остаточные явления спастики мышц кистей - 50%, от уровня начала учебного года, см. Таблицу 1.

Пример 4.

Учащийся лингвистической школы «Британика», Р., 18 лет, в группе японского языка обучался в течение двух лет, 2018-2020 гг. Занятия по японскому языку проводились 2 раза в неделю, по 90 минут. Из этого времени 45 минут посвящалось иероглифике. Получая домашнее задание, курсанты школы 2 раза в неделю активно прописывали традиционные глифы японского языка уставным стилем в тетради для прописей перьевой ручкой. Период исследования составил один учебный год, 2019-2020 гг. В подготовительный начальный период проводилось изучение базовых понятий иероглифики. Основной период подразделялся на первый, пассивный этап и второй, активный этап. Пассивный этап складывался из ознакомления с объектом, пиктограммой и соответствующему ей глифу (иероглифу) японского языка, написанного уставным стилем, см. Фиг. 2, 3, 4 и 5. Активный этап основного периода состоял в постепенном обучении группы учащихся основным правилам каллиграфии, последовательному написанию идеографического знака, с объяснением этимологии иероглифа, способам его использования в письменной речи японского языка. В течение учебного года было изучено 300 глифов японского языка.

В начале года наблюдали признаки заикания тяжелой степени. В конце учебного года остаточные явления заикания составили 80%, см. Таблицу 1.

Пример 5.

Проводились индивидуальные занятия японского языка с Е., 14 лет, в течение двух лет, 2015-2017 гг.Занятия по японскому языку проводились 3 раза в неделю, по 40 минут, и преимущественно время посвящалось иероглифике. Получая домашнее задание, Е. 3 раза в неделю активно прописывала традиционные глифы японского языка уставным стилем в тетради для прописей карандашом по 40 минут. Период исследования составил один учебный год, 2016-2017 гг. В подготовительный начальный период проводилось изучение базовых понятий иероглифики. Основной период подразделялся на первый, пассивный этап и второй, активный этап. Пассивный этап складывался из ознакомления с объектом, пиктограммой и соответствующему ей глифу (иероглифу) японского языка, написанного уставным стилем, см. Фиг. 2, 3, 4 и 5. Активный этап основного периода состоял в постепенном обучении основным правилам каллиграфии, последовательному написанию идеографического знака, с объяснением этимологии иероглифа, способам его использования в письменной речи японского языка. В течение учебного года было изучено 100 глифов японского языка. В начале года наблюдали признаки аутистического спектра легкой степени, как ригидность, замирание в одном положении, заторможенность речи, плаксивость, апатия, молчание, рассеянное внимание, нежелание идти на контакт с преподавателем, непроизвольное слюнотечение. В конце учебного года остаточные явления аутистического спектра составили 80%, учащаяся улыбалась, стала отвечать правильно, с легкостью находила требуемые иероглифы, быстро и с удовольствием прописывала их мягким простым карандашом, по своему желанию, см. Таблицу 1.

Похожие патенты RU2797851C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА 2021
  • Сухинин Михаил Вячеславович
  • Крайсман Жанна Викторовна
  • Лопаков Кирилл Владимирович
  • Петрова Анна Валерьевна
  • Пивоваров Александр Иванович
  • Суркова Елена Германовна
  • Тарасова Ирина Валерьевна
  • Федянина Анна Юрьевна
RU2769620C1
СПОСОБ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, НАБЛЮДАЮЩИХСЯ У ПСИХИАТОРОВ, ПСИХОНЕВРОЛОГОВ И НЕВРОПАТОЛОГОВ 2000
  • Зотова Т.В.
RU2203103C2
Способ оценки познавательного развития детей от 6 месяцев до 10 лет жизни 2016
  • Стребелева Елена Антоновна
  • Лазуренко Светлана Борисовна
  • Закрепина Алла Васильевна
RU2640097C1
СПОСОБ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ХОД ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ПОСЛЕДСТВИЯМИ ПЕРЕНЕСЕННОГО ПЕРИНАТАЛЬНОГО ПОРАЖЕНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ В ПРОЦЕССЕ ЛЕЧЕНИЯ 2010
  • Лазуренко Светлана Борисовна
RU2449728C1
СПОСОБ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ТЕМПЕРАМЕНТА ЧЕЛОВЕКА 2014
  • Дроздовский Александр Кузьмич
  • Голуб Ярослав Валерьевич
RU2564072C1
СПОСОБ РЕАБИЛИТАЦИИ ЛЮДЕЙ, СТРАДАЮЩИХ ХИМИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТЬЮ 2011
  • Антошкин Олег Леонидович
  • Михалев Андрей Александрович
  • Тихомирова Марина Витальевна
RU2474440C1
Способ обучения с использованием потенциала обучающихся в рамках педагогического взаимодействия 2016
  • Ершова Ольга Владимировна
RU2673612C2
НАГЛЯДНОЕ ПОСОБИЕ ЧЕЛОВЕК 2011
  • Выборнов Владимир Георгиевич
RU2520049C2
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ШИЗОФРЕНИИ 2005
  • Багров Евгений Петрович
  • Белов Валентин Николаевич
  • Бессонова Елена Юрьевна
  • Блиткина Любовь Альбертовна
  • Ведерникова Лилия Леонтьевна
  • Горшунов Николай Викторович
  • Литвинов Александр Геннадьевич
  • Лукин Роман Сергеевич
  • Малова Марина Михайловна
  • Метиева Людмила Анатольевна
  • Минеева Елена Геннадьевна
  • Минькова Наталья Сергеевна
  • Мышляев Сергей Юрьевич
  • Хамзина Ольга Ивановна
  • Харитонова Лариса Вячеславовна
  • Шитов Владимир Иванович
RU2308981C2
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ 2009
  • Кожушко Надежда Юрьевна
  • Матвеев Юрий Константинович
RU2402973C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 797 851 C1

