Изобретение относится к медицине, а именно к восстановительному лечению, может быть использовано для восстановительного лечения младенцев с патологией ЦНС.
В настоящее время большое количество детей рождается с патологией ЦНС, что проявляется нарушением сроков и качества формирования рефлекторной активности, нарушением ритма сна и бодрствования, функциональными нарушениями в работе внутренних органов: частыми срыгиваниями, спастическими болями в кишечнике. Часто имеет место гипотония мышц брюшного пресса в сочетании с парезом диафрагмы [Ратнер Ю.А. Неврология новорожденных: Острый период и поздние осложнения. 2-е изд.-М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005 - С. 79]. Гипотония мышц живота сопровождается изменением внутригрудного и внутрибрюшного давления, что, в свою очередь, вносит вклад в нарушение тонуса и моторики желудочно-кишечного тракта.
Существует ряд способов восстановительного лечения младенцев с патологией ЦНС.
В частности, способ стимуляции центральной нервной системы у новорожденных и детей раннего возраста [Латыпова Ф.М., Ахмадеева Э.Н., Еникеев Д.А. Пат РФ №2482892, заявка №2012111959 от 2012-03-27, МПК A61N 5/06, публ. 27.05.2013]. Авторы предлагают воздействовать некогерентным поляризованным светом прибора «Биоптрон» на рефлекторные зоны, а именно на кончики пальцев рук, стопы, уши, глаза различными цветами. При синдроме угнетения сеанс заканчивают красным цветом, при синдроме возбуждения - фиолетовым. Воздействие на глаза проводят с расстояния 5 см от глаз. Курс лечения составляет 5-15 ежедневных процедур. Способ, несомненно, расширяет арсенал средств улучшающих функцию ЦНС у новорожденных и детей раннего возраста.
Недостатками способа являются отсутствие четкого адреса воздействия и четких критериев его эффективности.
Способ реабилитации детей раннего возраста с последствиями перинатального поражения центральной нервной системы, предложенный другими авторами [Губин Э.Н., Губина А.Э. Пат. РФ №2506942, МПК А61Н 1/00 по заявке №2012128061/14, публ. 20.02.2014], заключается в выполнении комплекса гимнастических упражнений продолжительностью 10-15 минут, включающего наклоны и повороты тела ребенка в разные стороны, раскачивания, движения по горизонтальной «восьмерке», по дуге, опускание и поднимание ребенка головой вниз, удержание ребенка на одном и на другом боку на ладони взрослого. Параллельно проводится курс физиотерапии. Продолжительность лечения не менее 1 месяца. Способ обеспечивает реабилитацию детей в возрасте 3-6 месяцев за счет ускоренного развития статических мышечных напряжений с подготовкой к дальнейшему уверенному сидению и стоянию на ножках.
Недостатком способа является то, что он адресован детям в возрасте от 3 месяцев, в то время как рефлекторная активность претерпевает патологическое развитие с самого рождения, а пластичность ЦНС постепенно снижается. Поэтому неонатологи постулируют как можно более раннюю диагностику и начало лечения.
Существует способ лечения неврологических нарушений у новорожденных детей и детей раннего возраста и устройство для его осуществления [Воронина Л.И., Черданцева Г.А., Гор Б.С., Смолин B.C., Ямпольский Г.А., Антонов А.Г. Пат. РФ №2147859, МПК А61Н 9/00 98111228 по заявке №98111228/14, публ. 24.07.2000] методом стимуляции нервных окончаний кожи с помощью длительного равномерного мягкого механического воздействия энергией бурлящих пузырьков, образующихся на поверхности псевдожидкости на основе стеклянных микрошариков. Такое воздействие на значительную площадь поверхности тела стимулирует функцию внешнего дыхания и сердечную деятельность, осуществляет мягкий массажный эффект и способствует восстановлению функций организма.
Недостатком способа является то, что он целенаправленно не влияет на пораженные участки нервной системы и не восстанавливает тонус мышц и рефлекторную активность младенца.
Наиболее близким к предлагаемому является способ реабилитации детей раннего возраста с гипоксически-ишемическими и травматическими поражениями центральной нервной системы [Кривоногова Т.С, Соловьева С.А., Уварова М.А., Алифирова В.М. пат. РФ №2433811 по заявке №2010123316/14, 07.06.2010, публ. 20.11.2011]. Способ реализуется путем проведения с ребенком, лежащим на ортопедическом мяче, комплекса пассивных упражнений, продолжительность каждого упражнения от 15 до 40 секунд, повторы от 3 до 6 раз. Комплекс включает упражнения: «растягивание» - потягивание за ручки; «прижатие» согнутых коленных суставах к груди ребенка; «прикосновение локтевого и коленного суставов»; «выпрямление», для чего берут ребенка на руки спиной к себе, сгибают ножки в коленных суставах и прижимают их к животу, удерживая; «подтягивание головки к груди»; «соприкосновение плечевого пояса с коленным суставом» - необходимо правым плечевым суставом соприкоснуться с левым коленным суставом, а левым плечевым суставом соприкоснуться с правым коленным суставом; «катание вверх-вниз» ребенка на мяче с удерживанием головой вниз и ногами вверх; «поза эмбриона», в которой удерживают ребенка, лежащего боком на мяче; «разведение в тазобедренных суставах» с удерживанием в этом положении; «перекатывание» - покачивания на мяче и перекатывание ребенка на одном месте по часовой стрелке и против нее. Курс упражнений 7-10 дней, с повторением при необходимости не ранее чем через 3 месяца. Способ позволяет получить устойчивый реабилитационный эффект при снижении осложнений.
