Предлагаемое изобретение относится к области авиационных боеприпасов и, в частности, к ориентирным морским авиабомбам (ОМАБ) малого калибра, имеющим индивидуальную подвеску.
Такие бомбы сбрасываются с носителя и, достигая морской поверхности, служат для создания на воде хорошо видимого ориентира, обеспечивающего авиации и кораблям флота ориентировку в море и выполнение аэронавигационных и боевых операций.
Известна плавающая осветительная бомба по патенту США от 1941 г. N 2263585, кл. МКИ F 42 B 25/12, 25/04 (кл. НКИ 102-6) - прототип, которая состоит из легкого цилиндрического корпуса, металлической носовой чашки с грузом и стабилизирующих крыльев в хвостовой части. Внутри оболочки размещено снаряжение в виде патрона с пиро- и пусковым составами. В головной части размещен взрыватель ударного действия. Чтобы не допускать большого заглубления бомбы после ее приводнения, в головной части предусмотрены водяные тормоза, позволяющие применять бомбу на мелководье. При ударе о воду срабатывает капсюль взрывателя, инициирующий пиросостав патрона, пусковой и основной составы снаряжения бомбы. Образующиеся при горении продукты выходят по каналу наружу, создавая видимый ориентир на водной поверхности.
К недостаткам рассмотренной конструкции прототипа можно отнести использование легкого корпуса из дерева, что недопустимо при подвеске, особенно наружной, на современные носители, использование водяных наружных тормозов, выходящих за габариты авиабомбы и затрудняющих ее правильное функционирование на отдельных режимах.
Задачей предлагаемого изобретения является создание дешевой в изготовлении, простой по конструкции, эффективной в действии и безопасной в эксплуатации авиабомбы, размещаемой как на внутренней, так и наружной подвесках современных носителей морской авиации.
Технический результат предлагаемого изобретения заключается в получении контрастного и долговременного пятна, создаваемого на водной поверхности и служащего видимым ориентиром для авиации и кораблей флота.
Цилиндрический корпус авиабомбы состоит из двух полуцилиндров, соединенных между собой сварными швами, обеспечивающими целостность корпуса до приводнения и разрушение корпуса после приводнения бомбы. Это достигается тем, что сварные швы выдерживают перегрузки от воздействия гидродинамических сил при приводнении бомбы в пределах 35 - 105 единиц. Величина перегрузок определяется отношением
где F - сила, воздействующая на авиабомбу при приводнении, кг;
G - вес авиабомбы, кг;
Cx - коэффициент лобового сопротивления авиабомбы;
p - плотность воды,
V - скорость приводнения авиабомбы, м/сек;
S - площадь головного среза авиабомбы, м2,
и устанавливается расчетным путем. Нижний предел перегрузки - 35 единиц, выбран из условий эксплуатации бомбы (условий хранения, транспортировки и т. д. ), при котором гарантированно обеспечивается прочность сварных швов. Верхний предел - 105 единиц - выбран из условия обеспечения разрушения бомбы при приводнении, и достижения за счет этого технического результата. Головная часть авиабомбы состоит из двух полуколец, соединенных с корпусом сварными швами, обеспечивающими отрыв от корпуса одного и удержание на корпусе другого полукольца при приводнении бомбы. Корпус имеет кольцевую зиговку, под которой зафиксирован груз, обеспечивающий разрушение корпуса после приводнения бомбы. Масса груза выбрана, например, в пределах 15 - 20 процентов массы бомбы. На грузе выполнены ножи, расположенные против продольных сварных швов корпуса. Снаряжение бомбы выполнено в виде жидкого красителя, состоящего преимущественно из красящего состава и растворителя. Соотношение масс красящего состава и растворителя составляет, например, величину 1 : 52.
Соблюдение всех перечисленных признаков обеспечивает надежное функционирование всех элементов бомбы и выход жидкого красителя в верхних слоях воды. Этим достигается контрастность и долговременность пятна, создаваемого на водной поверхности.
Кроме того, обеспечивается устойчивость бомбы на воздушной траектории полета. Это достигается тем, что фиксация груза под кольцевой зиговкой корпуса исключает смещение груза относительно корпуса, что, в конечном итоге, также повышает контрастность и долговременность создаваемого на водной поверхности пятна.
Вместе с тем, обеспечивается малое заглубление бомбы после приводнения. Это достигается тем, что головная часть бомбы выполнена в виде двух полуколец, соединенных с корпусом указанным выше образом, за счет чего обеспечивается выход красителя в образовавшиеся щели корпуса в верхних слоях воды, что также повышает контрастность и долговечность создаваемого на водной поверхности пятна.
Предлагаемая конструкция ОМАБ позволит применять бомбу с внутренней или наружной подвесок современных носителей морской авиации, обеспечить надежность ее применения на всех режимах функционирования, отказаться от пиросоставов и взрывателя, предусмотренных в прототипе, удешевить изготовление и сборку бомбы, повысить эффективность действия и безопасность ее эксплуатации.
На фиг. 1 представлена конструкция предлагаемой ОМАБ, на фиг. 2 - груз с ножами под зиговкой, выполненной на корпусе бомбы.
