Изобретение относится к медицине, а именно к способам абилитации и реабилитации при неврологических нарушениях, и может быть использовано для реабилитации детей с последствиями перинатального поражения ЦНС (ПП ЦНС), имеющих повышенный тонус по спастическому типу.
Дети с перинатальным поражением ЦНС с трудом овладевают элементарными двигательными навыками, такими как опора на прямые руки, поворот на живот, захват предметов, вертикализация. Важное место в восстановительном периоде занимает лечебная гимнастика, комплексы, которые нормализуют тонус мышц, улучшают обменные процессы, кровообращение, способствуют психомоторному развитию ребенка.
Известен способ нормализации мышечного тонуса и воспитания нормализованных двигательных навыков у больных ДЦП по методике Б. Бобат и К. Бобат, описанной в книге (М. Вейсс, А. Зембатый. Физиотерапия. М.: Медицина, 1986, с. 114-131), согласно которому используют мяч большого диаметра и манипулируя телом ребенка, переводят его из исходных положений на спине и животе в положения на четвереньках, сидя, с опорой на руки, тренируя при этом опору на руки, на ноги, повороты тела ребенка. Недостатком способа является отсутствие комплексного воздействия на миофасциальные структуры.
Известен способ нормализации мышечного тонуса у детей со спастическими формами церебрального паралича, согласно которому проводят упражнения на растяжение мышц и суставно-связочного аппарата рук, ног, позвоночника, с помощью методистов, для чего расслабляют ребенка на не полностью накачанном мяче диаметром 120 см, вначале ребенка укладывают на мяч лицом вниз, фиксируя его плечи на поверхности мяча, руки - симметрично вдоль туловища, другой методист фиксирует нижние конечности на поверхности мяча и разводит их и выполняя медленные покачивания вперед-назад и по кругу, при этом голову ребенка, через несколько покачиваний поворачивают то в одну, то в другую сторону, затем выполняют упражнения на растяжение конечностей и туловища ребенка симметрично, с одинаковым усилием, в одной горизонтальной плоскости, последовательно, начиная с верхних конечностей и плечевого пояса, в течение 3-5 секунд, с усилием 3-5 кг у детей младшего школьного возраста или 6-8 кг - старшего, с последующим выполнением растяжений нижних конечностей и в исходном положении на спине (Патент РФ №2289381).
Известен способ восстановления мышечного тонуса у детей со спастическими формами церебрального паралича, заключающийся в том, что в процессе всего занятия ребенок находится в позах, подавляющих патологические рефлексы. В течение одного занятия он проходит всю последовательность моторного онтогенеза, на фоне постоянной стимуляции вестибуло-тонических реакций за счет придания ребенку изначально «нестабильных», «неудобных» для него поз. При помощи упражнений стимулируется группировка, подъем головы и шеи, опора на руки, скручивание в позвоночнике. Выраженное воздействие на рецепторный аппарат двигательных структур, мышц, суставно-связочного аппарата рук, ног, позвоночника осуществляют за счет специальных поз, которые представляют собой базовые элементы индийской йоги, переработанные и адаптированные в соответствии с анатомо-физиологическими особенностями детского организма и имеющейся неврологической и нейроортопедической патологией (Патент РФ №2482827).
Этот способ выбран нами в качестве прототипа.
Задача, решаемая данным изобретением, заключается в создании простого способа нормализации мышечного тонуса у детей раннего возраста с последствиями перинатального поражения ЦНС за счет воздействия на ребенка такими гимнастическими упражнениями, которые способствуют ускоренному развитию статических мышечных напряжений и правильному формированию двигательных навыков.
Технический результат изобретения состоит в упрощении способа воздействия на мышцы тела ребенка до такой степени, чтобы способом могли воспользоваться как в домашних, так и в больничных условиях, а также в получении устойчивого реабилитационного эффекта за счет восстановления подвижности суставов.
Способ включает формирование двигательных навыков путем лечебной физкультуры.
Поставленная задача решается тем, что методист-реабилитолог проводит с ребенком комплекс упражнений в физиологичных позах с одновременным приданием туловищу и конечностям положений, используемых при работе со здоровыми детьми, для коррекции патологического двигательного стереотипа в онтогенетической последовательности, на фоне гашения патологической тонической активности с одновременной стимуляцией установочных рефлексов.
