ПАНЕЛЬ ЗВУКОИЗОЛИРУЮЩАЯ Российский патент 2008 года по МПК B60R13/08 G01K11/16 

Описание патента на изобретение RU2340478C1

Изобретение относится к водным транспортным средствам, корпуса которых с внутренней стороны покрывают звукоизолирующими панелями, и может быть использовано в конструкциях морского, речного, воздушного и наземного транспорта.

Известно устройство для шумоизоляции двигательного отсека транспортного средства (см. а.с. SU №1400928, МКИ B60R 13/08, опубл. 07.06.88, Бюл. №21), содержащее облицовочный слой, выполненный из поливинилхлоридной пленки и посредством промазочной поливинилхлоридной пасты соединенный с шумоизоляционным слоем, выполненным из синтетических волокон с поверхностной плотностью 600-800 г/м2, при этом соотношение толщин слоев составляет соответственно от 1:1:10 до 1:1:12.

Недостатком известного устройства является низкая шумоизоляция, а также большая толщина шумоизолирующего слоя, что снижает полезную площадь отсека.

Кроме того, использование в устройстве поливинилхлорида и синтетических материалов при высоких температурах может привести к возгоранию и выделению вредных ядовитых веществ.

Известна также звукопоглощающая внутренняя панель кабины транспортного средства (см. патент RU №2042547, МКИ B60R 13/08, опубл. 27.08.95, Бюл. №24), содержащая сотовую конструкцию, стенки которой перпендикулярны стенке кабины и выполнены из стеклопластика, волокна ячеек сот выполнены из нитрона, сплошной монтажный слой, закрывающий со стороны последней торцы сот, и облицовочную пластину, перфорированную сквозными отверстиями и закрывающую с другой стороны сотовую конструкцию с образованием замкнутых ячеек, снабженную слоем поролона, расположенным между монтажным слоем и торцами сот, заполненными хаотично ориентированными волокнами.

Недостатком этой известной панели является также применение в ней пожароопасных полимерных материалов, выделяющих отравляющие вещества, сложность и жесткость конструкции.

Наиболее близкой по технической сущности и достигаемому техническому результату - прототип - является звукоизолирующая конструкция (см. Гаврилов М.Н. и др. Защита от шума и вибрации на судах. М.: Транспорт. 1979 г., стр.53-61), состоящая из корпуса, вибропоглощающего покрытия, воздушного промежутка, зашивки и звукопоглощающего материала.

Недостатком известной конструкции-прототипа является низкая звукоизолирующая способность конструкции вследствие жесткости конструкции, из-за которой возникают резонансные колебания при воздействии звуковых волн, невозможность закрепления такой конструкции на криволинейной поверхности корпуса по контуру из-за ее жесткости. Кроме того, такая конструкция является пожароопасной.

Задача предлагаемого изобретения состоит в том, чтобы обеспечить эффективную звукоизоляцию при исключении звуковых резонансов панели, крепление панели на криволинейной поверхности корпуса, сократить толщину панели, применить негорючий материал с высоким коэффициентом звукопоглощения, способного работать при температуре до 800°С.

Техническим результатом при использовании изобретения станет повышение звукоизоляции транспортных средств.

Сущность изобретения заключается в том, что панель звукоизолирующая, содержащая звукоотражающую панель и звукопоглощающий материал, отличается тем, что звукоотражающая панель выполнена в виде отдельных геометрических фигур, например квадратных пластин, закрепленных с обеих сторон на гибком материале, в частности на металлической сетке, обложенной с обеих сторон тканью, например, из базальтового волокна от 2 до 20 слоев, а на одной из сторон звукоотражающей панели устанавливается мат из базальтовой ваты, обернутой базальтовой тканью, при этом верхние квадратные пластины могут быть смещены относительно нижних на величину от 1,0 до 10,0 мм, а боковые поверхности квадратных пластин имеют скосы в пределах от 2° до 60°.

Смещение квадратных пластин одной относительно другой на величину от 1,0 до 10,0 мм позволяет перекрыть движение звуковых волн по щелям между пластинами и тем самым значительно повысить звукоизоляцию.

Применение звукоотражающей панели в виде набора квадратных пластин, боковые поверхности которых имеют углы скоса от 2° до 60°, и закрепленной на гибкой металлической сетке обеспечивает:

- размещение звукоизолирующих панелей точно по контуру криволинейной поверхности корпуса;

- создание поверхности панели без щелей и отверстий, т.к. интервал углов позволяет боковым поверхностям квадратных пластин плотно прилегать друг к другу при изгибе панели;

исключение резонансов колебаний панели в области всех звуковых частот, поскольку собственные частоты колебаний звукоотражающей панели очень низки;

- сократить толщину панели звукоизолирующей и тем самым увеличить полезную площадь.