Способ имеет следующие недостатки:
1. Не предусматривает прямого воздействия на брюшные рефлексы.
2. Не предусматривает воздействия на диафрагму.
3. Не нацелен на нормализацию внутрибрюшного давления.
4. Не предполагает восстановления тонуса и моторики желудочно-кишечного тракта.
Все это ограничивает терапевтические возможности способа.
Назначение изобретения - создание простого способа восстановительного лечения младенцев с патологией ЦНС путем выполнения комплекса рефлекторных упражнений, стимулирующих двигательное развитие и улучшающих состояние здоровья.
Поставленное назначение достигается способом восстановительного лечения младенцев с патологией ЦНС включающим поэтапное выполнение комплекса упражнений. Комплекс упражнений состоит из пяти этапов, проводимых по 3-5 занятий в день продолжительностью по 15-20 минут во время бодрствования младенца.
На первом этапе младенцу, лежащему на пеленальном столике в положении на спине, выполняют «прижатие» ног к животу с одновременным сгибанием их в тазобедренных, коленных и голеностопных суставах, удержанием в положении сгибания 1-3 секунды, затем ноги разгибают, упражнение повторяют 6-8 раз.
На втором этапе младенцу, лежащему на пеленальном столике в положении на спине, проводят стимуляцию верхних, средних и нижних брюшных рефлексов билатерально, осуществляя штриховые движения подушечками концевых фаланг первых и вторых пальцев в области верхнего, среднего и нижнего этажей передней брюшной стенки, силу и число повторов воздействия варьируют для получения рефлекторного ответа с каждой зоны воздействия, упражнение повторяют 6-8 раз.
На третьем этапе младенцу, лежащему на пеленальном столике в положении на спине, проводят рефлекторные упражнения на стопах: штрихование ногтевыми пластинками первых пальцев по наружной поверхности стопы от пятки до основания пальцев и далее вдоль основания пальцев от мизинца к большому пальцу до получения рефлекторного ответа - тыльного сгибания в голеностопном суставе. Далее штрихуют тыл стопы ногтевыми пластинками вторых-четвертых пальцев в направлении от голеностопного сустава к пальцам. Затем штрихуют наружную поверхность голени и стопы в направлении от коленного сустава до голеностопного, далее достигая основания пятого пальца, до получения рефлекторного ответа - тыльного сгибания стоп. Завершают рефлекторные упражнения на стопах стимуляцией рефлекса Оппенгейма: выполняют щипковые движения передней поверхности голени от коленного сустава к голеностопному.
На четвертом этапе младенца укладывают на ортопедический мяч и прокатывают вперед и в стороны на мяче в четырех положениях: лежа на животе, на правом и левом боку, на спине. При этом одновременно с прокатыванием младенца, лежащего животом, правым и левым боком на мяче проводят точечные надавливания в области паравертебральных зон, затем штрихование области крестца и ягодичных мышц. Далее выполняют прокатывания младенца на мяче в положении лежа на спине, тщательно контролируя положение головы, стимулируя ее сгибание вперед при подъеме плечевого пояса. В каждом положении упражнение повторяют 6-8 раз.
На пятом этапе завершают процедуру поверхностным поглаживанием всего тела с захватом плечевого пояса, верхних конечностей, туловища и нижних конечностей.
Новизна изобретения:
1. Младенцу, лежащему на спине на пеленальном столике, подтягивают обе ноги в животу, одновременно сгибая их в тазобедренных, коленных и голеностопных суставах, удерживают в положении сгибания 1-3 секунды, затем разгибают ноги. Повторяют упражнение 6-8 раз, ориентируясь на нормализацию тонуса в нижних конечностях. Упражнение растягивает мягкие ткани задней поверхности тела: шеи, спины, ног, способствует растяжению твердой мозговой оболочки, вследствие чего нормализуется мышечный тонус указанных областей, улучшаются условия для ликвородинамики, изменяется внутрибрюшное и внутригрудное давление.
2. Младенцу, лежащему на спине на пеленальном столике, проводят стимуляцию верхних, средних и нижних брюшных рефлексов билатерально штриховыми движениями подушечками концевых фаланг первых и вторых пальцев в области верхнего, среднего и нижнего этажей передней брюшной стенки. Силу воздействия варьируют для получения рефлекторного ответа с каждой зоны воздействия. Каждую зону обрабатывают 6-8 раз. Упражнение повышает тонус мышц брюшного пресса, рефлекторно снимает спазм диафрагмы, вследствие чего происходит нормализация внутрибрюшного и внутригрудного давления, улучшается функция внешнего дыхания, нормализуется тонус и моторика желудочно-кишечного тракта.
