Изобретение относится к водным транспортным средствам, корпуса которых с внутренней стороны покрывают звукоизолирующими панелями, и может быть использовано в конструкциях морского, речного, воздушного и наземного транспорта.
Известно устройство для шумоизоляции двигательного отсека транспортного средства (см. а.с. SU №1400928, МКИ B60R 13/08, опубл. 07.06.88, Бюл. №21), содержащее облицовочный слой, выполненный из поливинилхлоридной пленки и посредством промазочной поливинилхлоридной пасты соединенный с шумоизоляционным слоем, выполненным из синтетических волокон с поверхностной плотностью 600-800 г/м2, при этом соотношение толщин слоев составляет соответственно от 1:1:10 до 1:1:12.
Недостатком известного устройства является низкая шумоизоляция, а также большая толщина шумоизолирующего слоя, что снижает полезную площадь отсека.
Кроме того, использование в устройстве поливинилхлорида и синтетических материалов при высоких температурах может привести к возгоранию и выделению вредных ядовитых веществ.
Известна также звукопоглощающая внутренняя панель кабины транспортного средства (см. патент RU №2042547, МКИ B60R 13/08, опубл. 27.08.95, Бюл. №24), содержащая сотовую конструкцию, стенки которой перпендикулярны стенке кабины и выполнены из стеклопластика, волокна ячеек сот выполнены из нитрона, сплошной монтажный слой, закрывающий со стороны последней торцы сот, и облицовочную пластину, перфорированную сквозными отверстиями и закрывающую с другой стороны сотовую конструкцию с образованием замкнутых ячеек, снабженную слоем поролона, расположенным между монтажным слоем и торцами сот, заполненными хаотично ориентированными волокнами.
Недостатком этой известной панели является также применение в ней пожароопасных полимерных материалов, выделяющих отравляющие вещества, сложность и жесткость конструкции.
Наиболее близкой по технической сущности и достигаемому техническому результату - прототип - является звукоизолирующая конструкция (см. Гаврилов М.Н. и др. Защита от шума и вибрации на судах. М.: Транспорт. 1979 г., стр.53-61), состоящая из корпуса, вибропоглощающего покрытия, воздушного промежутка, зашивки и звукопоглощающего материала.
Недостатком известной конструкции-прототипа является низкая звукоизолирующая способность конструкции вследствие жесткости конструкции, из-за которой возникают резонансные колебания при воздействии звуковых волн, невозможность закрепления такой конструкции на криволинейной поверхности корпуса по контуру из-за ее жесткости. Кроме того, такая конструкция является пожароопасной.
Задача предлагаемого изобретения состоит в том, чтобы обеспечить эффективную звукоизоляцию при исключении звуковых резонансов панели, крепление панели на криволинейной поверхности корпуса, сократить толщину панели, применить негорючий материал с высоким коэффициентом звукопоглощения, способного работать при температуре до 800°С.
Техническим результатом при использовании изобретения станет повышение звукоизоляции транспортных средств.
Сущность изобретения заключается в том, что панель звукоизолирующая, содержащая звукоотражающую панель и звукопоглощающий материал, отличается тем, что звукоотражающая панель выполнена в виде отдельных геометрических фигур, например квадратных пластин, закрепленных с обеих сторон на гибком материале, в частности на металлической сетке, обложенной с обеих сторон тканью, например, из базальтового волокна от 2 до 20 слоев, а на одной из сторон звукоотражающей панели устанавливается мат из базальтовой ваты, обернутой базальтовой тканью, при этом верхние квадратные пластины могут быть смещены относительно нижних на величину от 1,0 до 10,0 мм, а боковые поверхности квадратных пластин имеют скосы в пределах от 2° до 60°.
Смещение квадратных пластин одной относительно другой на величину от 1,0 до 10,0 мм позволяет перекрыть движение звуковых волн по щелям между пластинами и тем самым значительно повысить звукоизоляцию.