Опытным путем авторы определили, что в зависимости от вида упражнения, с ребенком необходимо выполнять от 5 до 10 движений. Было также замечено, что статические упражнения должны выполняться в течение не более 15-20 секунд. Тогда ребенок не утомляется, и интерес к занятию у него не исчезает. Проведение гимнастических упражнений в форме индивидуальных занятий ежедневно, с продолжительностью занятия 10-15 минут, именно утром и днем, является наиболее оптимальным. Ребенок не утомлен, соответственно, все воздействия на ребенка наиболее эффективны.
Способ осуществляют следующим образом.
Методист-реабилитолог проводит с ребенком с последствиями перинатального поражения ЦНС комплекс из 9 упражнений.
1 упражнение: исходное положение (и.п.) ребенок сидит, поджав под себя скрещенные ноги, стопы находятся точно под лодыжками противоположных ног, методист поднимает руки ребенка вверх и выпрямляет их во всех суставах, плечи ребенка при этом должны быть разведены, позвоночник в осевом вытяжении, поза фиксируется 1 минуту;
2 упражнение: и.п. - ребенок сидит, поджав под себя скрещенные ноги, стопы находятся точно под лодыжками противоположных ног, методист фиксирует таз ребенка на седалищных буграх, затем выпрямляет одну ногу ребенка и тянет стопу в направлении голени, вторая нога ребенка остается поджатой в прежнем положении, поза фиксируется 1 минуту;
3 упражнение: и.п. - ребенок сидит, поджав под себя скрещенные ноги, методист фиксирует таз ребенка на седалищных буграх, и кладет свою руку на грудную клетку ребенка, другую руку кладет на поясницу ребенка, поворачивает туловище ребенка поочередно вправо и влево, при этом ось позвоночника не должна смещаться по отношению к тазу, поза фиксируется 1 минуту;
4 упражнение: и.п. - с помощью методиста ребенок сидит на пятках на седалищных буграх, с опорой на прямые руки, колени разведены, методист поднимает руки ребенка и укладывает его туловище между коленей с вытяжением позвоночника, при этом пальцы рук разведены, поза фиксируется на 1 минуту;
5 упражнение: и.п. - с помощью методиста ребенок сидит на пятках, на седалищных буграх, с опорой на прямые руки, колени разведены, поворачивая туловище ребенка своими руками, методист укладывает его на бок, скручивая позвоночник ребенка, при этом ось позвоночника не должна смещаться относительно таза, поза фиксируется 1 минуту;
6 упражнение: и.п. - с помощью методиста ребенок сидит на пятках, на седалищных буграх, с опорой на прямые руки, колени разведены, при этом стопы должны находится строго под тазом, в этом положении вес ребенка оказывает давление на стопы, поза фиксируется 1 минуту;
7 упражнение: и.п. - с помощью методиста ребенок сидит на пятках, на седалищных буграх, с опорой на прямые руки, методист выпрямляет одну ногу ребенка так, чтобы стопа опиралась на пальцы, при этом другая нога остается согнутой с отведенным наружу коленом, поза фиксируется 1 минуту;
8 упражнение: и.п. - с помощью методиста ребенок сидит на пятках, на седалищных буграх, с опорой на прямые руки, методист выпрямляет одну ногу ребенка так, чтобы стопа опиралась на пальцы, при этом другая нога остается согнутой с отведенным наружу коленом, руку, противоположную выпрямленной ноге, ребенок вытягивает перед собой, пальцы разведены, поза фиксируется 1 минуту;
9 упражнение: и.п. - с помощью методиста ребенок сидит на пятках, на седалищных буграх, с опорой на прямые руки, методист подтягивает колено ребенка к животу и выводит его стопу в положение опоры, вторую ногу ребенка методист выпрямляет в коленном суставе, при этом стопа должна опираться на пальцы, таз ребенка должен оставаться перпендикулярно позвоночнику, поза фиксируется 1 минуту.
Клинический пример осуществления способа.
