Изобретение относится к медицине, а именно к способам оценки психического состояния, и может быть использовано в специальной психологии, неврологии и психиатрии.
Известен способ оценки психического состояния с использованием наборов специализированных заданий (С.Я. Рубинштейн. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике (практическое руководство). Москва, 1970 г.). Для оценки внимания применяют различные способы: отыскивание чисел (по таблицам Шульте), счет по Крепелину, отсчитывание, доски Сегена, куб Линка и другие задания (стр.45-84). Для оценки мышления применяют классификацию и исключение предметов, выделение существенных признаков, простые и сложные аналогии, сравнение понятий, соотношение пословиц, метафор и фраз, заполнение пропущенных в тексте слов, объяснение сюжетных картин, установление последовательности событий и другие задания (стр.84-152).
Для оценки эмоционально-личностной сферы применяют: выбор ценностей, уровень притязаний, исследование самооценки, тематический апперцептивный тест (вариант Н.К.Киященко) (стр.176-190).
Недостатком этого способа является большая трудоемкость и длительность проведения диагностической процедуры.
Известен способ оценки речи и зрительного гнозиса по нейропсихологическим пробам А.Р.Лурии (А.Р.Лурия. Высшие корковые функции человека и их нарушение при локальных поражениях мозга. М., 1962), согласно которому зрительный гнозис оценивают по восприятию предметных (реалистических и контурных) изображений, фигур Поппельрейтера, перечеркнутых и незавершенных изображений, конфликтных (составных) фигур, а также лиц, орнаментов, букв, времени на «слепых часах» (стр.300-315). Изучение речи включает оценку фонематического слуха, артикуляции, номинации, автоматизированной речи, понимания логико-грамматических конструкций, построения самостоятельного речевого высказывания (стр.315-345).
Для осуществления этого способа оценки психического состояния нужен подготовленный высококвалифицированный специалист, требуются определенные условия и большой набор методического материала.
Известен способ оценки психического состояния (С.Я.Рубинштейн. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике (Практическое руководство) - М.: Медицина, 1970 г., стр.130-131), выбранный нами за прототип.
Согласно этому способу, испытуемому предъявляют сюжетную картинку и просят рассказать, что на ней нарисовано. По его рассказу оценивают сообразительность, умение выделять существенное из деталей, а также эмоциональный отклик, вызванный сюжетом картинки.
Недостатком этого способа является, то, что в интерпретации сюжетных картинок отсутствует комплексная оценка психических процессов, не определяется структура и характер их нарушений.
Задачей данного изобретения является разработка способа комплексной диагностики психического состояния.
Поставленная задача решается тем, что интерпретацию испытуемым сюжетной картинки оценивают по пяти сферам психического реагирования: внимания, зрительного гнозиса, речи, мышления, эмоционально-личностной сфере, при этом оценка внимания включает исследование параметров «вступления в задание» с оценкой следующих симптомов нарушений : импульсивность, замедленность, и «устойчивости деятельности» с оценкой следующих симптомов нарушений : врабатываемость, слабость сосредоточения, повышенная отвлекаемость, соскальзывание на побочные ассоциации, недоучет деталей, детализация, повышенная истощаемость; оценка зрительного гнозиса включает исследование параметров и соответственно симптомов нарушений: «целостный анализ» - фрагментарность, «оптико-пространственный гнозис» - игнорирование левой или правой стороны пространства, «предметный гнозис» и «узнавание лиц» - агнозии, парагнозии; оценка речи включает исследование параметров и соответствующих симптомов нарушений: «развернутый рассказ» - лаконичность, бедность лексики, трудности планирования высказываний, «оформление речи» - использование жаргона, демонстративность высказываний, дефицит интонационно-мелодической стороны речи, «речевые расстройства» - персеверации, парафазии, аграмматизмы, дефекты звукопроизношения, ситуационно обусловленное нарушение разборчивости речи, просодические нарушения; оценка мыслительных процессов включает исследование параметров и симптомы нарушений: «операциональная сторона мышления» - трудности обобщения, «динамика мыслительных процессов» - избыток гипотез, трудности смены гипотезы, «мотивационная сторона мышления» - резонерство, своеобразная интерпретация, противоречивые суждения; оценка эмоционально-личностной сферы исследует следующие параметры и симптомы нарушений: «эмоциональное реагирование в ходе исследования» - усиление эмоциональных реакций, ослабление эмоциональных реакций, сдерживание эмоциональных реакций, эмоциональная лабильность, протестные реакции, снижение эмоциональной синтонности по отношению к исследователю; «интерпретация эмоционального содержания картины» - агрессивные тенденции, аутоагрессивные тенденции, тревожные тенденции, сопереживание, нравоучительность, трудности оценки эмоционального состояния персонажей, уход от интерпретации эмоционального состояния персонажей, непонимание эмоционального содержания; «ведущая стратегия деятельности» - по типу «озарения», «неуверенная», «формальная», «ригидная»; причем наличие, отсутствие и характер выраженности симптома оценивают следующим образом: «+» - нерезко, редко; «++» - умеренно; «+++» - ярко, часто; «-» - симптом отсутствует; и далее по результатам комплексного исследования делают заключение о структуре и характере нарушения психических функций.