Применение звукоотражающей панели в виде набора квадратных пластин, боковые поверхности которых имеют углы скоса от 2° до 60°, и закрепленной на гибкой металлической сетке обеспечивает:
- размещение звукоизолирующих панелей точно по контуру криволинейной поверхности корпуса;
- создание поверхности панели без щелей и отверстий, т.к. интервал углов позволяет боковым поверхностям квадратных пластин плотно прилегать друг к другу при изгибе панели;
исключение резонансов колебаний панели в области всех звуковых частот, поскольку собственные частоты колебаний звукоотражающей панели очень низки;
- сократить толщину панели звукоизолирующей и тем самым увеличить полезную площадь.
Для звукопоглощения металлическая сетка обложена с обеих сторон тканью из базальтового волокна и на одной из сторон звукоотражающей панели устанавливается звукоизоляционный мат из базальтовой ваты, обернутой базальтовой тканью.
Ткань обкладывается с обеих сторон металлической сетки в одинаковом количестве слоев от 2 до 20 и кроме звукопоглощения демпфирует звуковые колебания.
Количество слоев ткани выбирается из расчета близости звукоизолирующей панели к источнику звука.
При применении ткани из базальтового волокна и мата в панели кроме звукопоглощения возникает синергический эффект: увеличивается эксплуатационная долговечность, обеспечивается пожарная безопасность, стойкость к агрессивным химическим средам, биостойкость - не появляются грибки и плесень, обеспечивается экологичность и вибростойкость, а самое главное, не накапливается радиация.
Сущность изобретения поясняется чертежами:
фиг.1 - общий вид панели;
фиг.2 - вид А крепления квадратных пластин крепежными винтами;
фиг.3 - разрез Б-Б расположения панели на обрешетке;
фиг.4 - вид В, показывающий смещение нижней квадратной пластины относительно верхней пластины;
фиг.5 - в аксонометрии показана установка панели с амортизаторами на криволинейной поверхности корпуса без звукопоглощающего мата;
фиг.6 - схема испытания панелей звукоизолирующих.
Панель звукоизолирующая 1 (фиг.1) закреплена на обрешетке 2 крепежными винтами 3 (фиг.3) и на металлической сетке 4 стяжными винтами 5 (фиг.2) и содержит набор нижних квадратных пластин 6, смещенных относительно верхних квадратных пластин 7 на 1,0-10,0 мм (фиг.4), боковые поверхности которых имеют скос под углом 2°-60° (фиг.3), а по обе стороны металлическая сетка 4 обложена тканью 8 из базальтового волокна от 2 до 20 слоев.
На верхние квадратные пластины 7 устанавливается звукопоглощающий мат 9, выполненный из базальтовой ваты 10, обернутой базальтовой тканью 11, закрепляемый проволокой или винтами на обрешетке 2 (крепление мата на чертеже не показано).
Обрешетка 2 с панелью 1 крепится к корпусу 12 через амортизаторы 13 (фиг.5).
Звук, исходящий от работающих источников звуковых колебаний, вначале попадает на звукопоглощающий мат 9 с базальтовой ватой 10, который демпфирует и поглощает звуковые колебания, в особенности в областях средних и высоких частот.
Звуковые резонансы гасятся квадратными пластинами 6 и 7, а находящаяся между ними ткань 8 из слоев базальтового волокна демпфирует и поглощает звуковые колебания.
Проведены сравнительные испытания по определению звукоизолирующей способности предлагаемой по изобретению панели с известным прототипом.
На схеме (фиг.6) показано устройство установки для проведения испытаний.
В герметичную камеру размером 1,0×1,0×1,5 м, между стенками которой засыпан песок, устанавливается источник звуковых колебаний - динамик акустической системы. Динамик генерирует звуковые колебания с уровнем интенсивности 92 дБ на всех исследуемых частотах, а на противоположной стороне устройства устанавливается испытуемая панель.
