Изобретение относится к уплотнительной технике и может быть использовано как в автомобильном моторостроении, так и в поршневых двигателях любых транспортных средств.
Известно составное поршневое кольцо, состоящее из двух одинаковых колец, каждое из которых выполнено с выступом, расположенным напротив замка кольца и контактирующих между собою по торцевым поверхностям с перекрытием замка одного кольца выступом другого [А.С. СССР №1161753, МПК F16J 9/00, опубликованное 15.06.1985 г.].
К недостаткам известного поршневого кольца в условиях больших скоростей, высоких температур и удельных контактных давлений относится низкая эксплуатационная надежность.
Наиболее близким к предлагаемому изобретению по технической сущности является графитовое двухъярусное составное поршневое кольцо, состоящее из набора четырех круговых сегментов, выполненных из твердого антифрикционного материала, уложенных в поршневой канавке, прижимаемых к зеркалу цилиндра пружинным расширителем и смыкающихся между собою замковыми торцевыми плоскостями разъема [Статья в Интернете Некрасова В.Г. Уплотнение поршня в цилиндре на основе твердого антифрикционного материала http://www.volnovoidvigatel.ru/kushul-vankel/index-112.htm].
К недостаткам составного поршневого кольца относится ухудшение герметичности и надежности уплотнения во время эксплуатации при износе рабочих поверхностей круговых сегментов, а двухъярусное их расположение не позволяет использовать в поршнях современных серийно изготавливаемых двигателей.
Задачей, на решение которой направлено изобретение, является повышение герметичности и повышение надежности уплотнения во время эксплуатации составного поршневого кольца и износе рабочих поверхностей.
Поставленная задача решается тем, что в составном поршневом кольце, состоящем из набора круговых сегментов, выполненных из твердых антифрикционных материалов и уложенных в поршневой канавке, прижимаемых к зеркалу цилиндра пружинным расширителем и смыкающихся между собою замковыми торцевыми плоскостями разъемов, согласно изобретению круговые сегменты симметрично и противоположно друг к другу расположены парами относительно координатных осей симметрии поршня, уложены в один ярус, замковые торцевые плоскости разъемов у одной из пар круговых сегментов выполнены под углом 10-25° к вертикальной оси симметрии поршня, у другой пары круговых сегментов замковые торцевые плоскости разъемов выполнены под углом 60-80° к горизонтальной оси симметрии поршня, а пружинный расширитель выполнен в виде плоской ленты, свернутой в спираль, уложенной между круговыми сегментами и внутренней цилиндрической поверхностью поршневой канавки поршня. При этом спираль пружинного расширителя может быть выполнена одновитковой либо двухвитковой.
На фиг.1 изображен поперечный разрез цилиндра с поршнем и составным поршневым кольцом; на фиг.2 - продольный разрез цилиндра с поршнем и составным поршневым кольцом; на фиг.3 - вид сверху кругового сегмента; на фиг.4 - то же второго кругового сегмента; на фиг.5 - вид сверху двухвиткового пружинного расширителя.
Составное поршневое кольцо для цилиндра 1 с поршнем 2 состоит из набора круговых сегментов 3 и 4, выполненных из твердых антифрикционных материалов и уложенных в поршневой канавке в один ярус. Круговые сегменты 3 и 4 симметрично и противоположно друг к другу расположены парами относительно координатных осей симметрии поршня 2. Замковые торцевые плоскости 5 разъемов у круговых сегментов 3 выполнены под углом 60-80° к горизонтальной оси симметрии поршня 2 (см. фиг.1, 4), а у круговых сегментов 4 под углом 10-25° к вертикальной оси симметрии поршня 2 (см. фиг.1, 3). Круговые сегменты 3 и 4 плотно прижимаются к зеркалу цилиндра 1 и друг к другу пружинным расширителем 6, который может быть выполнен из плоской ленты (см. фиг.1), свернутой в виде одновитковой спирали и уложенной между круговыми сегментами 3, 4 и внутренней цилиндрической поверхностью поршневой канавки поршня 2, или двухвитковой спирали (см. фиг.5). Оптимальный угол расположения замковых торцевых плоскостей 5 разъемов к оси симметрии у круговых сегментов 3 составляет 70°, а у круговых сегментов 4 составляет 20°. Отклонение данного параметра от этого оптимального положения у круговых сегментов 3 и 4 ведет к ухудшению прочностных и рабочих характеристик составного поршневого кольца. Круговые сегменты 3 и 4 составного поршневого кольца могут быть изготовлены из стали и ее сплавов, чугуна с перлитной структурой, алюминиевых и медных сплавов, а также из порошковых спеченных сплавов. Круговые сегменты 3 и 4, изготовленные из стали, чугуна, алюминиевых и медных сплавов, могут быть выполнены с покрытиями из различного рода антифрикционного материала. Составные поршневые кольца с круговыми сегментами, изготавливаемыми из перечисленных материалов, могут быть использованы для уплотнения цилиндров с традиционными поршнями серийно изготавливаемых ДВС.