Существенным отличием заявляемого решения от известных является разработка протокола комплексной оценки нарушений психических процессов и оценка психического состояния по пяти сферам психического реагирования: внимания, зрительного гнозиса, речи, мышления, эмоционально-личностной сфере, с оценкой структуры и характера нарушения психических процессов.
Способ осуществляется следующим образом: испытуемому предъявляется сюжетная картинка, предполагающая неоднозначную трактовку ее содержания, и обследуемого просят рассказать, что нарисовано на картинке. Полученные данные заносят в протокол (табл.1), в котором фиксируют симптомы нарушений и их выраженность в сферах психического реагирования. По результатам исследования делают заключение о структуре и характере нарушения психических функций (нарушение каких функций и каких их компонентов имеет место у конкретного испытуемого).
Пример 1. Егор Ж., 6,5 лет, консультирован по вопросу готовности к школьному обучению и выбора ее программы (общая или усложненная). Сюжетная картинка «Разбитое окно» (табл.2)
Заключение: у ребенка наиболее выраженные проблемы отмечены в эмоционально-личностной сфере (снижение эмоциональной синтонности по отношению к исследователю, протестные реакции, тенденция к нравоучительности, преобладание «формальной» стратегии деятельности), определяющие затруднения в речевых (ситуационно обусловленное нарушение разборчивости речи) и мыслительных (своеобразие интерпретации сюжета) процессах. На этом фоне выявляются негрубые нарушения внимания (замедленность при вступлении в задание, врабатываемость, недоучет деталей) и предметного гнозиса.
Готовность ребенка к школьному обучению оценена как недостаточная в связи с проблемами эмоционально-личностной сферы и трудностями поддержания продуктивного контакта. Для мальчика составлена коррекционная программа с акцентом на психотерапевтическую работу (расширение навыков общения, поведения в конфликтных ситуациях и другое), а также совершенствование познавательных процессов (устойчивости внимания, зрительного гнозиса). Рекомендовано обращение к психоневрологу по поводу имеющихся у ребенка эмоционально-аффективных нарушений.
Пример 2. Вова К., 12 лет, консультирован по поводу ухудшения школьной успеваемости, астено-невротических жалоб.
Сюжетная картинка «Разбитое окно» (табл.3)
Заключение: у ребенка имеет место сочетанное нарушение психических процессов - эмоционально-личностной сферы, речи, зрительного гнозиса. В эмоционально-личностной сфере отчетливо снижение эмоциональной синтонности по отношению к исследователю, недостаточное понимание эмоционального содержания сюжета, уход от интерпретации эмоционального состояния персонажей и трудности его оценки, преобладание «формальной» стратегии деятельности при наличии «ригидных» тенденций. В речи отмечено страдание всех уровней : от элементарного (дефекты звукопроизношения) до регуляторного (планирование высказываний), при этом ряд речевых нарушений обусловлен недостаточностью эмоциональной сферы (дефицит интонационно-мелодической стороны речи, ситуационно обусловленные нарушения ее разборчивости, лаконичность, использование жаргона). Зрительный гнозис характеризуется отчетливой недостаточностью узнавания лиц, фрагментарностью восприятия. На этом фоне выявляются относительно легкие нарушения внимания (недоучет деталей, слабость сосредоточения) и мышления (трудности смены гипотезы, противоречивые суждения).