3. Младенцу, лежащему на спине на пеленальном столике, проводят рефлекторные упражнения на стопах: штрихование ногтевыми пластинками первых пальцев по наружной поверхности стопы от пятки до основания пальцев, далее вдоль основания пальцев от мизинца к большому пальцу для получения рефлекторного ответа: тыльного сгибания стопы. Затем проводят штрихование тыла стопы ногтевыми пластинками вторых-четвертых пальцев в направлении от голеностопного сустава к пальцам, вызывая тыльное сгибание стопы. Следом штрихуют наружную поверхность голени и стопы в направлении от коленного сустава до голеностопного, далее - до основания пятого пальца. В ответ получают тыльное сгибание стоп. Завершает рефлекторные упражнения стимуляция рефлекса Оппенгейма: раздражение щипковыми движениями передней поверхности голени от коленного сустава к голеностному. Упражнения восстанавливают тонус задней, передней и латеральной групп мышц голеней, обеспечивая включение нижних конечностей в рефлекторную активность, формируют опору на всю стопу.
4. Прокатывание младенца на мяче вперед и в стороны в положениях лежа на животе, на правом и левом боку, на спине. Одновременно с прокатыванием младенца, лежащего животом на мяче, проводят точечные надавливания в области паравертебральных зон, штрихование области крестца и ягодичных мышц. Аналогичные приемы проводят во время прокатывания младенца в положении на правом и левом боку. Прокатывая младенца в положении лежа на спине, тщательно контролируют положение головы, стимулируя ее антефлексию при подъеме плечевого пояса. В каждом положении упражнение повторяют 6-8 раз. Упражнения способствуют формированию симметричных и асимметричных шейнотонических, вестибуло-тонических рефлексов, а также восстанавливают тонус аксиальной мускулатуры, готовят младенца к освоению переворотов, сидения, стояния и ходьбы на четвереньках, стояния.
5. Завершает процедуру поверхностное поглаживание всего тела с захватом плечевого пояса, верхних конечностей, туловища и нижних конечностей. Упражнение успокаивает ребенка, обеспечивает переход от активности к покою. Проводят 3-5 занятий в день продолжительностью по 15-20 минут во время бодрствования младенца. При регулярных занятиях нормализация тонуса мышц, формирование рефлекторной активности, улучшение сна, дыхания, тонуса и моторики желудочно-кишечного тракта происходит за две недели.
Совокупность существенных признаков позволяет получить новый технический результат:
- Разработан эффективный способ восстановительного лечения младенцев с патологией ЦНС.
- Способ непосредственно воздействует на брюшные рефлексы, повышая тонус мышц передней брюшной стенки.
- Способ рефлекторно воздействует на диафрагму и мышцы, контролирующие верхнюю апертуру грудной клетки, снимая их спазм.
- Способ нормализует внутригрудное и внутрибрюшное давление.
- Способ восстанавливает тонус и моторику желудочно-кишечного тракта.
- Стимулирует формирование рефлекторной активности младенца.
- Способ может быть использован в домашних условиях родителями, прошедшими обучение.
Первым этапом занятия выполняют упражнения для нормализации мышечного тонуса, растяжения твердой мозговой оболочки. Эти действия направлены на облегчение формирования рефлекторной активности в процессе выполнения следующих упражнений.
Вторым этапом стимулируют брюшные рефлексы для повышения тонуса мышц брюшного пресса, рефлекторного снятия спазма диафрагмы, вследствие чего происходит нормализация внутрибрюшного и внутригрудного давления, улучшается функция внешнего дыхания, нормализуется тонус и моторика желудочно-кишечного тракта.
Третьим этапом выполняют рефлекторные упражнения, восстанавливающие тонус задней, передней и латеральной групп мышц голеней, обеспечивая включение нижних конечностей в рефлекторную активность, формируют опору на всю стопу.
Четвертым этапом выполняют упражнения на мяче для формирования симметричных и асимметричных шейнотонических, вестибулотонических рефлексов, а также восстановления тонуса аксиальной мускулатуры, подготовки младенца к освоению переворотов, сидения, стояния и ходьбы на четвереньках, стояния.
Пятым этапом выполняют поверхностные поглаживания, обеспечивая переход от активности к покою.
Афферентный приток оказывает мощное стимулирующее влияние на дозревание ЦНС [Роль сенсорного притока в созревании функций мозга. М.: Наука, 1987. - 236 с.], что составляет нейрофизиологическую основу данного способа. Ю.А. Ратнер в монографии Неврология новорожденных: Острый период и поздние осложнения [2-е изд. М: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. - С.111] справедливо указывает: «рефлексы могут очень существенно помочь в топической диагностике, а это так важно, особенно на самых ранних этапах», поскольку проявление конкретных рефлексов отражает состояние соответствующих структур ЦНС.