Известный прототип - звукоизолирующая конструкция - панель размером 1000×1000 мм содержит фанеру толщиной 3,2 мм и два слоя материала ВТ-4 толщиной 50 мм с воздушным промежутком 50 мм.
Предлагаемая по изобретению панель размером 1000×1000 мм состоит из квадратных стальных пластин 65×65×4 мм, металлической сетки из нержавеющей проволоки диаметром 0,22 мм, обложенной с обеих сторон тканью из базальтового волокна по ТУ УВ 2.7.88023.025-96 - по 2 слоя с каждой стороны (средний диаметр волокна не более 2,0 мкм) и мата размером 1000×1000 мм, толщиной 15 мм из базальтовой ваты, обернутой базальтовой тканью по ГОСТ Р 51388-99.
Как видно из таблицы, при одинаковом уровне генерируемых звуковых колебаний предлагаемая панель имеет звукоизолирующую способность примерно в 2 раза выше, чем известная панель.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
УСТРОЙСТВО ЗВУКОВИБРОИЗОЛИРУЮЩЕЕ | 2011 |
|
RU2466885C1 |
ПАНЕЛЬ ЗВУКОИЗОЛИРУЮЩАЯ И СПОСОБ ЕЕ ИЗГОТОВЛЕНИЯ | 2011 |
|
RU2457123C1 |
КОМПЛЕКС ДЛЯ АКУСТИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ ОПЕРАТОРА | 2017 |
|
RU2671261C1 |
КОМПЛЕКС ДЛЯ АКУСТИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ ОПЕРАТОРА | 2017 |
|
RU2646996C1 |
КОМПЛЕКС КОЧЕТОВА ДЛЯ АКУСТИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ ОПЕРАТОРА | 2013 |
|
RU2547524C1 |
ПАНЕЛЬ ЗВУКОИЗОЛИРУЮЩАЯ | 2008 |
|
RU2368518C1 |
УСТРОЙСТВО КОЧЕТОВА ДЛЯ АКУСТИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ ОПЕРАТОРА | 2014 |
|
RU2583441C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ АКУСТИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ ОПЕРАТОРА | 2017 |
|
RU2663523C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ АКУСТИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ ОПЕРАТОРА | 2016 |
|
RU2643205C1 |
СПОСОБ АКУСТИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ ОПЕРАТОРА | 2017 |
|
RU2651566C1 |
Изобретение относится к водным транспортным средствам, корпуса которых с внутренней стороны покрывают звукоизолирующими панелями, и может быть использовано в морском, речном и наземном транспорте. Панель содержит звукоотражающую панель и звукопоглащающий материал. Звукоотражающая панель выполнена в виде отдельных геометрических фигур, например квадратных пластин, закрепленных с обеих сторон на гибком материале, в частности на металлической сетке, обложенной с обеих сторон тканью, например, из базальтового волокна. На одной из сторон звукоотражающей панели устанавливается мат, например, из базальтовой ткани и базальтовой ваты. Достигается повышение звукоизоляции транспортных средств. 3 з.п. ф-лы, 6 ил., 1 табл.
ГАВРИЛОВ М.Н | |||
и др | |||
Защита от шума и вибрации на судах | |||
- М.: Транспорт, 1979, с.53-61 | |||
МНОГОСЛОЙНАЯ ШУМОПОГЛОЩАЮЩАЯ ПАНЕЛЬ | 2003 |
|
RU2265251C2 |
Диафрагма к механизму для обработки борта | 1982 |
|
SU1034920A1 |
EP 1023993 A2, 02.08.2000 | |||
DE 19720537 A1, 19.11.1998 | |||
ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО | 2002 |
|
RU2229990C2 |
ЗВУКОПОГЛОЩАЮЩАЯ ВНУТРЕННЯЯ ПАНЕЛЬ КАБИНЫ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1992 |
|
RU2042547C1 |
Авторы
Даты
2008-12-10—Публикация
2007-08-15—Подача