Ребенок Н., 1 год и 5 месяцев. Диагноз: ПП ЦНС. Ребенку было проведено 3 курса комплекса упражнений реабилитации согласно предлагаемому способу. В форме индивидуальных занятий ежедневно за сеанс методист проделывал с ребенком 9 упражнений, с продолжительностью занятия 10-15 минут.1 упражнение: исходное положение (и.п.) ребенок сидит, поджав под себя скрещенные ноги, стопы находятся точно под лодыжками противоположных ног, методист поднимает руки ребенка вверх и выпрямляет их во всех суставах, плечи ребенка при этом должны быть разведены, позвоночник в осевом вытяжении, поза фиксируется 1 минуту; 2 упражнение: и.п.- ребенок сидит, поджав под себя скрещенные ноги, стопы находятся точно под лодыжками противоположных ног, методист фиксирует таз ребенка на седалищных буграх, затем выпрямляет одну ногу ребенка и тянет стопу в направлении голени, вторая нога ребенка остается поджатой в прежнем положении, поза фиксируется 1 минуту; 3 упражнение: и.п. - ребенок сидит, поджав под себя скрещенные ноги, методист фиксирует таз ребенка на седалищных буграх, и кладет свою руку на грудную клетку ребенка, другую руку кладет на поясницу ребенка, поворачивает туловище ребенка поочередно вправо и влево, при этом ось позвоночника не должна смещаться по отношению к тазу, поза фиксируется 1 минуту; 4 упражнение: и.п. -с помощью методиста ребенок сидит на пятках на седалищных буграх, с опорой на прямые руки, колени разведены, методист поднимает руки ребенка и укладывает его туловище между коленей с вытяжением позвоночника, при этом кисти пальцы рук разведены, поза фиксируется на 1 минуту; 5 упражнение: и.п.- с помощью методиста ребенок сидит на пятках, на седалищных буграх, с опорой на прямые руки, колени разведены, поворачивая туловище ребенка своими руками, методист укладывает его на бок, скручивая позвоночник ребенка, при этом ось позвоночника не должна смещаться относительно таза, поза фиксируется 1 минуту; 6 упражнение: и.п.- с помощью методиста ребенок сидит на пятках, на седалищных буграх, с опорой на прямые руки, колени разведены, при этом стопы должны находится строго под тазом, в этом положении вес ребенка оказывает давление на стопы, поза фиксируется 1 минуту; 7 упражнение: и.п. - с помощью методиста ребенок сидит на пятках, на седалищных буграх, с опорой на прямые руки, методист выпрямляет одну ногу ребенка так, чтобы стопа опиралась на пальцы, при этом другая нога остается согнутой с отведенным наружу коленом, поза фиксируется 1 минуту; 8 упражнение: и.п. -с помощью методиста ребенок сидит на пятках, на седалищных буграх, с опорой на прямые руки, методист выпрямляет одну ногу ребенка так, чтобы стопа опиралась на пальцы, при этом другая нога остается согнутой с отведенным наружу коленом, руку, противоположную выпрямленной ноге, ребенок вытягивает перед собой, пальцы разведены, поза фиксируется 1 минуту; 9 упражнение: и.п. - с помощью методиста ребенок сидит на пятках, на седалищных буграх, с опорой на прямые руки, методист подтягивает колено ребенка к животу и выводит его стопу в положение опоры, вторую ногу ребенка методист выпрямляет в коленном суставе, при этом стопа должна опираться на пальцы, таз ребенка должен оставаться перпендикулярно позвоночнику, поза фиксируется 1 минуту.
В результате лечения у ребенка значительно снизился мышечный тонус, увеличилась амплитуда активных движений, появились самостоятельные повороты на живот, передвижение по-пластунски.
Способ позволяет сформировать двигательные навыки, максимально вовлекая в работу длинные мышечные цепи и аутохтонную мускулатуру, восстановить подвижность в крупных суставах, играющих важную роль в формировании физиологичного патерна шага, активирует процессы «мышечной памяти», сохранить длину мышц, препятствуя формированию контрактур.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ лечения миофасциального синдрома у детей при патологии опорно-двигательной системы | 2020 |
|
RU2740854C1 |
Способ нормализации мышечного тонуса у детей раннего возраста с последствиями перинатального поражения ЦНС | 2021 |
|
RU2774832C1 |
Способ активной вертикализации у детей с иммобилизационным синдромом в отделении реанимации | 2020 |
|
RU2726467C1 |