Продолжим эту мысль в направлении восстановительного лечения: формирование рефлексов способствует восстановлению активности и (в рамках пластичности ЦНС младенца) структур ЦНС, отвечающих за реализацию этих рефлексов. Они относятся к поверхностным рефлексам и вызываются раздражением кожи передней брюшной стенки. Эти рефлексы филогенетически моложе других безусловных рефлексов. М.И. Аствацатуров связывал их появление с вертикализацией. Брюшные рефлексы вызываются с четвертого дня, становятся постоянными к началу второй недели жизни. Рефлекторная дуга верхнего брюшного рефлекса проходит через Th7-8, среднего - через Th9-10, нижнего - через Th11-12 сегменты.
Наряду со спинальной дугой эти рефлексы замыкаются в коре головного мозга. Из этого следуют два важных вывода: рефлексы снижаются или исчезают при поражении пирамидных путей; в процессе их становления формируется афферентный поток в грудные сегменты спинного мозга: с Th7-12 и кору больших полушарий в пре- и постцентральные извилины, стимулируя восстановление их структуры и функций в пределах имеющейся пластичности ЦНС.
Параллельно с восстановлением тонуса мышц передней брюшной стенки уходит спазм диафрагмы. Следствием чего является ослабление раздражающего воздействия диафрагмы на желудочно-пищеводное соединение и блуждающие нервы, которые сопровождают абдоминальную часть пищевода [Барраль Ж.П. Висцеральные манипуляции П. Иваново: МИК Иваново, 2005. - С. 58-59]. Нормализация давления в грудной и брюшной полостях оказывает благотворное влияние на моторику и тонус желудочно-кишечного тракта, в результате чего у детей уменьшаются срыгивания и спазмы кишечника, улучшается сон.
Следующая группа упражнений направлена на формирование афферентного притока от нижних конечностей, включение в работу сегментарного аппарата поясничного утолщения спинного мозга. При прокатывании младенца на мяче формируют афферентный поток от многих рефлексогенных зон и получают ответные двигательные реакции, в которые согласованно вовлекается весь опорно-двигательный аппарат. Завершает занятие релаксирующий прием, направленный на успокоение, переход от активности к покою.
Таким образом, в течение занятия происходит формирование афферентного потока, стимулирующего ЦНС младенца. Изменение тонуса мускулатуры брюшного пресса и диафрагмы способствует восстановлению нормального давления в полостях тела, улучшению работы внутренних органов. В результате уходят спазмы, срыгивания, восстанавливается сон, формируется двигательная активность.
Преимущества предлагаемого способа: физиологичность, активное участие самого ребенка, возможность применения не только в лечебной практике, но и непосредственно в семье обученными родителями.
Способ осуществляется следующим образом.
У младенцев с патологией ЦНС формируют рефлекторную активность, снимают спазм диафрагмы и мышц, контролирующих верхнюю апертуру грудной клетки путем проведения занятий, направленных на стимуляцию рефлекторной активности.
Способ реализуется путем проведения с ребенком комплекса рефлекторных упражнений, продолжительность каждого упражнения: 15 - 40 секунд. Комплекс включает поэтапное выполнение упражнений. Первым этапом выполняют упражнения направленные на растяжение мягких тканей задней поверхности тела, твердой мозговой оболочки, вследствие чего нормализуется мышечный тонус, улучшаются условия для ликвородинамики, изменяется внутрибрюшное и внутригрудное давление. Младенцу, лежащему на пеленальном столике в положении на спине, выполняют «прижатие» ног к животу с одновременным сгибанием их в тазобедренных, коленных и голеностопных суставах, удержанием в положении сгибания 1-3 секунд, затем ноги разгибают, упражнение повторяют 6-8 раз. Вторым этапом для повышения тонуса мышц брюшного пресса, рефлекторного снятия спазма диафрагмы, нормализации внутрибрюшного и внутригрудного давления, улучшения функции внешнего дыхания, нормализации тонуса и моторики желудочно-кишечного тракта проводят стимуляцию верхних, средних и нижних брюшных рефлексов билатерально штриховыми движениями подушечками концевых фаланг первых и вторых пальцев в области верхнего, среднего и нижнего этажей передней брюшной стенки. Силу воздействия варьируют для получения рефлекторного ответа с каждой зоны воздействия, упражнение повторяют 6-8 раз. Третьим этапом восстанавливают тонус задней, передней и латеральной групп мышц голеней, обеспечивая включение нижних конечностей в рефлекторную активность, формируют опору на всю стопу. Для этого выполняют рефлекторные упражнения на стопах: штрихование ногтевыми пластинками первых пальцев по наружной поверхности стопы от пятки до основания пальцев, далее вдоль основания пальцев от мизинца к большому пальцу для получения рефлекторного ответа: тыльного сгибания стопы. Затем проводят штрихование тыла стопы ногтевыми пластинками вторых-четвертых пальцев в направлении от голеностопного сустава к пальцам, вызывая тыльное сгибание стопы. Следом штрихуют наружную поверхность голени и стопы в направлении от коленного сустава до голеностопного, далее - до основания пятого пальца. В ответ получают тыльное сгибание стоп. Завершает рефлекторные упражнения стимуляция рефлекса Оппенгейма: раздражение щипковыми движениями передней поверхности голени от коленного сустава к голеностному. Упражнения четвертого этапа способствуют формированию симметричных и асимметричных шейнотонических, вестибулотонических рефлексов, восстанавливают тонус аксиальной мускулатуры, готовят младенца к освоению переворотов, сидения, стояния и ходьбы на четвереньках, стояния. На этом этапе прокатывают вперед и в стороны младенца на мяче в положениях лежа на животе, на правом и левом боку, на спине. Одновременно с прокатыванием младенца, лежащего животом, правым и левым боком на мяче, проводят точечные надавливания в области паравертебральных зон, затем штрихование области крестца и ягодичных мышц. Прокатывая младенца на мяче в положении лежа на спине, тщательно контролируют положение головы, стимулируя ее сгибание вперед при подъеме плечевого пояса, в каждом положении упражнение повторяют 6-8 раз. Задача пятого этапа - обеспечить переход младенца от активности к покою. Выполняют поверхностное поглаживание всего тела с захватом плечевого пояса, верхних конечностей, туловища и нижних конечностей. Проводят 3-5 занятий в день продолжительностью по 15-20 минут во время бодрствования младенца.