Составное поршневое кольцо работает следующим образом.
Во время работы круговые сегменты 4 составного поршневого кольца своими наклонными замковыми торцевыми плоскостями 5 разъемов, под действием пружинного расширителя 6 прижимаются к замковым торцевым плоскостям 5 разъемов круговых сегментов 3, перемещая их в радиальном направлении до соприкосновения с зеркалом цилиндра 1. При этом происходит уплотнение между цилиндрической поверхностью зеркала цилиндра 1 и рабочими поверхностями круговых сегментов 3, 4, а также между их наклонными замковыми торцевыми плоскостями 5 разъемов. Износ рабочих поверхностей круговых сегментов 3 и 4 при трении о зеркало цилиндра 1, а также изменение размеров сопрягаемых деталей из-за температурных деформаций во время эксплуатации, не нарушает контакт замковых торцевых плоскостей 5. Увеличение диаметра цилиндра 1 при износе ведет к увеличению размера радиуса приработанных круговых сегментов 3 и 4 составного поршневого кольца. При этом круговые сегменты 3 и 4 смещаются друг относительно друга в радиальном направлении по наклонным замковым торцевым плоскостям 5 разъемов, сохраняя между собою постоянный контакт.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СОСТАВНОЕ ПОРШНЕВОЕ КОЛЬЦО ДЛЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ ИЛИ КОМПРЕССОРА | 2014 |
|
RU2560637C1 |
Составное маслосъемное поршневое кольцо | 1986 |
|
SU1416781A1 |
Поршневое уплотнение для двигателя внутреннего сгорания | 1988 |
|
SU1534198A1 |
Маслосъемное поршневое кольцо для двигателя внутреннего сгорания | 1983 |
|
SU1110924A1 |
Маслосъемное устройство поршня | 1990 |
|
SU1798569A1 |
СОСТАВНОЕ ПОРШНЕВОЕ КОЛЬЦО | 2004 |
|
RU2272949C2 |
ДВОЙНОЕ ПОРШНЕВОЕ КОЛЬЦО | 1995 |
|
RU2105178C1 |
ПОРШНЕВОЕ КОЛЬЦО С ВСПОМОГАТЕЛЬНОЙ РАДИАЛЬНОЙ УПРУГОСТЬЮ | 2012 |
|
RU2516764C1 |
ЦИЛИНДРОПОРШНЕВАЯ ГРУППА | 2010 |
|
RU2450147C2 |
УПЛОТНИТЕЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО ПОРШНЯ | 2012 |
|
RU2493459C1 |
Изобретение относится к уплотнительной технике. Составное поршневое кольцо состоит из набора круговых сегментов, выполненных из твердых антифрикционных материалов уложенных в поршневой канавке, прижимаемых к зеркалу цилиндра пружинным расширителем и смыкающихся между собой замковыми торцевыми плоскостями разъемов. Круговые сегменты симметрично и противоположно друг к другу расположены парами относительно координатных осей симметрии поршня, уложены в один ярус. Замковые торцевые плоскости разъемов у одной из пар круговых сегментов выполнены под углом 10-25° к вертикальной оси симметрии поршня, у другой пары круговых сегментов замковые торцевые плоскости разъемов выполнены под углом 60-80° к горизонтальной оси симметрии поршня. Пружинный расширитель выполнен в виде плоской ленты, свернутой в спираль, уложенной между круговыми сегментами и внутренней цилиндрической поверхностью поршневой канавки поршня. Изобретение повышает надежность уплотнения. 2 з.п. ф-лы, 5 ил.
Составное поршневое кольцо | 1983 |
|
SU1161753A1 |
ПОРШНЕВОЕ КОЛЬЦО ДЛЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 2005 |
|
RU2307256C2 |
RU 2004112464 A, 20.10.2005 | |||
СОСТАВНОЕ ПОРШНЕВОЕ КОЛЬЦО | 2004 |
|
RU2272949C2 |
US 4185842 А, 29.01.1980 | |||
US 4706971 A, 17.11.1987. |
Авторы
Даты
2009-03-10—Публикация
2007-11-12—Подача