Способ снижения повышенного мышечного тонуса при последствиях перинатального поражения ЦНС | 2016 |
|
RU2615869C1 |
Способ восстановления объема движений в голеностопном суставе у детей с мышечной дистрофией Дюшенна | 2018 |
|
RU2698444C1 |
Способ стимуляции двигательных навыков у детей с несовершенным остеогенезом на первом году жизни | 2020 |
|
RU2726464C1 |
Способ стимуляции двигательных навыков у детей со сниженным мышечным тонусом | 2020 |
|
RU2728423C1 |
Способ восстановления объема движений в голеностопном суставе у детей с мышечной дистрофией Дюшенна | 2021 |
|
RU2774037C1 |
Способ снижения болевого синдрома при сколиозе у детей с несовершенным остеогенезом | 2020 |
|
RU2726466C1 |
Способ коррекции свода стопы при плоскостопии | 2018 |
|
RU2696059C1 |
Изобретение относится к медицине, а именно к педиатрии, и может быть использовано при реабилитации детей с последствиями перинатального поражения ЦНС. Для этого методист-реабилитолог проводит с ребенком комплекс упражнений. 1 упражнение: исходное положение (и.п.) ребенок сидит, поджав под себя скрещенные ноги, методист поднимает руки ребенка вверх и выпрямляет их во всех суставах, плечи ребенка при этом должны быть разведены, позвоночник в осевом вытяжении, поза фиксируется 1 минуту. 2 упражнение: и.п. - как в упражнении 1, методист фиксирует таз ребенка на седалищных буграх, затем выпрямляет одну ногу ребенка и тянет стопу в направлении голени, вторая нога ребенка остается поджатой в прежнем положении, поза фиксируется 1 минуту. 3 упражнение: и.п. - как в упражнении 1, методист фиксирует таз ребенка на седалищных буграх, и кладет свою руку на грудную клетку ребенка, другую - на поясницу, поворачивает туловище ребенка поочередно вправо и влево, при этом ось позвоночника не должна смещаться по отношению к тазу, поза фиксируется 1 минуту. 4 упражнение: и.п. - с помощью методиста ребенок сидит на пятках на седалищных буграх, с опорой на прямые руки, колени разведены, методист поднимает руки ребенка и укладывает его туловище между коленей с вытяжением позвоночника, при этом пальцы рук разведены, поза фиксируется 1 минуту. 5 упражнение: и.п. - как в упражнении 4, поворачивая туловище ребенка своими руками, методист укладывает его на бок, скручивая позвоночник ребенка, при этом ось позвоночника не должна смещаться относительно таза, поза фиксируется 1 мин; 6 упражнение: и.п. - как в упр. 4, при этом стопы должны находиться строго под тазом, в этом положении вес ребенка оказывает давление на стопы, поза фиксируется 1 минуту. 7 упражнение: и.п. - как в упражнении 4, методист выпрямляет одну ногу ребенка так, чтобы стопа опиралась на пальцы, при этом другая нога остается согнутой с отведенным наружу коленом, поза фиксируется 1 минуту. 8 упражнение: и.п. - как в упражнении 4, методист выпрямляет одну ногу ребенка так, чтобы стопа опиралась на пальцы, при этом другая нога остается согнутой с отведенным наружу коленом, руку, противоположную выпрямленной ноге, ребенок вытягивает перед собой, пальцы разведены, поза фиксируется 1 минуту. 9 упражнение: и.п. - как в упражнении 4, методист подтягивает колено ребенка к животу и выводит его стопу в положение опоры, вторую ногу ребенка методист выпрямляет в коленном суставе. Способ позволяет сформировать двигательные навыки, восстановить подвижность в крупных суставах, активировать процессы «мышечной памяти», сохранить длину мышц, препятствуя формированию контрактур. 1 пр.
Способ нормализации мышечного тонуса у детей раннего возраста с последствиями перинатального поражения ЦНС, включающий комплекс лечебной гимнастики с воздействием на рецепторный аппарат двигательных структур: мышц, суставно-связочного аппарата рук, ног, позвоночника, отличающийся тем, что с помощью методиста-реабилитолога ежедневно, утром и днем, с ребенком проводят комплекс лечебной гимнастики из 9 упражнений продолжительностью 10-15 минут: 1 упражнение: исходное положение (и.п.) ребенок сидит, поджав под себя скрещенные ноги, методист поднимает руки ребенка вверх и выпрямляет их во всех суставах, плечи ребенка при этом должны быть разведены, позвоночник в осевом вытяжении, поза фиксируется 1 минуту; 2 упражнение: и.