Таким образом, диагностировано, что проблемы ребенка связаны с первичными нарушениями в речевых и зрительно-гностических процессах при ведущем значении эмоционально-личностных особенностей. Исходя из структуры и характера выявленных нарушений, рекомендовано углубление диалоговых форм взаимодействия с мальчиком в семье, расширение круга и навыков общения, оказание стимулирующей и организующей помощи взрослых в учебной деятельности, развитие речевых процессов, совершенствование зрительного гнозиса.
Пример 3. Андрей Ш., 52 лет, консультирован по направлению врача-невропатолога для диагностики нарушений психических функций с целью подбора адекватной терапии гипертонической болезни.
Сюжетная картинка «Разбитое окно» (табл.4)
Заключение: в структуре нарушения психических функций наиболее яркие трудности отмечены в процессах внимания (выраженные импульсивность при вступлении в задание и недоучет деталей) и эмоционально-личностной сфере (усиление эмоциональных реакций, их лабильность при хорошей эмоциональной синтонности по отношению к исследователю, сопереживание персонажам картинки). Ведущая роль этих расстройств определяет характер нарушений в других сферах (в речи - трудности планирования высказываний и единичные персеверации, использование жаргона на начальной стадии описания картинки и демонстративность высказываний; в зрительном гнозисе - недоучет содержания левой стороны картинки в начале ее описания, лицевые парагнозии, возможно, проективного характера, связанные с отражением семейного конфликта; в мышлении - тенденция к резонерству; стратегия деятельности - по типу «озарения»).
Таким образом, у испытуемого диагностированы слабость регуляторных процессов на фоне аффективного характера реагирования, что необходимо учитывать в терапевтической тактике ведения пациента.
Предложенный способ компактен, непродолжителен, не требует сложного методического обеспечения, специальных условий исследования и может быть использован для обследования лиц с 6-летнего возраста. Все это позволяет применять данный способ для скрининговых исследований, экспресс-диагностики нарушений психических процессов, оценки готовности к школьному обучению, при динамическом наблюдении в клинике (например, для изучения медикаментозных влияний, эффективности коррекционно-развивающих мероприятий и т.п.), а также расширяет круг специалистов, использующих данный метод (психологи разных специализаций, педагоги, дефектологи, врачи).
Изобретение относится к медицине, а именно к способам оценки психического состояния, и может быть использовано в специальной психологии, неврологии и психиатрии. Осуществляют комплексную оценку психического состояния, включающую интерпретацию испытуемым сюжетной картинки. При этом интерпретацию испытуемым сюжетной картинки оценивают по пяти сферам психического реагирования: внимания, зрительного гнозиса, речи, мышления, эмоционально-личностной сфере. Оценка внимания включает исследование параметров «вступления в задание» с оценкой следующих симптомов нарушений: импульсивность, замедленность, и «устойчивости деятельности» с оценкой следующих симптомов нарушений : врабатываемость, слабость сосредоточения, повышенная отвлекаемость, соскальзывание на побочные ассоциации, недоучет деталей, детализация, повышенная истощаемость. Оценка зрительного гнозиса включает исследование параметров и соответственно симптомов нарушений: «целостный анализ» - фрагментарность, «оптико-пространственный гнозис» - игнорирование левой или правой стороны пространства, «предметный гнозис» и «узнавание лиц» - агнозии, парагнозии. Оценка речи включает исследование параметров и соответствующих симптомов нарушений: «развернутый рассказ» лаконичность, бедность лексики, трудности планирования высказываний, «оформление речи» - использование жаргона, демонстративность высказываний, дефицит интонационно-мелодической стороны речи, «речевые расстройства» - персеверации, парафазии, аграмматизмы, дефекты звукопроизношения, ситуационно обусловленное нарушение разборчивости речи, просодические нарушения. Оценка мыслительных процессов включает исследование параметров и симптомы нарушений: «операциональная сторона мышления» - трудности обобщения, «динамика мыслительных процессов» - избыток гипотез, трудности смены гипотезы, «мотивационная сторона мышления» - резонерство, своеобразная интерпретация, противоречивые суждения. Оценка эмоционально-личностной сферы исследует следующие параметры и симптомы нарушений: «эмоциональное реагирование в ходе исследования» - усиление эмоциональных реакций, ослабление эмоциональных реакций, сдерживание эмоциональных реакций, эмоциональная лабильность, протестные реакции, снижение эмоциональной синтонности по отношению к исследователю; «интерпретация эмоционального содержания картины» - агрессивные тенденции, аутоагрессивные тенденции, тревожные тенденции, сопереживание, нравоучительность, трудности оценки эмоционального состояния персонажей, уход от интерпретации эмоционального состояния персонажей, непонимание эмоционального содержания; «ведущая стратегия деятельности» - симптомы по типу «озарения», «неуверенная», «формальная», «регидная». Причем наличие, отсутствие и характер выраженности симптома оценивают следующим образом: «+» - нерезко, редко; «++» - умеренно; «+++» - ярко, часто; «-» - симптом отсутствует. Далее по результатам комплексного исследования делают заключение о структуре и характере нарушения психических функций. Способ позволяет осуществить комплексную оценку психического состояния. 4 табл.