При регулярных занятиях нормализация тонуса мышц, формирование рефлекторной активности, улучшение сна, дыхания, тонуса и моторики желудочно-кишечного тракта происходит за две недели.
Пример №1 Младенец А. 24.01.2016 г.р. Диагноз: поздний восстановительный период после перенесенной ишемии головного мозга. Миотонический синдром, синдром двигательных нарушений.
В анамнезе: ребенок рожден недоношенным, в сроке 36 недель гестации, с признаками ЗВУР, массой 1600 г, длиной 43 см, в состоянии асфиксии с оценкой по шкале Апгар 5/7 баллов. Сразу после рождения согласно протоколу провели реанимационные мероприятия. Мальчик был взят на ИВЛ. В первый день жизни перенес полицитемический синдром (трансфузия 24.01.16). Ранний период адаптации осложнился ФФК ООО, вторичным РДС. Без респираторной поддержки с 5-дневного возраста. С этапа родильного дома переведен в ОПН, выписан в месячном возрасте с двигательным дефицитом.
Младенцу был проведен комплекс упражнений по предложенному способу в возрасте 2 месяцев. На момент начала реабилитации у ребенка отмечалось диффузное снижение мышечного тонуса, выраженная гипотония мышц живота, функциональные нарушения ЖКТ в виде частых срыгиваний, задержки отхождения кала. Физиологические рефлексы вызывались, но быстро истощались брюшные, опоры и ползания.
С младенцем выполняли комплекс рефлекторных упражнений по предложенному способу, продолжительность каждого упражнения: 15-40 секунд, продолжительность всего занятия - 15-20 минут. Проводили по 4 занятия в день. В течение первых трех дней один раз в день занятие проводил врач, остальные 3 раза занималась мама. С четвертого дня мама, освоившая полностью методику занятий, самостоятельно выполняла комплекс упражнений с младенцем.
Комплекс включал поэтапное выполнение упражнений. Первым этапом младенцу, лежащему на пеленальном столике в положении на спине, выполняли «прижатие» ног к животу с одновременным сгибанием их в тазобедренных, коленных и голеностопных суставах, удержанием в положении сгибания 1-3 секунд, затем ноги разгибали, упражнение повторяли 6-8 раз. Вторым этапом проводили стимуляцию верхних, средних и нижних брюшных рефлексов билатерально штриховыми движениями подушечками концевых фаланг первых и вторых пальцев в области верхнего, среднего и нижнего этажей передней брюшной стенки. Силу воздействия варьировали для получения рефлекторного ответа с каждой зоны воздействия, упражнение повторяли 6-8 раз. Третьим этапом выполняли рефлекторные упражнения на стопах: штрихование ногтевыми пластинками первых пальцев по наружной поверхности стопы от пятки до основания пальцев, далее вдоль основания пальцев от мизинца к большому пальцу для получения рефлекторного ответа: тыльного сгибания стопы. Затем проводили штрихование тыла стопы ногтевыми пластинками вторых-четвертых пальцев в направлении от голеностопного сустава к пальцам, вызывая тыльное сгибание стопы. Следом штриховали наружную поверхность голени и стопы в направлении от коленного сустава до голеностопного, далее - до основания пятого пальца. Завершала рефлекторные упражнения стимуляция рефлекса Оппенгейма: раздражение щипковыми движениями передней поверхности голени от коленного сустава к голеностному. На четвертом этапе прокатывали вперед и в стороны младенца на мяче в положениях лежа на животе, на правом и левом боку, на спине. Одновременно с прокатыванием младенца, лежащего животом, правым и левым боком на мяче, проводили точечные надавливания в области паравертебральных зон, затем штрихование области крестца и ягодичных мышц. Прокатывая младенца на мяче в положении лежа на спине, тщательно контролировали положение головы, стимулируя ее сгибание вперед при подъеме плечевого пояса, в каждом положении упражнение повторяли 6-8 раз. На пятом этапе выполняли поверхностное поглаживание всего тела с захватом плечевого пояса, верхних конечностей, туловища и нижних конечностей.