п. - ребенок сидит, поджав под себя скрещенные ноги, методист фиксирует таз ребенка на седалищных буграх, затем выпрямляет одну ногу ребенка и тянет стопу в направлении голени, вторая нога ребенка остается поджатой в прежнем положении, поза фиксируется 1 минуту; 3 упражнение: и.п. - ребенок сидит, поджав под себя скрещенные ноги, методист фиксирует таз ребенка на седалищных буграх, и кладет свою руку на грудную клетку ребенка, другую руку кладет на поясницу ребенка, поворачивает туловище ребенка поочередно вправо и влево, при этом ось позвоночника не должна смещаться по отношению к тазу, каждую позу фиксируют по 1 минуте; 4 упражнение: и.п. - с помощью методиста ребенок сидит на пятках, на седалищных буграх, с опорой на прямые руки, колени разведены, методист поднимает руки ребенка и укладывает его туловище между коленей с вытяжением позвоночника, при этом пальцы рук разведены, поза фиксируется 1 минуту; 5 упражнение: и.п. - с помощью методиста ребенок сидит на пятках, на седалищных буграх, с опорой на прямые руки, колени разведены, поворачивая туловище ребенка своими руками, методист укладывает его на бок, скручивая позвоночник ребенка, при этом ось позвоночника не должна смещаться относительно таза, поза фиксируется 1 минуту; 6 упражнение: и.п. - с помощью методиста ребенок сидит на пятках, на седалищных буграх, с опорой на прямые руки, колени разведены, при этом стопы должны находиться строго под тазом, в этом положении вес ребенка оказывает давление на стопы, поза фиксируется 1 минуту; 7 упражнение: и.п. - с помощью методиста ребенок сидит на пятках, на седалищных буграх, с опорой на прямые руки, методист выпрямляет одну ногу ребенка так, чтобы стопа опиралась на пальцы, при этом другая нога остается согнутой с отведенным наружу коленом, поза фиксируется 1 минуту; 8 упражнение: и.п. - с помощью методиста ребенок сидит на пятках, на седалищных буграх, с опорой на прямые руки, методист выпрямляет одну ногу ребенка так, чтобы стопа опиралась на пальцы, при этом другая нога остается согнутой с отведенным наружу коленом, руку, противоположную выпрямленной ноге, ребенок вытягивает перед собой, пальцы разведены, поза фиксируется 1 минуту; 9 упражнение: и.п. - с помощью методиста ребенок сидит на пятках, на седалищных буграх, с опорой на прямые руки, методист подтягивает колено ребенка к животу и выводит его стопу в положение опоры, вторую ногу ребенка методист выпрямляет в коленном суставе, при этом стопа должна опираться на пальцы, таз ребенка должен оставаться перпендикулярно позвоночнику, поза фиксируется 1 минуту.
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ МЫШЕЧНОГО ТОНУСА У ДЕТЕЙ СО СПАСТИЧЕСКИМИ ФОРМАМИ ЦЕРЕБРАЛЬНОГО ПАРАЛИЧА | 2011 |
|
RU2482827C2 |
СПОСОБ НОРМАЛИЗАЦИИ МЫШЕЧНОГО ТОНУСА У ДЕТЕЙ СО СПАСТИЧЕСКИМИ ФОРМАМИ ЦЕРЕБРАЛЬНОГО ПАРАЛИЧА | 2005 |
|
RU2289381C1 |
Способ снижения повышенного мышечного тонуса при последствиях перинатального поражения ЦНС | 2016 |
|
RU2615869C1 |
СПОСОБ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ПОСЛЕДСТВИЕМ ПЕРИНАТАЛЬНОГО ПОРАЖЕНИЯ ЦНС | 2013 |
|
RU2523673C1 |
Способ повышения активности мела, каолина и т.п. минеральных наполнителей резиновых смесей | 1945 |
|
SU66711A1 |
US 20080163431 A1, 10.07.2008 | |||
Физическая реабилитация в восстановительном лечении детей грудного возраста с перинатальными повреждениями ЦНС, учен | |||
записки ун-та им | |||
П.Ф.Лесгафта, 12.01.2009, НОМЕР 12, с.21-25 | |||
ИСАНОВА В.А и др | |||
Опыт использования нейродинамических методов реабилитации в восстановлении двигательных функций// Неврол | |||
вестник | |||
Ж | |||
им | |||
В.М | |||
Бехтерева | |||
Станок для изготовления деревянных ниточных катушек из цилиндрических, снабженных осевым отверстием, заготовок | 1923 |
|
SU2008A1 |
Т | |||
XL, номер 3, с | |||
Транспортер для перевозки товарных вагонов по трамвайным путям | 1919 |
|
SU105A1 |
SCHLOUGH К, et al | |||
The effects of aerobic exercise on endurance, strength, function and self-perception in adolescents with spastic cerebral palsy: a report of three case studies.: Pediatr Phys Ther | |||
Способ обработки целлюлозных материалов, с целью тонкого измельчения или переведения в коллоидальный раствор | 1923 |
|
SU2005A1 |
Авторы
Даты
2019-08-23—Публикация
2018-11-19—Подача