Способ комплексной оценки психического состояния, включающий интерпретацию испытуемым сюжетной картинки, отличающийся тем, что интерпретацию испытуемым сюжетной картинки оценивают по пяти сферам психического реагирования: внимания, зрительного гнозиса, речи, мышления, эмоционально-личностной сфере, при этом оценка внимания включает исследование параметров «вступления в задание» с оценкой следующих симптомов нарушений - импульсивность, замедленность, и «устойчивости деятельности» с оценкой следующих симптомов нарушений - врабатываемость, слабость сосредоточения, повышенная отвлекаемость, соскальзывание на побочные ассоциации, недоучет деталей, детализация, повышенная истощаемость; оценка зрительного гнозиса включает исследование параметров и, соответственно, симптомов нарушений: «целостный анализ» - фрагментарность, «оптико-пространственный гнозис» - игнорирование левой или правой стороны пространства, «предметный гнозис» и «узнавание лиц» - агнозии, парагнозии; оценка речи включает исследование параметров и соответствующих симптомов нарушений: «развернутый рассказ» - лаконичность, бедность лексики, трудности планирования высказываний, «оформление речи» - использование жаргона, демонстративность высказываний, дефицит интонационно-мелодической стороны речи, «речевые расстройства» - персеверации, парафазии, аграмматизмы, дефекты звукопроизношения, ситуационно обусловленное нарушение разборчивости речи, просодические нарушения; оценка мыслительных процессов включает исследование параметров и симптомы нарушений: «операциональная сторона мышления» - трудности обобщения, «динамика мыслительных процессов» - избыток гипотез, трудности смены гипотезы, «мотивационная сторона мышления» - резонерство, своеобразная интерпретация, противоречивые суждения; оценка эмоционально-личностной сферы исследует следующие параметры и симптомы нарушений: «эмоциональное реагирование в ходе исследования» - усиление эмоциональных реакций, ослабление эмоциональных реакций, сдерживание эмоциональных реакций, эмоциональная лабильность, протестные реакции, снижение эмоциональной синтонности по отношению к исследователю; «интерпретация эмоционального содержания картины» - агрессивные тенденции, аутоагрессивные тенденции, тревожные тенденции, сопереживание, нравоучительность, трудности оценки эмоционального состояния персонажей, уход от интерпретации эмоционального состояния персонажей, непонимание эмоционального содержания; «ведущая стратегия деятельности» - симптомы по типу «озарения», «неуверенная», «формальная», «регидная»; причем наличие, отсутствие и характер выраженности симптома оценивают следующим образом: «+» - нерезко, редко; «++» - умеренно; «+++» - ярко, часто; «-» - симптом отсутствует; и, далее, по результатам комплексного исследования делают заключение о структуре и характере нарушения психических функций.
РУБИНШТЕЙН С.Я | |||
Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике (Практическое руководство) | |||
- М.: Медицина, 1970, с.130-131 | |||
СПОСОБ ОЦЕНКИ ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ | 1996 |
|
RU2099009C1 |
ЛУРИЯ А.Р | |||
Высшие корковые функции человека и их нарушение при локальных поражениях мозга | |||
- М., 1962 | |||
АНАСТАЗИ А., УРБИНА С.Психологическое тестирование | |||
- СПб.: Питер, |
Авторы
Даты
2007-02-27—Публикация
2005-09-05—Подача