Для звукопоглощения металлическая сетка обложена с обеих сторон тканью из базальтового волокна и на одной из сторон звукоотражающей панели устанавливается звукоизоляционный мат из базальтовой ваты, обернутой базальтовой тканью.

Ткань обкладывается с обеих сторон металлической сетки в одинаковом количестве слоев от 2 до 20 и кроме звукопоглощения демпфирует звуковые колебания.

Количество слоев ткани выбирается из расчета близости звукоизолирующей панели к источнику звука.

При применении ткани из базальтового волокна и мата в панели кроме звукопоглощения возникает синергический эффект: увеличивается эксплуатационная долговечность, обеспечивается пожарная безопасность, стойкость к агрессивным химическим средам, биостойкость - не появляются грибки и плесень, обеспечивается экологичность и вибростойкость, а самое главное, не накапливается радиация.

Сущность изобретения поясняется чертежами:

фиг.1 - общий вид панели;

фиг.2 - вид А крепления квадратных пластин крепежными винтами;

фиг.3 - разрез Б-Б расположения панели на обрешетке;

фиг.4 - вид В, показывающий смещение нижней квадратной пластины относительно верхней пластины;

фиг.5 - в аксонометрии показана установка панели с амортизаторами на криволинейной поверхности корпуса без звукопоглощающего мата;

фиг.6 - схема испытания панелей звукоизолирующих.

Панель звукоизолирующая 1 (фиг.1) закреплена на обрешетке 2 крепежными винтами 3 (фиг.3) и на металлической сетке 4 стяжными винтами 5 (фиг.2) и содержит набор нижних квадратных пластин 6, смещенных относительно верхних квадратных пластин 7 на 1,0-10,0 мм (фиг.4), боковые поверхности которых имеют скос под углом 2°-60° (фиг.3), а по обе стороны металлическая сетка 4 обложена тканью 8 из базальтового волокна от 2 до 20 слоев.

На верхние квадратные пластины 7 устанавливается звукопоглощающий мат 9, выполненный из базальтовой ваты 10, обернутой базальтовой тканью 11, закрепляемый проволокой или винтами на обрешетке 2 (крепление мата на чертеже не показано).

Обрешетка 2 с панелью 1 крепится к корпусу 12 через амортизаторы 13 (фиг.5).

Звук, исходящий от работающих источников звуковых колебаний, вначале попадает на звукопоглощающий мат 9 с базальтовой ватой 10, который демпфирует и поглощает звуковые колебания, в особенности в областях средних и высоких частот.

Звуковые резонансы гасятся квадратными пластинами 6 и 7, а находящаяся между ними ткань 8 из слоев базальтового волокна демпфирует и поглощает звуковые колебания.

Проведены сравнительные испытания по определению звукоизолирующей способности предлагаемой по изобретению панели с известным прототипом.

На схеме (фиг.6) показано устройство установки для проведения испытаний.

В герметичную камеру размером 1,0×1,0×1,5 м, между стенками которой засыпан песок, устанавливается источник звуковых колебаний - динамик акустической системы. Динамик генерирует звуковые колебания с уровнем интенсивности 92 дБ на всех исследуемых частотах, а на противоположной стороне устройства устанавливается испытуемая панель.

Известный прототип - звукоизолирующая конструкция - панель размером 1000×1000 мм содержит фанеру толщиной 3,2 мм и два слоя материала ВТ-4 толщиной 50 мм с воздушным промежутком 50 мм.

Предлагаемая по изобретению панель размером 1000×1000 мм состоит из квадратных стальных пластин 65×65×4 мм, металлической сетки из нержавеющей проволоки диаметром 0,22 мм, обложенной с обеих сторон тканью из базальтового волокна по ТУ УВ 2.7.88023.025-96 - по 2 слоя с каждой стороны (средний диаметр волокна не более 2,0 мкм) и мата размером 1000×1000 мм, толщиной 15 мм из базальтовой ваты, обернутой базальтовой тканью по ГОСТ Р 51388-99.

Звукоизоляция панелей, дБПанелиЧастота колебаний в Гц1631631252505001000200040008000Известный прототип - панель15162021202022222324Предлагаемая панель звукоизолирующая30323138404243444546

Как видно из таблицы, при одинаковом уровне генерируемых звуковых колебаний предлагаемая панель имеет звукоизолирующую способность примерно в 2 раза выше, чем известная панель.