После двух недель занятий у мальчика повысился общий мышечный тонус, появился тонус мышц живота. Улучшилась моторика кишечника. Отчетливо определялись брюшные рефлексы, стали устойчивыми рефлексы опоры и ползания.
Пример №2. Младенец К. 25.05.2017 г. Диагноз: поздний восстановительный период после перенесенной тяжелой асфиксии, ишемии головного мозга. Синдром пирамидной недостаточности.
В анамнезе: девочка родилась доношенной, крупной, оперативным путем (экстренное кесарево сечение в связи с интранатальным дистрессом плода). Масса тела при рождении: 4280 г, длина: 52 см, оценка по шкале Апгар: 3/5/6 баллов. После проведения реанимационных мероприятий новорожденную девочку перевели в ОРН, была взята на ИВЛ, в течение 4 дней проводилась поддержка кардиотоническими препаратами, антибактериальная терапия. Через 5 дней при положительной динамике была снята с ИВЛ. До девятого дня жизни кормилась через зонд, ведущим в клинике был синдром угнетения ЦНС. К месячному возрасту девочка была выписана домой и первый курс реабилитации состоялся амбулаторно на втором месяце жизни. Сохранялось снижение тонуса мускулатуры конечностей, живота. Физиологические рефлексы: позотонические, брюшные, хватательные с рук неустойчивые. Мама предъявляла жалобы на частые срыгивания, нерегулярный стул, беспокойство ребенка, снижение аппетита, нарушения сна.
Младенцу был проведен комплекс упражнений по предложенному способу, продолжительность каждого упражнения: 15-40 секунд, продолжительность всего занятия - 15-20 минут. Проводили по 5 занятий в день. Первые два занятия провел врач, затем мама занималась с ребенком самостоятельно по 5 раз в день.
Каждое занятия включало поэтапное выполнение комплекса упражнений. Первым этапом младенцу, лежащему на пеленальном столике в положении на спине, выполняли «прижатие» ног к животу с одновременным сгибанием их в тазобедренных, коленных и голеностопных суставах, удержанием в положении сгибания 1-3 секунд, затем ноги разгибали, упражнение повторяли 6-8 раз. Вторым этапом проводили стимуляцию верхних, средних и нижних брюшных рефлексов билатерально штриховыми движениями подушечками концевых фаланг первых и вторых пальцев в области верхнего, среднего и нижнего этажей передней брюшной стенки. Силу воздействия варьировали для получения рефлекторного ответа с каждой зоны, упражнение повторяли 6-8 раз. Третьим этапом выполняли рефлекторные упражнения на стопах: штрихование ногтевыми пластинками первых пальцев по наружной поверхности стопы от пятки до основания пальцев, далее вдоль основания пальцев от мизинца к большому пальцу для получения рефлекторного ответа: тыльного сгибания стопы. Затем проводили штрихование тыла стопы ногтевыми пластинками вторых-четвертых пальцев в направлении от голеностопного сустава к пальцам, вызывая тыльное сгибание стопы. Следом штриховали наружную поверхность голени и стопы в направлении от коленного сустава до голеностопного, далее - до основания пятого пальца. Завершала рефлекторные упражнения стимуляция рефлекса Оппенгейма: раздражение щипковыми движениями передней поверхности голени от коленного сустава к голеностному. На четвертом этапе прокатывали вперед и в стороны младенца на мяче в положениях лежа на животе, на правом и левом боку, на спине. Одновременно с прокатыванием младенца, лежащего животом, правым и левым боком на мяче, проводили точечные надавливания в области паравертебральных зон, затем штрихование области крестца и ягодичных мышц. Прокатывая младенца на мяче в положении лежа на спине, тщательно контролировали положение головы, стимулируя ее сгибание вперед при подъеме плечевого пояса, в каждом положении упражнение повторяли 6-8 раз. На пятом этапе выполняли поверхностное поглаживание всего тела с захватом плечевого пояса, верхних конечностей, туловища и нижних конечностей.
Через две недели самочувствие ребенка улучшилось, нормализовались аппетит и сон. Девочка стала реже срыгивать, появился регулярный стул. Повысился тонус мускулатуры конечностей и брюшного пресса. Сформировались устойчивые брюшные рефлексы, в положении на животе с упором на предплечья стала поднимать голову и кратковременно ее удерживать.
Следует отметить, что у данного ребенка комплекс лечебной физкультуры проводился без медикаментозной поддержки.
Предложенный способ эффективен для формирования рефлекторной активности, в частности, брюшных рефлексов, повышения тонуса мышц брюшного пресса, улучшения работы желудочно-кишечного тракта.