Реферат патента 2023 года Способ психолого-педагогической коррекции психоэмоционального состояния

Изобретение относится к педагогике и психологии, коррекционной педагогике, клинической и социальной психологии, и может быть использовано для психолого-педагогической коррекции психоэмоционального состояния. Занятия проводят в течение 1 учебного года, составляющего 34-38 недель. Проводят 2-3 практических и 2-3 самостоятельных занятий в неделю, каждое из которых длится 40-45 минут. Воспроизводят иероглифы японского языка уставным стилем. В начальный подготовительный период изучают базовые понятия иероглифики: состав иероглифа и понятие пиктограммы. В основной период на этапе пассивного запоминания изучают и соотносят объект как образ, пиктограмму и написание этого объекта иероглифом японского языка уставным стилем. В основной период на этапе активного запоминания, иероглифы пишут уставным стилем на бумаге, сначала по образцу, далее воспроизводят самостоятельно. Коррекцию завершают при количестве выученных иероглифов от 100 до 300 знаков. Способ обеспечивает мягкое, постепенное, длительное коррекционное воздействие на психоэмоциональную сферу, закрепляет возможность дальнейшего самостоятельного воспроизведения полученных умений и навыков для пролонгирования полученного положительного эффекта. 5 ил., 2 табл., 5 пр.

Формула изобретения RU 2 797 851 C1

Способ психолого-педагогической коррекции психоэмоционального состояния, включающий использование приемов каллиграфии, для чего прописывают иероглифы на бумаге простым карандашом, перьевой ручкой или пером и тушью по образцу, отличающийся тем, что занятия проводят в течение 1 учебного года, составляющего 34-38 недель, при этом проводят 2-3 практических и 2-3 самостоятельных занятий в неделю, каждое из которых длится 40-45 минут; воспроизводят иероглифы японского языка уставным стилем, при этом в начальный подготовительный период изучают базовые понятия иероглифики: состав иероглифа и понятие пиктограммы, в основной период на этапе пассивного запоминания изучают и соотносят объект как образ, пиктограмму и написание этого объекта иероглифом японского языка уставным стилем; в основной период на этапе активного запоминания, иероглифы пишут уставным стилем на бумаге, сначала по образцу, далее воспроизводят самостоятельно; при этом коррекцию завершают при количестве выученных иероглифов от 100 до 300 знаков.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2023 года RU2797851C1

СПОСОБ ПСИХОФИЗИЧЕСКОЙ ТРЕНИРОВКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗВУКОВ АЛФАВИТА РОДНОЙ РЕЧИ: "ЗВУКОВАЯ ДЫХАТЕЛЬНО-ЭВРИТМИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА САМОРЕГУЛЯЦИИ" 2002
  • Семенова А.И.
RU2215475C2
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ 5-АРИЛИДЕКИЗОРОДАНИКОВ 0
SU197594A1
EA 200401486 A1 30.06.2006
WO 2006132888 A2 14.12.2006
КАО ГЕНРИ С.Р
Китайское каллиграфическое письмо для физической и поведенческой терапии
Способ изготовления электрических сопротивлений посредством осаждения слоя проводника на поверхности изолятора 1921
  • Андреев Н.Н.
  • Ландсберг Г.С.
SU19A1
Печь для сжигания твердых и жидких нечистот 1920
  • Евсеев А.П.
SU17A1
ТРУНОВ Д.Г
Экзистенциальная и психотерапевтическая ценность ручного письма и каллиграфических практик

RU 2 797 851 C1

Авторы

Стрельников Игорь Анатольевич

Стрельникова Наталья Викторовна

Малеева Светлана Юрьевна

Блинов Леонид Викторович

Сафронова Елена Викторовна

Блинова Любовь Николаевна

Ковальчук Михаил Александрович

Ратникова Василиса Игоревна

Калинкина Полина Андреевна

Даты

2023-06-08Публикация

2022-07-25Подача