Авиабомба состоит из корпуса 1, выполненного из двух полуцилиндров, соединенных между собой сварными швами 2, груза 3, изготовленного из чугунного кольца, зафиксированного под кольцевой зиговкой 4 корпуса штифтом 5, и имеющего ножи 6, расположенные против сварных швов 2, головной части, состоящей из полуколец 7 и 8. Полукольцо 7 приварено к корпусу 1 прерывистым сварным швом 9, обеспечивающим отрыв полукольца от корпуса при приводнении бомбы. Полукольцо 8 приварено к корпусу 1 сплошным швом 10, обеспечивающим удержание полукольца на корпусе при приводнении бомбы. К хвостовой части корпуса 1 приварен стабилизатор 11, а внутри корпуса 1 размещен жидкий краситель 12, состоящий преимущественно из красящего состава, например флуоресцеина, эмпирическая формула которого C20H12O5, и растворителя, например ацетона. Соотношение масс красящего состава и растворителя составляет величину 1 : 52.
При ударе бомбы о водную поверхность под действием инерционных сил кольцевой груз 3 смещается к головной части бомбы, срезая штифт 5, вскрывает ножами 6 сварные швы 2. Одновременно от корпуса 1 отрывается полукольцо 7 головной части, бомба резко разворачивается, оставаясь в верхних слоях воды. После перемещения груза 3 к головной части бомбы и разрушения сварных швов 2 в передней части корпуса на выступающую часть полуцилиндра действует давление набегающего потока воды, совместно с грузом 3 разрушающего корпус по оставшейся части швов 2. Вылитый из корпуса 1 в образовавшиеся щели краситель 12 растворяется в верхних слоях воды и создает контрастное на фоне водной поверхности долговременное пятно, которое служит видимым ориентиром для авиации и кораблей флота.
Предлагаемая в заявке конструкция ОМАБ позволит применять бомбу с внутренней и наружной подвесок современных носителей морской авиации, обеспечить надежность ее функционирования на всех режимах, удешевить изготовление и сборку бомбы, повысить эффективность действия и безопасность ее эксплуатации, обеспечить контрастность и долговременность пятна, создаваемого бомбой на водной поверхности и служащего видимым ориентиром для авиации и кораблей флота.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ОРИЕНТИРНАЯ МОРСКАЯ АВИАБОМБА | 1999 |
|
RU2148782C1 |
ПРОТИВОЛОДОЧНАЯ АВИАБОМБА | 2004 |
|
RU2277219C1 |
УЧЕБНАЯ ПРОТИВОЛОДОЧНАЯ АВИАБОМБА | 2004 |
|
RU2277218C1 |
ПРОТИВОЛОДОЧНАЯ АВИАБОМБА | 2006 |
|
RU2339903C2 |
СПОСОБ ОТМЕТКИ МЕСТА ПАДЕНИЯ УЧЕБНЫХ БОЕПРИПАСОВ | 2003 |
|
RU2253833C1 |
ГЛУБИННАЯ АВИАБОМБА ДЛЯ СИСТЕМ ПОИСКА ПОДВОДНЫХ ЦЕЛЕЙ | 2005 |
|
RU2284462C1 |
ПРОТИВОЛОДОЧНАЯ АВИАБОМБА | 2006 |
|
RU2313062C1 |
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ПОЛЕТОМ КОРРЕКТИРУЕМОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА И УСТРОЙСТВА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2001 |
|
RU2192604C1 |
АВИАЦИОННАЯ БОМБА | 2005 |
|
RU2286532C1 |
УЧЕБНАЯ КОРРЕКТИРУЕМАЯ АВИАБОМБА | 1995 |
|
RU2093780C1 |
Изобретение относится к авиационным боеприпасам. Ориентирная морская авиабомба содержит цилиндрический корпус, головную часть, стабилизатор и снаряжение. Корпус состоит из двух полуцилиндров, соединенных сварными швами, разрушающимися при приводнении бомбы. Головная часть выполнена в виде двух полуколец, соединенных с корпусом сварными швами. При приводнении бомбы одно из полуколец отрывается от корпуса. Корпус выполнен с кольцевой зиговкой, под которой зафиксирован с возможностью смещения к головной части груз с ножами, взаимодействующими с продольными швами корпуса. При этом масса груза выбрана из условия обеспечения разрушения корпуса при приводнении бомбы. Снаряжением бомбы является жидкий краситель. Изобретение позволяет получить долговременное, контрастное пятно на поверхности моря. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.
АВТОМОБИЛЬНАЯ ХОЛОДИЛЬНАЯ СИСТЕМА | 2003 |
|
RU2263585C2 |
Морской визуальный плавучий ориентир | 1960 |
|
SU138506A1 |
Пустотелый ружейный, предназначенный для донесений снаряд с видимой траекторией | 1928 |
|
SU20047A1 |
US 2055277, 22.09.1936 | |||
Способ обработки медных анодов | 1980 |
|
SU929309A1 |
Кернорватель к колонковому долоту | 1949 |
|
SU88258A2 |
Авторы
Даты
2000-05-10—Публикация
1999-06-03—Подача