Минимальная продолжительность курса реабилитации 2 недели при условии регулярного проведения занятий по 3-5 раз в день. При необходимости занятия продолжают до получения эффекта.
Продолжительность курса зависит от тяжести неврологической патологии и регулярности проведения занятий.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ГИДРОКИНЕЗИТЕРАПИИ НЕДОНОШЕННЫХ МЛАДЕНЦЕВ И МЛАДЕНЦЕВ С ПЕРИНАТАЛЬНОЙ ПАТОЛОГИЕЙ ЦНС | 2006 |
|
RU2311164C1 |
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ НА РАННЕЙ СТАДИИ РЕАБИЛИТАЦИИ ТЯЖЕЛОЙ ЧЕРЕПНО-МОЗГОВОЙ ТРАВМЫ | 2009 |
|
RU2428161C2 |
СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ МЛАДЕНЦА | 2005 |
|
RU2309720C2 |
СПОСОБ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ГИПОКСИЧЕСКИ-ИШЕМИЧЕСКИМИ И ТРАВМАТИЧЕСКИМИ ПОРАЖЕНИЯМИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ | 2010 |
|
RU2433811C1 |
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И КООРДИНАЦИИ У ДЕТЕЙ В РАННЕЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ПОЗВОНОЧНО-СПИННОМОЗГОВОЙ ТРАВМЫ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИГРОВОГО МЕТОДА | 2014 |
|
RU2567796C1 |
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ МЫШЕЧНОГО ТОНУСА У ДЕТЕЙ СО СПАСТИЧЕСКИМИ ФОРМАМИ ЦЕРЕБРАЛЬНОГО ПАРАЛИЧА | 2011 |
|
RU2482827C2 |
СПОСОБ НОРМАЛИЗАЦИИ МЫШЕЧНОГО ТОНУСА У ДЕТЕЙ СО СПАСТИЧЕСКИМИ ФОРМАМИ ЦЕРЕБРАЛЬНОГО ПАРАЛИЧА | 2005 |
|
RU2289381C1 |
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ НОРМАЛЬНОГО МЫШЕЧНОГО ТОНУСА У ДЕТЕЙ С ПЕРИНАТАЛЬНЫМ ПОРАЖЕНИЕМ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ | 2011 |
|
RU2466704C1 |
СПОСОБ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ГРУДНЫХ ДЕТЕЙ | 2015 |
|
RU2609985C1 |
Способ снижения повышенного мышечного тонуса при последствиях перинатального поражения ЦНС | 2016 |
|
RU2615869C1 |
Изобретение относится к медицине, а именно к реабилитологии, и может быть использовано при проведении восстановительного лечения младенцев с патологией ЦНС. Для этого осуществляют поэтапное выполнение комплекса упражнений, состоящих из пяти этапов, проводимых по 3-5 занятий в день продолжительностью по 15-20 минут во время бодрствования младенца. На первом этапе младенцу, лежащему на пеленальном столике в положении на спине, выполняют «прижатие» ног к животу с одновременным сгибанием их в тазобедренных, коленных и голеностопных суставах, удержанием в положении сгибания 1-3 секунды, затем ноги разгибают, упражнение повторяют 6-8 раз. На втором этапе младенцу, лежащему на пеленальном столике в положении на спине, проводят стимуляцию верхних, средних и нижних брюшных рефлексов билатерально, осуществляя штриховые движения подушечками концевых фаланг первых и вторых пальцев в области верхнего, среднего и нижнего этажей передней брюшной стенки, силу и число повторов воздействия варьируют для получения рефлекторного ответа с каждой зоны воздействия, упражнение повторяют 6-8 раз. На третьем этапе младенцу, лежащему на пеленальном столике в положении на спине, проводят рефлекторные упражнения на стопах: штрихование ногтевыми пластинками первых пальцев по наружной поверхности стопы от пятки до основания пальцев и далее вдоль основания пальцев от мизинца к большому пальцу до получения рефлекторного ответа - тыльного сгибания в голеностопном суставе. Затем штрихуют тыл стопы ногтевыми пластинками вторых-четвертых пальцев в направлении от голеностопного сустава к пальцам. Далее штрихуют наружную поверхность голени и стопы в направлении от коленного сустава до голеностопного, затем, достигая основания пятого пальца, до получения рефлекторного ответа - тыльного сгибания стоп. Завершают рефлекторные упражнения на стопах стимуляцией рефлекса Оппенгейма. На четвертом этапе младенца укладывают на ортопедический мяч и прокатывают вперед и в стороны на мяче в четырех положениях: лежа на животе, на правом и левом боку, на спине. Одновременно прокатывают младенца, лежащего животом, правым и левым боком на мяче и проводят точечные надавливания в области паравертебральных зон, затем штрихование области крестца и ягодичных мышц. Затем выполняют прокатывания младенца на мяче в положении лежа на спине, контролируя положение головы, стимулируя ее сгибание вперед при подъеме плечевого пояса; в каждом положении упражнение повторяют 6-8 раз. На пятом этапе завершают процедуру поверхностным поглаживанием всего тела с захватом плечевого пояса, верхних конечностей, туловища и нижних конечностей. Способ обеспечивает эффективную реабилитацию младенцев с данной патологией за счет непосредственного воздействия на брюшные рефлексы, повышая тонус мышц передней брюшной стенки, рефлекторного воздействия на диафрагму и мышцы, контролирующие верхнюю апертуру грудной клетки, снимая их спазм, нормализуя внутригрудное и внутрибрюшное давление, восстанавливая тонус и моторику желудочно-кишечного тракта, стимулируя формирование рефлекторной активности младенца. 2 пр.