Похожие патенты RU2340478C1

название год авторы номер документа
УСТРОЙСТВО ЗВУКОВИБРОИЗОЛИРУЮЩЕЕ 2011
  • Трибельский Иосиф Александрович
  • Адонин Виталий Андреевич
  • Зубарев Александр Викторович
  • Попков Сергей Владимирович
  • Майзель Александр Борисович
  • Бохан Владимир Викторович
RU2466885C1
ПАНЕЛЬ ЗВУКОИЗОЛИРУЮЩАЯ И СПОСОБ ЕЕ ИЗГОТОВЛЕНИЯ 2011
  • Трибельский Иосиф Александрович
  • Адонин Виталий Андреевич
  • Бобров Сергей Петрович
  • Денисов Владимир Дмитриевич
  • Бохан Владимир Викторович
  • Гидион Владимир Александрович
RU2457123C1
КОМПЛЕКС ДЛЯ АКУСТИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ ОПЕРАТОРА 2017
  • Кочетов Олег Савельевич
RU2671261C1
КОМПЛЕКС ДЛЯ АКУСТИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ ОПЕРАТОРА 2017
  • Кочетов Олег Савельевич
RU2646996C1
КОМПЛЕКС КОЧЕТОВА ДЛЯ АКУСТИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ ОПЕРАТОРА 2013
  • Кочетов Олег Савельевич
  • Стареева Мария Олеговна
  • Стареева Мария Михайловна
RU2547524C1
ПАНЕЛЬ ЗВУКОИЗОЛИРУЮЩАЯ 2008
  • Зубарев Александр Викторович
  • Трибельский Иосиф Александрович
  • Адонин Виталий Андреевич
RU2368518C1
УСТРОЙСТВО КОЧЕТОВА ДЛЯ АКУСТИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ ОПЕРАТОРА 2014
  • Кочетов Олег Савельевич
RU2583441C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ АКУСТИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ ОПЕРАТОРА 2017
  • Кочетов Олег Савельевич
RU2663523C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ АКУСТИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ ОПЕРАТОРА 2016
  • Кочетов Олег Савельевич
RU2643205C1
СПОСОБ АКУСТИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ ОПЕРАТОРА 2017
  • Кочетов Олег Савельевич
RU2651566C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 340 478 C1

Реферат патента 2008 года ПАНЕЛЬ ЗВУКОИЗОЛИРУЮЩАЯ

Изобретение относится к водным транспортным средствам, корпуса которых с внутренней стороны покрывают звукоизолирующими панелями, и может быть использовано в морском, речном и наземном транспорте. Панель содержит звукоотражающую панель и звукопоглащающий материал. Звукоотражающая панель выполнена в виде отдельных геометрических фигур, например квадратных пластин, закрепленных с обеих сторон на гибком материале, в частности на металлической сетке, обложенной с обеих сторон тканью, например, из базальтового волокна. На одной из сторон звукоотражающей панели устанавливается мат, например, из базальтовой ткани и базальтовой ваты. Достигается повышение звукоизоляции транспортных средств. 3 з.п. ф-лы, 6 ил., 1 табл.

Формула изобретения RU 2 340 478 C1

1. Панель звукоизолирующая, содержащая звукоотражающую панель и звукопоглощающий материал, отличающаяся тем, что звукоотражающая панель выполнена в виде отдельных геометрических фигур, например квадратных пластин, закрепленных с обеих сторон на гибком материале, в частности на металлической сетке, обложенной с обеих сторон тканью, например, из базальтового волокна, а на одной из сторон звукоотражающей панели устанавливается мат, например, из базальтовой ткани и базальтовой ваты.2. Панель звукоизолирующая по п.1, отличающаяся тем, что верхние квадратные пластины звукоотражающей панели смещены относительно нижних пластин на величину от 1,0 до 10,0 мм.3. Панель звукоизолирующая по п.1, отличающаяся тем, что боковые поверхности образующих звукоотражающую панель квадратных пластин имеют скосы в пределах от 2 до 60°.4. Панель звукоизолирующая по п.1, отличающаяся тем, что металлическая сетка обложена тканью с обеих сторон в одинаковом количестве слоев от 2 до 20.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2008 года RU2340478C1

ГАВРИЛОВ М.Н
и др
Защита от шума и вибрации на судах
- М.: Транспорт, 1979, с.53-61
МНОГОСЛОЙНАЯ ШУМОПОГЛОЩАЮЩАЯ ПАНЕЛЬ 2003
  • Паньков Л.А.
RU2265251C2
Диафрагма к механизму для обработки борта 1982
  • Высоцкий Петр Семенович
  • Гитников Ара Гершович
  • Майборода Тимур Афанасьевич
  • Павлюк Виктор Николаевич
SU1034920A1
EP 1023993 A2, 02.08.2000
DE 19720537 A1, 19.11.1998
ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО 2002
  • Паньков Л.А.
  • Фесина М.И.
RU2229990C2
ЗВУКОПОГЛОЩАЮЩАЯ ВНУТРЕННЯЯ ПАНЕЛЬ КАБИНЫ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1992
  • Конохов А.Ф.
  • Сидоров В.Н.
  • Терентьев А.С.
RU2042547C1

RU 2 340 478 C1

Авторы

Зубарев Александр Викторович

Трибельский Иосиф Александрович

Адонин Виталий Андреевич

Малютин Владимир Иванович

Даты

2008-12-10Публикация

2007-08-15Подача