Способ восстановительного лечения младенцев с патологией ЦНС, включающий поэтапное выполнение комплекса упражнений, отличающийся тем, что комплекс упражнений состоит из пяти этапов, проводимых по 3-5 занятий в день продолжительностью по 15-20 минут во время бодрствования младенца: на первом этапе младенцу, лежащему на пеленальном столике в положении на спине, выполняют «прижатие» ног к животу с одновременным сгибанием их в тазобедренных, коленных и голеностопных суставах, удержанием в положении сгибания 1-3 секунды, затем ноги разгибают, упражнение повторяют 6-8 раз; на втором этапе младенцу, лежащему на пеленальном столике в положении на спине, проводят стимуляцию верхних, средних и нижних брюшных рефлексов билатерально, осуществляя штриховые движения подушечками концевых фаланг первых и вторых пальцев в области верхнего, среднего и нижнего этажей передней брюшной стенки, силу и число повторов воздействия варьируют для получения рефлекторного ответа с каждой зоны воздействия, упражнение повторяют 6-8 раз; на третьем этапе младенцу, лежащему на пеленальном столике в положении на спине, проводят рефлекторные упражнения на стопах: штрихование ногтевыми пластинками первых пальцев по наружной поверхности стопы от пятки до основания пальцев и далее вдоль основания пальцев от мизинца к большому пальцу до получения рефлекторного ответа - тыльного сгибания в голеностопном суставе; затем штрихуют тыл стопы ногтевыми пластинками вторых-четвертых пальцев в направлении от голеностопного сустава к пальцам; далее штрихуют наружную поверхность голени и стопы в направлении от коленного сустава до голеностопного, далее, достигая основания пятого пальца, до получения рефлекторного ответа - тыльного сгибания стоп; завершают рефлекторные упражнения на стопах стимуляцией рефлекса Оппенгейма: выполняют щипковые движения передней поверхности голени от коленного сустава к голеностопному; на четвертом этапе младенца укладывают на ортопедический мяч и прокатывают вперед и в стороны на мяче в четырех положениях: лежа на животе, на правом и левом боку, на спине; при этом одновременно с прокатыванием младенца, лежащего животом, правым и левым боком на мяче проводят точечные надавливания в области паравертебральных зон, затем штрихование области крестца и ягодичных мышц; далее выполняют прокатывания младенца на мяче в положении лежа на спине, контролируя положение головы, стимулируя ее сгибание вперед при подъеме плечевого пояса; в каждом положении упражнение повторяют 6-8 раз; на пятом этапе завершают процедуру поверхностным поглаживанием всего тела с захватом плечевого пояса, верхних конечностей, туловища и нижних конечностей.
СПОСОБ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ГИПОКСИЧЕСКИ-ИШЕМИЧЕСКИМИ И ТРАВМАТИЧЕСКИМИ ПОРАЖЕНИЯМИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ | 2010 |
|
RU2433811C1 |
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ РЕФЛЕКТОРНОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДЕНЦА, ПОЛУЧИВШЕГО ШЕЙНУЮ РОДОВУЮ ТРАВМУ | 2007 |
|
RU2343894C1 |
СПОСОБ ГИДРОКИНЕЗИТЕРАПИИ НЕДОНОШЕННЫХ МЛАДЕНЦЕВ И МЛАДЕНЦЕВ С ПЕРИНАТАЛЬНОЙ ПАТОЛОГИЕЙ ЦНС | 2006 |
|
RU2311164C1 |
СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ МЛАДЕНЦА | 2005 |
|
RU2309720C2 |
КОНОВАЛОВА Н.Г | |||
и др | |||
Использование гидрокинезитерапии для развития двигательной активности и физиологических рефлексов у младенцев с родовыми повреждениями шейного отдела позвоночника // Мать и дитя в Кузбассе, 2007, 3(30), с.42-43 | |||
ЗАГОРОДНИКОВА О.А | |||
и др | |||
Использование гидрокинезиотерапии для развития двигательной активности и физиологических рефлексов у младенцев с родовыми повреждениями шейного отдела позвоночника | |||
Мать и дитя в Кузбассе | |||
Переносная печь для варки пищи и отопления в окопах, походных помещениях и т.п. | 1921 |
|
SU3A1 |
Авторы
Даты
2019-04-15—Публикация
2018-01-10—Подача